Заметка «Реализм, идеализм и графомания: что Макс Нордау понял раньше всех»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 16
Читатели: 205
Дата:

Реализм, идеализм и графомания: что Макс Нордау понял раньше всех

Почему одни тексты цепляют сразу, а другие — вызывают ощущение, что читаешь чью-то внутреннюю неразборчивую болтовню? Почему к одним авторам хочется возвращаться, даже если они пишут фантастическое или абсурдное, а другие кажутся «графоманами», даже если стараются быть реалистами?

Ответ на этот вопрос предложил ещё в конце XIX века Макс Нордау в своём знаменитом трактате «Вырождение». Он был не просто моралистом, а остроумным и проницательным наблюдателем за тем, как пишет человек и что это говорит о его уме, характере и душевной целостности.

Макс Нордау (1849–1923), венгерско-еврейский врач, писатель и социолог, в 1892–1893 годах опубликовал двухтомный труд «Entartung» («Вырождение»), ставший одной из самых влиятельных и противоречивых культурных критик своего времени.

В «Вырождении» понятия реализма, идеализма, здоровья и вырождения соотносятся не столько с методами или жанрами, сколько с психическим состоянием автора. Разграничение у Макса Нордау — медико-антропологическое, а не эстетическое в узком смысле.


Реализм и идеализм у Нордау — не методы, а свойства личности.

«...один более способен к вниманию и наблюдению, другой — раб своей необузданной ассоциации идей...»
Поэт или беллетрист, у которого преобладает наблюдение, будет «реалистичен», т.е. будет изображать свой жизненный опыт, хотя бы он говорил о предметах и людях, которых он не имел случая наблюдать; поэт же и беллетрист, у которого преобладает ассоциация идей, будет «идеалистичен», т.е. будет подчиняться влиянию своего воображения, даже тогда, когда он изображает условия, с которыми хорошо знаком.

Здесь Нордау как будто проводит границу между двумя типами мышления:
«Наблюдательный» тип — собранный, сосредоточенный, аналитичный. Такой автор якобы отражает мир, даже если пишет о фантастическом. Он "здоров".
«Ассоциативный» тип — увлекается мечтаниями, фрагментами мыслей, слабо связанными с наблюдаемой реальностью. Он «психопатичен», то есть подвержен вырождению.

Это в чём-то напоминает критику потока сознания или фрагментарной прозы, особенно если она не даёт читателю «опоры» в логике повествования. Отсюда возникает ассоциация с графоманией: Нордау не против фантазии как таковой — он против неконтролируемой, разболтанной фантазии, неоформленной наблюдением, не укоренённой в сознании и воле.


«Графомания» по Нордау — это письмо, утратившее контакт с вниманием и умственным усилием.

«...мыльные пузыри, даже в том случае, когда он убежден, что излагает только свои наблюдения...»

Если прямая ассоциация с графоманией допустима, то у Нордау она связана со

  • смутностью мышления,

  • иллюзией вдохновения без рефлексии,

  • подменой художественного переживания сумбуром эмоций,

  • инфляцией «я» при отсутствии ясного «сознания».


Такие тексты, по его мнению, могут быть яркими, «насыщенными» метафорами, но в них нет структуры, логики, ответственности. Нордау был бы в ужасе от многих постмодернистов.


Парадоксальная этика «здорового» искусства

Нордау ставит вопрос не о реализме или идеализме, а о вменяемости или безумии. Для него идеализм допустим, если он — осмысленный, оформленный и управляемый авторским вниманием. Таков Гёте, таков Данте. Они — «здоровы». А вот те, кто «болтают» идеями, образами, словами, не зная, зачем и к чему — те «выродились».

Поэтому он даже реализм называет пустым термином. Истинное различие — не между жанрами, а между психическими установками.


Почему это важно сегодня — и для темы графомании

Нордау создал типологию, которую можно адаптировать к современным спорам:
Графомания — не плохое письмо, а письмо без самонаблюдения, без редактуры, без понимания, как это воспримут другие.
Настоящее письмо — даже фантастическое или абсурдное — не может быть «вырожденным», если в нём есть ясность сознания и честность перед собой.

Для Нордау вопрос не в реализме и не в идеализме, а в том, откуда исходит импульс и насколько он осознан.
С какой стороны ни взглянуть на реализм, мы никогда не придем к определенному понятию: это слово остается пустым звуком.
Всякий анализ его приводит к одному результату: в беллетристике нет реализма, т.е. объективной копии действительности; существует только личность писателя.

Индивидуальностью автора обусловливается характер его творчества: один воспринимает эмоции, побуждающие его к творчеству, из внешнего мира, другой — из внутренних ощущений; один более способен к вниманию и наблюдению, другой — раб своей необузданной ассоциации идей; у одного преобладает в сознании представление о внешнем мире, у другого — о собственном «я», словом, один здоров и продолжает умственно развиваться, другой — более или менее психопатичен.

Нормальный автор в каждом своем произведении, будь это Дантов «Ад» или гётевский «Фауст», проявляет ясное сознание, и, пожалуй, этот элемент, приобретаемый лишь путем внимания и наблюдения, можно назвать реализмом; ненормальный же — всегда создает лишь мыльные пузыри, даже в том случае, когда он убежден, что излагает только свои наблюдения, и эту-то в лучшем случае ярко окрашенную, но чаще всего лишь грязную накипь смутного прилива мыслей преимущественно и называют ошибочно идеализмом.

Спор «реализм против идеализма» давно устарел, но вопрос внутренней ясности текста остаётся актуальным — особенно на фоне споров о графомании.
Обсуждение
23:52 31.05.2025
Панин
 Да уж, аналитик этот Макс. Данте и Гёте здоровы (и я не спорю). А кого же он к больным причислил?  
Оскар Уайльд, Ницше, Лев Толстой, Эмиль Золя, Генрих Ибсен, Рихард Вагнер .... список длинный -  "проповедуют искусство морального разложения, "склонны к искусству, которое ожидают душевнобольные."
Но самое печальное из его наследия, что термин Entartete Kunst был заимствован нацистскими идеологами. Именно произведения "выродившегося искусства" сжигали немецкие фашисты.
  Кстати, понятие графомания в сегодняшнем русскоязычном понимании - это совсем не то, что под этим термином понимается в других странах. Графоман - тот кто не может не писать. Независимо от качества написанного. Флобер, Гюго, многие другие страдали этим.
23:00 31.05.2025(1)
1
Irina Krupenina
Алёнушка, очень интересно. Мне кажется, что напрасны все споры на эту тему. Главное, чтобы автор был интересен как личность.
23:17 31.05.2025(1)
Алёна Шаламина
Да, но и писать он должен уметь. Я знаю несколько человек, очень интересные люди - не с Фабулы, знакомые в реале. А читала я написанные ими тексты, или они сами читали вслух, и была разочарована. Нужно ещё и писать уметь. Это, наверное, как рисование. Не каждому дано. И даже если учишься, то не факт, что будешь писать интересно - или хорошо рисовать.
23:33 31.05.2025
Irina Krupenina
Может, ты и права. Не каждому дано.
17:40 31.05.2025(2)
1
Борис Костинский
О Максе Нордау следует так же знать, что он был одним из родоначальников такого политического течения, как СИОНИЗМ.
Макс Норда́у (настоящее имя — Симха Меер (Симон Максимилиан) Зюдфельд (Simon Maximilian Südfeld); 29 июля 1849, Пешт — 23 января 1923, Париж) — врач, писатель, политик и соучредитель Всемирной сионистской организации.

Научные достижения доктора Нордау известны сегодня единицам, а о его вкладе в дело обретения евреями их государства, знают очень и очень многие.
23:11 31.05.2025
1
Алёна Шаламина
Интересный он взял себе псевдоним. Зюдфельд - южное поле. Нордау - северная пойма, или северный луг.
18:05 31.05.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Борис, очень интересно!
21:50 31.05.2025(1)
1
Борис Костинский
Алёна, Вы этого не знали? Ну, если так, то вот Вам лишний пример того, КАК полезна тусовка в Интернете - всегда можно узнать что-то новое! 




22:45 31.05.2025
1
Алёна Шаламина
Да, узнавать новое — всегда приятно. А для меня общение в интернете — это не только источник новых знаний. Благодаря ему появляются новые вопросы, новые мысли. И даже в спорах иногда рождается истина.
21:08 31.05.2025(1)
1
21:11 31.05.2025
Алёна Шаламина