УВАЖАЕМЫЕ АВТОРЫ И ГОСТИ САЙТА "ФАБУЛА"!
РЕДАКЦИЯ РАЗДЕЛА ПРОЗЫ ПОЗДРАВЛЯЕТ ВАС С ДНЁМ РОССИЙСКОГО (СОВЕТСКОГО) КИНО!
РЕДАКЦИЯ РАЗДЕЛА ПРОЗЫ ПОЗДРАВЛЯЕТ ВАС С ДНЁМ РОССИЙСКОГО (СОВЕТСКОГО) КИНО!
Если честно - термин "советский" мне как-то ближе. Потому что именно в СССР кинопоказ приобрел такой размах, что мы (я намеренно пишу "мы" - потому что не отделяю культуру России от остальных республик) догнали и перегнали весь мир. Всем нам, независимо от местожительства, желаю мира и добра, потому что три вещи - образование, медицина и культура - должны оставаться незыблемыми ни при каких обстоятельствах.
Редактор раздела
Магдалина Гросс
Магдалина Гросс
От плёнки до цифры
Вообще, цифровое кино пришло в кинотеатры относительно недавно. В этом году исполнилось ровно 10 лет, как во всех кинотеатрах появились цифровые кинопроекторы. Кинофильмы были на 70-миллиметровой плёнке (широкоформатные), на 35-миллиметровой (обычные, широкоэкранные и кашетированные).
Плёнка 16 миллиметров и 8 миллиметров в расчёт не бралась, потому что аппаратура для неё профессиональной не считалась. Хотя... Вспомните хотя бы фильм "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен". Именно в нем показана демонстрация кино на 16-миллиметровой пленке. Ребятам, отдыхающим в пионерском лагере, этих миллиметров вполне хватило.
Но в кинотеатрах, конечно, использовалась аппаратура посерьёзнее.
Вот так приблизительно выглядела киноаппаратная кинотеатра в 70-е - 80-е годы XX века.
Кинопроекторов насчитывалось 3 или 4, в зависимости от нагрузки в день. Аппаратура, которая изображена на фото - это КПК-15. Не очень удобная, надо сказать, в особенности для женщин, которые тоже работали киномеханиками наравне с мужчинами.
Почему не удобная? Посмотрите, где находятся бобины с кинолентой. Наверху! Учитывая то, что на бобину умещалось до 15 частей, поднять такой груз было тяжело даже мужчинам. Впрочем, даже 10 частей поднять на такую высоту было не очень легко.
Что же было придумано? Правильно. Разработали аппаратуру КП30К, у которой обе бобины находились внизу.
Мне, правда, довелось увидеть ещё более "крутую" киноустановку - бобина с плёнкой находилась у неё сзади. Не особо презентабельно? Возможно, но хоть тяжесть наверх не поднимать!
Позднее появились чешские "МЕО-5Х", но они были рассчитаны на 5-6 частей фильма, и "переход" (так называлось переключение между кинопостами) приходилось делать очень часто. А это неудобно.
В начале 2000-х годов было принято решение потихонечку отказаться от плёнки. Кинопрокат ещё работал, но внедренные цифровые "BARCO" постепенно начали теснить пленку.
Что сейчас являет собой кинокопия? Если помните, незабвенный ВМ-12? Видеомагнитофон, то есть. Ну, и, сообразно, видеокассеты (с фильмами не лучшего качества) к нему тоже. Вставлялась такая кассета в ВМ-12 - и гнусавый голос переводчика начинал объяснять то, что транслировалось на плёнке. Примерно такая же коробочка сейчас и есть копия кинофильма. Только не с плёнкой, естественно. А с цифровой начинкой.
Управлять такой аппаратурой можно даже через интернет. Так что профессия киномеханика... нет, она не исчезла. Но значительно изменилась.
Раньше в киноаппаратной работали по 2 киномеханика в смену. Итого - 4 человека в день. А с новой аппаратурой справляется один человек.
Правда, киномеханику теперь надо знать ещё и IT-технологии, потому что без их знания новую киноустановку не запустишь.
Но это... это уже разговор о будущем.
Многие, конечно, скучают по тем временам, когда в кинотеатрах стояли плёночные киноустановки.
Да и сами фильмы изменились...
Экран сегодня – мир для сказок.
В кино лишь жизни муляжи.
Чем больше спецэффектов, красок,
Тем меньше, вроде как, души.
А, как стремились мы в кино,
В надежде, явится артист
Кто надоумит просто и умно,
Какой она должна быть жизнь.
Владимир Абрамов
А иногда фильмы наводят и на философские мысли.
Мне очень страшно, я не вижу день,
Слепое сердце тычется в потёмках,
Ещё страшней прозрев, увидеть тень,
Играющую роль в бездарных съёмках.
