Заметка «8 сентября - Сретение иконы Владимирская» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О религии
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 82 +1
Дата:

8 сентября - Сретение иконы Владимирская

8 сентября Сретение Владимирской иконы Богоматери
8 сентября Сретение Владимирской иконы Богоматери
       По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

        Владимирская икона многажды спасала Россию от бед и напастей, потому в честь чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в Русской Православной Церкви установлено больше всего праздников: 21 мая (3 июня) — в память о спасении Москвы от нашествия Мухаммед-Гирея в 1521 г., 23 июня (6 июля) — в память о спасении от нашествия Ахмата в 1480 г. и 26 августа (8 сентября) — в память о спасении от нашествия Тамерлана в 1395 г.

        Владимирская икона Божией Матери – главная и самая чтимая из всех русских икон. На этой иконе Богоматерь с младенцем Христом на руках изображены в иконографическом типе Умиление – умильно прильнувшими друг к другу. По церковному преданию икона писана Святым Евангелистом Лукой. В Киев из Константинополя образ был доставлен около 1131 г. и помещен в женский Вышгородский монастырь под Киевом.

        Особое почитание этой чудотворной иконы Богородицы началось при великом князе Андрее Юрьевиче Боголюбском (ок. 1110–1174). В 1149 году сын великого князя Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич, стал удельным князем города Вышгорода. В 1155 году князь Андрей Юрьевич без согласия отца решил покинуть свой удел и уехать в Ростово-Суздальскую землю. Князь был человеком боголюбивым, и потому стал он расспрашивать об иконах, которые мог бы взять с собою в дорогу. Тут ему и рассказали об иконе Пресвятой Богородицы из Вышгородского монастыря, которая до того уже трижды сходила с места: впервые, когда вошли в церковь и увидели ее посреди храма, то поставили на другое место; во второй раз видели ее, обратившуюся ликом к алтарю, и потому поставили в алтарь; в третий раз видели ее, стоявшую вновь отдельно вне престола. Услышав о таких чудесах, князь Андрей Юрьевич пришел в церковь и, узрев икону, полюбил ее всем сердцем. В молитве перед иконой, он смиренно просил Богородицу быть заступницей и посетить “новопросвещенных людей” в Ростово-Суздальских землях, которых князь полностью отдает под власть Богородицы. “Да будут все в Твоей воле”, — такими словами закончил он свою молитву. А когда отправился князь в Ростово-Суздальское княжество, то икону из Вышгородского монастыря взял с собою.

         По мере продвижения в ростово-суздальские земли, Андрей Боголюбский все больше убеждался в правоте своего выбора, доказательством чего послужили многочисленные чудеса, совершенные иконой по дороге. А главным чудом стало явление князю Божией Матери. Произошло это так. В десяти верстах от города Владимира лошади княжеские, везшие икону, вдруг остановились и более не шли вперед. Конюхи запрягли новых лошадей, но и те не двигались с места. Во время ночной молитвы князю Андрею явилась Богородица и объявила, что Ее икона должна быть в городе Владимире. Так князь понял, что столицей его княжества отныне будет город Владимир.

         Обосновавшись во Владимире, Андрей Юрьевич построил в честь Божией Матери Успенский собор, а саму икону окружил особым почитанием. Собору была выделена “десятина” “в торгах и стадах”, а также села и слободы “с данями”. В летописи особо подчеркнуто, что это был каменный собор, в отличие, видимо, от дубовой церкви, построенной Владимиром Мономахом в Ростове. Андрей Юрьевич считал эту икону и вообще Божию Матерь покровительницей своего княжества. Икона была украшена князем более чем 30 гривнами золота, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. С тех пор эта икона получила свое имя, под которым вошла в историю — чудотворная Владимирская икона Божией Матери.

         Андрей Боголюбский видел во Владимирской иконе державную заступницу создаваемой им новой столицы Северо-Восточной Руси. Именно вокруг Владимирской иконы на Северо-Востоке Руси начинает развиваться и особое почитание Пресвятой Богородицы, столь характерное для русского православного сознания. “Как Бог сотворил солнце, не на одном месте поставил его сиять; в своем движении оно всю Вселенную лучами освещает, — так и этот образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, – писали древнерусские книжники, – не на одном месте чудеса и дары исцеления источает, но, обходя все страны, весь мир просвещает и от недугов исцеляет”.

         Вообще, согласно преданию, Пресвятая Богородица оказывала Свое покровительство двум доставшимся ей земным уделам — Иверии и горе Афон. Под Ее покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов благодаря заступничеству Божией Матери. Особенно стало почитаться чудо, совершенное в 910 году, — Богородица явилась во Влахернском храме Константинополя, простерла над верующими белый покров (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий.

         Религиозно-философский смысл этого чудесного явления оказался более чем значительным. С тех пор Покров Богородицы становится сначала местным, а затем и общеправославным символом Божией Матери как защитницы мира. Ведь Богородица рассматривалась как главная Заступница за людей перед Господом, покрывающая Своим Покровом все истинное христианство. Через чудотворные иконы или собственными явлениями Богородица показывала людям Свою волю, и Сама решала, кто должен быть под Ее защитой. С принятием христианства почитание Божией Матери сразу же утверждается и на Руси. Владимир Святой посвящает Пресвятой Богородице главный храм Киева (известный также как Десятинная церковь), а в память о торжестве по случаю освящения храма устанавливает праздник — первый христианский праздник собственно Русской Церкви (отмечался 11 или 12 мая ежегодно). В числе первых икон, вывезенных Владимиром из Корсуни, были три иконы Божией Матери, получившие позднее прозвание Корсунских. В честь Успения Богородицы был освящен и главный храм Киево-Печерского монастыря — Великая Успенская церковь. Причем, согласно преданию, Богородица Сама явилась греческим зодчим, построившим позднее этот храм, со словами: “Хочу церковь воздвигнуть Себе на Руси, в Киеве”.

         В XII столетии именно князь Андрей Боголюбский придавал огромное значение утверждению почитания Божией Матери во Владимирской земле. Вдохновленный видением Божией Матери, князь повелел написать икону, изобразив Пречистую такой, как Она явилась ему. Эта икона стала называться Боголюбской иконой Божией Матери. А на месте явления Богородицы князь Андрей основал церковь и монастырь в честь Рождества Богородицы, где и хранилась вновь написанная икона.Тогда же по велению князя Андрея Юрьевича было написано “Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери”. В этом “Сказании” и утверждается, что Сама Пресвятая Божия Матерь, по воле Божией, устанавливает над Русью Свое особое покровительство. А это значит, что Русь, тоже подпадает под благодатный Покров Пресвятой Божией Матери и становится Третьим Домом Богородицы на Земле, наряду с Иверий и Афоном. И знаменательно, что, по преданию, именно Андрей Боголюбский установил на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который стал отмечаться ежегодно 1 (14) октября. В честь нового праздника князь основал храм Покрова Божией Матери на Нерли — истинную жемчужину древнерусского зодчества. Вскоре праздник Покрова Богородицы вошел в круг Двунадесятых праздников Русской Православной Церкви. Более того, он отмечался и отмечается как один из главных православных праздников только на Руси. И Богородица являла все новые знаки Своего покровительства Владимирской земле и ее князю. Так, именно новым чудом от Владимирской иконы Божией Матери современники объяснили победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В последующие столетия Владимирская икона не раз являла чудеса спасения Русской земли от многочисленных врагов.

В 1395 году над Русью нависла очередная беда. К русским границам подошли полчища среднеазиатского правителя Тимура. Это был уже известный на весь мир завоеватель, покоривший Хорезм, Персию, государства Закавказья и создавший свое государство со столицей в Самарканде. В Европе Тимура звали Тамерланом, а на Руси — Темир-Аксаком, то есть “Железным Хромцом”. Дело в том, что в одном из сражений он был тяжело ранен в бедро и остался хромым, откуда и появилось это его прозвище.

В 1389 году Тимур начал войну с золотоордынским ханом Тохтамышем. И вот в 1395 г. Тимур пришел к русским границам, разорил г. Елец. Василий Дмитриевич с войском вышел из Москвы и встал на берегах Оки. Но не было уверенности, что русское войско устоит в битве.

И тогда митрополит Киприан решил обратиться к помощи Пресвятой Богородицы. Из города Владимира в Москву привезли чудотворную икону Владимирской Божией Матери. 26 августа 1395 г. множество народу с молитвами и благодарственными песнопениями встречали икону у стен Москвы, восклицая: “Матерь Божия! Спаси землю Русскую!” Икону с крестным ходом с молебнами внесли в Кремль и поставили в Успенском соборе. И произошло чудо! В тот самый день и час, в который принесена была в Москву икона Богородицы, Тимур неожиданно отступил от границ Руси.

Вот как об этом рассказывает летопись: “Темир-Аксак стоял на одном месте уже две недели. И в тот самый день и час, в который принесена была в Москву икона Пречистой, охватили его страх и ужас, словно от некоего воинства, идущего из Руси. Испугался он и ушел в свою землю. Так проявилось милосердие Божие и Пречистой Его Матери, скорой помощницы всему роду христианскому. Услышав об этом, великий князь и все христиане воздали хвалу Богу и Пречистой Его Матери, а на том месте, где встретили чудотворную икону, поставили церковь в Ее имя и устроили монастырь и установили праздновать память сего чуда 26 августа”.

На Руси отход Тимура связали с заступничеством Божией Матери. Рассказывали, что Тимур увидел во сне великую гору и с вершины ее идущих многих святителей с златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную и благолепную Жену, с тьмами молниеобразных воинов, которые все устремились на Тимура. На храброго “Железного Хромца” нашел жуткий страх и он “убоялся воевать Русскую землю”. “По Божией благодати неизреченной милости, молитвами Святой Богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксак-царь возвратился назад…”, — записал древний летописец.

День 26 августа стал церковным праздником — Сретения (встречи) иконы Владимирской иконы Божией Матери, в память спасения Москвы от нашествия Тимура. Монастырь, основанный на месте встречи Владимирской иконы, назвали Сретенским, который и сейчас стоит в Москве на улице Сретенке.

В том же 1395 году Тимур победил хана Тохтамыша, сжег Сарай, затем разгромил Азов и г. Кафу в Крыму (ныне –

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама