Заметка «Лопухи Сахалина»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 127 +1
Дата:
Предисловие:
В России вдруг вспомнили про Сахалин. С чего бы это, не знаете. И я не знаю.

Лопухи Сахалина


Да, есть в России уникальный район, называемый островом Сахалин. Здесь все уникально. Начиная от природы и кончая полезными ископаемыми. Доже лопухи на Сахалине не просто уникальные, а сверх уникальные, гигантские, в два-три человеческих роста. Такие, что нигде больше не встретишь. Но их и  есть можно. Местные жители едят: вареные, жареные, тушеные и даже  сырые.

И не только лопухи. В лесу из четырехметровой гречихи запросто можно заблудиться. А обычные лабазник или медвежий дудник, которые в средней полосе России не дорастают и до пояса человека, тут вымахивают до трех метров в высоту. "Если в горах вас застиг дождь, то просто сорвите лопух", – шутят местные. Оно и правда – листом гигантского лопуха можно не только накрыться, а и обернуться в несколько слоев.

Так вот,  в эти выходные власти России решили провести  в Южно-Сахалинске  Всероссийский фестиваль "Уличная классика". Мероприятие запланировано на 24 августа на стадионе "Космос" в парке имени Юрия Гагарина.
Ну, решили, так решили. Мне все равно. Видать, им деньги на это мероприятие выделили.

Кроме того, Сахалинская область одной из первых встретила праздник, посвященный одному из важнейших  символов нашей страны,  Государственному флагу РФ.  И 22 августа вся Россия с особенной  трепетом приветствует бело-сине-красный триколор. Трехполосный стяг, символизирующий …
Честно скажу, что не знаю, что он символизирует. Официальные разъяснения меня не устраивают. Они – пустые.  Для меня флаг России, это красный советский флаг. Флаг нашей  войны с фашизмом и нашей  Победы над фашизмом. 
Так вот,  сегодня утром триколор растянули на парковке в Южно-Сахалинске  у музейно-мемориального комплекса «Победа». Ну, растянули и растянули. И что? Да ничего. Сегодня развернули. А завтра опять свернут.
Так чем же  знаменит для России остров Сахалин, если не считать его «каторжанской» известности по чеховским Сахалинским рассказам под названием «Остров Сахалин». Давайте посмотрим.
В первую очередь, конечно же, Строительством Сахалинского тоннеля под  Татарским проливом

Это был один из самых грандиозных проектов послевоенного СССР, проект строительства  тоннеля между Сахалином и материком под Татарским проливом. Но о нем мало кто знает, а практически никто, хотя проект был ошеломляюще гигантским.  Ведь развитие Сахалина тормозилось из-за обилия омывающих Сахалин морей  и чрезвычайно слабым развитием дорог на самом острове.

Изыскания на тему строительства тоннеля производились  еще в довоенные года,  в 1928—1935 годах. А в 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил Сталин. Рассматривались варианты с паромной переправой, мостом и тоннелем. Вскоре на официальном уровне  в Совете Министров СССР было принято решение о сооружении тоннеля и резервного морского парома. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР и МПС СССР в 1952 году.

Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены Совмином СССР 6 сентября 1950 года.

На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби, начало тоннеля,  должна была составить 327 км. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 километрах от него располагалась станция Ванги, от которой предполагалась ветка на юго-запад до мыса Уанги, где возводился причал для морского железнодорожного парома. Всего на островной части магистрали предполагалось сооружение девяти железнодорожных станций. Протяжённость самого тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км (был выбран наиболее узкий участок пролива), его трасса проходила севернее паромной переправы. На материке предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихин на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань с ответвлением к временной паромной переправе. Планировалось строительство тяговой электростанции у озера Кизи.

Окончание строительства, с организацией временной паромной переправы, было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля запланирован на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 миллиона тонн в год.

