В апреле я разместил заметку об уместности или спорности причащения солдат на фронте. Не скажу, что случилась продуктивная дискуссия, но определенные небезынтересные мысли все же прозвучали. Признателен всем кто принял участие в обсуждении. Вместе с тем, конечно же, эта тема не может обсуждаться без мнения солдат находящихся на линии боевого соприкосновения. За прошедшие месяцы, мне довелось общаться с парнями приезжающими в отпуск из зоны СВО. С некоторыми мы обсудили возможность того, что в обычное время называется христианской жизнью — молитва, богослужение, исповедь и причастие. Признаюсь, услышанное не было для меня чем то новым. Во фронтовом быте, даже тех бойцов, кто имел опыт церковной жизни проявления христианства весьма условны. Некоторые носят иконки в карманах или в виде нашивок. Понятное дело, что нательные крестики почти у всех. Все это, или бессознательно или в виде оберегов. Мои вопросы про молитву натыкались на искреннюю иронию и непонимание. Никто не читает утренних и вечерних молитв, хотя это не так сложно. Никто не обращается к Богу в молитве с христианскими смыслами. В лучшем случае с просьбой удачно пережить сложную ситуацию, сохранить жизнь и здоровье.
Отдельной темой является посещение бойцов духовенством. Я спрашивал, как они относятся к тезисам отца Киприана, видео с которым я разместил в прошлой заметке. Понимания и приятия слов о том, как полезно было причаститься перед штурмом «опорника» я не услышал. Отношение к священникам на фронте сдержанное. Многие батюшки приезжают с гуманитаркой, что вызывает определенную благодарность. Большинство священников декларируют готовность выслушать, поговорить по душам или поисповедовать. Востребованность таких разговоров не высокая. Обращаются в основном те, кто психологически надломлен. Увы, но как раз таким бойцам священник помочь не в состоянии. Очень трудно утешить бойца, который чудом выжил после штурмовки и понимает, что в ближайшее время он последует за своими боевым товарищами в качестве груза 200 или 300. Большую аллергию вызывают случаи, когда священник говорит нечто патриотичное. Патриотизм перед телевизором и в окопах, это совсем разные материи. Слова из Евангелия в окопах и вовсе неуместны.
Основной вопрос, который мне хотелось бы обсудить сегодня в продолжение прошлой темы — это уже не Причастие на фронте, а принципиальная возможность оставаться христианином участвуя в боевых действиях. Война настолько жестко меняет мировосприятие человека, что попытки помнить в окопах о Христе, кажутся просто нереалистичными. Мой опыт участия в двух чеченских компаниях не предоставил примеров христианства среди военнослужащих. Сегодняшняя активность духовенства, вроде как дает надежду, что бойцы-христиане могут сохранить верность Евангелию и Христу. Но увы, в настоящий момент у меня нет опыта общения с солдатом или офицером, который бы оставался осознанным христианином на войне. Все чаяния солдата, все его неосознанные молитвы об удаче в бою, которая поможет избежать увечья, смерти и, если возможно, то эффективно поразить врага, выполняя боевую задачу.
Может ли солдатская молитва быть христианской? Для обсуждения этого вопроса я предлагаю посмотреть шестиминутный ролик, где вырезаны моменты солдатской молитвы из фильма «Спасти рядового Райана». Что можно сказать об этой молитве? Является она молитвой христианина? Буду признателен всем, кто поделится мыслями!
| Помогли сайту Реклама Праздники |