Заметка « Вторичность русской литературы. Повышаем уровень знаний»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4
Баллы: 2
Читатели: 155 +12
Дата:
Предисловие:
 В который раз убеждаюсь в ложном пафосе убеждения  о самом лучшем образовании в СССР.

 Мне казалось, что понимание вторичности русской литературы  очевидно и всем известно.
 Ан нет!    Некоторые авторы убеждены, что русская литература возникла на пустом месте, возросла сама из себя.

 Вся современная европейская литература спокойно и уверенно признает себя продолжателями античной литературы.  Античность - фундамент, на котором развивается европейская литература, в частности.  Никого это не  огорчает и никто не противопоставляет  себя, не требует признать  уникальность  себя, как оригинала.

 Маленькое замечание: античная литература -  это  тоже европейская литература.  Созданная тогда, когда на месте современных европейских государств бегали полудикие племена нынешних носителей цивилизации.

России, как государства, в   античные времена не существовало  и в помине.  Хотя территория нынешней России не была совсем уж пустынной. Люди жили, но их развитие не  соответствовало культурам античности.

 Что меня огорчает больше всего? То, что  об этом понятия не имеют люди, считающие себя не просто причастными к русской литературе, но и мнящие себя ее продолжателями! 

 Слова о вторичности русской литературы для них оскорбительны и они со всем пылом  стремятся опровергнуть   мои слова.
 Господа! Бог с вами!  Моих знаний никогда бы не хватило для создания таких утверждений. Просто я много читаю.

 Раз вам незнакома эта тема, предлагаю  полностью не мой текст. В нем есть ссылки на дорогие всем русским имена литераторов, критиков, на известных в мировой культуре людей.

 Я взяла небольшую часть монографии. Если кто-то захочет прочесть ее полностью, ссылку дам.  Цитирую небольшую часть, читать "многа букаф" наши люди разучились. Устают. Не осиливают. Оттого и цветет наша агрессивная  полу-грамотность! 

 Во избежание политизированности  и глупых обвинений в русофобии, сообщаю: текст написан в 1996 году и не имеет никакого отношения к современной политике и даже современной власти.

Вторичность русской литературы. Повышаем уровень знаний

 Постмодернизм -  это и есть культура сознательной вторичности и цитатности, в которой русская  словесность, как известно, преуспела со времен Тредиаковского и Сумарокова. Отсюда и возникает грандиозное, на шестую часть света, пространство художественной подделки и издевки: все, что  возникает в России как   подражание Западу, одновременно обнаруживает вполне самобытную наклонность русского ума, его природную насмешливость, о которой писал Пушкин.  Все, что Россия берет чужого, она,  "очуждает" в самом акте усвоения, делает объектом легкой насмешки. "Уж не пародия ли он?" - замечает Пушкин о Евгении Онегине, первом по-настоящему самобытном русском литературном характере, "лишнем человеке", который оказался "москвичом в гарольдовом плаще".         Поначалу зависимость русской литературы от западной  воспринималась просто как более или менее успешное усвоение ее уроков, ученическое копирование, иногда даже сравнимое по выполнению с оригиналом. Если Сумароков, российский "Вольтер", еще не дотягивал до своего учителя, то Жуковский, российский "Шиллер", уже мог соперничать с учителем по крайней мере в жанре баллады,  в сладкозвучии стиха. Но если к подражанию прибавляется,  как  у Пушкина,  игровая установка, пародийное намерение, то можно в этом "подражательстве" увидеть и особый, ранний "постмодернистский" тип словесности. Понимающий толк в поэтике цитаты и комментария, Дмитрий Галковский пишет в своем романе-трактате "Бесконечный тупик": "Байроновское сатирическое остранение помогало Пушкину овладеть чуждой темой, адаптироваться к ней, органично включить в свое "я" чужеродное начало. Отсюда уже несерьезность русской литературы, ее "недобротность". И ведь все наследие Пушкина, все сюжеты его заимствованы. Таким образом, персонажность, опереточность уже была заложена в русской литературе." (8)         Гораздо раньше Галковского об этой "недобротности", "несерьезности" Пушкина  писал  предтеча российской эстетики постмодерна Андрей Синявский: "Пустота - содержимое Пушкина. /.../...Пушкин нарочно писал роман ни о чем. В "Евгении Онегине" он только и думает, как бы увильнуть от обязанностей рассказчика. Роман образован из отговорок, уводящих наше внимание на поля стихотворной страницы... /.../ Роман утекает у нас сквозь пальцы... он неуловим, как воздух, грозя истаять в сплошной подмалевок и, расплывшись, сойти на нет - в ясную чистопись бумаги". (9)  Иными словами, не только действительность в русской истории заменяется знаками действительности, но и  сочинительство в русской литературе заменяется знаками сочинительства, выступая как увлекательная игра в  "замысел", "сюжет", "характеры", "идеи", "коллизии" и прочие атрибуты литературы. Если в советскую  эпоху  было принято думать о "Евгении Онегине" как о первом произведении критического реализма, то теперь, в интерпретациях Синявского и Галковского, оно может быть осмыслено как первое литературное создание российского постмодернизма. "Евгений Онегин" есть деконструкция жанра романа и  демонстрация  разнообразных стилевых приемов, знаковых сцеплений, как бы отсрочивающих и постепенно сводящих на нет собственно романную тему и содержание, так что пределом этой деконструкции выступает исчезновение самих знаков,  их свертывание в многозначительные точки якобы пропущенных, а на деле не написанных строф, и далее - "чистопись бумаги".         Как следствие "псевдоморфозы", Россия оказалась невероятно чувствительной к призракам  чужих культур, стала давать им плоть и кровь. Более того, само свойство "гипер-реальности" предполагает концентрацию заимствованных  качеств по сравнению с их историческим подлинником. Нигде, даже у себя на родине,  европейские имена не звучали так звонко, не отдавались таким долгим раскатистым эхом, как в России: Вольтер, Байрон, Гегель, Маркс... Нигде так не сгущались, претворяясь подчас в пародию на самих себя, идеи европейского просветительства,  прогресса, научности, материализма, атеизма,  нигилизма, коммунизма. Свойство вторичности - усиливать черты подлинника, поскольку он берется не как часть более обширной и сложной действительности, где он сплетен со многими другими явлениями, а как вырванный из контекста знак самого себя. Например, "идея научности" может быть карикатурно развита в самодовлеющий догмат, вроде "научного атеизма", "научного опровержения бытия бога", ничего общего не имеющий с научностью, как она понималась на Западе, например, у Паскаля,  считавшего, что "ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе".  (10)  То, что на Западе было действительностью, в России превращалось в  умственные квинтэссенции, в соответствии с давним наблюдением Чаадаева:  "То,  что у других составляет издавна самую суть общества и жизни, для нас еще только теория и умозрение". (11) Правда, дело не ограничивается теорией - она сама становится руководством к действию и с огромной практической  энергией порождает некую вторичную, насквозь умышленную реальность. Абстракция западной действительности переходит в российскую действительность абстракции, образуя гротескное  идеобытие.         Да и  сама идея  Запада, как целостного культурного образования, обретает вторичную реальность лишь в России. Русские западники, наслышанные о Западе,  не обнаруживают его на самом западе, где есть Германия, Франция, Испания и другие страны, но не Запад как таковой.  Запад как идея, во всей своей опьяняющей галлюцинаторной яркости, существует только в России и воплощается во множестве "как бы западных"  гипер-событий и гипер-обычаев, которые  представляют искусственную квинтэссенцию "западного", одновременно гиперболу и пародию. Западная жизнь, какой она проникает в Россию,  имеет мало общего с жизнью на самом Западе, хотя и резко отличается от обычного российского уклада. "Инофирмы", "иномарки", в какой бы области ни появлялись: экономика, быт, развлечения, - это вовсе не отраженный блеск, не второсортная имитация Запада, а какой-то особый, третий способ существования - шик, блеск, угар, которого не встретишь на Западе, даже среди самых состоятельных слоев. Это соединение русской призрачности, тоски и порыва в никуда с западными материальными возможностями, - все эти клубы миллионеров, ночные киносеансы и увеселения, таинственные ассоциации для богатых и знатных,  озера шампанского и горки устриц,  "ананасы в шампанском", театральные шоу и ужины в компаниях известных артистов и артисток, буйные презентации с ослепительными вспышками юпитеров и пьяным лепетом сатурналий. Этот дух брожения,  это щекотание нервов возможны только в России, на фоне окружающего убожества, бедности, пустоты,  - в рискованном обособлении, чтобы кто-то хотел жадно подглядывать в щелочку, обреченный остаться вовне, на морозном крыльце, под пронизывающим ветром. В России  любые признаки Запада - привезенные оттуда автомобили, джинсы или хотя бы только ремешки и пуговицы - пронизываются трансцендентной радостью и одновременно  тоской, как все зовущее и недостижимое. Все это "оттуда", и потому любая вещица начинает обрастать гаммой каких-то почти религиозных переживаний. Она в России и блестит как-то ярче, чем в обычном своем западном свете, где ее трудно отличить от столь же стереотипно яркого фона.  Это яркость галлюцинации, которая  нуждается в темноте, чтобы блистать - и сразу тускнеет и скучнеет  на обычном дневном свету. Никогда на Западе я не видел столь дорогих, изысканных, изящных, чудесно скроенных, завораживающих вещей, как те западные костюмы, автомобили, бумажники, телефонные аппараты, которые изредка попадались мне в России. Такого Запада на западе нет, он есть только в России, и этот российский "гипер-запад" есть уникальная, единственная в истории форма существования, когда имитация другой культуры становится способом трансценденции своей культуры. Нет на свете  цивилизации более пьянящей и порочной, прелестной и гибельной, чем архипелаг Запад на территории России. 