***

Строительство железнодорожных веток к тоннелю вели в основном освобождённые заключённые ГУЛага, вольнонаемные рабочие по оргнабору, стройбатовцы,  молодежь по комсомольским путевкам, и заключенные.  По согласованию с прокуратурой СССР, по разрешению Совмина, МВД освободил из исправительно-трудовых лагерей и колоний до 8 тысяч человек, направив их на МПС до завершения срока заключения. Исключение составляли лица, осужденные за бандитизм, разбой, умышленное убийство, воры-рецидивисты, осужденные к каторжным работам, заключённые в особых лагерях МВД, на которых разрешение МВД не распространялось. На Сахалине это было Строительство 506 (посёлок Тымовское), на материке — Строительство 507 (посёлок Де-Кастри). К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла более 27 000 человек. Строительство, особенно на Сахалине, велось в условиях фактически полного отсутствия инфраструктуры.

Подготовка к строительству тоннеля на материке велась силами условно-досрочно освобождённых, вольнонаёмных специалистов и военнослужащих (Строительство 6 МПС). В феврале 1953 года «Строительству 6» было поручено также заняться возведением электростанции у озера Кизи. Численность строителей к весне 1953 года составляла 37000 человек.

На территории Хабаровского края было построено 120 км железнодорожного полотна широкой колеи по правому берегу Амура от станции Селихин до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины). В районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы (их остатки видны и сейчас), проведены подготовительные работы по сооружению пирсов. На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м.

На территории Сахалинской области работы велись в худших условиях и ни одного километра железной дороги построено так и не было. Проведённые работы по подготовке трассы (земляные работы, вырубки и др.) позволили построить грунтовую автодорогу Ныш — Погиби, которая в советское время использовалась для вывоза древесины.

После смерти Сталина и массовой амнистии заключённых работы по всему проекту были свёрнуты. По воспоминаниям одного из молодых инженеров Ю. А. Кошелева, выпускника МИИТ 1951 года, присланного по распределению на эту стройку, руководившего строительством первой шахты до оси тоннеля), ситуация сложилась очень сложная.
Он пишет:

  "В декабре 1951 года я окончил МИИТ. Меня направили на работу в Строительство № 6 МПС на остров Сахалин… Контингент строителей был сложный. Основную массу составляли досрочно освобождённые. Им также платили зарплату в зависимости от выработки, но строго в положенный срок. Единственное, чем отличались от тех, кто приехал сюда с воли, — это тем, что давали подписку о невыезде. На нашем объекте из пяти мастеров трое были из досрочно освобождённых… Меня назначили мастером основных работ. Дали в подчинение двенадцать бригад. Нам было поручено соорудить на берегу моря ствол шахты диаметром восемь с половиной метров и глубиной порядка восьмидесяти. А когда закончим, предлагалось сделать рассечки и начинать проходку тоннеля. Проходку первой шахты мы закончили в феврале 1953 года.

Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера ещё работали, а сегодня сказали: «Всё, больше не надо». Проходку тоннеля мы так и не начинали. Хотя для этой работы всё имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие. Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия — продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобождённых уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой-то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное — тоннель действительно необходим стране…"
Был необходим тогда. Необходим он и сейчас.


Современные проекты

В настоящее время ни авиация, ни паром не отвечают транспортным запросам региона. Зимой Татарский пролив замерзает, и хотя паромы «Сахалин» ледокольного типа, в очень холодные зимы нужно использовать для проводки ледоколы, а в штормовую погоду остров вообще недоступен.

С предложением о возобновлении работ по строительству Сахалинского тоннеля  в 1992 году выступил начальник Сахалинской железной дороги А. Б. Васильев. В 1999 году министр путей сообщения Николай Аксёненко заявил о необходимости разработки проекта соединения железнодорожной сети Сахалина с материком, в 2000 году представители проектных организаций провели обследование местности. Реализация была прервана в связи с отставкой Николая Аксёненко с поста главы МПС.

В феврале 2008 года в администрации Сахалинской области было проведено заседание по вопросам транспортного сообщения области с материком. В разработке транспортного перехода приняли участие 14 проектных и научно-изыскательских институтов. Стоимость проекта оценивается от 300 до 330 миллиардов рублей. Генеральным подрядчиком выступило государственное научно-исследовательское учреждение «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и российской академии наук.
Проект включает в себя как строительство самого перехода от станции Селихино до станции Ныш, так и строительство железнодорожной ветки Ильинский — Углегорск. Суммарные объемы отправляемых грузов со станций Сахалинской железной дороги могут составить к 2025 году около 34 миллионов тонн.