Смогу ли сделать воздуха глоток,
Смогу ли сделать шаг над этой бездной,
Смогу ли отмотать без тени срок
Или в тени остаться неизвестной?
Мне одиночества досталась роль,
Но не снесу я жизни одинокой,
Я одиноко выпью эту боль,
И доиграю роль, не верьте только.
Татьяна Верясова
А порою люди свою жизнь ассоциируют с кино.
Будто старые кадры кино,
Жизнь скользит по немому экрану,
Мелодрам не приветствую, но
Я до титров последних не встану.
Не покину я этот сеанс.
Пусть мой фильм неказист и не складен,
Словно дан фантастический шанс
Ленту жизни очистить от пятен.
Пусть талант невелик у творца,
И сценарий выходит чуть пресным –
Всё равно досмотрю до конца...
Кинофильмы люблю, если честно.
Александр Окропиридзе
А давайте шагнем назад, в начала XX века. Рассказ, который специально ко Дню кино написал Максим Новиков, однозначно, заслуживает внимания.
Солнце поднималось над городом N и обещало принести хорошую погоду. Так же, неспеша и потихоньку, поднималось настроение земского врача Ивана Филипповича Акимова. Он проснулся по обыкновению в пять часов утра и, незатейливо позавтракав, принял двух пациентов. Но по-настоящему он стал бодр и весел, когда издали завидел коляску, в которой ехал его старый друг, отставной полковник, Николай Васильевич Серов.
- О, Николай Васильевич, как я рад видеть вас в кругу семейства, - сказал Иван Филиппович, выходя на встречу гостям из врачебного кабинета, который он открыл на деньги Тамары Никитичны.
Кабинет земского врача притулился к дому, в котором и жил Иван Филиппович, в прошлом врач психиатр, а теперь и терапевт, и педиатр, а иногда и ветеринар. Человек с большим сердцем, доброй душой и веселым нравом, который он не растерял за свои пятьдесят девять лет.
А вот и друг Ивана Филипповича. Полковник приехал по первому зову, в обязательном порядке взяв с собою жену, а та в свою очередь и шага не могла ступить без преданной и крайне выносливой девки Агафьи. Повод для встречи и вправду был грандиозный: в городе впервые показывали кинокартину.
- Ну уж, не впервые, - поправил Иван Филиппович. - Премьера состоялась в мае сего года, но мы, надо сказать, одни из первых увидим это чудо прогресса.
Иван Филиппович внимательно посмотрел на семейство взглядом опытного врача, к которому примешивались оттенки дружеской привязанности, и добавил: - А где же Арсений?
- Ах, этот сорванец опять воюет, - махнула платком Тамара Никитична и вздохнула.
Одна тысяча восемьсот девяносто шестой год выдался для России богатым на события, главное из которых коронация в Успенском соборе Кремля Николая II и императрицы Александры Федоровны. И такому грандиозному событию и увеселительные мероприятия долженствовали соответствовать. Хорошо ли, плохо ли живется, а народ во все времена желает развлекаться и веселиться, потому как это хоть как-то скрашивает однообразие дней.
Испив по три кружки чаю с баранками, Иван Филиппович с гостями отправились в кинотеатр, слово доселе неслыханное.
Кинотеатр был наспех переоборудован из Народного дома, что был прообразом Домов культуры. Вокруг кинотеатра росла сирень и черёмуха, в тени которых любила отдыхать молодёжь. Вообще молодёжь тянется ко всему новому, идёт в ногу с прогрессом, ей всё дюже интересно.
Коляска с героями нашего рассказа подкатила к самому крыльцу. Иван Филиппович выскочил еще на ходу, помогая выбираться остальным пассажирам.
- А что там будет? – спросил Николай Васильевич, разглядывая кинотеатр и первых зрителей, одетых по моде тех лет.
Иван Филиппович проследил за взглядом друга и, улыбнувшись в бороду, ответил:
- Коронацию Николая, нашего царя-батюшки. Целых восемь минут будем глядеть.
- Однако… - только и ответил старый полковник.
- Да тебе всё не ладно, - включилась в разговор Тамара Никитична. – Только бы нос воротить. Фильму-то еще не видел, а уже обхаял.
Агафья смотрела на кинотеатр и крестилась. Внутрь она так и не вошла, как ни уговаривали.
Четверть часа спустя…
Николай Васильевич вышел и, щурясь от яркого солнца, заключил:
- Лица серые, мундиры серые. И самоё настроение серое… Точно этих людей нет уже, а ходят они в потустороннем мире. Словом, ерунда ваше кино, игрушка. Побалуются – и забросят.
Поехали-ка, Иван Филиппович, лучше кабинетом своим похвастаешься.