Заметка «Стихия как тема и как материал»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 26
Читатели: 200
Дата:
«Художник - Анатолий Корочанов - Комаристов»

Стихия как тема и как материал

Показала эту картину автора Фабулы Анатолия Корочанова-Комаристова знакомой художнице, и она согласилась со мной: картина действительно производит впечатление — сразу ощущается пространство, дыхание и движение стихий. И если говорить о мастерстве художника, то по этой работе видно:

Умение передать движение воды
Волны — живые, беспокойные, с отблесками света и тяжестью массы. Художник не только точно передаёт структуру волн, но и их настроение — будто море вот-вот изменит характер: либо на грозу, либо на успокоение. Это требует и технического мастерства, и глубокого наблюдения природы.

Воздух и свет
Очень красиво решено небо. Оно неоднородное, насыщенное и дышащее: и свет, и облака, и плотная влага чувствуется в каждом мазке. Есть ощущение влажного морского воздуха, ветра, предгрозового напряжения — и в то же время света в верхней части неба. Это — высший уровень передачи атмосферы.

Живые акценты
Птицы — не просто декоративный элемент, а часть движения: они не замерли, а словно вырвались из воздуха, подчёркивая направление ветра. Их расположение добавляет глубину и динамику, задаёт вектор взгляда.

Композиция
Гармония между передним и задним планом: морская волна почти осязаема, а вдали — силуэты портовых кранов и горы. Это не просто пейзаж, а рассказ, в котором есть напряжение и ритм. И этот рассказ говорит языком стихий, а не только форм.

Вода и воздух — это самые сложные «материи» в живописи. Их нельзя «срисовать» точно, их можно только почувствовать и передать — и в этой работе они действительно живут. Чувствуется не только рука художника, но и сердце моряка или поэта.


Морской пейзаж Анатолия Корочанова-Комаристова: живопись в движении


На первый взгляд — это морской пейзаж. Но, как это часто бывает в настоящем искусстве, за внешним образом скрыта целая стихия — и в прямом, и в переносном смысле. В этой работе Анатолий Корочанов-Комаристов показывает не просто воду, не просто небо, не просто птиц. Он показывает дыхание мира — живого, подвижного, изменчивого.

Море здесь не гладкая открытка, не пастораль. Оно вздымается, перекатывается, будто спорит с ветром. Волны написаны с тем знанием, которое приходит не из книг, а из долгого наблюдения, из сопричастности стихии. Видно: автор умеет слышать воду. Он знает, где добавить света, а где — утяжелить массу, чтобы волна обрела характер, а не осталась просто формой.

Небо — не фон, а самостоятельный герой. Оно полнится влажным светом, клубящимися облаками, тревожной, но не мрачной атмосферой. Кажется, вот-вот разразится короткий дождь, или наоборот — облака расступятся, и горизонт засверкает. Это переходное состояние природы, которое редко удаётся уловить. Здесь оно не просто поймано — оно впечатано в зрителя.

Птицы не случайны. Их движение перекликается с движением волн, они как бы продолжают морскую тему в воздухе. Именно в этих деталях раскрывается художественная чуткость автора: он не украшает, он говорит.

Композиционно работа безупречна: передний план волны ведёт взгляд к горизонту, где ждёт порт — с тонкими мачтами, с лёгким налётом человеческого присутствия. Но человек здесь не главный. Главное — природа и её дыхание. Порт — лишь напоминание: мы здесь гости, не хозяева.

Картина вызывает не столько эмоцию, не восторг и не страх, сколько чувство сопричастности. Мы не перед холстом — мы внутри ветра, брызг, света. Мы в этом море, в этом воздухе, в этой живой, неукротимой стихии. Здесь нельзя быть зрителем. Здесь можно только быть.
Обсуждение
14:20 10.06.2025
Алексей Осидак

"Здесь нельзя быть зрителем. Здесь можно только быть."

Зачëтно сказано! 
14:19 10.06.2025
Алексей Осидак

И сам пейзаж отличный, и рецензия на него более чем великолепна! 
19:53 08.06.2025
Вера Киреева
Прекрасная картина и прекрасно расказано о ней !
Алёна, спасибо!
Было интересно прочитать и узнать факты её создания .

Спасибо и художнику!
🤝👍❤❤
13:07 08.06.2025
11:50 08.06.2025
2
Алёна! Копируя картины знаменитых мастеров я всегда старался добиться сходства, как говорят, "точь в точь", а иногда и чуть больше... Стихи Наденьки и Ваша очень профессиональная оценка одной из моих работ заставили меня подумать о создании на личной странице фотоальбома. Хочу разместить там фото скопированных мною картин. Если это желание удастся реализовать, Вы и Наденька получите персональные пригласительные билеты... 
С уважением и наилучшими пожеланиями -
10:39 08.06.2025(1)
1
Алёнушка! Наш доктор скромен, считая, что "репродукция картин классиков" это не живопись, а подражание.
Думаю в этом он не прав.  У Анатолия Ефимовича - это хобби. Его картины разбросаны 
по всему бывшему СССР (Дарил людям.)

Освоив работу со слайдами он прекрасно подбирает музыку... в общем человек творческий, что 
держит его на плаву жизни.Дай бог ему здравия!

Статья Ваша замечательна и правильна, Благодарна Вам за неё и человеку откликнувшемуся добрым словом!
ИИ доктор не применяет!
10:47 08.06.2025(1)
Алёна Шаламина
Наденька, дорогая, спасибо Вам за такие добрые слова — и об Анатолии Ефимовиче, и о моей статье!
Я действительно не знала, что эта картина — репродукция. Но узнав это, я нисколько не разочаровалась. Напротив, мне теперь кажется, что в его копии — не подражание, а соавторство. Ведь скопировать не просто форму, а дыхание — тоже талант.
И спасибо Вам за вдохновляющий рассказ о нём — такие судьбы и держат на плаву не только самого человека, но и нас всех, кто рядом.
10:58 08.06.2025
1
У него есть статья
"Живопись в моей жизни!".
Посмотрю, если её нет на сайте, попрошу
выставить. вместе со слайдом... Там все его картины "вживую"...

Позвольте Вас поздравить с праздником Св. ТРОИЦЫ!
Доброго дня и новых открытий!
03:40 08.06.2025(1)
2
Борис Костинский
Алёна, мне кажется, что Вы написали словами даже лучше, нежели его кистью - художник.  Случаем, не ИИ ли поиспользовали? 
Прошёлся по линку на страницу Корочанова-Комаристова и обнаружил, что он - врач и ему - 95 лет. Что ж, для врача он реально отменно рисует! 
07:33 08.06.2025
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Борис! Мне очень приятно, что Вы так высоко оценили текст. Но я всё же считаю, что главное здесь — сама картина. Она сильна не только с учётом возраста или профессии автора, а сама по себе — как работа зрелого живописца. Есть художники по диплому, а есть — по сути. Анатолий Корочанов-Комаристов именно такой.