Михаил Эпштейн 
Реклама
Обсуждение
03:52 07.01.2025(3)
Если быть правдивым до конца, то следует признать, что до Петра Великого в Московии (Россией она стала тоже при Петре) не было: художественной литературы, газет, балета, оперы, театра, изобразительного искусства, Академии наук, флота, кофеен, табака и ассамблей (танцевальных вечеринок) и проч., и проч., и проч... А в Европе всё это давным-давно было. И это - факт! Ну, а раз так, то, как ни крути, а Россия - ВТОРИЧНА в культурном отношении после Европы. Что делать, если это именно ТАК! Больше того, при большевиках заимствование от Запада не только не уменьшилось, но усилилось! Вся сталинская индустриализация - это заимствование технологий вместе с инженерами. Да, пахали на стройках свои, местные, но на этом "НАШЕ, ОСОБОЕ" заканчивается. Даже мороженное "Пломбир" и "Эскимо" (САМОЕ СОВЕТСКОЕ! ) Анастас Микоян привёз вместе с линиями по их изготовлению из США! Советские кино и музыка были, в их массе, подражаниями, а порой и наглым плагиатом с западного! Все рыдали от мелодий гранда советской музыки - Микаэла Таривердиева ("17 мгновений весны"), а он тупо крал и Мишеля Леграна!   И т.д.. и т.п! На эту тему есть тонны роликов на Ютьюбе, но его в РФ сейчас придушили.


11:23 07.01.2025(2)
Борис, за что Вас на кичу отправили?
Странно, вы корректны и терпимы к чудакам.
Насчет "вторичности" именно РУССКОГО. тема риторическая.
Что-то Запад у нас берет, что-то мы.
Естественный процесс взаимоотношений  сообщества людей на ОДНОЙ планете.
Идея многополюсности, противопоставления одних культур против других - дурь политиков, желающих нарисовать красны, радужные линии и черточки в УГОДУ лично   себе.
Кто это   раскручивает действует определенной кучке людей, да и только.
13:14 07.01.2025(1)
1
Вообще-то, МНОГОПОЛЮСНОСТИ в природе нет и никогда не было - только БИПОЛЯРНОСТЬ. Запад, по моим наблюдениям, вполне сознательно и постоянно организует именно такую схему взаимоотношений на планете: ПЛЮС - МИНУС. Это даёт постоянную борьбу, а борьба даёт продвижение вперёд. А чуток забанили меня тоже из-за борьбы - моей ХРОНИЧЕСКОЙ и ПОЖИЗНЕННОЙ борьбы со всяческим злом.
13:39 07.01.2025
1
Согласен, Борис, насчет биполярности.
11:36 07.01.2025(1)
2
 Опять двадцать пять! 
 Где Вы увидели ПРОТИВОпоставление? 
 История, реальная история  - это противопоставление или констатация фактов?
 Сто раз писала: в Европе первый университет открыт в 11 веке, в России - в 18.  
 Какое противопоставление Вы видите в этом  факте? 
 И отсюда по логике: могли развиваться отечественные культура, наука, техника, если никто никого ничему не обучал?
 Только в 20 веке образованные россияне стали пополнять европейские университеты в качестве преподавателей, это были эмигранты. До этого  образованные  европейцы  за деньги завозились в Россию, для  создания образования, науки, техники, медицины и т.д.
12:29 07.01.2025(1)
Начали "за здравие" - с литературы, Галина, а перешли на "за упокой" - "констатацию" российских фактов в общем.
И это только обсуждение  всего лишь трех слов - вторичность русской литературы.
Чувствую, сейчас начнет "бой" за то, что России вообще не существовало. Ее иудеи придумали, чтобы за любовь деньги не платить.
Ортодоксальность, фанатизм любви к одной идее, нации  хорошие чувства и эмоции не рождают.
12:37 07.01.2025(1)
1
 Отдыхайте, Леонид!  И закусывайте!
  Берегите желудок, печень  и мозги.
13:36 07.01.2025
Все, Галина? Выдохлись? На Лялина перешли?
09:57 07.01.2025
1
 И культура, и наука, и образование, и техника - всё это привезено из Европы.
 Это факт, который оспаривают только полоумные  апологеты русского рунического письма и прочие плоскоземельцы. Одна своеобразная дама на Фабуле  несет полную дичь о том, что русский язык произошел из иврита. То есть русский - это испорченный иврит! 

 Ничего обидного в заимствовании нет!   Нельзя воровать, а учиться, покупать патенты, платить за обучение - совершенно правильно.
Как пример: живут два человека. Один пошел учиться, получил профессию, работает на современном предприятии и живет в  доме с благами цивилизации.  А  другой сидит в лаптях на лавке  в избе, топящейся по-черному, и гордится своим незамутненным  происхождением.

 Учиться НЕ СТЫДНО!  Это самый главные тезис, который оспаривают мои оппоненты, сами того не понимая.

 Тупость самодовольства а мы и сами с усами -  ведет в цивилизационный тупик.  ЗАЧЕМ это нужно кому-то? Почему бессмысленное бахвальство         ограничивает прогресс?

 Мы обсуждаем  краешек огромной проблемы.  Не хочу формулировать ее -  не вижу смысла.
05:57 07.01.2025(1)
1
Дунаевский, вроде бы, больше всех преуспел в плагиате. 
10:13 07.01.2025(1)
1
 Я не музыковед, не могу сама анализировать и утверждать факты воровства.  Принимаю на веру "подвиги" Дунаевского.
 Пишут много и не комплиментарно о Крутом. По-моему он   плавает в латино-америнском музыкальном море.

 Мне кажется, что воровство в музыке - самое большое. Хитроумные плагиаторы придумали "отмазку": В  музыке всего  семь нот".
 Измени темп,  размер и    под любой чужой темой можно ставить свою подпись.  Конечно я упростила, но суть  в этом.

 Но я писала не о воровстве. Подражание в искусстве -  это  важнейший этап ученичества, и только потом появляются авторские находки и открытия.

 Пушкин, Лермонтов подражали Байрону. Но  "русское поле" творчества породило  свои  характеры.
13:45 07.01.2025(1)
1
Очень хорошее видео есть о музыкальном плагиате.
14:57 07.01.2025(1)
  Отличный ролик. Знаете, что мне кажется? В СССР не было права собственности. И СССР где мог там и цап-царапал всё что мог за пределами страны.
 Потому плагиат музыки не рассматривался как преступление. Так,  милая шалость. А воришки получали огромные, по меркам СССР, деньги за авторство. Как раз композиторы песенники и поэты песенники имели право собственности и пользовались им себе на радость, врагам на зависть.

 Цап-царап и поныне  скрепа. Газманов тоже  великий композитор. И не только он...  Про песенку Шамана уже выяснили.)
16:10 07.01.2025(1)
1
Наверно, ещё и закрытость общества помогала. С "Маршем весёлых ребят" Дунаевский прокололся чисто случайно. Вообще толерантность советского общества по отношению к воровству хорошо ещё в фильме "Цирк" показана. Стащили у буржуев идею циркового номера - молодцы, валюту для страны сэкономили. Если бы воровство считалось чем-то стыдным и предосудительным, то такого сюжета в пропагандистском фильме не могло бы быть.
16:52 07.01.2025(1)
1
 Точно.  Никто никуда не выезжал из страны, а потому  опасности   разоблачения воровства почти не было.

 Вот самый страшный момент:  народ развратили убеждением, что воровство не преступление, а удальство.

  Мораль подверглась коррозии. С 1917 года  закон был заменен пролетарской целесообразностью.

 Всё это звенья одной цепи. Отсюда и  милая шутка поздне советских времен: что охраняем, то и  тащим. 
17:25 07.01.2025(1)
1
Ну, в общем, да. Сперва надо экспроприировать экспроприаторов, потом обмануть буржуев ради торжества идеи. В результате, мораль  размывается. Тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость.
Хотя, я не знаю, может быть, что-то с моралью произошло ещё раньше. Почему марксовы идеи бродили себе по Европе, но нигде не выкристаллизовались в идею тотального грабежа, кроме Российской империи.
17:49 07.01.2025(1)
 Россия не изжила "прививку" Орды. 
 Как именовал себя помощник Петра Первого, его правая рука, при обращении к шефу? "Недостойным Алексашкой". 
 В этот время европейские короли становились жертвами заговоров своих дворян. Подкупали их, интриговали, были если не равными, то уж никак не  властителями их душ.

