Заметка «О духовном общении с природой (тезисы).»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Оценка: 5
Читатели: 91 +1
Дата:

О духовном общении с природой (тезисы).

Наше познание основано на схемах. Схема - это единство взаимосвязанных элементов. Предмет познания мы расчленяем на элементы; в ряду этих элементов выделяем главные и пренебрегаем второстепенными; главные элементы мы увязываем в единство на основе их логической взаимосвязи. Таким образом строятся любые схемы, в т.ч. и познавательно-мыслительные (когнитивные).
Пример: фюрер провозгласил мыслительную схему с системой "научных" доказательств:"Арийская раса самая великая и достойна доминирования в мире". И целый народ (в т.ч. и 20 миллионов немецких христиан, забывшие про "не убий!") присвоил эту схему и пошёл, сначала на запад, а потом и на восток убивать людей, чтобы реализовать свою доминанту. И эта схема настолько глубоко вошла в систему убеждений каждого "арийца", что уже при агонии их поганого рейха  они не отказывались от неё и продолжали воевать. (А сегодня мы снова переживем очередную волну русофобии от очередных поганых арийцев).
У людей два основных способа познания: научный, который оперирует научными определениями, и художественный, который оперирует художественными образами.
Духовная практика общения с природой - самое достойное и наполненное смыслом занятие для людей. Беда в том, что как продолжение своего школьного опыта мы пытаемся свести духовное общение в научное познание. Мы не можем просто смотреть на луговое многотравье, например, и понимать, что перед нами просто прекрасное. Нам подавай информацию: а что за травы перед нами - как они называются по латыни, какие алкалоиды, эфиры и сахара могут быть в них...
Отцы и дети. Тургенев И.С. «За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике.
— Пойдемте гулять завтра поутру, — сказала она ему, — я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства.
— На что вам латинские названия? — спросил Базаров.
— Во всем нужен порядок, — отвечала она».

Когнитивный диссонанс - это случай, когда две познавательно-мыслительные схемы начинают войну в человеке: я хочу просто смотреть на луговое многотравье - созерцать - познавать художественно, а школьная познавательно-мыслительная схема мне шепчет:" Не будь недоумком! Изучи эти травы - все до единой травинки! Будь знающим!" В результате, я  прекращаю созерцание (кому же хочется быть недоумком!) и занимаюсь чем-то другим, лишая себя простого общения с прекрасным.
Вопрос: в духовной практике общения с природой, что, лучше вообще, как дикарь, ничего не знать? Думаю, ответ такой: надо знать по большому счёту - опираться на самые общие знания (на самые общие познавательно-мыслительные схемы). Тогда не придётся пренебрегать многим тем, чем пренебрегает наука в своих схемах - не придётся пренебрегать второстепенными элементами, которых на самом деле нет. Ведь природа непрерывна, а прерывистой её делаем мы.
Реклама
Обсуждение
     11:01 07.07.2024
Да, антинаучны любые национализм, нацизм, исконность, имперскость, избранность...
К сожалению, во всех государствах люди в массе недостаточно образованы и разумны, чтобы это понимать.
А власти государственные и финансовые не стремятся к качественному образованию граждан.
Свои интересы властные лица ставят выше всего остального.
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама