Заметка «Мораль возникает не из «излишков»»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 44
Читатели: 487
Дата:

Мораль возникает не из «излишков»

Иногда цинизм маскируется под «реализм». Нам предлагают поверить, что человек — всего лишь «особь», а мораль — побочный эффект переедания. Что «вначале пожрём, а потом подумаем о добре». Что, мол, сначала — инстинкты (причём инстинкты извращённые, не существующие в природе), а потом — сострадание. А бедные пусть не ропщут, потому что доброта — привилегия сытого.

Такова суть недавней заметки Галины Русиной — гимна социальной хищности, благословения «наследуемого трона» и апологии «старых денег». В её картине мира гуманность неестественна, каннибализм — норма, а нищие — завистливые и ленивые.

Но проблема не только в тоне. Проблема в том, что всё это попросту неправда — и научно, и человечески.


Даже у животных всё иначе

Русина апеллирует к «естественной модели»: мол, у зверей едят сначала сильные самцы, а потом уж как повезёт остальным. Но даже для теплокровных животных эта картина неверна.

У волков, например, сначала кормят детёнышей, а затем — самок, особенно в период лактации. Альфа-самец может есть последним. Потому что он — не «главный обжора», а хранитель стаи.

У пингвинов самцы неделями голодают, защищая яйцо. 

У львов самки добывают пищу, и все члены прайда (включая старых животных и детёнышей) получают долю.

У слонов стадо возглавляет старая самка — матриарх. Она не изгоняется с возрастом, а становится хранилищем знаний, навигатором, судьёй и наставницей.

Сильные особи в природе выживают не за счёт слабых, а благодаря заботе о стаде, о потомстве, о продолжении рода. В противном случае — вымирание. Даже на биологическом уровне забота — это сила.


А каннибализм?

Каннибализм в животном мире — крайняя редкость, почти всегда вызванная стрессом, болезнью, либо искусственно созданными условиями (например, в клетке). Его нет как «нормы». И уж точно ни одно животное не хранит детёнышей «впрок», как утверждает Русина. Это уже не просто оголтелый цинизм — это антинаука.

Если бы человечество изначально жило по её модели — дети «на всякий случай», слабые — «балласт», мораль — «ненужная роскошь» — человечество попросту не выжило бы. Потому что выживают не самые жестокие, а самые кооперативные. Это показывает и этология, и история.


Мораль возникает не из «излишков»

Галина Русина утверждает, что мораль возможна лишь «когда остаётся лишняя пища». Но это логика тех, кто путает благотворительность с моралью вообще.

Мать делится с ребёнком не потому, что у неё осталась лишняя каша.

Заключённый поддерживает товарища не потому, что у него избыток силы.

Люди вытаскивали друг друга из-под обломков не потому, что были богаты.

Мораль возникает не из изобилия, а из связи. Из того, что человек чувствует боль другого, как свою.

Именно поэтому в беднейших странах часто развиты сети взаимопомощи, кооперация, коллективное воспитание детей. Потому что бедность не отменяет человечности. А богатство — не гарантирует её.


Что же насчёт «старых денег»?

Русина противопоставляет грубых нуворишей «благородным богачам». Дескать, «старые деньги» воспитывают сострадание. Да, воспитание бывает разным. И благотворительность — хорошее дело. Но когда оно используется, чтобы оправдать социальное неравенство как «естественное» и «неизбежное», это уже не этика, а пропаганда.

Сострадание — это не благотворительный фонд. Это внутреннее усилие. Оно может родиться в человеке на любой ступени социальной лестницы.

Мораль не вырастает из переедания.

Если есть у человечества будущее — то не потому, что «сытые» делятся объедками, а потому, что даже голодные могут быть людьми.

Обсуждение
13:31 26.05.2025(1)
1
Александр Паршин
Просто приведу пример:
Миллиардер из каких-то побужденией отдал миллион долларов нуждающимся.
Бабушка из 20 тысяч рублей накопленных на черный день отдала 10 тысяч нуждающимся.
Теперь давайте поговорим, кто более морален, более нравственен и так далее.
16:16 16.12.2025(1)
Александр, так это же "вдовья лепта"! Только добавил бы ещё нюанс: как инженер скажу, что большое количество передаточных звеньев с одной стороны позволяет передавать огромную энергию в любое место и переводить её в любой вид. С другой стороны при увеличении числа звеньев снижается КПД, как и совокупная надёжность.
18:20 16.12.2025(1)
1
Александр Паршин
Извините, но я инженер более опытный, чем вы. Судя по всему, вы не поняли, о чём комментарий. Важно не то, что ты отдаёшь излишки, зимой снега никому не жалко. Важно, что ты отдаёшь последний кусок.
20:11 16.12.2025
Важно не то, что ты отдаёшь излишки, зимой снега никому не жалко. Важно, что ты отдаёшь последний кусок.


Это же по сути говорит и Библия.
21:57 26.05.2025
oleg
Верно подмечено только есть одно но-мораль слово придуманное людьми и ссылаться на мир животных нецелесообразно-там нет человеческих постулатов-добра-зла-
совести или морали-поступают они согласно своим животным законам и нормам.
21:41 25.05.2025(2)
3
Алиса Деева
При всём уважении к вам обеим, считаю, что вы обе неправы.
Я думаю, мораль возникает из необходимости выживать в определённых условиях. Поэтому может значительно отличаться в зависимости от места и времени.

Галина Русина говорит, что каннибализм - естественен, Алёна Шаламина утверждает обратное. Обе приводят примеры из жизни животных и из истории. Но, для некоторых животных каннибализм естественен, для других возможен в исключительных случаях, для третьих невозможен. И все три варианта служат выживанию вида. Я, например, с трудом представляю морских свинок или коров, пожирающих друг друга при любом стрессе и голоде. Они более моральны, чем другие животные, включая людей? Нет, просто каннибализм в их случае, бесполезен, он их не спасёт из-за особенностей пищеварения. То же и с заботой о потомстве. Медведица защищает медвежат до последнего, волчица бросает при серьёщной опасности. Почему так? Медведи часто самые сильные животные там, где они обитают. Поэтому им нет необходимости бросать медвежат, они могут их отстоять. Сильнее их только медведь-самец, но, обычно, он предпочитает не связываться с разъяренной самкой. Волчица слабей, для неё более рационально - позаботиться о себе, бросив потомство. Хомяки и мышки-песчанки не только не сражаются за детёнышей, но пытаются сами побыстрее их сожрать, что бы не достались другим. А есть лягушки, живущие в очень засушливом климате. Разные их виды выкручиваются по-разному. Головастики одного из видов начинают жизнь, как любые головастики, но потом начинают пожирать друг друга. Без этого они не успеют развиться достаточно до того, как водоём пересохнет. А вот маленькие акулята пожирают друг друга внутриутробно.

Если вернуться к людям, то каннибализм был развит там, где в нём была необходимость. Я имею в виду каннибализм не в чрезвычайных обстоятельствах, а традиционный. Он вполне вписывался в мораль дикарей. А мораль у них была и, скорее всего, она включала полный запрет на убийство и поедание соплеменников. Почему вообще в любые времена и у любых народов убийство соплеменников было под запретом? Да потому, что сложно выживать в группе, в которой нет доверия. Ходить и оглядываться, не убьёт ли тебя соплеменник - это отвлекает от каких-то других задач. К воровству, по той же причине, отношение у всех народов во все времена тоже было негативным, т.е. считалось аморальным. А вот взаимопомощь, напротив, была полезна.

Полигамия-моногамия. В животном мире встречается и то, и другое. У людей встречается моногамия, полигиния и полиандрия. И то, и другое, и третье соответствует традициям и, соответственно, морали тех народов, где это практикуется. Почему традиции отличаются? Думаю, из-за разных условий. Скажем, полиандрия возникала там, где одному мужчине было сложно прокормить жену. Полигиния, скорее всего там, где многие мужчины погибали в войнах. Наверно, я немного вульгаризирую, вопрос не такой простой, конечно.

Я только хочу сказать, что мораль всегда, в конечном счёте, служит выживанию человеческой общности и её процветанию. Она может немного отставать от жизненных реалий, но рано или поздно приходит в соответствие с ними. Скажем, у многих народов рождение ребёнка без мужа считалось крайне аморальным. Почему? Потому, что мать в одиночку не могла прокормить ребёнка, а значит, она ухудшала положение своей семьи или даже общества. Сейчас к этому относятся намного спокойнее. Бедная мать не должна выбирать между тем, что бы утопить незаконнорожденного ребёнка или утопиться вместе с ним.
А я вот жду, не дождусь, когда любые войны будут вынесены за рамки морали. Это несомненно произойдёт, но шанс дожить до этого у меня (возможно, у нас) минимален.

Как-то так.

00:37 26.05.2025(1)
Панин
думаю, мораль возникает из необходимости выживать в определённых условиях. Поэтому может значительно отличаться в зависимости от места и времени.

  Наверное мы вкладываем разный смысл в это слово. Но в общем -  понятие мораль появилось позже того, как человек научился выживать. Поэтому все примеры из животного мира и даже первобытно-общинного строя, включая каннибализм, не имеют никакого  отношения к этому понятию. Спор, собственно начался из-за утверждения Русиной, что бедный человек не может быть нравственным, даже просто порядочным.:
Еще раз для туго соображающих:  порядочным человека делает достаток. Но не сразу. Со временем. Через поколения.  И не всех стопроцентно.


И это очень далеко идущее утверждение в корне ошибочно, даже опасно. Следствием подобных  утверждений может быть что угодно, вплоть до расизма. Мол жители Бангладеш или палестинцы в основном  безнравственны, а японцы или израильтяне исповедуют высокую мораль.. Ведь просто смешно считать, что Трамп, Маск или Иван Грозный - образцы нравственности.
Вот о чем речь шла.
13:33 26.05.2025(1)
1
Алиса Деева
Согласна, нужно сперва определиться с терминологией. В моём представлении, Мораль - это, в первую очередь, принятые в обществе нормы поведения. У животных есть нормы поведения, но зиждятся они, во многом, на инстинктах и не до конца осознаны, даже, если перенимаются от родителей. Поэтому, в полной мере нельзя относить понятие "мораль" к животным. Аналогию же я вижу в том, что нормы поведения у животных зависят от их природных особенностей, условий существования  и служат выживанию общности или вида. Человеческая мораль так же находится в зависимости от условий существования и служит выживанию и процветанию общности и вида. Поэтому она может со временем меняться. Мораль - не сферический конь в вакууме. 
Что более высокоморально: богатство или бедность? Я бы ставила вопрос по-другому. Мораль есть в любом укладе. Но выдернутый из этого уклада человек, лишается моральной опоры. Шолохов очень хорошо это проиллюстрировал в "Тихом Доне". Помните момент, когда отец главного героя грабит соседей? Он, честный крестьянин, который за всю жизнь, наверно, чужого гвоздя не взял, говорит, загружая чужое добро на свою телегу: "да, ладно, не плачь, хозяйка, нового добра себе наживёте". И ведь не потому, что он стал беднее или богаче, а потому, что всё пошло кувырком, уничтожен привычный уклад, нет моральной опоры. Красные грабят и убивают белых и их семьи, белые убивают и грабят красных и их семьи. И чем дальше мораль от жизни, чем эфемернее, тем легче она сползает при смене обстоятельств. То, что не имеет большого практического смысла, сползает первым.

21:49 26.05.2025
1
Панин
Да терминология важна. Но, кмк, приведённые примеры - это не изменение моральных установок общества в связи с изменением условий, а просто несоблюдение их бОльшим количеством людей, в сложные времена. И на каждый такой пример можно найтти пример, когда люди ради моральных пртнципов идут на смерть. И то, что нормы морали помогают обществу легче существовать, тоже очень спорно. 
Например появление христианской морали - чистейшая идеология, в течение пары сотен лет связанная с риском для жизни её исповедовавших. То, что мораль меняется объективно, то есть по каким-то не зависящее от человека законам при изменении внешних  условий = вере в Бога. Люди сами придумали и изменяют правила игры. А его Величество случай изменяет условия. Об этом написаны наверняка уже  тысячи трактатов.

 Но все это не относится по большому счету к чётко сформулированной теме заметки.
Суть ее в другом:

Права ли Русина, безаппеляционно утверждающая, что бедные люди АПРИОРИ не могут быть нравственными?
Вот о чем речь и с чем я радикально не согласен. 
Следующий шаг подобного утверждения (кстати уже озвученный) - целые нации безнравственны потому что бедны. Типа: "Палестинка-мамаша намазала кетчупом ребёнка,  показала репортёрам, после сьемок отмыла и пошла вместе с ним поедать гуманитарную помощь из соседней страны, проводящей "антитеррористическую операцию."

22:08 25.05.2025
Герман Бор
Вам бы в Discavery...
13:33 25.05.2025(2)
-3
 Прелестно! 

 Самый подходящий собеседник для Вас, госпожа Шаламина, по моему мнению - Старый Ирвин Эллисон!
 У Вас с ним один уровень логики и аргументации.


 Вот! И Маргоша - прекрасная собеседница Вам!  
 Видите, г-жа Шаламина, каких верных читателей и друзей Вы находите,  когда склоняете мое имя?
 
 Благодарю за  рекламу моих текстов!
  Всегда Ваша Г. Русина!
18:26 25.05.2025(2)
1
Панин
Вы по сути текста Алёны что-либо сказать в состоянии, или только смайлики с косичками и  переход на личности, запрещённый, кстати, правилами, вам по силам? 
20:46 25.05.2025(1)
Эль Эф
Вот тут, Панин, я вас поддержу.
00:43 26.05.2025(1)
Панин
Ну, спасибо. Между прочим, я Вас тоже недавно поддержал, даже ценой двухнедельного бана. 
20:15 26.05.2025(1)
Эль Эф
Где это? 
20:28 26.05.2025(1)
Панин
Да случайно, знакомясь с творчеством местных поэтов, "пародию" на Вас прочёл у одной из местных знаменитостей, Александром вроде зовут.
 Посчитал текст этот недостойным переходом на личности. Меня он за "переход"  и забанил.
20:50 26.05.2025(1)
Эль Эф
Ааа, ну, это он может, он же считает себя великим пародистом/юмористом. 
У него там целый цикл мне посвящен.
Правда, даже в роли модератора-администратора от меня 
за ЧС прячется. 
21:30 26.05.2025(1)
Панин
А как с жалобами быть теперь? Я на Вас и пожаловаться не смогу, если я у него (судьи) тоже персона нонграта! 
Непредвзятость можерации под вопросом.
21:44 26.05.2025
Эль Эф
Я на Вас и пожаловаться не смогу,

О, это скока угодно, препятствий не будет,
я же тоже у него эта самая персона.
19:01 25.05.2025
Кыш,  приставучий!
18:08 25.05.2025(2)
Александр Кинунен
Галина, не уподобляйтесь критикуемой Вами односторонней Марго: "я права, а все несогласные - нет".
Автор (Алёна) сказал свою точку зрения, сказал по существу и ни словом Вас не обидел.
Вы же опять опустились до оскорблений, это никого не красит.
Алёна, я поддерживаю Вашу честность и стремление с фактами к объективности.
Удачи Вам и всего самого хорошего!
20:17 25.05.2025
Марго
Я тут и вы, если окровенно, мне не нравитесь)) Почему? Потому что вы
против СВО. У вас какое свое мнение? Да этих мнений--с дырявый черпак. Там, в своем сумеречном пограничье можете фантазировать, но
когда на гос уровне  закрепляется нацизм и геноцид, то я против!
Если поэту нечего сказать, то он не поэт)) И кто сказал, что СВО не продолжение ВОВ?)) РФ то с Европой воюет и со Штатами. Это они вскормили бандеровцев и переписывают историю, чтоб было приятно
в нациском болоте обитать. А для меня укрорейх - одно понятие))
Тут не должно быть всяких мнений... Или да, или нет!
18:14 25.05.2025
 Г-н Кинунен, Вы тоже прекрасно вписались в компанию г-жи Шаламиной.
 Примите мои поздравления!
 Творческих успехов Вам и Вашей компании! 
12:49 26.05.2025
1
О, такая полемика развернулась! Молодец, Алёна! Столько споров - значит, тема животрепещущая.
Я, кстати, с твоими аргументами согласна.
Полезная статья!
17:23 25.05.2025(1)
2
Анатолий Комогоров
инстинкты извращённые, не существующие в природе

Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — это врождённая, биологически обусловленная поведенческая реакция, которая возникает у человека и других животных в ответ на определённые стимулы. Извращёнными быть не могут.

С разделом «Даже у животных всё иначе» я почти согласен. Но подтвердить или опровергнуть изложенное о волчьей стае не могу. Могу сказать, что у собак первым ест вожак, остальным достаются объедки.
Но щенков мать кормит, срыгивая полупереваренную пищу.
То есть в разные периоды жизни правила меняются.
И когда щенки подрастают, слабого никто подкармливать не станет.

Мораль возникает не из изобилия, а из связи. Из того, что человек чувствует боль другого как свою.

Мораль ниоткуда не возникает, человек изначально рождается моральным. Другое дело, что воспитание может эту мораль извратить.
Приведу пример: пришёл в гости к брату с баночкой красной икры, это 1976 год. У жены брата дочь есть, ей было пять лет. И я хотел делать бутерброды на всех, но девочка сказала, что бутерброд не хочет, а хочет есть икру ложкой, и съела всю икру одна.
Лозунг «Всё лучшее детям» в данном случае сыграл злую шутку — это чисто извращённое понимание человеческих отношений.

Трудно сказать, были ли в прежние времена богачи поистине благородными людьми, или всё благородство относилось лишь к их рождению.
Я думаю, что, наверное, тогда и сейчас и среди бочасей, и среди людей несостоятельных есть и благородные, и подлые.
Но в целом благородство проверяется именно тогда, когда человек живёт в сытости. (Эта фраза из телефильма «Обоз» производства СССР 60-х годов.)

А с Русиной что возьмёшь, привыкшей жить за счёт людей, которых она презирает.
02:04 26.05.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Анатолий, вы абсолютно правы, когда пишете, что инстинкт, строго говоря, извращённым быть не может.
Что имеется в виду под «извращёнными инстинктами»?
Инстинкт — это врождённая форма поведения, направленная на выживание индивида или вида: пищевой, половой, материнский, территориальный и т. д.
«Извращённым» называют:
то, что отклонилось от нормы,
изменено противоестественным образом,
вырождено, подавлено или искажено.
Соединяя это, «извращённые инстинкты» — это, как правило, искажённые, неадекватные формы реализации естественных побуждений. Обычно термин используется как обвинительный штамп — например, в криминальной хронике, морализаторских текстах или художественной прозе.
10:08 26.05.2025
Анатолий Комогоров
[«Извращённым» называют:
то, что отклонилось от нормы.]
Значение слова «извращение» я знаю, но норма поведения — понятие условное и характерное для соответствующих обстоятельств жизни.
При каких-то обстоятельствах мы должны проявлять себя одним способом, при каких-то — другим. Психика человека гибкая, способна приспосабливаться. И неадекватным поведением будет именно такое, когда человек не может приспособиться к изменившимся условиям.
Я могу согласиться с тем, что поведение человека может быть извращённым, но не инстинкты.
02:00 26.05.2025
Андрей Пермяков
С годами понял, что спорить с Русиной-- себя не уважать...
Чепуха это всё.
Каннибализм в животном мире нередок.
Здесь солидарен с Деевой.

Была у нас собака, родившая щенят и каждый день сжирала по одному своему щенку.
Все словия ее содержания были приличными. Собака была добрая, адекватная. Но вот так делала...

И другая же собака, которая отказывалась от еды, чтобы щенкам больше пищи досталось.
Разные модели поведения в одинаковой среде.

Так же и с людьми. И бедный и богатый, и благородный и простолюдин одинаково способны и на низость и на подвиг. Здесь сложно. Дело выбора, дело момента. Всегда индивидуально. Какую либо тенденцию проследить сложно.

Что до твоего оппонента; она искусно мешает факты с ложью. Добавляет в действительности своего вымысла и потчует этим окружающих.
Я подобным не питаюсь)
Хожу стороной мимо её деликатесов, потому ни изжоги, ни гастрита
, ни язвы, никаких пищевых отравлений не наблюдаю у себя)
К тому же, есть у меня книга одна, в которой доступно обьяснено, что есть добро и зло, она мне служит отличным противоядием против подобных, пропитанных ложью измышлений.
Приветствую, Алёна
15:51 25.05.2025(1)
1
Герман Бор
А в чем тут можно не согласиться... по-моему все правильно...
19:14 25.05.2025(1)
Валерий Свидерский
НЕ ПОНЯТНО ТОЛЬКО У КОГО ПРАВИЛЬНО?
19:59 25.05.2025(1)
1
Герман Бор
Ну... я Алёну сменил на посту редактора прозы, а она меня...)))
угадайте, кто следующим редактором будет...)))
21:19 25.05.2025
Валерий Свидерский
Правильно у Алены1
И Это правильно! имхо
20:52 25.05.2025
Герман Бор
Блин... к Соловьеву не ходить...))
20:51 25.05.2025
1
Эль Эф
Люди с достатком точно так же могут совершать аморальные поступки из-за
боязни его потерять, как и люди, доведенные до крайности бедностью.