Заметка «Важное в практической поэтике - 4»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 191 +2
Дата:

Важное в практической поэтике - 4



Хочется сказать то, с чего следовало бы начать публикацию этих заметок. В лирическом стихотворении, в силу его краткости, значимо изменение не только слова, но даже одной-единственной буквы (звука). Это легко проверить на примере любого удачного четверостишия.

Вот два четверостишия со Стихи.ру недавно ушедшего от нас поэта Виктора Трунтова:

Пишу о том, чем век дышу,
О том, чего во мне в избытке.
Дарю романсы камышу,
Деревне, скрипнувшей калитке,
Берёзам, соснам и лугам,
Слагаю песни сенокосу,
Лесам, родившим птичий гам,
Да осыпающимся росам.

(Виктор Трунтов. «Я не зову в стихах своих…»)

Я менее всего имею в виду смысловое изменение текста. Допустим, поменять сочетание предлога с местоимением «о том» на «про то» ничуть не изменило бы содержания поэтического замысла. «О том» — «Про то» —какая разница? Подумаешь, две служебных частицы речи! Что так, что эдак!!!

Но чуткое ухо, разумеется, уловит, что при этом незначительном изменении звуковой стороны дела происходит исчезновение того акустического недостатка, пустоты, провала, который в нормативной поэтике носит имя «зияние»: неблагозвучного сочетания гласного звук «о» предлога с гласным звуком «у» в окончании предыдущего слова.

Мало того, появляется анафорическое созвучие «Пишу про…», «Про то…», которое укрепляет акустическое художественное единство. Итак, вот как надо было начать:

Пишу про то, чем век дышу,
Про то, чего во мне — в избытке.
Дарю романсы камышу,
Деревне, скрипнувшей калитке…,

(Виктор Трунтов. «Я не зову в стихах своих…»)

(Окончание следует)
Реклама
Обсуждение
     21:40 04.10.2023 (1)
Мне тоже на слух авторский вариант гармоничнее. 
     09:25 05.10.2023 (1)
Спасибо за высказанное мнение. Это уже третий голос за "о". Надо подумать. Может быть я и не прав.
     19:59 05.10.2023
С признанием неправоты, как чужой, так, впрочем, и собственной, спешить не стоит.
Просто, когда вместо практичности и целесообразности начинаются рассуждения о фонике, об акустике и прочая заумь, толку от этого получается, как правило, не слишком много. Вообще, теоретизировать имеет смысл только тогда, когда теория действенна.
В случае "про" и "о" всё определяется стилистикой. "О доблестях, о подвигах, о славе..." - разве можно тут представить предлог "про" вместо использованного поэтом "о"? Нет, разумеется. Почему? Потому что стиль обязывает. И - напротив - в какой-нибудь прибаутке "Раскажу я вам, ребяты, про углы и про квадраты" - конечно, уместно только стилистически сниженнное "про", а не "о".
В стихотворении всё должно быть гармонично, как заметил один из наших авторов Likin M., с чьим творчеством, думаю, Вам интересно было бы ознакомиться.
     20:56 04.10.2023 (2)
1
Ваш вариант, нмз, хуже: про то звучит грубее, что не соответствует тому настрою,
который хочет передать автор. Не всегда технически более правильный вариант
лучше.
     09:10 05.10.2023 (1)
Спасибо за внимание и высказанное мнение. В каком-то смысле Вы правы, так как "о" звучит заведомо мягче чем "про". Но гармоничнее ли? Попробуйте пройти по добавленной мной ссылке на страницу, где стихотворение приведено целиком. Моё редакторское предложение призвано улучшить не авторское "я", а восприятие его текста читателем.  
     17:06 05.10.2023 (1)
Мое мнение после прочтения не изменилось, тем более, что и
неблагозвучия здесь в сущности нет. Прочтите определение зияния из
БРЭ в моем ответе А.Красилову.
     17:33 05.10.2023
Прочёл. Ничего не имею против этого определения. И против Вашего мнения тоже. Непременно подумаю над ним на досуге.
     22:05 04.10.2023 (2)
2
Дело даже не в "грубости", а просто в элементарной литературной (мы ж все вродь как литераторы, да?) норме.
Вариант "про" считается просторечным, "о" - литературной нормой. Вот и всё.
Никто, думаю, возражать не будет, что бывают случаи, когда и просторечие уместно, но если литературная норма не противоречит художественному замыслу автора, то почему как раз и не выбрать нормальный, правильный, общелитературный вариант?
У автора заметки отсутствует и рекламируемое им "чуткое ухо". Предлагаемый вариант "про то" звучит и как "протон", и как некое неведомое "прото" (что за прото? плато, что ли?).
     09:18 05.10.2023
Спасибо за указание на литературную норму. Думаю, Вам вежливее было бы обращаться ко мне как-то иначе, чем в третьем лице, автор заметки пока не умер.   
     22:12 04.10.2023 (2)
Зато у автора чуткий глаз не зияния. )
     09:19 05.10.2023
Я тут.
     22:35 04.10.2023 (2)
Едва ли.
Зияние в смысле неблагозвучия (раз уж автор назвал свои заметки "практической поэтикой") имеет место тогда, когда происходит стечение двух одинаковых гласных. Ведь и в справочном ресурсе, на который им приведена ссылка, разобраны примеры: "она опять" [ана ап'ат'], "весною уехали" [в'иснойу уйэхал'и]. И хотя напрямую об одинаковости гласных там не говорится, понятно, что не всякое зияние неблагозвучно. Иначе стихи писать было бы чрезвычайно сложно, и этот пуризм ни к чему хорошему не привёл бы.
     16:58 05.10.2023

Едва ли



Комментарий писался "на падающем флажке", поэтому "на" перед "не" не пропечаталось.)


ЗИЯ?НИЕ, хиа­тус (лат. hiatus – зия­ние), в стихе – столкновение заключит.
гласного одного слова с начальным гласным другого слова.
Считается неблагозвучным и в большинстве поэтик избегается или устраняется
элизией.
В рус. поэзии обычно не учитывается: избегается лишь
столкновение на стыке слов двух одинаковых гласных.

М. Л. Гаспаров
Большая российская энциклопедия 2004–2017

Ссылка

К этому стоит добавить, что речь идет не о буквах, а о звуках,
поэтому надо учитывать "й" в начале йотированных гласных.
Интересно еще, а в случае тире или цезуры между гласными будет ли
неблагозвучие, как думаете?
К примеру:
Всем известно: Любэ - это группа,
где в мундире поет Расторгуев

Рассвет сиял как золото / оранжевыми красками.
и над лесною чащейу / устало вился ворон


ruspoetry      09:19
Я тут.

Я знаю, но лента комментариев предполагает ответы и другим участникам.)

Поэтому приглашаю и Вас высказаться по вопросу, заданному А.Красилову.
     09:22 05.10.2023
Спасибо за использование ссылки, не каждый из читателей настолько любознателен. А насчёт пуризма Вы зря. Сейчас в сетевой литературе его очень не хватает.
     19:52 04.10.2023 (1)
Весьма полезная заметка.
Сразу же появилось желание исправить фонетический "ляп" в недавно опубликованном стихо.
     09:25 05.10.2023
Спасибо за отзыв и поддержку!
     22:22 04.10.2023 (1)
Помню, как на одном литературном сайте мне довелось "править" стихи одного начинающего автора. В итоге он (как я сейчас понимаю, совершенно резонно) заметил: да, стихи стали другими, возможно, даже лучше, но это уже не мои стихи. 
Всё-таки главное и неотъемлемое право автора – быть автором. 
     09:23 05.10.2023
Сочувствую. Поэтому никогда не "правлю" стихи. Предлагаю мой вариант на усмотрение автора. 
Реклама