Заметка «Читая Спиридона Кислякова» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 148 +1
Дата:
Заметка «Читая Спиридона Кислякова» самая комментируемая(37) работа за сутки
29.01.2024

Читая Спиридона Кислякова

Думаю, издание книг Спиридона Кислякова это немалое приобретение для человека, размышляющего сегодня не только о церковной жизни, но и современной политической ситуации. О незаурядной личности архимандрита Спиридона много писать не буду, желающие познакомиться с ним, немного потрудятся - надо всего лишь набрать имя и фамилию в поисковике. Книги этого человека подкупают, а местами и поражают, своей откровенностью. Нечто подобное я испытывал, читая «Дневники» Александра Шмемана. Размышляя над некоторыми тезисами архимандрита Спиридона решил поделиться мыслями, рассчитывая на обратную связь. 

Вот что пишет Спиридон Кисляков о государственной и церковной власти:

«Разве не правда, что государственная власть руками тех же церковных князей давным-давно разорвала евангельскую цельность в своей общественной государственной жизни на две части: на догматическую и моральную. Последнюю епископат еще во дни Константина Великого обесценил, выбросил за борт христианской жизни, втоптал в грязь и заменил этикой государственного эгоизма! Евангельская нравственность отвергает брачный развод, отвергает войну, отвергает присягу, отвергает мамону, т.е. всякий материализм. Отвергает торговлю святыней вроде платы за церковные требы. Отвергает всякую политику, отвергает всякое насилие (Нагорная проповедь Христа) и т.д. Христианский епископат сознательно, во имя своего честолюбия, своей сатанинской гордости, грубого своего властолюбия все, против чего Христос боролся, что считал делом сатаны и всякого зла; говорю, епископат от лица самой Церкви вот уже семнадцать веков все, что в самом корне своем противно Господу и евангельскому духу, освящает именем Того же Самого Христа и отождествляет с самым содержанием христианской религии! В наше же время епископат Христовой Церкви дошел до таких крайних пределов своей абсолютной  папистской власти, что он в практической своей церковной жизни вполне затеняет собою Самого Христа! Автономность, бессоборность, личное самовластие, бесконтрольность, безответственность в церковном правлении: они точно какие-нибудь олимпийские боги! Исходя из всего этого, мне даже кажется, что сам антихрист только тогда и выступит во всей своей силе, когда христианский епископат введет его в Церковь Христову, миропомажет его как своего царя и помазанника Божия и рукоположит его в сан епископа и объявит его главою всей христианской Церкви. Думаю, что оно так и будет в действительности; ибо власть, как власть, будет ли она государственная или церковная, - по духу одна власть! И как она совершенно чужда Христу, и не только Ему чужда, но даже целиком враждебна Ему». (Я хочу пламени. Жизнь и молитва. М. 2019.)

Откуда эти мысли и эта резкость суждений? Конечно, можно все списать, на эмоциональное выгорание проповедника и личные конфликты с епископом. Но эта книга не дневниковая запись – это воспоминания пастыря, который пишет об опыте жизни – и какой жизни! Ему благоволил святой патриарх Тихон и  епископ-миссионер, священномученик Андронник Никольский. Под его духовным окормлением воспитывался священномученик  Анатолий Жураковский. Его ближайшим другом был  профессор Киевской Духовной Академии Василий Экземплярский. Сама жизнь и проповеднические подвиги Спиридона Кислякова ставят его в ряд с выдающимися русскими миссионерами. На похороны архимандрита Спиридона в советские годы вышли десятки тысяч жителей Киева. Все это подталкивает отнестись к мыслям этого глубоко верующего человека со вниманием.