Но дело с места не двигается до сих пор. Ждут, пока идея Сахалинского тоннеля  не попадется на глаза Путина. Тогда все Госчиновники разом  забегают и запрыгают в ретивом  административном усердии.

PS О строительстве Сахалинского тоннеля писатель Борис Ажаев написал большой роман под названием "Далеко от Москвы", за который он получил Сталинскую премию и по которому был в свое время снят фильм под тем же названием.

***






Послесловие:
Японцы давно просят продать им остров Сахалин. Но мы упираемся. Хотя при Горбачеве вопрос о продаже салига рассматривался всерьез.
Реклама
Обсуждение
     16:33 22.08.2024 (1)
Сахалин и острова нельзя отдавать. Потеряем контроль в Баренцевом море)
Горбачёв вообще капитуляцию СССР  на Мальте подписал Штатам. Что он мог ещё сказать?))
     16:51 22.08.2024 (1)
Свою землю отдавать ни при каких обстоятельств нельзя. Но Горбачев с Ельциным и  Шеварнадзе, бывшим тогда министром иностранных дел, отдали американцам наши дальневосточные шельфы, полные рыбы и  природного газа. Американцы газ оттуда миллионами кубометров качают и рыбу минтай тысячами тонн  для детских рыбных завтраков  своих школьников. И спасибо не говорят!
     17:07 22.08.2024 (1)
Уже Кремль забрал)) Блин..откуда эта новость то?
     18:02 22.08.2024 (1)
Интернет и еще раз интернет. Отсюда можно брать все - и правду, и ложь в любых долях
     18:06 22.08.2024 (1)
Следите за событиями и читайте свежие новости своими мозгами.
Если нет мозгов, то голову заправят сыпсошники))
     18:16 22.08.2024 (1)
Марго, простите за невежливость, а вы как проверяете наличие мозгов у себя или у собеседников?
     18:20 22.08.2024 (1)
))) Я просто слежу за событиями, и я была предпринимателем.
Тем более, мне понятно куда клонит собеседник))
     19:35 22.08.2024 (2)
События, это одно. А выводы из них - совершенно другое дело. Фашисты в 41 году сотворили превосходнейшие для себя события.   А  вот выводы из них сделали в корне неверные.
PS Я тоже когда-то был ...  молодым и красивым.
PPS Предприниматель, это нечестный человек. Причем нечестность его держится на обмане честных людей.
     18:51 24.08.2024
1
Предпринимательство - это творчество в промышленности, экономике и других сферах деятельности человека связанных с изобретением, изготовлением и продажей товаров и услуг. Никого он не обманывает.
     19:46 22.08.2024 (1)
События это главное. Сейчас инет, и сам ты можешь сделать вывод.
Сейчас не 41 год. Выводы уже сделаны. Сейчас другая война и события имеют вес.
Выводы делают популисты. Я сама понимаю Кремль опосля, но помогают события.
     21:07 22.08.2024 (1)
Да, вы правы, выводы уже сделаны. И сделаны они вашими хозяевами, которые вам напрямую диктует, как надо понимать в этих выводах каждую букву. А вы считаете что это вы сами "дошли" до таких выводов.
Ошибаетесь!!!
     21:15 22.08.2024 (1)
Кто у меня хозяин то? Интересно знать. Как рушить СССР - кто вам подсказал?))
Не нужно было Ельцина поддерживать...сжигать белый дом в Москве.
А сейчас ностальгируете по диктатуре большинства? Было бы всё по другому- выводы уже сделаны. Сейчас война идёт с недобитыми нацистами, и когда она закончится
не знает никто...ни один хозяин. Хотя Трамп обещал закончить сопротивление
укрорейха, но что -то  замолк))
     23:05 22.08.2024 (1)
Как кто? У женщины ее хозяином является ее муж или ее любовник. Но никак  не начальник!
Почти всерьез.
     18:26 24.08.2024 (1)
Вы себя видите котом или же попугаем?
     21:13 24.08.2024 (1)
А вы кем себя видите? Не попугаем?))
     23:40 24.08.2024
Я вижу себя человеком. А так как я изобретатель, значит, ненормальным человеком. Нормальный человек спит, ест, оправляется, иногда занимается сексом. Ну, еще и работает..
     06:12 23.08.2024 (2)
1
Макар, спасибо за Ваши интересные фактические статьи и за боль за страну!
Добавлю ещё одну ложку дёгтя, которая тоже занозой засела.
Сейчас грибной сезон - хожу в наших питерских (пригородных и областных) лесах и вижу всё большую захламленность их буреломом - поваленный гниющий сухостой, расширяющиеся заболачивающиеся вымирающие пятна, даже в заказниках и заповедниках.
Также слышу горечь и ругань местных жителей, что раньше сухостой и повал чистили и вывозили, теперь ничего не делается.
Одна из причин: государство, как и везде, "оптимизировало бюджет", то есть попросту где резко сократило, а где совсем  ликвидировало леснические и егерские службы.
Заодно это, кстати, одна из причин, почему в таких масштабах горят на Востоке леса.
Вывод, к сожалению, печальный: лес (даже звенящий бор!) превратится постепенно в болота, а в целом наши красивые официальные реляции и прогнозы во всех областях, которые мы видим и слышим по ТВ и радио, не соответствуют реальности и делаются безответственными непрофессионалами-карьеристами, совсем не умеющими профессионально прогнозировать, руководить и работать.
Прогноз мой нашего будущего потому чёрный.
     15:03 23.08.2024 (1)
Раньше много дров требовалось, вот и "чистили" леса от сухостоя. А сейчас кому это надо...
     21:06 23.08.2024 (2)
Получилось, что всё взаимосвязано. Нужен полный цикл производств, куда и неликвидный лес пойдет.
     10:50 24.08.2024
Да, именно так. Китайцы перерабатывают наши лесные отходы и делают из них топливные брикеты для своих домашних печей.
     21:57 23.08.2024 (1)
1
До чего же вы умный, Александр!
Вам бы советником в Кремль поступить.
     22:28 23.08.2024 (2)
1
Юмор принят.
Таких дилетантов и без меня там хватает.
Профессионалов мало, видимо.
Это уже не шучу.
     10:55 24.08.2024
Где, где, а в кремле невежд полно -  вагон и маленькая тележка. Один Рогозин с Сердюковым чего стоят!
     23:24 23.08.2024
     10:27 23.08.2024 (3)
1
К сожалению, вы правы. Этой власти наши леса не нужны. Нужны деревянные стройматериалы ие российского леса. Они покупают у нас бревна, везут их к себе, делают из них стройматериалы и продают нам. Но продают не брусья, доски, рейки,  вагонку и так далее, а ДСП, то есть древесно стружечные плиты, из нашего леса. А это ведь не изделия. Это материал для изделий. Но они нам отходы из нашего леса продают как готовые изделия, то есть втридорога.
Грабят Россию. Причем, грабят с согласия наших властей.
Я сам из Сибири и хорошо помню, что леса у нас при советах не горели. За ними следили и ухаживали.
Гость      12:49 24.08.2024 (1)
Грабят, ох грабят! 
Правда, платят нам по договорам сколько полагается, как договорились, но ведь это всё равно грабёж! 
     13:33 24.08.2024
Если власть позволяет грабить, так оно и будет.
     11:12 24.08.2024 (1)
 Макар Николаевич! Вы так жили в Сибири, как я на Луне.  )
 Пожары в  тайге были ВСЕГДА!  Что было: рядом с населенными пунктами делали широкие просеки и рвы, чтобы пожар не прошел верхами.
 Тушить тайгу - как из пушки стрелять по комарам. Раньше не было пожарной авиации, но с самолетов-вертолетов наблюдали за распространением огня и просеками и рвами ограничивали пал. Опять же, если пожар угрожал населенным пунктам.

  Что творится сейчас - вам виднее. Но про раньше - лучше не фантазируйте! ))) 
     13:42 24.08.2024 (1)
Неправду говорите. Абсолютнейшую неправду.
Я вырос в Сибири и школу закончил тоже сибирскую, 36-ая средняя школа города Иркутска. После школы почти пять лет проработал в Восточной Сибири в геологии. У нас, у  всех сибиряков, с детства воспитывается особое поведение человека в лесу исключающее лесные пожары.  Плюс постоянный государственный противопожарный надзор за состоянием тайги. И лесных пожаров при СССР в Сибири не было.
Не надо врать. Пожары начались при Горбачевско-Ельцинской России, когда ликвидировали надзорные службы в тайге Сибири.
     16:46 24.08.2024 (1)
 Не пишите ерунды. Существует даже специально слово для пожаров  в тайге: пал. Это слово я помню с дальневосточного детства триста лет тому назад! ))
 Пожары возникают вне зависимости от человеческой деятельности.  Удар молнии - и пожар не остановить.

 Лень искать, но помню, как космонавты из космоса оценивали размер пожара в Сибири. Тогда Горбачев  и Ельцин были в КПСС детьми - штаны на лямке.
     18:21 24.08.2024 (1)
Опять неправду говорите! Пал, это когда пожар идет сплошной огненной  стеной. и остановить его практически невозможно. Тогда ему навстречу посылают другой пал. И  пожары сами себя ликвидируют.  Инче   надо ждать, когда все само собой выгорит. А  виновник пожаров - человек. Особенно сейчас при бездействующей власти. От молний пожары бывают редко-редко.
     18:45 24.08.2024
  Если люди дотянутся - то  посылают навстречу другой пал. А если пожар в тайге, вдали от жилья людей - поди рассчитай правильное направление встречного пала! ))

  Неужели непонятно: даже если поверить Вам, что пожары в тайге рукотворны, то раньше никто и никогда не  засыпал у горящего костра и  искры от него порывом ветра не поджигали пожар? Или плохо потушенный костер не был  источником пожаров? Или даже окурок , брошенный в сухую траву,  не мог  стать причиной  пожара?  ))
 Или раньше за каждым человеком след в след шагали пожарники, лесники и тушили  все опасные возгорания?  )

 Смешней этой фразы  мало что читала:

И лесных пожаров при СССР в Сибири не было.




   Цитата:  Лесные и торфяные пожары в СССР летом 1972 года охватили более десятка областей в центральной части страны на площади в 1,8 млн гектаров. Засушливое лето способствовало тому, что возникло более 40 тысяч лесных пожаров. В тушении пожаров принимало участие около 360 тыс. человек. 1972 год был с повышенной солнечной активностью, дефицитом снега, весенней влаги и отсутствием дождей весной и летом (с) 

 Еще цитата: 
Так вот, тайга в СССР горела практически каждый год. И это явление никак с социально-экономическим строем, типом режима и формой правления уж точно не связано.

В 1985-1987 гг. я проходил службу в Войсках ПВО Страны на территории Иркутской области. Наши "точки" ПВО были упрятаны в тайге. И каждое лето нас, солдат, бросали на тушение этих самых лесных пожаров. Разумеется, потушить тайгу — а леса выгорал тысячами и тысячами квадратных километров — не было никакой физической возможности. Поэтому наша задача заключалась лишь в том, чтобы оградить от огня расположенные в тайге объекты ПВО, дабы самим не сгореть, вместе со всеми нашими сооружениями и техникой, в пламени лесного пожара. (с)

https://von-hoffmann.livejournal.com/318430.html

 Михаил Николаевич, хватит смешить фабулян.  

     14:25 23.08.2024 (1)
Слов нецензурных нет.
     13:44 24.08.2024 (1)
Нет наких слов? Купите словарь матерных выражений, который вышел в девяностые годы тиражом в 500 тысяч экземпляров. Да и в интернете этот словарь есть.
     15:07 24.08.2024 (1)

В смысле мало.
     18:24 24.08.2024
Одному мало, другому много. На вас не угодишь.
     18:17 22.08.2024 (1)
Поражает грандиозность замысла!
Спасибо что рассказали об этом.
     19:38 22.08.2024
Да-а, были когда-то и мы рысаками...
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама