В «Музее Изобразительных Искусств» с семилетней внучкой:
(отрывок из повести)
В залах с абстрактным и авангардным искусством она задерживаться не стала, пренебрежительно фыркнув:
-- Фу-у! И я так смогу!
Я попытался ей вразумительно объяснить смысл этих видов искусства на примере «Квадрата» Малевича, но она меня особенно слушать не стала. Она прервала меня и просто спросила:
-- Деда! А если я возьму свои краски и нарисую на листе бумаге такой же квадрат, его возьмут в музей?
Я ответил, что нет. Она спросила
-- Почему, деда? Я такой же нарисую! Такой же большой!
Ничего вразумительного на ее вопрос я ответить не смог. Потому что до сих пор не знаю ответа на этот вопрос. Ведь она, моя внучка, нарисовала его, свой квадрат. В первый же выходной, когда ей не надо было идти в садик. Акварельными красками, на большом листе белого картона! Грешен – я помог ей. Я вырезал из картона лист примерно метр на метр, разметил его и сделал карандашный контур квадрата 60х60см. Остальное, то есть, закрашивание, уже делала она. Причем, черных красок у нас не хватило.
Пришлось смешивать синюю с темно коричневой. И квадрат получился. Ничего квадратик. Симпатичный. И в чем-то даже привлекательный. Я сделал для него солидную деревянную раму, застеклил и мы этот квадрат повесили в ее комнате. Квадрат, как квадрат. Ничего особенного Черный, точнее темный какой-то квадрат. С не слишком ровными краями, с не слишком параллельными сторонами и даже не слишком тщательно закрашенный. Кое где какие-то странные темные пятна. Так сказать, пятнистый квадрат. В правом нижнем углу квадрата, наискосок надпись витиеватая. АНЕЧКА. Опять грешен – надпись делал я. Внучка только обвела буквы своей рукой. Ну, что ж поделать, если она еще и писать-то не умела. А я, глядя на него, до сих пор задаю себе вопрос, на который никак не могу ответить. Потому что на него, наверное, и не существует ответа.
Потому что с появлением этого квадрата жизнь моей внучки резко изменилась. Сначала его увидели подруги со двора. И началось столпотворение. Ребятишки до десятилетнего возраста со всех ближайших дворов перебывали у нас практически полностью. Смотрели пресловутый квадрат. А потом началась школа – первый класс. Слава о «Аничковом» квадрате пришла и туда. Классный руководитель на классном собрании попросила Аниных родителей принести квадрат в школу. В школе была класс, где размещались образцы творчества учеников школы. Квадрат повесили туда. А потом он переместился в городскую картинную галерею, как один из образцов детского творчества учащихся города. Внучка получила кучу грамот за свое выдающееся творение. Дальше – больше! О внучкином квадрате появилась статья в городской газете, затем – в областной! На областном конкурсе детского творчества ее квадрат получил Первую премию с денежной премией в целых пять тысяч рублей – сумасшедшая по тем временам сумма. А в 2004 году, когда она училась в седьмом классе, ее пригласили участвовать в международном конкурсе «Одаренные дети», проходившем под эгидой Московского Гуманитарного Университета. Она заняла первое место в своей подгруппе и ее пригласили учиться в Суриковское училище. Пригласили без экзаменов.
Самое поразительное здесь то, что рисовать внучка не умела и никакими склонностями к живописи не обладала. Ей не хотелось рисовать! И не тянуло ее рисовать! И ни в какое Суриковское она учиться не пошла. Она учится сейчас в техническом ВУЗе. И о своем квадрате она даже сейчас, по прошествии стольких уже лет, без дрожи говорить не может. Ее передергивало от одного слова - квадрат. А картина так и осталась в городской картинной галере. Так и висит там до сих пор. И я, бывая там, гляжу на это наше с ней творение и задаю себе вопросы, на которые не нахожу ответа.
PS
Сжимается мир
До размеров квадрата
И плачет кумир
Не познавший Сократа.
И жмет немота,
Вырывая признанья.
Опять темнота
Подавляет сознанье.
Опять я слепой,
Не заметивший солнце.
Проигранный бой -
Харакири японца!
***
| Помогли сайту Праздники |




Что ж, какова страна, таковы и её художественные вкусы! 




Когда у людей, а это было давно, начали забирать хлеб, им втемяшили, что есть искусство, душа, вера и прочее, лишь бы ограничить возможности думать. Поэтому, как по мне, любая картина - однозначно работа, и не каждый ее выполнит. Как и работу сапожника, пекаря или столяра, инженера или ученого физика, разве при них не искусство? Но, чтоб преклоняться перед тем, что называют картины, скульптуры, еще и деньги за это платить немалые, этого никогда не пойму.
Искусство должно принадлежать народу! - кто сказал? Если даже и не сказал бы, все это выдумки, искусство, а интерьер, чет да должно украшать, хоть фотография или тарелка, чтоб заполнить пустоту на стене. А сегодня в моде минимализм.