В одной из лекций Ключевского по истории России он замечает что Московское царство создавалось в условиях постоянной вооруженной обороны: с юго-востока - Орда, а потом - татарские ханства, с запада - Литва, а затем - Речь Посполита.
В таких условиях постоянного напряжения (мобилизации) у всех русских людей, от бояр до холопов, выработался стойкий внутренний стереотип служения государству и все усилия центральной власти сводились в основном к закреплению и усилению этого стереотипа.
В странах Запада, создававшихся в основном на обломках Римской империи, унаследовали и основы Римского права. Их граждане преимущественно служили сюзерену, но обладали и собственными правами, в то время как у нас о правах мало кто помышлял и все население являлось слугами царя (государства в его лице).
Т.е институт гражданства, включающий не только обязанности, но и права каждого у нас, по сути, только начал зарождаться во второй половине XIX в,, его развитие было оборвано и искажено в 1917 г, а попытки возобновления этого процесса в 90-х годах были уже малоэффективны. Время ушло, завязь увяла и плод так и не созрел.
В отличие от Запада в массе своей мы до сих пор еще не граждане, но всего лишь - слуги государства.
Т.е. так, согласно укоренившемуся стереотипу, продолжает смотреть на нас государство и его чиновники.
Кто-то подобный взгляд разделяет, а кто-то нет. Быть может, оттого и такой разброд в обществе и частое непонимание того, что, собственно, вокруг и там, неверху происходит?
Т.е. так, согласно укоренившемуся стереотипу, продолжает смотреть на нас государство и его чиновники".
Государство и крупные чиновники любого государства так смотрят на свой народ. Как бы они не назывались: граждане, люди, народ, слуги или как-то ещё. Для крупных чиновников, в любом случае это безликая масса.
Друге дело, кто ты есть на самом деле. Нет, ни кем ты считаешь себя, а кто ты есть на самом деле.
Настоящий Человек это тот, кто ничего не должен государству и государство ему ничего не должно.