Павел Первый повторял: "Дворянин в России лишь тот, с кем я говорю и пока я с ним говорю". Во как! И ничего! Все покорно кланялись. А если его  убили, то не за такое отношение к дворянам. Шерше ля фам! )

 То есть  для высшего чина  нижестоящий  вообще не человек!   
 Как сейчас говорят: кто первым халат надел, тот и врач! То есть снесли царя, и власть схватил тот, кто нахальней,   кто громче заорал.  
 Либералы 1917 года   не имели опыта  брать ответственность на себя.  Мне кажется, что каждый ждал команды.  И тут выскакивает фанатик и  кричит, что  власть теперь принадлежит ему!

 Все с той или иной скоростью выстроились по ранжиру.
 А "великая" армия России вдруг не смогла одолеть банды не пойми кого! Почему? Потому, что тоже нарушено единоначалие.

 Ну не может российский человек противостоять начальству. И не приучен брать полноту ответственности на себя.
 А что было за душой т.н. большевиков? Ничего кроме прочитанного "Капитала".  На его основе и сотворили идеологию. На живую нитку.
 Потому эта идеология и государство, построенное на ее основе, рухнули в три дня бескровно и без защиты со стороны тех, кто вчера клялся в верности КПСС.
  
 
18:39 07.01.2025(1)
1
Да, всё так, только дело мне кажется, не в раболепии или не в нём одном. Раболепие в РИ было средним между западным и восточным. Скажем, к султану Османской империи спиной не мог повернуться никто, даже его собственный сын, надо было пятиться. К персидскому шаху - тоже вроде. Но турки и персы ведь не стали у себя строить коммунизм. У низ какие-то свои принципы, пусть нам неблизкие, но достаточно твёрдые.
Тут больше какая-то лёгкость в переосмыслении реалий и предательстве прежних идеалов. Народ РИ  достаточно легко смирился с властью большевиков. Воцерковленные (гораздо более религиозные люди, чем нынче) легко смирились с разрушением храмов и насаждением атеизма. Если где-то бузил, то, в основном, доведённый до ручки. 
А вот за доброе имя бывшего вождя народов не вступился вообще никто. 
Как и за идеалы коммунизма. 
19:55 07.01.2025(1)
 А потому, что в России христианство так и не  победило.   Из литературы мы знаем о большом уважении к католическим священникам, к реформаторам тоже народы относятся с пиететом. А к попам?  Пушкина читаем и молчим.  Язычество упразднили, а христианство  не смогло завоевать недоверчивых россиян. Кроме того, европейцы - они  народ дисциплинированный. А в русском языке есть непереводимое слово воля. Русские, точнее россияне,  не упорядоченные какие-то. У меня есть версия - это от немыслимых просторов.  Россиянин знал всегда: прижмут тут - уйду в глухие места, фиг найдут.  Казаки тому пример. Умудрились чуть ли не нацией стать, так обособились. А кто это? Да беглые. Но какая масса?  Это же не шутка

Отсюда отношение к любой идеологии. Тем более такой новомодной для народа, как большевизм. Увидели ведь сразу: вранье! Где земля народу?  Потому и отношение сразу же сложилось глубинное недоверчивое. А когда "умер Максим, так и фиг с ним!"
20:23 07.01.2025(1)
Может быть. А ещё загадочная душа, которая похожа на необязательность и похмельную депрессию в одном флаконе. 
20:34 07.01.2025(1)
  Загадочность - это  не народное качество. Это литературная придумка. Скорее всего Достоевского. Ведь до Тургенева не было понятия "тургеневская барышня". А после его произведений - появились и расцвели - хоть косой коси! )

А ведь по сути: что загадочного - пришибить  старушку, а потом раскаиваться?   Тут ведь тоже глубинный смысл в отсутствии  христианского сознания.  Было бы оно - не страдал бы Раскольников и не препарировал свои действия под микроскопом, а  пошел к священнику, исповедался,  выполнил то, что положено и свободен!  )

Достоевский нагородил семь верст до небес, европеец читает и ужасается неисповедимости русской души!  Как будто все русские топорами крушат старушек! )
21:24 07.01.2025(1)
А Жуковский придумал имя Светлана (точнее, подхватил у другого поэта) - один вред от этих литераторов. 

А я вот атеистка в четвёртом поколении, а на бабушек с топорами не охочусь. 
21:30 07.01.2025(1)
 С подозрением: а на дедушек не покушаетесь? 

Вы отважная дама, атеизм исповедают очень  сильные и храбрые люди.
22:51 07.01.2025(1)
Не, дедушек тоже не обижаю.  Максимальное злодейство, на которое я способна - скормить живую личинку большого мучного жука моему любимому мышу Котлетке. 

Зато атеизм даёт свободу. 
23:37 07.01.2025(1)
 Я тоже  свободна. Я верю так, как считаю нужным. Мне не нужны посредники. Все попы, раввины и муллы пусть будут здоровы, но без моей помощи.

Мыши живут мало? У знакомой был крыс. Умный собака! Собака - это обзывательство. Звали его Тимофей. На имя отзывался. Но  жизнь у них два года, если не путаю. Жалко, только привыкнешь....
00:12 08.01.2025(1)
Мыши живут не мало, они живут быстро 
00:26 08.01.2025
 Красиво.  Запомню это выражение.
20:02 06.01.2025(2)
3
Михаил Эпштейн - большая умница; раньше (до того, как накрылся ютуб) смотрел его интервью, программы с его участием. Но... дело в том, что больших умниц много. И у всякого - свои идеи. 
Определение "вторичность" по отношению к русской литературе не нравится многим (и мне, в том числе), потому что употребляться оно может двояко: а) в смысле хронологического порядка (против чего не поспоришь: так древенеримская литература является вторичной по отношению к литературе древнегреческой, но отказаться от Ювенала в пользу Каллимаха было бы как-то странно) и б) в смысле подражательности, фальшивости. Вот с этим вторым значением согласиться трудно. Есть ли вообще вторичные литературы в этом смысле?.. Неужели аргентинская литература в форме Борхеса и Кортасара вторична по отношению к испанской в форме Кеведо и Сервантеса?.. Да, собственно, и в отрывке Эпштейна речь идёт не о подражательности, а просто о переосмыслении в русской литературе, скажу шире (тем более, что и сам Эпштейн по ходу дела расширяет сферу)  - в русской культуре - достижений западной мысли. Вот и всё. Но это не свидетельствует ни о подражательности, ни о поддельности русской литературы ли, культуры ли.
Между прочим, тем дольше я читал текст Эпштейна, тем больше во мне возникало ощущение вот какого свойства. Автор, находясь в русской культуре, с её (т.е. русской культуры) точки зрения противопоставляет вот этот самый "Запад" и Россию, и, в конце концов, сам же попадает в объятья собственной иронии. В самом деле, а так ли он уверен, что, будь он, скажем, представителем культуры венгерской, он не стал бы точно так же противопоставлять венгерскую культуру и культуру отличного от неё "Запада"?.. Ведь если для нас австрийцы и немцы - на одно лицо (как, если обратиться к хрестоматийному в этом отношении примеру - Востоку, китайцы и японцы), то это отнюдь не так для самих немцев и австрийцев.

Отдельное замечание.
Сарказм А.Шаламиной относительно Синявского мне не понравился.
Во-первых, я не думаю, что ей вообще известны имена отечественных пушкинистов. Во-вторых, если и известны, то "нужно чётко понимать", значение многих из них, сиявших в советские времена официальным светом (как Дм. Благой, например, чьи монографии были обязательны к изучению на филфаках), к настоящему времени совершенно умалилось. Значение же Андрея Синявского ничуть не меньше, чем его предшественников Цявловского или Бонди, например.
11:26 07.01.2025
Согласен, Александр. С Рождеством Вас, здоровья, мирного неба над головой и отсутствия нашей "вторичности".
20:36 06.01.2025(3)
 Да Бог с ней, с Шаламиной...  Не на что тратить слова... Она - не худшая,  а имя им - легион. Что люди знают о Синявском, об Эйдельмане? 

 Для меня было удивлением, что в начале нашей эры,  в первом-втором веках, в Риме был зал, где были представлены  бюсты писателей. Не помню точно число, но оно исчислялось  СОТНЯМ! По-моему триста с чем-то...

 Это были лучшие писатели того времени!  То есть была и масса так себе писателей! 

 ЧТО мы знаем о них? Вообще ничего!
 Все римляне знали греческий язык. На нем выражали самые  изысканные  мысли в поэзии, в политике, в учебе.

Без всякого сомнения римская империя имела "в фундаменте" греческую культуру. 
 Но и ДО греков была литература!  Пусть и в форме устных легенд, мифов.

 Ленин, который Ульянов, учил в гимназии греческий язык!  Латынь - вообще без сомнения учили все. И это была программа  гимназий вплоть до 1917 года! 


 Латынь была языком международного общения в 14-17 веках во всей Европе.
 Спокойно общались поляк с испанцем и французом.

 Говоря о вторичности русской литературы я имею в виду подражания наших всех Пушкина и Лермонтова Байрону. Ну куда от этого деться? 

 Не может на пустом месте появиться НИЧЕГО! В России не было ничего из того, что можно было бы признать корнями русской словесности. Что сохранилось? Даже сказки и то не дошли в первозданности, только в исправленном, упорядоченном виде.
Учить делать кирпичи приезжали европейцы в Россию дважды, один раз выучили, но умельцы вымерли и не передали знания. ПРишлось второй раз вызывать специалистов из Европы.

Это плохо?  Да никак.  Как сложилось - так сложилось.

 Разумеется русская литература имела свой собственный  колорит, даже перерабатывая европейскую культуру.  Именно об этом и пишет Эпштейн.
Наш Золотой и Серебряный века  внесли вклад в мировую литературу. При этом нельзя все же  сравнивать вклады итальянцев, немцев, англичан, французов с русскими.  

 Для примера нашим "патриотам": северокорейцы убеждены, что мировая культура основана на их литературе, музыке и т.п.  Мировые футбольные чемпионаты выигрывают только северокорейцы.  Ну  и т.д.

 Давайте отличаться от них и понимать  свое место в мире. Далеко не последнее, но и не первое. 



 
13:21 07.01.2025(1)
Ленин, который Ульянов, учил в гимназии греческий язык!  Латынь - вообще без сомнения учили все. И это была программа  гимназий вплоть до 1917 года! 

Стопроцентно - ТАК! Моя, светлой памяти, Бабушка владела немецким, французским, латынью и древнегреческим. Этому её учили в гимназии-восьмилетке в городке с населением 7 тысяч человек.  Так оно было при "проклятом царизме".
13:37 07.01.2025
1
 Смысл обучения греческому и латыни в том, что учеников знакомили с основными авторами греческой и латинской литературы. То есть люди знали ОСНОВЫ европейской культуры. Хотя бы имели представления об этом.  Знали что-то об основе юриспруденции, о Римском праве.
 
 В  советском  образовании  всё это исключили. 
 Мы говорим  "Древняя Русь" об историческом периоде 9-15 веков, хотя в мировой истории  период со второго века нашей эры называется началом   Средневековья. Уже интересно, правда? 

 Короче, наше образование в СССР обстригли, обскубали великие теоретики марксизма-ленинизма. Они за нас решили что нам следует знать, а что не нашего ума дело.

 Крупская, дочь поручика и гувернантки, не закончившая Бестужевских курсов, проучилась год и ушла "в политику", то есть человек без высшего образования, закончила гимназию, то есть по нашему только среднюю школу,  она, практически, руководила созданием  программы обучения  школьников  после октябрьского переворота.
 
 Вот и выросли поколения с барабанной дробью в головах: "В СССР было самое лучшее образование!" 
 Ага. 
21:54 06.01.2025(1)
Далеко не последнее, но и не первое. 

А кто утверждает, что русская литература на первом месте
в мировом рейтинге?
22:11 06.01.2025(1)
 Вообще-то рейтинга такого нет. 

 Просто  мадам Шаламина  возмутилась, на оброненную мной в разговоре фразу о вторичности русской литературы. Она полагает,  наверное, что русская литература  возникла на грядке сама по себе и сама из себя.

 Худо у нас с  кругозором.   Советские прикипевшие к мозгам шоры не дают шанса узнать что-то за пределами разрешенного.
22:21 06.01.2025
Она полагает,  наверное, что русская литература  возникла на грядке сама по себе и сама из себя.


Но если за начало русской литературы считать народные сказания,
то наверное так оно и было.
20:42 06.01.2025(2)
2
Людям неприятно, когда им напоминают, что они не первые.
Даже чисто биологически неприятно.
В этом штука.
11:27 07.01.2025(1)
11:39 07.01.2025
1
 Вот злодей, а? Подтверждает детские инстинкты быть первым там, где совсем не первый.

 Взрослеть пора!  И умнеть!
20:52 06.01.2025(2)
1
 ПОЧЕМУ??  Лидерские качества вообще отсутствуют у массы. Стадное чувство: наше стадо лучше всех?

 Это же выражение ущербности самоощущений!  Компенсация за все  личные неудачи хотя бы: а зато  мы, наша деревня,  самые-самые!
 Причем  в "чемпиёны" произвели  себя сами без "соревнования"!

 Смысл первости в уничижении "других"!  
 Легче жить, если веришь, что те, за  горушкой, живут еще хуже?

Неужели человек, средний человек, не в состоянии отрефлексировать эту совсем несложную мысль?

11:30 07.01.2025(1)
Галина, странно Вы рассуждаете о стадности, будто не пропагандирует, что Ваше "стадо" лучше и еврейская литература тоже не "вторична" по отношению к литературе других народов.
11:51 07.01.2025(1)
1
 Как Вам удается видеть во всем пропаганду чего-то? Особенно еврейского? 
 Еврейская литература ПЕРВИЧНА и оригинальна! Дело в том, что все еврейские(!!)  великие писатели - это толкователи и комментаторы Торы!
 Им не у кого было списывать, некому было подражать! 
 
 И только в конце 19-го начале 20 веков появилась беллетристика на еврейских языках, я знаю о идиш. Шолом-Алейхем, Бялик... ну и т.д. Вам это не интересно. )

 Евреи писали романы и прочую беллетристику на языках стран проживания. Бродский, Кафка, Цвейг, Пруст,  Бабель, Стругацкие, Каверин, Мандельштам, Сэлинджер, Азимов,  Лем, Пастернак, Фейхтвангер, Гроссман, Корчак Януш, Ходасевич, Улицкая -  неполный список великих писателей и поэтов евреев.  В чем их вторичность?

 

 О вторичности русской литературы идет речь  в начале ее появления.  Уже в серебряном веке  вторичность изжита. По крайней мере я не встречала работ литературоведов по этой теме.




12:19 07.01.2025(1)
Да потому что Вы, Галина во всем выпячиваете себя, убеждая, что евреи первичны, а остальные - вторичны.
Это напрягает и вызывает  протест.
Мне ближе Анна Рубина, чем Улицкая.
12:35 07.01.2025(1)
1
  И опять правда Ваша.  Я всегда выпячиваю себя. Мне никак не удается встать в строй и быть в нем незаметной. С детства страдаю! 

  Но вот ГДЕ Вы увидели мои слова о первичности евреев?  Покажите хотя бы один раз?

 Спорю, что уведет разговор в сторону и не покажет того,  ЧЕГО НЕТ В ПРИРОДЕ!
 

 Знаете, что в Вас бушует?   То, на чем основан антисемитизм: необъяснимый страх  перед евреями. Страх порождает реакцию: бей или беги.  Бежать        Вам некуда, пытаетесь бить. 

 Но бьете в пустоту.
 Бьете бездоказательно. Это ВАШЕ ощущение не дает Вам покоя. 
 И основано оно на том, что Русина  - персонаж, который никому и никогда не удается сломить. Меня можно убить виртуально. Но не изменить под   массовый стандарт. А то, что я еврейка - дает карт-бланш обвинять всех евреев и  объяснять мои личные недостатки  еврейством! Красота, правда? )

 Прекрасно  понимаю отторжение, которое рождает мой  виртуальный персонаж.  Понять меня могут сильные и свободные. Они со мной на равных, а иногда и выше меня. Я способна ставить кого-то выше себя, это тоже выражение моей свободы.

 Не переживайте, Леонид. Вы входите в небольшое число тех, кто общается со мной. Немного не дотягиваете до полной свободы, но грех невелик! Я ВАС понимаю! )
13:57 07.01.2025(1)
Ваша мысль о моем страхе перед евреями - самонадеянная большая человеческая глупость от незнания истории моей семьи, где маму, царство небесное,  - жену красного командира, прошедшую всю оккупацию в Минске во время Великой войны долгие годы спасала еврейка - зав детским садом, который стал детдомом.
Все кончилось тем что фашистам кто-то об этом доложил и ее расстреляли. Мать осталась жива благодаря ей. Это передалось на генетиком уровне.
Почитайте мою работу  "Я вас найду!", может что-то у Вас в душе екнет и Вы будете не такой самонадеянной, амбициозной, уча других, что беречь и как другим жить.
Не надо считать себя исключительной и наградой в жизни, что Вы соизволяете со мной общаться.
Для меня на Фабуле все равные среди равных. Не более того.
Когда Вас "заносит" - я Вам о этом пишу.  
Есть конечно есть  люди с изюминкой, но я не люблю выковыривать изюм из   булки.  Вы этим безнаказанно пользуетесь.
15:05 07.01.2025(1)
1
  И я Вас люблю! 
  Трезвого. 
15:45 07.01.2025
  Увы, трезв, как никогда.
Татар люблю больше.
21:52 06.01.2025(1)
1
Патамушта шампиньоном чемпиёном быть хочется всегда.
О чём ещё Фредди пел, который Меркьюри.
22:06 06.01.2025
 Я только "Барселону" слышала в дуэте с М.Кабалье. 
 Темная я в творчестве Меркьюри. Знаю только, что он был персом по происхождению. ) Ну и что рано умер...
Гость13:51 07.01.2025(1)
А что такое "вторичность русской литературы"? 
А если есть первичность, то кому она принадлежит?
Если за первичную литературу принять литературу европейских стран, так Россия одна из европейских стран. Она никуда из Европы не переезжала. 
А если литература Востока окажется более древней, так Россия и на востоке имеет земельные угодья... 
А разве европейские государства в один момент обзавелись литераторами мирового уровня? 

И у меня есть встречный вопрос, существует ли хоть один образец художественной литературы написанный на еврейском языке, который перевели и на другие языки мира? 
А? 


"
14:01 07.01.2025(1)
 Гостюшка! Нельзя демонстрировать уж такую дремучесть! 
 Стыдно ! 
Хорошо, что под маской сидите!  Марш в угол за то, что жизнь прожил, а ума не нажил! 

 Самый большой тираж в МИРЕ -  это перевод еврейской книги Библии! 

 Гостю:  Посади свинью за стол, она и ноги на стол! Русская пословица.

 В маске ко мне не приходить, трусишко-зайчишко.
 Удаляю.
Гость15:07 07.01.2025
Комментарий удален автором произведения
23:38 06.01.2025(1)
1
Галина, Вы своим словом "вторичность" провоцируете людей на ПУСТОЙ  спор о месте русской литературы в истории.
Русская литература, на мой взгляд,  это ПРОДОЛЖЕНИЕ, развитие  всемирной литературы на территории России.
Не надо сталкивать лбами Запад и Россию. Мы взаимосвязаны и живем в одной цивилизации.
00:37 07.01.2025(1)
1
  Не слишком ли большое значение Вы придаете моим текстам, сударь?  
  Как можно столкнуть лбами Запад и Россию  текстом на Фабуле? 
 
  Вы полагаете, что наши дедушки оскорбятся, перехватят покрепче клюку и пойдут в бой за место литературы в мире? 
 Не волнуйтесь. Деды они к старости чудные. Но бабушки покрепче мозгами, как правило. 
 И половник всегда под рукой. Так что одним движением руки бабушка угомонит дедушку.
 Россия будет спасена и Запад не пострадает! 
 С Рождеством, моряк-земляк-спички бряк! 

  
10:35 07.01.2025(1)
Спасибо, со светлым Рождеством, Галина. Здоровья и мирного неба на головой.
Стараюсь никого не "предавать", ни людей, ни тексты.
Просто задело слово "вторичность".
А что такое "первичность русской литературы", если есть ее вторичность?
Есть ли третичность?
10:52 07.01.2025(1)
1
 Первичность - оригинал.  Вторичность - подражание.  Онегин,  Печорин  - герои байроновского типа - подражание. Чужая идея в основе произведений.

 Нам сложно понимать вторичность, потому, что мы БЕЗГРАМОТНЫ! Мы не знакомы с оригиналами. Вы читали Байрона? Я толком НЕ читала, так, кое-что случайно.

Третичнось, четвертичность  и  т.д. есть. 
  
Читайте произведения наших авторов. Особенно любителей конкурсов.
 Сейчас прочла один шедевр - волосы дыбом. А народу нравится.... второе место в конкурсе, как я поняла.

 С Рождеством!  И Вам МИРА и здоровья!
11:08 07.01.2025(1)
Галина, вся наша жизнь ПОДРАЖАНИЕ. Подражание Иисусу Христу.
Удивлен, почему Вы  в теме "подражания" выделили именно РУССКУЮ литературу.
Шолом-Алейхем, Стефан Цвейг, Франц Кафка не  "вторичны" в еврейской литературе?
В основном Авторы Фабулы - это простые любители, увлеченные литературой люди.
На нас грешно обижаться, как и на тех людей, которые из дерева вырезают  всякие фигурки.
У кого то получается, у кого то нет. Ну и что?
11:29 07.01.2025(1)
1
 Цвейг и Кафка -  это еврейская литература?  
 Вы уверены?  Шолом-Алейхем - это еврейская литература о евреях.
 А Цвейг и Кафка ?

 По Вашей логике  "Русское поле"  - еврейская народная песня! 

Кто на кого обижается?  С чего Вы это взяли? 

Я люблю порядок. Везде. В быту, в мыслях,  в работе.
 У нас сайт литературный. И мы, пусть и любители, обязаны(!) знать историю родной литературы. Никто не спрашивает с нас знания шотландских поэтов и писателей.

 Но о своем родном знать нужно факты, а не  выдумки. Те, кто кто ложно превозносит себя, на самом деле страдают комплексами неполноценности, стесняются собственного прошлого.

 А я утверждаю: прошлое не зависимо от нас.  Его нужно принимать таким, как есть. Не прикрывать флёром лжи, оно не изменится от этого.
 В прошлом у ВСЕХ народов много неприятного. Не только в России  что-то не так. 

 Смотреть нужно в прошлое  без шор, понимать его и стараться сделать настоящее  лучше.  Извлекать уроки из прошлого, а не крутиться в одной колее с завязанными глазами.
  
11:40 07.01.2025(1)
Цвейг и Кафка,как я знаю, австрийские евреи. Могу ошибаться.
Знать историю своей литературы?
А кто с этим спорит?
Это из области - Волга впадает в Каспийское море.
Ваше препарирование вторичности именно  РУССКОЙ литературы - это простое противопоставление другим литературам, а она едина на планете, потому что описывает ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ чувства и эмоции.
А они или что под ними подразумевают люди -  ЕДИНЫ для всех народов. Боль в Америке, Африке, Израиле, Киеве и Москве одна и таже.
Вы же хотите кого-то выпятить. Зачем?
11:53 07.01.2025(1)
1
 Похоже, что Вы усердно отмечаете Рождество. 

  Давайте отложим обсуждение до более трезвых времен.
12:15 07.01.2025(1)
Галина, Вы молодец! Все знаете.
12:24 07.01.2025
1
 Наконец-то Вы написали истинную правду! 
21:13 06.01.2025(1)
Уважаемая Галина, Вы путаете временнУю последовательность и причинно-следственную: позже - не всегда означает вторичность. Это может быть своё или развитие.
И общее соображение: встречая в оглавлении Вашу заметку, я уже вздрагиваю: сейчас будет очередное поливание русского.
Часто бездоказательное.
Извините, но пишите, пожалуйста, более разносторонне или хотя бы больше об Израиле, например: вот это нам интересно узнавать.
21:22 06.01.2025(1)
  Даю Вам добрый совет: не читайте  Русину и живите счастливо.

 Объективность - не "поливание", как Вы выражаетесь. 
 Я привела текст российского философа. Спорьте с ним, если готовы так широко шагать. )
 
 Вы сейчас лжете.  Обвиняете меня именно бездоказательно.
 
 Ложь - это выражение Вашего патриотизма?  Бедный патриотизм...
 
 Ваша последняя фраза - это Ваша просьба?  Заказ?
 Оплатите, пожалуйста.  Я пишу на заказ,  но дорого.
 200 долларов минимальная цена текста.

 
21:29 06.01.2025(1)
Обида, к сожалению, не аргумент. Вы не слушаете аргументы оппонента.
Счастливо!
21:37 06.01.2025
 Бог с Вами! Обижаются горничные, а я леди! 

 Кто  может обижаться на виртуальных .... критиков? 
 
 Перечтите Ваш комментарий: КАКИЕ аргументы(?)  Вы видите?  
 Хоть один назовите.
18:26 06.01.2025(2)
Эээээ... Частного мнения одного Эпштейна, перебравшегося на ПМЖ в США, маловато будет...
18:49 06.01.2025(1)
 А частного  мнения Шаламиной, перебравшейся в Германию,  Вам достаточно?  Нигде не жмёт? 

 Увидела, что Вы член самой тесной на Фабуле компании.   Ваша компания - Самарина и иже с ними. 
 ЧС.
19:00 06.01.2025(1)
"Частное мнение" Шаламиной - что великие русские писатели оказали и продолжают оказывать огромное влияние на мировую литературу. 
19:16 06.01.2025(1)
 Алёна, я уже не раз замечала: у Вас серьезные проблемы с логикой. 
 Вторичность русской литературы не  отменяет ее значения и места в мировой культуре.

 Тогда зачем понимать про вторичность, спросили бы  Вы, если озаботились логическим построением нашего разговора?

 Для общего образования и исключения руссоцентризма. Нужно видеть объективную  картину развития  русской культуры.
 Так сложилась история,  не очень  удачно для России, долгие века  образование не  было  приоритетным направлением царей. Их больше заботило   приращение земель.

 Россия находилась в самоизоляции.  До 19 века выехать за границу можно было только по разрешению царя-императора. Пушкин так и не получил такого разрешения, хоть это Вам известно?

 После  войны 1812 года и  пребывания российской армии в Европе, Франции  больше года,  произошел самый большой  всплеск проникновения европейской культуры.  Золотой век литературы  начался с имени В.Жуковского, второй в списке - А.Пушкин.
 

 Скажите, зачем я  занимаюсь Вашим образованием, если Вы упорствуете в своем  благодатном незнании? 

19:26 06.01.2025(1)
Скажите, зачем я  занимаюсь Вашим образованием, если Вы упорствуете в своем  благодатном незнании? 


А затем, что я всё никак не хочу признать выдвинутый Вами тезис о вторичности русской литературы. А теперь ещё и отказываюсь преклониться перед Эпштейном, Синявским и Галковским.
20:11 06.01.2025
 Да кто же это требует от Вас ПРЕКЛОНЕНИЯ?  Знать что-то это преклоняться по-Вашему?  

 Кто посмеет требовать от детей дошкольного возраста знаний  по теории множеств?

 Так и от Вас никто не требует знаний того, что для других является  понятным и знакомым.

 Не переживайте.   Ваши поклоны не нужны никому. Вам хочется думать, что весь мир продолжит строку "У Лукоморья дуб зеленый..." - кто  Вам помешает? 
18:45 06.01.2025(1)
Никому на Западе не известного Эпштейна. 90-е годы были "пятью минутами его славы". 
18:56 06.01.2025
 Никто на Западе - это Вы?
  
 Дорогая Алёна!  Примите к сведению: русская литература на Западе  хорошо знакома  славистам и специалистам по России-СССР.
 Кто-то из толпы может назвать два-три имени  русских писателей, и уже эрудиты - пару названий произведений этих авторов.   Про что эти произведения -  многие не припомнят, сошлются на: забыл-давно-читал.

 А уж знать  философов из СССР-России - Вы хоть понимаете о чем Вы пишете? 
 
18:40 06.01.2025(1)
Давно не читала я ничего, что может по юмору сравниться с этой статьёй. 
Если в советскую  эпоху  было принято думать о "Евгении Онегине" как о первом произведении критического реализма, то теперь, в интерпретациях Синявского и Галковского, оно может быть осмыслено как первое литературное создание российского постмодернизма. "Евгений Онегин" есть деконструкция жанра романа и  демонстрация  разнообразных стилевых приемов, знаковых сцеплений, как бы отсрочивающих и постепенно сводящих на нет собственно романную тему и содержание, так что пределом этой деконструкции выступает исчезновение самих знаков,  их свертывание в многозначительные точки якобы пропущенных, а на деле не написанных строф, и далее - "чистопись бумаги".   

Особенно хороши ссылки на общепризнанные авторитеты - Синявского и Галковского. 
18:47 06.01.2025(1)
 Ну, так кто мог предвидеть, что появится Алёна Шаламина и отменит  Синявского и Галковского?
 Вы уж того... полегче... не лютуйте уж так!

 
19:02 06.01.2025(1)
После того, как Эпштейн и Русина отменили Пушкина и Лермонтова, покушаться на авторитет Синявского и Галковского - это, действительно, кощунство.
19:20 06.01.2025
 Нет, нет! ВАМ можно всё! 

 Продолжайте, не смею Вам мешать.

  Ваша мысль о том, что кто-то отменил Пушкина - приводит меня в восторг. 

" Открылась бездна, звезд полна; 
   Звездам числа нет, бездне дна."

 (Ломоносов)

 Это я про Ваши знания. 
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама