«На Lada Aura пересядут председатели комитетов и комиссий ГД. В их числе — председатели комитета по контролю, по малому и среднему предпринимательству, по труду, социальной политике и делам ветеранов, а также глава Комиссии по Регламенту и обеспечению деятельности Государственной Думы», — говорится в сообщении портала.
В связи с этим решением вспомнилась давняя история, как 27 лет назад российских чиновников пробовали пересадить на отечественные автомашины и что из этого вышло.
Президент России Ельцин попытался пересадить чиновников из иномарок на «Волги» и «Жигули». Идею«пересадки»предложил бывший губернатор Нижегородской области Борис Немцов.
«Когда я переехал в Москву, обилие иномарок вызвало у меня шок», — объяснял он потом. Немцов сумел убедить Ельцина, что «так дело не пойдет» и тот подписал соответствующее распоряжение.
Никто в эту авантюру не поверил — дело было просто в лоббизме. Крупный госзаказ должен был поддержать Горьковский автозавод, который находился в Нижнем Новгороде, где совсем недавно «хозяином» был Немцов. В то время у ГАЗа не было конкурентов.
Если бы в начале 90-х государство продолжало инвестировать в ЗИЛ и ГАЗ, а не кинулось скупать для губернаторов и министров престижные иномарки, из этой затеи вполне могло уже к 1997 году получиться что-то путное и рентабельное.
Но так как этого не произошло, пришлось включать лоббизм. Немцов тогда решил подать личный пример и сам пересел на «Волгу». Правда, как говорят, под капотом его машины фактически была начинка от Mercedes.
Не стал отставать от Немцова тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков — в его автопарке появился «Князь Владимир», которого в те времена выпускал еще работавший АЗЛК.
На этом практически все и закончилось. Распоряжение Ельцин подписал, но сам поменять Mercedes на продукцию ГАЗа не пожелал. Официально это объяснялось требованиями безопасности к кортежу президента.
Министры, губернаторы и мэры решили, что им тоже совсем не обязательно выполнять распоряжение президента, раз он сам не поддерживает отечественный автопром.
Но народ хотел видеть новую власть если не в метро, троллейбусах и автобусах, то хотя бы в «Жигулях». Автомобильная эпопея закончилась спустя два года, когда Ельцин отменил свое знаменитое распоряжение.
С тех пор тема «чиновников на отечественных автомобилях» неоднократно поднималась, но по сути дела, на «Волгах» они так и не стали ездить.
В 2000-е годы отечественный автопром начал выпускать достаточно много различных иномарок — и транспортную проблему решили… негласным соглашением.
Владимир Путин, став премьер-министром, снова провозгласил «великую пересадку» чиновников из люксовых машин в 2012 году. Эта «пересадка» оказалась более успешной потому, что чиновникам разрешили ездить на иномарках, но отечественной сборки. Как замечали в Минэкономразвития, они «учли ошибки предыдущих подобных инициатив».
Сегодня большая часть автопарка госучреждений РФ состоит из машин преимущественно отечественной сборки. В автопарке Путина тоже появился отечественный Aurus.
Но это не значит, что все прошло легко. Многие власть имущие по-прежнему предпочитают люксовые авто, но не покупают их через госзакупки, а берут в аренду. Расходы в целом получаются весьма внушительные.
Сейчас Россия под санкциями, иностранные автопроизводители ушли или приостановили работу по сборке иномарок в стране. И на чем через год-два будут ездить чиновники, не очень понятно. Но не будем за них переживать — они точно пешком ходить не будут…
В далеком 2013 году я опубликовал ироническую прозу «Как я был президентом РФ». (https://proza.ru/2013/08/07/815).
Там есть такие слова:
«Очень мне понравилась статья, где говорится о служебном транспорте и охране. Оставили служебный транспорт и охрану мне, Председателю Правительства, Генеральному прокурору, Председателям Конституционного и Верховного судов. Все остальные: депутаты, министры, чиновники из Администраций и прочие «руководители и деятели» отныне будут пользоваться метро, такси, автобусом, трамвайчиком – чтобы быть рядом с народом – «плечом к плечу», и за проезд они будут платить из своего кармана…».
К сожалению, президентом РФ мне удалось побывать тогда только во сне…