Общий нерв высказываний Спиридона Кислякова – это подмена Евангелия в церкви лукавыми компромиссами, связанными с ее легализацией государством. Подумаем, какие реальные угрозы для Евангелия несет этот союз?  По-моему, государство в принципе не может удовлетвориться ситуацией, когда широкое общественное движение не имеет четкой вертикали власти. Тем более, что христианство изначально – это явление антигосударственное. Нет во Христе «ни иудея, ни эллина». Сегодня, когда дробление церкви на этнические группы, есть устоявшийся и даже легализованный церковью факт, возникает вопрос – почему это произошло и так ли невинно это явление? Совершенно точно, такие действия не могут происходить без властного начала во главе религиозной общины. Именно облеченный властью человек желает четко очерченных границ легализующих и конкретизирующих его власть. Можно ли согласиться, что это желание является радением о пастве и защитой ее от каких-то гипотетических злодеев? В теории, наверное, да, но по факту, знакомясь с церковной историей, все выглядит гораздо более приземлено. Как только община христиан становиться легальной организацией, ее глава - епископ, как правило, человек выдающихся дарований, склонен собирать и абсолютизировать властные полномочия. Это не возможно и не нужно при отсутствии общины, как формализованного государственного института. Кроме мотиваций епископа, есть и интересы светского правителя, который видит в общине реальную силу и хочет контролировать, что там происходит. В итоге, после легализации христианства, и об этом Спиридон Кисляков пишет, особенно резко, меняется основное пастырское целеполагание:

«С того времени, как сатана искушал Христа в пустыне, прошло ровно три века, и вот дьявол снова берет ту же самую идею третьего искушения Христа и чрез Константина Великого в виде знамения Креста  Господня на небе предлагает ее всему христианскому миру с победным лозунгом «Сим победиши». На сей раз дьявол восторжествовал, да и было на чем ему торжествовать. Увы! Христиане четвертого века не устояли перед соблазном этой дьявольской идеи, они слепо обманулись, с открытыми объятиями приняли ее за откровение неба и вследствие этого подверглись провалу.

С этого момента закончились златые дни христианской жизни. Наступила новая эра жизни, когда последовало быстрое превращение христианства из первоначальной свободной религиозной жизни в строго государственное христианство. С этого момента (ужасное явление в истории церкви) последовало быстрое слияние Христа с идеей земной власти кесаря, Царства Божия с царством мира сего. Церкви с национализмом, общественного церковного служения с языческим обоготворением имущих власть сильных земли. Слияние это фактически и исторически свершилось в тот роковой момент, когда епископы того времени решились на неслыханное дело.

В 314 году они (в угоду ли Константину Великому - этому язычнику в христианской маске или из своих личных корыстных расчетов) в Арле созвали церковный собор и на этом соборе (страшно подумать) предали анафеме всех, кто из христианских религиозных принципов отказывается служить в армии. Факт совершен. Синедрион иудейской церкви заменен представителями христианской Церкви, Пилат — Константином Великим, Голгофа - христианской войной, Евангелие отвергнуто, живой Христос снова осужден на смерть……

Может ли быть что кощунственнее этого? Не Голгофа ли это для Христа? Как только христиане четвертого века приняли войну и сделались государственными христианами Константина Великого, то с того момента прекратились и гонения на государственных христиан. Прежде мир ненавидел их, гнал, мучил, «как граждан не от мира сего», а теперь сами христиане своею исключительною дьявольскою жестокостью, по благословению духовных представителей Церкви Христовой, заливают весь мир человеческой кровью» («Исповедь священника перед церковью» М., 2018)

Чем иным, кроме перспективы легализации христианства могло быть вызвано осуждение пацифизма? Мы знаем о богословском вопросе сопротивления злу силой, но эта проблема не сопоставима с современной милитаризацией христианства. Такое явление, как строительство храма вооруженных сил, было бы несомненно воспринято учениками Иисуса, как нечто безумное и даже кощунственное. Сегодня пацифизм, пусть и легализован в виде альтернативной службы, но по сути это - полупрезираемый феномен ассоциируемый с толстовством или иеговистами. Мы совершенно забыли о святых, пострадавших именно за отказ от службы в армии, так как это было несовместимо с их пониманием христианства. Сегодня для нас святые первой величины – это герои воители, уничтожившие тысячи врагов государства. Это очень патриотично и совершенно в тренде лукавой симфонии государственной и духовной власти. Неудивительно, что такие чтимые в народе святые, как благоверные князья Борис и Глеб, практически не упоминаются в речах современных проповедников.

Встраивание христианства в государственную систему порождало и другие не менее отвратительные явления в церковной жизни. Фигура епископа, все больше и больше отдалялась от евангельской заповеди - «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Можно ли сегодня эту заповедь применить к епископам? О тяготах епископского служения нам, конечно, глубокомысленно поведают многие тексты, но, увы, хочется здесь воскликнуть по Станиславскому - не верю… Сегодня епископ это высокопоставленный земной чиновник, возглавляющий крупную общественную организацию. Вся его жизнь ничем не отличается от чиновничьего быта и все его скорби – вполне себе земные и связаны с проблемами управления и успешного функционирования организации. Это ничего нам не говорит о личности того или иного епископа. Епископ может быть вполне приличным человеком, но, увы, как и любой человек, находясь в определенной системе, он не может избежать деформаций связанных с пребыванием в этой системе.

Сегодня, когда я общаюсь с епископами или священнослужителями, я вижу много хороших людей. Но все эти люди, заложники пребывания в системе государственного общественного института. И, увы, абсолютное большинство этих хороших людей, будучи частью системы не готовы ей противостоять. Епископ, решая задачи епархии и нуждаясь в деньгах – благословит единый прейскурант на торговлю таинствами, а его помощники внимательно проконтролируют, что бы все священники эти требование исполнили, и сбор церковного налога в епархию поступил полностью. Священник, не сможет отказаться от торговли таинствами и будет зарабатывать на этом. Не важно, будет он делать это креативно или нехотя — он будет торговать благодатью, так как он часть системы. Если священник взбунтуется против системы – она отторгнет его – вплоть до запрета в служении или извержения из сана. Деформированное сознание системного человека ужаснется от такой перспективы, и психика прогнется под этими кощунственными компромиссами. Печально, что сегодня ужас потерять легитимность в системе для верующего человека намного страшнее предательства Христа. Сегодня на проповедях не редко можно услышать цитирование Иоанна Златоуста и других святых претерпевших изгнание за свои убеждения. Кто из современных проповедников готов поссориться с властью и быть с позором изгнанным? В итоге, священники целуют руки и поют


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:26 29.01.2024 (1)
1
Очень не хочется вступать в обсуждение этой непростой темы, но вижу заблуждение в рассуждениях самого Спиридона. Проблема не в сближении церкви и государства (что во времена Константина, что во времена Путина), не в установлении вертикали власти, не в молении о победе или о мире, не в нарушении заповедей Христа. Все это частности, частные случаи. Проблема лежит в совершенно другой плоскости — в ежечасной проверке на вшивость (если говорить очень грубо). С самого своего возникновения Церковь и ее служащие подвергаются всевозможным испытаниям. Испытания были в прошлом и будут в будущем пока существует сама Церковь. Отказаться от испытания невозможно. А то, как Церковь пройдет испытание и в какое новое испытание ввергнется зависит и от внешних обстоятельств, и от каждого служителя. 
     22:05 29.01.2024 (1)
1
С тем, что вы написали трудно поспорить. Вместе с тем, есть частные случаи, а есть институциаональные проблемы. Спиридон пишет, что природа власти всегда порочна и таит опасности для властьимущего. Церковь, выстраивая властную вертикаль, совершает ошибку, которая делает невозможным жизнь общины, как тела христова.. 
     07:29 30.01.2024 (1)
Ну это вы слишком драматизируете. Даже во времена Нерона, когда из христиан делали факела и кормили ими львов, община жила, не роптала и множилась (иногда и по катакомбам), а нынешние условия — это испытание мармеладом и шоколадом. И если община не может приспособиться и  самоочиститься, то сами понимаете какая ей цена в базарный день. А то, что власть порочна — это аксиома, поэтому не стоит убиваться за властьимущего, будь то хоть Церковь (упивающаяся доставшейся властью и занимающаяся гонениями) или человек, потому как они знают на что идут и с кем подписали договор. А община это все таки не только пастыри, но паства. Нужно просто всему дать время (ничто не вечно), оно само осадит муть и очистит воду. Как в притче — и это пройдет, подрастет новое поколение, у них будут иные ориентиры и приоритеты. А с тем, что Церковь ошибается, я не соглашусь, хотя она вроде как много раз в истории это делала. Не дано нам знать, чрез какие испытания можно прийти к истине и к Богу, а вы, Алекс (как и Спиридон), получается ропщете на испытания выпавшие на долю Церкви. Думаю, вернее было бы руководствоваться девизом Марка Аврелия: Делай что должен и свершится, чему суждено.
     08:29 30.01.2024 (1)
1
Хотел бы согласиться.. Но ведь, в сухом остатке, предложение - думай за себя и довольно с тебя - это призыв помалкивать)) Мне не кажется, что обсуждение того, что тебя беспокоит, автоматически является осуждением.. В любом случае, спасибо, что поделились мыслями!
     10:00 30.01.2024 (1)

в сухом остатке, предложение - думай за себя и довольно с тебя

Иногда этого бывает вполне достаточно. Личный пример — это очень сильное оружие. Мне показалось, что осуждаете, а если не прав, то прошу прощения. В любом случае, все был написано с добрыми намерениями, ну а как оно отразилось, мне дано понять. 
     15:44 30.01.2024
     11:30 29.01.2024 (1)
1
Даже Толстой нащёлкал чиновникам в рясах не сильнее. Толстой был мирянин. А это мнение человека "изнутри" разоблачаемой им организации и весит больше. Что я понял из прочитанного? Первое то, что получается, что не один я так думаю.
Второе то, что оказывается есть верующие священники, а не по-Станиславскому.
Третье - что верно сказано о том, что при Константине христианство закончилось. Язычники не смогли победить подвижников, натравливая на них львов на арене, и победили, дав власть их предводителям.
Автору спасибо! 
     11:46 29.01.2024 (1)
Да, примерно, так. Другое дело, что такие горячие, искренние священники, как Спиридон Кисляков не теряли надежды и верили, что очищение церкви возможно. Чтение его книг - как глоток свежего воздуха. И он такой не один. Спасибо за отзыв!
     12:56 29.01.2024 (1)
Вот здесь позвольте усомниться. Можно робко надеяться на исправление человека, переосмысление им своего места в этом мире. Но, надежда на то, что организация изначально ориентированная на слияние с властными структурами, с целью обогащения, вдруг поменяет собственную суть, представляется мне нарочито наивной... Станиславский не поверил бы в подобную наивность. Я не Станиславский, но, тоже не верю. Скорее всего, автор пытается оправдаться перед самим собой через эти разоблачения, ибо его, буде он добился немалого сана, те касаются в не меньшей степени. 
     13:16 29.01.2024 (1)
Автор, несмотря на сан архимандрита, был запрещён в служении. Лишь стечение обстоятельств не позволили правящему архиерею довести эти гонения до извержения из сана. Митрополит Антоний, запретив Спиридона в служении эмигрировал в Европу. Запрет снял патриарх Тихон. Многочисленное возмущение от коллег по духовному сословию не реализовалось в репрессии лишь благодаря народной любви и покровительству Тихона. Социальное служение Спиридона бедным людям в Киеве было удивительным явлением в годы Советской Власти. Всю свою жизнь Спиридон провёл в Сибири окормляя каторжан. Он никогда не знал привилегий и тёплых мест. Сказать по правде, его духовный сан, это скорее случайность нежели показатель принадлежности к системе. Редко, но так бывает. Сегодня такое более возможно. Священники, типа Уминского, после запрета находят возможность проповедовать в других церковных юрисдикциях.
Если вы найдёте время и почитаете одну из вышеприведённых книг, то получите картину мироощущения настоящего христианина. Это очень необычное чтение!
     16:55 29.01.2024
Мне достаточно того, что вы привели выше, чтобы понять об авторе многое. Что такое настоящий христианин, мне не интересно, так как абсолютное большинство христиан - ненастоящие, но, именно они диктуют моду на мораль, подвергая настоящих гонениям.
Зато, я узнал массу интереснейшей информациии о первых христианах, из чудесного произведения великого безбожника Лукиана Самосатского "Перегрин-Протей", или что-то вроде того. Там он, не без присущего ему сарказма, описал христианские секты, коснувшись их принципов и устройства. Что называется, мнение со стороны. Весьма советую к прочтению. Духовно произведение вас не обогатит, но, возможно разъяснит спорные места в картине происходящих событий. В частности - почему Константину удалось столь легко купить тогдашних христиан с потрохами. 
     13:59 29.01.2024
Всё, что связано с религией, основано на авторитете священника.
В религии не существует никаких правил, инструкций, алгоритмов - всё полагается на чутьë вожака.
Религия - это чисто животное поведение человека, не основанное ни на каких законах, кроме инстинктов.
Этим религия очень схожа с марксистко-ленинской идеологией. Они просто сестры двойняшки.
Конечно религия первична по отношению к  марксистко-ленинской теории. Я написал, что религия похожа на марксистко-ленинскую теорию, потому что о религии узнал во вторую очередь.
Конечно, выбросить христианство и коммунизм на помойку не самое лучшее, но рассуждать на религиозные и комунистические темы на полном серьёзе, это детский лепет.
Но людям тема нравится...
     19:54 28.01.2024 (1)
И почему сегодня христиане, называясь гражданами неба, дорожат пафосной организацией,
которую уничтожил сам Бог?

Если Вы имеете в виду простых людей, то они не столько дорожат,
сколько вообще не задумываются об этом, либо размышляют
об этом поверхностно: раз церковь есть, значит это угодно Богу;
или вся власть от Бога.
     20:05 28.01.2024 (2)
2
Простые люди не так явно привязаны к организации. Другое дело - профессиональные христиане (духовенство). Если священник (епископ) будет проповедовать Евангелие, так как он его понимает, в духе ненасилия, то в какой то момент он будет извержен из сана. Страх этого извержения делает проповедь осторожной. Пастыри начинают самоцензурироваться, чтобы не попасть под репрессии. Проблема в том, что сегодня у священника нет возможности отмолчаться. Молитва о мире заменена на молитву о победе. Совесть многих не согласна с этой молитвой. Отказ от молитвы - изгнание из организации. В итоге, в церкви вместо братской любви царит атмосфера страха. Предположу, что эта болезненная ситуация родит внутренние напряжения, которые расколют церковь.
     21:59 28.01.2024 (1)
1
Если священник (епископ) будет проповедовать Евангелие, так как он его понимает, в духе ненасилия, то в какой то момент он будет извержен из сана. Страх этого извержения делает проповедь осторожной

^^^^^^^^^^^

Вы это серьёзно, Алекс?
Страх отлучения от сана, у священника выше страха перед Господом? Да верит ли он? Какая самоцензура? Истинно верующий не станет прибегать к лжи, тем более во время проповеди.
     22:10 28.01.2024 (1)
Вы, Андрей, говорите очень прекрасные и святые вещи. Но, увы - увы, жизнь сложнее.. Приведу пример.. Один мой знакомый московский священник очень трепетно относился к духовному окормлению. Подолгу исповедовал и задерживался после службы. В храме он был пятым священником. В какой то момент, ему сказали, чтобы он не выпендривался и не строил из себя старца, иначе последуют санкции. Он хотел продолжить служить, как служил. Но матушка и дети сказали - папа, у нас ипотека и платное обучение - не выпендривайся пожалуйста.. 
     22:21 28.01.2024 (1)
2
Бедный Стефан, которого забили камнями, Бедный Иисус, распятый на кресте...
За что же погибли они? И у них были семьи, дети, долги. Вдобавок колено Рима на их шее. Почему они не боялись говорить правду?
Вы извините меня Алекс, но мне кажется, подобные статьи, слова о страхе священников не Бога, а потере материальных благ, наоборот отталкивают людей и от веры и от христианства в частности. Это специально так задумано?
     22:38 28.01.2024
Знаете, есть такая пословица: чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться.. Когда у человека происходит событие, которое он трактует, как встречу с Богом. И это событие приводит его в церковь, то людские немощи не отвратят его от выбранных религиозных практик. Я более двадцати лет в церкви и рассказанный здесь маленький эпизод из жизни священника не является чем то ужасным. Вывод из этого лишь один - батюшка не был готов безумствовать Христа ради. Стоит ли его винить в том, что он не готов к подвигу исповедничества? Я думаю - нет. Ибо слаб человек. В церкви, совсем не мало происшествий, которые могут вызвать куда более сильные отрицательные эмоции. Это может шокировать лишь человека нетрезвого. Обычно же, для верующих, понимание немощи человеческой - общепринятая аксиома. Да, встречаются мученики и исповедники, но увы - увы, их не так много. Обычно люди склонны к компромиссам. Другое дело, что компромисс компромиссу рознь. Цель этой заметки - обменяться мыслями, насколько возможна христианская жизнь в жестко структурированной организации в период политических кризисов. Сегодня совесть многих верующих неспокойна. Те же, кто поступает по совести - получают в организации волчий билет. Это, однако, не означает, что оставшиеся бессовестные люди. Кто то в считает процессы милитаризации христианства возможными. И совесть этих людей спокойна. Кто то планирует эти времена переждать по тихому - и это, тоже не такая уж бессовестная позиция. Все люди разные.. Если вы, Андрей, церковный человек, то вам все это вполне знакомо. Если же, вы не посещаете церковь, то все происходящее для вас, скорее всего, малозначимо..  
     21:26 28.01.2024 (1)
Священник, не сможет отказаться от торговли таинствами и будет зарабатывать на этом. Не важно,
будет он делать это креативно или нехотя — он будет торговать благодатью, так как он часть системы.

Мне, в контексте этой цитаты и известной фразы: Критикуя, предлагай,
непонятно, что Вы предлагаете взамен этой торговли, за чей счет церковь 
будет содержать себя?



 
     21:35 28.01.2024 (1)
Есть большая разница между добровольным пожертвованием и существованием прайса услуг.. Идеальный вариант - отсутствие прайса услуг и ящик для пожертвований, куда каждый жертвует сколько пожелает. Сегодня ценники на многие требы назначаются сверху и согласованный прайс ДОЛЖЕН присутствовать в храме. Это новая практика. Еще патриарх Алексей II критиковал за это духовенство. Сегодня это стало обязательным.. На что содержать себя, Приход мог бы решить, если бы у Приходов была самостоятельность..
     21:52 28.01.2024
Понятно, спасибо, добровольные пожертвования за услуги - это
хорошее решение. 
     20:14 28.01.2024 (1)
Я думаю, что в каждом государстве, не только, например, в России, церковь является одним из институтов государственной власти.
То есть не отделена от государства, как декларируется, а подчинена ему, и церковная номенклатура сиречь та же, что и светская.
     20:24 28.01.2024 (1)
Есть общины верующих, которые не контролируются государством. Например старообрядцы..
     20:30 28.01.2024 (1)
Это секты, в понимании церкви.
     20:38 28.01.2024 (2)
Секта - это не юридический термин.. Строго говоря, слово секта это такая уничижительная обзывалка, за которой, зачастую, стоит высокомерие и чванство человека, который его употребляет)))
     21:09 28.01.2024 (1)
Как и термин быдло. )
     21:30 28.01.2024
Примерно так..
     20:59 28.01.2024 (1)
слово секта это такая уничижительная обзывалка
==========================================

Алекс, вы подняли действительно очень интересную и сложную тему, и уже только за это моя благодарность вам, хотя я и не могу назвать себя верующим. Сегодняшняя церковь - это бюрократическая структура, не только настаивающая на абсолютном подчинении, но и насильно требующая "правильно" веровать. У меня вопрос к вам как знающему человеку: насколько важно для веры соблюдать ритуалы - креститься справа налево, а не слева направо, тремя, а не двумя перстами; становиться на оба колена, а не на одно; вешать иконы в красном углу или обходиться без них; зажигать свечки или лучше выпить сто грамм после молитвы... 
     21:29 28.01.2024 (1)
Сегодня насилие в церкви вызвано камнем преткновения, под названием молитва патриарха.. Многие желают молиться о мире, а должны молится о победе. Я не против, и даже очень зато, чтобы наша страна имела крепкую государственность. Но очень грустно видеть, как церковь вместо проповеди Евангелия занимается политинформациями..
Насчет ритуалов.. Это вопрос культурных традиций, а не веры. На протяжении веков эти традиции менялись. Сначала не крестились вовсе. Затем крестились одним пальцем, затем двумя, позже тремя.. Сейчас в России сложилась определенная общепринятая ритуальная традиция. Есть в богослужебном уставе комментарии, когда вставать на колени. Но это не обязательно, так как некоторые это не смогут сделать по состоянию здоровья. Иконы в доме у православного верующего - это тоже дань традиции.. Покупка и постановка свечей в храме никак особо не регламентирована. о сути, свечи - это форма пожертвования на храм. Вы покупаете свечку за десять рублей, а стоимость ее - 1 рубль. Вот вы и пожертвовали девять рублей))
Вообще же, ритуалы, это дело второстепенное. Главное, это реализация богообщения, опыт которого случился в вашей жизни. Духовный путь человека может быть очень разный и весьма замысловатый)) В какой то момент на этом пути к верующему могут приклеить ярлычок сектанта. Это будет означать, что ваша религиозность отличается от религиозности большинства. Верующему человеку, которого обзывают сектантом, как правило не интересно, как его называют. Сто грамм в православии не запрещено, но к религии это никакого отношения не имеет. Это характеризует лишь алкоголизацию нашего общества))
     22:01 28.01.2024 (1)
В какой то момент на этом пути к верующему могут приклеить ярлычок сектанта.
============================================================

Именно об этом я и говорю. И примеров тому немало - от старообрядцев и староверов-беспоповцев до свидетелей Иеговы, которых вообще запретили, объявив преступниками на государственном уровне!
     22:16 28.01.2024 (1)
Да, сейчас время закручивания гаек и чистки рядов))) А, вообще, конечно, это не смешно. Строго говоря, это покушение на конституционное право свободы совести..
     22:37 28.01.2024
это покушение на конституционное право свободы совести
=================================================================

Именно!
     19:31 28.01.2024 (1)
Не скрою, Алекс, очень интересно.
Вопрос: Ну и что?
Мой ответ лаконичен: Мы живем в России, такой какая она есть.
     19:58 28.01.2024 (2)
2
Мой вопрос - насколько мы осмыслили ненависть русского народа к церкви в начале прошлого века? Церковь разрушали не оккупанты и не инопланетяне. Храмы взрывали русские люди. Над духовенством глумились и отказывали им в сострадании тоже русские люди. Почему это происходило? Есть два варианта ответа: 
1.Что-то не так стало с людьми, которые крушили свои святыни.
2.Что-то не так с институтом церкви, который людьми воспринимался, как паразитирующий организм на теле государства.
Каждый ответит на этот вопрос по своему. Но мысли тех, кто был современником этих событий очень интересны. Знакомясь с этими откровенными высказываниями, возникает вопрос - а что сегодня изменилось в церкви? Не повторяем ли мы ошибки прошлого, где церковь вместо проповеди Евангелия становиться министерством государственной пропаганды? К сожалению, сегодняшняя милитаризация православия это одобряемый тренд. Для людей нецерковных эта позиция церкви выглядит патриотично и безукоризненно. Но дело в том, что церковь таким образом предает свои идеалы. Идеалы ненасилия и милосердия. Проповедники начала двадцатого века, оправдывались тем, что войну начинает государство а церковь скорбит и молится о мире. Сегодня церковь молится о победе. Учитывая, что по обе стороны фронта чада одной и той же церкви, нельзя не спросить - как можно победить самого себя. Православные и там и там, убивают друг друга. О какой победе может идти речь? Все это нисколько не умаляет решений, которые приняло наше правительство. У меня нет претензий к политикам - они исходят из интересов государства. Но церковь это не часть государства. Церковь это тело Иисуса Христа, а Иисус проповедовал ненасилие.
Спиридон Кисляков видел ужасы Первой Мировой. Будучи военным священником он глубоко проникся мыслью, что церкви не место в военном противостоянии. Церковь должно быть со всеми, а значит - над схваткой. Оплакивать убитых, утешать раненых, помогать выжившим вернуться к нормальной мирной жизни. Церковь не должна вдохновлять на убийство и произносить зажигательные проповеди для более успешных действий подразделений. Мне кажется, что сегодня в церковном сообществе совершается какая то глобальная ошибка. Быть может я ошибаюсь. Именно поэтому и предлагаю дискуссию, где основанием является литературное наследие Спиридона Кислякова. 
     20:51 28.01.2024 (1)

Храмы взрывали русские люди. Над духовенством глумились и отказывали им в сострадании тоже русские люди. Почему это происходило?


Это бумеранг за насильственное крещение огнём и мечом.
О насильственном характере крещения писали церковные историки:

«Не все, принявшие тогда у нас святую веру, приняли ее по любви, некоторые — только по страху к повелевшему» (архиепископ Макарий, «История русской церкви», СПб., 1868, С. 27).
Статья «Политическая и общественная деятельность высших представителей русской церкви (X-XV вв.)» в церковном журнале «Звонарь», № 8, 1907 года:
«Язычество было ещё сильно, оно не отжило ещё своего времени у нас на Руси, оно сопротивлялось введению христианства; поэтому правительство принимает насильственные меры в деле распространения христианства, прибегает к огню и мечу с целью внедрения евангельского учения в сердца язычников. И служители Христовы не вооружаются против таких средств, напротив, они их оправдывают и на трупах воздвигают крест Христов»…

И как это соотносится с тем, что церковь не должна вдохновлять на убийство?


     20:57 28.01.2024 (1)
1
Мне эта версия не кажется убедительной. Язычество это религия поклонения славянским божествам. Если бы это была реакция язычников,  то параллельно гонению на христиан, происходило бы возрождение язычества. Но на рубеже 19-20 веков, никаких язычников в Москве и Санкт-Петербурге не было. Было очень много атеистов. Но атеизм, это ответ на секуляризацию церкви, как общественного института. 
Церковь не должна вдохновлять на убийство, потому что это противно учению Иисуса.. 
     21:18 28.01.2024 (1)
на рубеже 19-20 веков, никаких язычников в Москве и Санкт-Петербурге не было

XVII-XVIII вв. — Последние упоминания о русских язычниках.
XVIII- XIX вв. — Евангелизация русской деревни, искоренение «обрядоверия» и «пережитков язычества» в православном крестьянстве. То есть кое-где язычество пряталось. Например, «… в одном селе Крестецкого уезда Новгородской губернии местные батюшки регулярно служили по настоянию крестьян молебны перед… древними каменными идолами. И было это кумирослужение пресечено лишь незадолго до 1914 г.(С) «Голубиная книга. Славянская космогония»
XX в. — Падение Российской империи и православной церкви.

Это была божественная реакция, если хотите.  Это я насчёт неубедительной версии.
     21:36 28.01.2024 (1)
Насчет божественной реакции я согласен. Но вот причины этой реакции, я трактовал бы иначе. Впрочем вы в своем праве и я вам благодарен, что поделились мыслями))
     21:42 28.01.2024 (1)
Ещё хочу добавить:

Именной Высочайший Указ, данный сенату, «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г:

"лица, числящиеся православными (?), но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат, по желанию их, исключению из числа православных". (с)

Всех благ!
     22:03 28.01.2024 (1)
Этот Указ, хотя и запоздал, но по сути был правильным. Сразу после его выхода, исчезла необходимость причащаться и исповедоваться за обязаловку тем, кто себя не считал православным, но был вынужден по существовавшим тогда правилам. Число таких людей исчислялось сотнями тысяч. Вообще, сегодняшняя свобода совести - это большое достижение. Но, как мы видим, народ не стремиться возвращаться к языческой вере отцов. Народ наш, вообще, в большинстве своем не очень то религиозен.. 
     22:07 28.01.2024 (1)
1
как мы видим, народ не стремиться возвращаться к языческой вере отцов.

А мы видим обратное. Стремится и даже очень. ))
     22:13 28.01.2024 (1)
Да, я встречал, очень даже симпатичных людей, которые декларируют свою языческую веру. Это интересное явление, но положа руку на сердце, очень трудно назвать это массовым трендом. Если вам близки языческие практики, то я вам желаю всевозможных достижений на этом поприще))
     22:20 28.01.2024 (1)
1
А я вам желаю достижений на христианском поприще. Вы внушаете уважение.
     22:22 28.01.2024
     20:11 28.01.2024 (2)
Алекс, кратко рассуждая о религии и церкви, не надо забывать, что Религию придумала Власть (пусть самая древняя), чтобы было проще управлять людьми.
Отсюда и ее "благодарность" Власти, которая как показывала история может любую Религию в любой момент, если не будет поддерживать, загнать туда, куда Макар  телят не гонял.
Патриарх, если не  будет поддерживать Президента, то... даже и не знаю что будет.
     20:22 28.01.2024 (1)
1
Религию придумала Власть
Христианство это движение последователей Иисуса, которые преследовались государством на протяжении трех веков.. Спиридон Кисляков утверждает, что христианство подверглось болезненным деформациям после того, как вступило в сделку с властями..
     20:28 28.01.2024
1
Алекс, спорить не буду.
До Иисуса были Боги, поклоняться которым людей  призывала Власть.
Алгоритм (заметьте я это отношу ко всяким конфессиям)  остался и до наших дней.
Это мое частное мнение. На мудрость не претендую.
     20:14 28.01.2024 (1)
2

что будет.

С кем? С Гундяевым?
     20:30 28.01.2024
С Патриархом  конечно, Александр,  не зависимо от фамилии.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама