Заметка ««Живу Я»: О доказательстве бытия Божия»
Тип: Заметка
Раздел: О религии
Автор:
Читатели: 120 +2
Дата:
Предисловие:
Во дни Успенского Поста,
к Успению Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
с радостью от Феофила

«Живу Я»: О доказательстве бытия Божия

«… но жив Я, [и всегда живет имя Мое,] и славы Господней полна вся земля…»
[Числ. 14:21]
«Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне»
[Иоан.5:30-32]


Для верующего нет необходимости доказывать существование Бога, ибо Бог Сам о Себе свидетельствует, что Он существует: «Я есмь Сущий» [Исх. 3:14]. Бог, как Сущий, сопричастен всему сущему, но в отличие от него, обладает всей полнотой бытия. Он существует вне ограничений временем и пространством. Иисус Христос говорит о Себе, что Он – «от начала Сущий» [Иоан.8:25]. Существовать «от начала» [Иоан.: 8:26] значить существовать до начала, т.е. до сотворения мира. Возьмем еще одно ветхозаветное свидетельство: «Живу Я» и «Жив Я», т.е. не просто существую, но именно живу, живу от века в век или, как правильно принято говорить в молитвенном славословии Господу, – и ныне, и присно, и «вовеки веков».

Для верующего разве может быть какое-либо иное свидетельство Истины, чем Слово Божие или Его свидетельство о Самом Себе?

Если человек требует доказательства бытия Божьего, то он сам объявляет себя неверующим.

Самым лучшим, самым убедительным доказательством существования Бога является именно Священное Писание. Те, кто ищут доказательства существования Бога за пределами этого Источника, чаще всего бывают движимы сомнением, и не имеют веры. Здесь не человеческий разум имеет значение, а состояние сердца: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» [Прит.3:5]. Вспомним все, что говорит Священное Писание о сердце: «… найдешь [Его], если будешь искать Его всем сердцем своим и всею душею твоею [Втор.4:29]; «… и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» [Иер. 29:13]; «… и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом» [Иер. 24:7]; «… прилагай сердце твое ко входу в храм и ко всем выходам из святилища» [Иез. 44:5]; «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» [Пс. 118:2] [курсивы мои – Г.Х.].
Тот, кто хотя бы однажды с должным вниманием и доверием, не к разуму, а к сердцу, читал или прочитал все Священное Писание, легко приобретает веру.

Доверие всецелое к Священному Писанию независимо от того, что и как мы понимаем и способны ли понять является условием нашего обращения. Все остальное может быть приобретено потом.

В отношении того, что может быть и что не может быть понято в Священном Писании уместно будет привести слова пророка весьма похожие на притчу о непонимающих: “Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, – шатаются, но не от сикеры; ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: “прочитай ее”; и тот отвечает: “не могу, потому что она запечатана”. И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: “прочитай ее”; и тот отвечает: “я не умею читать”. И сказал Господь: “... этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня” [Ис. 29: 9-13].

Посмотрим на проблему с точки зрения логики, науки о возможностях и правильных формах человеческого мышления.

С христианской точки зрения Абсолютное (Бога), невозможно изречь, а еще более уразуметь: «Божество непостижимо для человеческой мысли и мы не можем представить Его во всей полноте» (св. Григорий Богослов) [1]. О беспомощности человеческого мышления выразить Бога в понятиях интересным является следующий силлогизм:


1. Бог есть Абсолютное.
2. Абсолютное – непреходяще, бесконечно, вечно.
______________________________________________
Следовательно, Бог – непреходящ, бесконечен, вечен.


Во-первых, Абсолютное есть нечто одно, оно едино и единственно. Поэтому, когда мы говорим о Боге, выражающее Его суждение должно быть только суждением единичности или партикулярным – частно-утвердительным или частно-отрицательным. Поэтому в приведенном выше силлогизме первая посылка должна быть определена как суждение частно-утвердительное, но и вторая посылка (поскольку она выражает нечто присущее Абсолютному) также должна рассматриваться как частно-утвердительное суждение. По правилам формальной логики из двух частных посылок никакого вывода не следует. Выражаясь точнее, это пример формы неправильного умозаключения. Оно носило бы правильный логический характер при условии, если хотя бы одна из посылок была суждением общим – утвердительным или отрицательным. Например: «Все боги суть – Абсолютное» или «Всякое Абсолютное – непреходяще, бесконечно, вечно» [2]. Однако, как в первом, так и во втором случае, простое преобразование количества привело бы к существенному изменению мировоззренческого смысла исходных утверждений, а именно, что Абсолютное есть нечто одно. В частности, утверждение «Все боги суть – Абсолютное» отрицает, что Бог – Один. Формально такое умозаключение возможно. Но тогда первая посылка с точки зрения христианских представлений – была бы заведомо ложным суждением. Из соединения ложного и истинного суждений вывод может быть только ложным. Ясно, что любая попытка «подвести» Бога (или Абсолютное) под какое-либо родовое понятие оказывается несостоятельной и делает невозможным логическое рассуждение в его правильной форме. Бесконечность Бога невыразима в понятиях, так как всякое «понятие есть вид ограничения» (св. Григорий Богослов). Таким образом, все, что мы можем сказать о Боге это то, что он есть, т.е. существует. Но мы не способны средствами понятийного мышления выразить (рационально определить) то, что Он есть.

Итак, вместо заключения:


Правду Веры я Сердцем приму,
Не взыская иных оснований,
Даже если безгодно [1] живу,
Даждь мне с Верой Молитву Твою.
Даждь мне прежде конца покаяние. [2]

[«Даждь ми, Господи, прежде конца покаяние…». Феофил, 23.02.2015]



27.08.2023
14:00-15:52
_________________
[1] Григорий Богослов. Собрание творений в 2 томах. Т.1. Репр. изд. – М., 1994. С.398.
[2] Утверждение, что «Всякое Абсолютное – непреходяще, бесконечно, вечно» противоречит самому себе, так как Абсолютное – одно, оно – едино и единственно.

Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:46 20.10.2023 (1)
«Бога не видел никто и никогда». Поэтому 
познать или знать Бога не может ни один человек.
     16:50 20.10.2023
Бог в душе, а не в здании. Там ищите.
Гость      12:27 20.10.2023 (1)
Комментарий удален
     13:03 20.10.2023
1
Уберите.
Что за каракули Вы тут скопировали...
     23:59 27.08.2023 (1)
4
..Самым лучшим, самым убедительным доказательством существования Бога является именно Священное Писание..
Вопрос, только какое Священное Писание? Вам тоже самое и мусульмане скажут. И аргументы у них будут такие же, как у вас. Конечно же, никакие книги не могут быть доказательством Бога. Доказательством Бога, может послужить лишь встреча с Этим Самым Богом. И ..Для верующего нет необходимости доказывать существование Бога.. по одной простой причине - человек, собственно и стал верующим, потому что у него эта встреча с Богом произошла.
И все бы ничего, но многие верующие вместо того, чтобы благодарить Бога и служить Богу (через служение ближнему, как и завещал Иисус) начинаю кичиться этой встречей и всех, кто этой встречи несподобился обзывать всякими нехорошими словами. Очень надеюсь, дружище, что ваши "простыни" цитат имеют более благородную цель чем обличение кого бы то ни было..
     08:25 28.08.2023
Спасибо, за отклик Алекс! Храни вас Бог. 
О встрече с Богом и «обличении» вы правы. Учить кого-либо, тем более обличать - это не для меня. 
     07:38 28.08.2023
Я представил себе такую проповедь в храме.
Бедные прихожане...

     03:30 28.08.2023
1
И для кого вы это написали и с какой целью? Верующий верит, неверующий не верит, вне зависимости от того, что вы о том полагаете. Полагаете ли вы себя выше неверующих, ссылаясь на то, что воспринимаете буквально цитаты из древнего литературного источника? Но это, во-первых, пользуясь вашими категориями, гордыня и доказательство вашей неспособности мыслить критически во-вторых ) 
     17:45 27.08.2023 (1)
1
у Вас какая-то баптиская точка зрения...
     19:02 27.08.2023
Баптистская? Кого вы имеете в виду? Может быть вообще - «протестантская точка зрения»? Пауль Тиллих, например.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама