Заметка «Какое кофе?»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 103 +1
Дата:

Какое кофе?

Недавно в каком-то рассказе я написал «крепкое кофе».
Столько возмущенных комментариев, что я коверкаю русский язык.
Все, конечно, знают, что с 2016 года слово «кофе» можно употреблять и в мужском, и в среднем роде. У меня другой вопрос. Кто коверкает русский язык?
Тот, кто говорит:
«крепкий кофе»
Или тот, кто говорит:
«крепкое кофе»?
Я говорю не про сегодняшний день и даже не про это столетие.
Реклама
Обсуждение
     22:08 25.07.2024 (1)
2
Кофе среднего рода — разговорная норма. И не с 2016 года, а с 2009.
Кофе мужского — литературная норма.
Не понимаю, чего все спорят…

Русский язык коверкают все, кто говорит не «кофий»)))

А вообще мне очень нравится сербское слово «кафица». Оно и милое, и к роду вопросов нет.
     07:14 26.07.2024 (2)
1
Сомневаюсь, что мужской род слова «кофе» был когда-либо литературной нормой. Скорее, это была обязанность так писать или корректура. Вот смотрите:
«Вареное кофе, персиянами и турками знаемое и обычно после обеда принимаемое, изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главоболений».
Рецепте, который прописал лекарь Самюэль Коллинз царю Алексею Михайловичу (1665 год)
***
«Наконец поднесено посланнику кофе, а после и трем чиновным его туркам».
«Описание церемонии» из журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (январь ― июнь 1755)
***
«Да и кофе намнясь то же почти показывало; по картам на ту же стать выходило».
А.П.Сумароков «Вздорщица», 1770
***
«Если варится для детей особенно слабое кофе, то вред от оного состоит только в том, что он слабит без нужды желудок, как то делает всякий теплый и водяной напиток».
Трактат «О воспитании и наставлении детей» (1783)
***
«Зато мы с италиянцем пьем в день чашек по десяти кофе, которое везде находили».
Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника», 1793
***
«Но кофе горячо и крепко, день наступает ясный, морозный».
(И.А.Бунин, «Нобелевские дни», 1933)
***
«Я пил мелкими глотками огненное кофе».
(В.Набоков, «Отчаяние», 1936)
***
«Кофе в чашке стояло на письменном столе».
(М.А.Булгаков, «Записки покойника», 1936–1937)
***
«Предметы вывоза — марихуана,/цветной металл, посредственное кофе».
(И.Бродский, «Заметка для энциклопедии», 1975)

Что кофий мужского рода с вами согласен.
     16:30 03.08.2024 (1)
1
Я не знаток  и дока в русском языке, пишу честно... Жил в малороссии долгое время- сказывается суржик.... Но, анекдот я помню хорошо... Как один  спрашивает у буфетчицы- пожалуйста одно кофе, второй, так же -одно кофе, она на них смотрит свысока и вот-вот готова что-то сказать...Третий подохит и спрашивает: пожалуйста -один кофе, лицо светится торжеством у продавщицы , и далее он продолжает и один- булка пожалуйста))))))) 
     16:33 03.08.2024
Спасибо, что читаете мои заметки!
     16:35 26.07.2024 (1)
1
Мужской род слова «кофе» является литературной нормой прямо сейчас. На протяжении по меньшей мере двух столетий форма была не устоявшейся, это верно. Но примеров мужского рода я найду не меньше — и сможете ли вы доказать, что это была «обязанность или корректура»? Корректура, между прочим, это как раз исправление ошибок. А обязанность — кто, по-вашему, мог установить такую обязанность и для чего?
Причем у одних и тех же авторов можно встретить примеры и мужского, и среднего рода.
Кстати, а почему в ваших примерах нет цитат из произведений XIX века?

«Вскоре явился Петр Кузьмич и увел Федора Петровича к себе; и на следующий день к себе; а Аграфена Ивановна просит к себе на утренний кофе»
А. Ф. Вельтман. Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея (1848)

«Ему уж представляется милый Никольский дом, — думала я, глядя на него, — и утренний кофе в светлой гостиной, и его поля, мужики, и вечера в диванной, и ночные таинственные ужины»
Л. Н. Толстой. Семейное счастье (1859)

«Один раз, когда все рассказанное уже было сделано, экономка профессора подала ему его утренний кофе с сдобной булкой и сухой немецкой газетой»
Н. С. Лесков. Кувырков (1863)

«Ложитесь вовремя спать, вставайте раньше, меньше чтения, меньше думать, больше гулять, разгоняйте печальные мысли, вина пить немного, крепкий кофе совсем бросить»
А. И. Герцен. Кто виноват? (1841-1846)

«Был в порте, пил в кофейне турецкий кофе».
П. И. Чайковский. Дневник (1887) // Дневники П. И. Чайковского. 1873 — 1891. СПб. «Эго», «Северный олень». 1993., 1993

«Каждое утро ему подавали на подносе чашку кофе, высокий граненый стакан с водою и со льдом и рюмку коньяку; он сначала выливал коньяк, потом горячий кофе, потом воду со льдом, и это, должно быть, было очень вкусно…»
А. П. Чехов. Дуэль (1891)

«В эти дни старые хитрые балаклавские листригоны сидели по кофейням, крутили самодельные папиросы, пили крепкий бобковый кофе с гущей, играли в домино…»
А. И. Куприн. Листригоны (1911)

«Он выпил горячий кофе, согрелся и встал спокойный, почти бодрый».
Ю. Н. Тынянов. Кюхля (1925)

«Недовольный, голодный, гордый, смешной, безнадежно влюбленный в женщину-врача, подругу армянина, которая сидит теперь на своей веранде в розовом прелестном капоте и пьет кофе — вкусный жирный кофе, — и ест горячие домашние булки, сколько угодно булок...»
М. И. Цветаева. История одного посвящения (1931)

«Я часто видел одну и ту же картину: на апельсинах, прикрытых циновкой, полулежали старые турки и пили, причмокивая, густой, ароматный кофе».
К. Г. Паустовский. Повесть о жизни. Бросок на юг (1959-1960)
     16:58 26.07.2024 (1)
Конечно, согласен с вами. Но ведь на Руси все существительные на о и е относились к среднему роду.
Когда на Руси в конце 17 века появилось кофе естественно среднего рода. Но его стали называть кофий и он стал мужского рода.
Затем кто-то исковеркал русский язык. Убрал из кофе средний род и прилепил мужской. И добрых 2-3 века мы все коверкали русский язык, употребляя слово «кофе» в мужском роде.
И вот только недавно вернули слову «кофе» его средний род.
     17:05 26.07.2024 (1)
1
«на Руси все существительные на о и е относились к среднему роду» — во-первых, я бы проверила, все ли, а во-вторых, слово «кофе» само по себе не исконно русское, так что аргумент не убедителен.

Так кто же и зачем, по вашему мнению, «исковеркал» русский язык?

Средний род не вернули, а зафиксировали в словарях, что он употребляется в разговорной речи. Литературной нормой по-прежнему остался мужской род.

Вот читаю я ваши комментарии и думаю: не начать ли мне ратовать за то, чтоб вернули «метро» мужского рода, а «госпиталь» и «рояль» — женского…
     17:24 26.07.2024 (2)
Думаю, нам пора заканчивать беседу. Своё мнение мы друг до друга довели.
     16:34 03.08.2024 (1)
Александр , а вот у меня вопрос к Вам, да и не только к Вам, а как правильно-запасной или запасный выход?
     16:43 03.08.2024
Станислав, у меня с граматикой большое проблемы. Так что, извините, вы не по адресу!
     17:35 26.07.2024 (1)
1
Согласна. Но на мой вопрос вы так и не ответили.
     17:46 26.07.2024 (3)
Как не ответил? Могу повторить:
Но ведь на Руси все существительные на о и е относились к среднему роду.
Куда уж яснее!
Всё! Заканчиваем!
Гость      01:48 04.08.2024 (1)
Комментарий удален
     07:10 04.08.2024 (1)
Желаете поговорить, зайдите под своим именем!
     22:30 04.08.2024 (1)
Паршин, не все могут зайти под своим именем. Благодаря и таким как ты. 
Это были мои комментарии. Ты и так бы их удалил. И по делу не ответил. И в словари принципиально не смотришь. 
Так что там с фламинго, маэстро и торнадо, грамотей ты наш?  ))) 
Александр Джуга
     06:57 05.08.2024 (1)
Главное, о чём я хотел сказать, что все существительные на о и е в русском языке должны быть среднего рода. Слово "кофе" стало среднего рода. Наконец-то перестали коверкать. Иностранные слова  "фламинго", "маэстроо", "торнадо" и так далее, если попали в русский язык, тоже должны быть среднего рода. Не надо коверкать русский язык.
Нормальные комментарии я никогда не удаляю. Удаляю только тупые и высокомерные. Если продолжите разговаривать таким же тоном, следующий ваш комментарий я удалю.
     18:09 05.08.2024
1
Иностранные слова  "фламинго", "маэстроо", "торнадо" и так далее, если попали в русский язык, тоже должны быть среднего рода.
======================================================================

Должны быть?! )))
Прям-таки должны?
Паршин, что ты знаешь о русском языке? Ты профессор филологии? Ты спец по лингвистике и знаешь по каким законам формируется язык и словосочетания в нем? 
А как по-твоему, вот такие выражения не коверкают русский язык?:
- Мне фиолетово
- Выпрыгнул из штанов
- Ноги в руки и вперед!
- Мозг закипел
- Глаза в кучку
- Без задних ног
- Как об стенку горох...

Тебя эти словосочетания не смущают, нет?
Ты только что написал про себя: "у меня с граматикой большое проблемы".
У тебя не только с граматикой, но и с грамматикой большие проблемы. И ты при этом требуешь радикальных изменений в русском языке? 
Однако!
     18:13 26.07.2024
1
Кстати, а слова «торнадо» и «сирокко», например, вас не смущают?
     18:01 26.07.2024
2
Как это отвечает на вопрос «кто и зачем исковеркал русский язык»?
И я повторюсь, не все.
     05:15 26.07.2024 (1)
1
Вы послушайте нынешнее ТВ и почитайте СМИ - в такую безграмотность окунётесь, что ниже уже некуда.
Куда там "кофе"?
     06:51 26.07.2024 (1)
Александр. ты не совсем по теме. Вернее, совсем не по теме.
     08:14 26.07.2024
Да, Вы правы, просто наболело.
     20:21 25.07.2024 (1)
А Вас какой ответ устроил бы?..
Наверное, тот, в котором утверждается, что русский язык коверкаете, конечно, не Вы. Так?
     06:49 26.07.2024
1
Какой-то глупый комментарий, хотя, как обычно.
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама