Полыхала Первая Мировая война, Русская армия пятилась огрызаясь. Уже давно пали Брест, Гродно, Вильно, но под Сморгонью русские полки стояли на смерть, 810 дней длились немецкие атаки и земля была в буквальном смысле пропитана кровью. Только 25 сентября 1915 года в прямых штыковых атаках у Вилии, погибли 5500 германцев и 3500 тысячи русских гвардейцев. Кстати именно под Сморгонью принял боевое крещение «1-й Петроградский женский ударный батальон смерти», под командованием Марии Бочкаревой. (Да да , той самой, которая будто бы защищала Зимний от большевиков, хотя это неправда. Георгиевский кавалер, поручик Бочкарева не воевала ни на стороне Белых, ни на стороне Красных, единственно что ей могла поставить в вину Советская власть, это то что знаменитая «Яшка» пыталась сколотить на территории контролируемой Колчаком медицинский батальон, но этого оказалось достаточно. В 1920 году, она была арестована в церкви во время службы и расстреляна по приказу начальника Красноярского Особого отдела ВЧК Павлуновского, которого его же соратники, в свою очередь расстреляли в 1937 году как Врага Народа).
Сам город был разрушен и сожжен до тла. Об ожесточенности боев говорит тот факт, что после войны из 16 тысяч жителей Сморгони, сюда вернутся всего 130 человек. Это был последний опорный пункт, за Сморгонью были уже были Минск и Москва. И Ставкой был впервые за эту войну отдан приказ – «Ни шагу назад» За нами Россия!»
Там воевали солдаты и офицеры многих народов Российской Империи и они с честью исполняли свой долг. Неувядаемой славой покрыла себя Кавказская гренадерская дивизия.
В ночь со 2 на 3 августа 1916 года, немцы провели по всему фронту обороны этой дивизии, восемь массированных газовых атак. Солдаты получили противогазы буквально накануне и не слыша команд офицеров и просто не узнавая их в противогазах, пришли в смятение. И тогда Акакий Отхмезури, полковник 14-го гренадерского Грузинского полка, находящегося на острие главного удара, встал на бруствер и чтобы лучше командовать солдатами и ободрить их, снял свою противогазную маску, его примеру последовали остальные офицеры. Умирая, они подняли полк и отбили атаку. Полковника, похоронили в пределах ограды церкви деревни Михневичи.
В этом бою погибли 3000 солдат и офицеров Кавказской гренадерской дивизии, а раненых и отравленных газом, было просто без счета.
В том же бою принимал участие и Михаил Зощенко, будущий известный писатель. Он командовал отрядом пулеметчиков. В результате газовой атаки поручик Зощенко получил сильное отравление и был доставлен в госпиталь, которым по воле судьбы заведовала дочь великого русского писателя Л.Н. Толстого - Александра Толстая.
Вообще то под Сморгонью, отметились многие известные в будущем люди:
- Здесь воевал будущий маршал и министр обороны Советского Союза, тогда еще 17-летний Родион Малиновский, полковник Борис Шапошников, тоже будущий маршал СССР, унтер-офицер Степан Красовский, будущий маршал авиации. Будущий писатель, подпоручик Валентин Катаев. Будущие Красные командиры - Генрих Эйхе, Василий Шорин, Владимир Триандафилов, и будущие Белые генералы Антон Деникин, Александр Кутепов, Михаил Дроздовский.
К лету 1917 года под Сморгонью было собрано огромное количество сил, впервые за время войны русские значительно превосходили немцев в артиллерии и живой силе. В итоге операции виделось наступление на Берлин. Но в войсках уже начиналось политическое разложение, и хотя немецкий фронт был практически прорван, дальше развиться наступление увы не могло, бездарное командование, агитаторы различных пораженческих партий и немецкая агентура, сделали свое черное дело.
В декабре в местечке Солы было заключено перемирие с немцами и фронт перестал существовать, а германские войска 18 февраля 1918 года двинулись дальше занимая огромные территории бывшей Российской империи. Что и закончилось позорным Брестским миром.