Заметка «Не ходите в музеи со своими внуками - чревато...»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 13
Читатели: 416 +3
Дата:
Предисловие:
Музей для маленьких детей - это взрывная бомба замедленного действия.

Не ходите в музеи со своими внуками - чревато...

 В «Музее Изобразительных Искусств» с  семилетней внучкой:
 
(отрывок из повести)

В залах с абстрактным и авангардным искусством она задерживаться не стала, пренебрежительно фыркнув:
            -- Фу-у!  И я так смогу!


          Я попытался ей вразумительно объяснить смысл этих видов искусства на примере «Квадрата» Малевича,  но она меня особенно слушать не стала. Она прервала меня и  просто  спросила:


          -- Деда! А если я возьму свои краски и нарисую на листе бумаге такой же квадрат, его возьмут в музей?
         Я ответил, что нет. Она спросила
         -- Почему, деда? Я такой же нарисую! Такой же большой!


        Ничего вразумительного на ее вопрос я ответить не смог. Потому что до сих пор не знаю ответа на этот вопрос. Ведь она, моя внучка, нарисовала его, свой квадрат. В первый же выходной, когда ей не надо было идти в садик.  Акварельными красками, на большом листе белого картона! Грешен – я помог ей. Я вырезал из картона  лист примерно метр на метр, разметил его и сделал карандашный контур квадрата 60х60см. Остальное, то есть, закрашивание, уже делала она. Причем, черных красок у нас не хватило.


Пришлось смешивать синюю с темно коричневой. И квадрат получился. Ничего квадратик. Симпатичный. И в чем-то даже привлекательный. Я сделал для него солидную деревянную раму, застеклил и мы этот квадрат повесили в ее комнате. Квадрат, как квадрат. Ничего особенного Черный, точнее темный какой-то квадрат. С не слишком ровными краями, с не слишком параллельными сторонами и даже не слишком тщательно закрашенный.  Кое где   какие-то странные темные пятна. Так сказать, пятнистый квадрат.  В правом нижнем углу квадрата, наискосок надпись витиеватая.  АНЕЧКА. Опять грешен – надпись делал я. Внучка только обвела буквы своей рукой. Ну, что ж поделать, если она еще и писать-то не умела.     А я, глядя на него, до сих пор задаю себе вопрос, на который никак не могу ответить.  Потому что на него, наверное, и не существует ответа.

           Потому что с появлением этого квадрата жизнь моей внучки резко изменилась. Сначала его увидели  подруги со двора. И началось столпотворение. Ребятишки до десятилетнего возраста со всех ближайших дворов  перебывали у нас практически полностью.  Смотрели пресловутый квадрат. А потом началась школа – первый класс.  Слава о «Аничковом» квадрате пришла и туда. Классный руководитель на классном собрании попросила Аниных родителей принести квадрат в школу. В школе была класс, где размещались образцы творчества учеников школы. Квадрат повесили туда. А потом он переместился в городскую картинную галерею, как один из образцов детского творчества учащихся города. Внучка получила кучу грамот за свое выдающееся творение. Дальше – больше! О внучкином квадрате появилась статья в городской газете, затем – в областной! На областном конкурсе детского творчества ее квадрат получил Первую премию с денежной премией в целых пять тысяч рублей – сумасшедшая по тем временам сумма. А в 2004 году, когда она училась в седьмом классе, ее пригласили участвовать в международном конкурсе «Одаренные дети», проходившем под эгидой Московского Гуманитарного Университета. Она заняла первое место в своей подгруппе и ее пригласили учиться  в Суриковское училище. Пригласили без экзаменов.


          Самое поразительное здесь то, что рисовать внучка не умела и никакими склонностями  к живописи не обладала. Ей не хотелось рисовать! И не тянуло ее рисовать! И ни в какое Суриковское она учиться не пошла. Она учится сейчас в техническом ВУЗе.  И о своем квадрате она даже сейчас, по прошествии стольких уже лет,  без дрожи говорить не может.  Ее передергивало от одного слова -  квадрат. А картина так и осталась в городской картинной галере. Так и висит там до сих пор. И я, бывая там, гляжу на это наше с ней творение и задаю себе вопросы, на которые не нахожу ответа.


PS 
Сжимается мир
До размеров квадрата
И плачет  кумир
Не познавший Сократа.
И жмет  немота,
Вырывая признанья.
Опять темнота
Подавляет сознанье.
Опять  я  слепой,
Не заметивший солнце.
Проигранный бой -
Харакири  японца!


***


 
               

 
Послесловие:
Влияние музейных экспонатов на незрелые души детей порой очень и очень  опасно
Обсуждение
14:21 04.08.2025(2)
Скажу, как думаю: картины, это прежде всего предметы интерьера.
Когда у людей, а это было давно, начали забирать хлеб, им втемяшили, что есть искусство, душа, вера и прочее, лишь бы ограничить возможности думать. Поэтому, как по мне, любая картина - однозначно работа, и не каждый ее выполнит. Как и работу сапожника, пекаря или столяра, инженера или ученого физика, разве при них не искусство? Но, чтоб преклоняться перед тем, что называют картины, скульптуры, еще и деньги за это платить немалые, этого никогда не пойму.
Искусство должно принадлежать народу! - кто сказал? Если даже и не сказал бы, все это выдумки, искусство, а интерьер, чет да должно украшать, хоть фотография или тарелка, чтоб заполнить пустоту на стене. А сегодня в моде минимализм.
10:41 05.08.2025(1)
Макар Николаевич
Да, это вы точно заметили: "картины это прежде всего предметы интерьера". А все остальное - это домыслы.
10:48 05.08.2025(1)
Пожимаю руку!

И нечего из картин делать богообразное ремесло, которое ничего общего не имеет с реальной жизнью.
Чайник или самовар, иногда куда полезнее картины, а картины, это времена, когда не было красивых обоев и химической промышленности, которая создает сегодня краски и все, что полезно нашему брату. 
11:01 05.08.2025(2)
Макар Николаевич
Говорить о "полезности" картин живописи не стоит. Слишком уж несерьезно. Действительно, чайник или стакан гораздо полезнее в жизни. чем картина, висящая без дела на стене. И зачем "всякую мазню" вещают на стены?!
Гость19:47 06.08.2025(1)
-1
"Всякая мазня" не для "чайников"
22:41 09.08.2025
Макар Николаевич
Я извиняюсь, а для кого пишут эту всякую мазню? Скажете - для избранных! А что это такое, быть избранным в живописи? Найдите мне хоть одного человека на земле, который сможет объяснить философскую и  живописную суть "Квадрата Малевича"? Не найдете таких.
11:10 05.08.2025(1)
1
Если это РАБОТА, то и вопросов нет - художник постарался реально передать в красках, что увидел.
Но восхищаться ........ квадратами, или другой мазней, я этого не понимаю. Обманываться не хочу.
11:36 05.08.2025(1)
Макар Николаевич
Здесь я с вами солидарен во всю. Ибо, в моем понимании, живопись, этол отражение реальной действительности на полотне с точки зрения художника. И ничего более. Лично я балдею от живописи Рерихов, потому что я их картины видел на Байконуре, когда работал там.
11:41 05.08.2025(1)
И так вам скажет каждый о живописи. А вдаваться подробности, что такое кубизм или абстракционизм, нет никакого желания. Именно реальную действительность должна отражать живопись, как фотография, чтоб запечатлеть момент, а не догадываться, что творится в голове художника. И не дай дог, он псих ненормальный, тогда и мы психи, если полюбим творчество психа с его загадочными полетами в неизвестность.
22:53 09.08.2025(1)
Макар Николаевич
Совершенно согласен с вашими словами. Примерно так и я думаю.
23:06 09.08.2025
23:39 04.08.2025(2)
1
Валерий Свидерский
Картина.живопись -это запечатленное состояние души. Поэтому она обладает способностью нравиться и даже вызывать определенные чувства. безотносительно к тому, походит ли она к обоям и прочим условностям быта.Глядя на картину нарисованную человеком и к примеру, обезъяной, предпочтете первую.если только рисовальщик- человек заранее не поставил перед собой задачу-сделать как обезьяна.Тут он обезьяну превзойдет. имхо
10:45 05.08.2025
Макар Николаевич
С этими вашими заключениями трудно не согласиться. Да, действительно, картина, это состояние душа человека, пишущего картину. Когда я  писал свой "Портрет девушки ...", я в нее влюбился.
00:05 05.08.2025(2)
Оно, конечно, так, запечатлеть можно. И может нравиться, никто ж не возражает, только, почему-то т.н. искусство стало достоянием богатых и цена этому, весьма не скромная. А как же, быть простому рабу Василию, времен эпохи Возрождения? - видимо, не имел он права запечатлеть себя в моменте. И эпоха эта, как ни странно, совпала с периодом грабежа Ближнего Востока, но об этом лучше не знать.
Конечно, картины и скульптуры, это красиво, безусловно, но как это можно сочетать с ... недоступностью? - иметь, купить, подарить. Потому и назвал "предметами интерьера", а интерьер, тоже штука специфическая - дорогостоящая, предполагает мебель и прочее из коллекций, а не что попало в дом притащить.
Но сегодня т.н. рисовальшики, практически не востребованы, как выпускники ВУЗов с худ.уклоном, почему? Потому, что нет желающих платить за картины и скульптуры, и примером тому - авангард, как и другие направления, где цвета и замысел, можно вложить в оформление интерьера. Или вообще, отказаться к черту от услуг художников и повесить на стенку, что угодно, и никому нет дела, кто художник - Малевич, или Шалевич. 
В 20-м веке люди проще стали относиться к тому, что называется искусством. А что придумано давно, тоже не вызывает восторга - пусть им восхищаются владельцы, или рекламщики. Не наш это уровень - искусство, там оно пусть и остается, у владельцев.
18:29 08.08.2025(1)
Макар Николаевич
Рабу Василию надо работать на своего хозяина, а не мазать картинки. Ну, если хозяин его художник, то иногда он позволит рабу Василию кое что закрасить на картинах своего хозяина. И все!
Именно так и  было в  эпоху Возрождения.
18:51 08.08.2025
Эпоху надо бы назвать эпохой Грабежей, но никто этого не сделает. Ограбили Ближний Восток!
11:42 05.08.2025(2)
Валерий Свидерский
Справедливости ради я знаю любителей и даже коллекционеров живописи среди небогатых людей: несколько учительниц,сотрудник охранного предприятия,столяр и т.п.Так что искусство-это потребность души, а не только продукт гонора.

Шурин рассказал, что его богатый друг пригласил в гости, показать знаменитую старинную скрипку ручной работы известного мастера Мадичина.
При ближайшем рассмотрении моя сестра огорчила его тем, что фамилия на скрипке расшифровывается как Made in China и та скорее всего к раритетам не принадлежит.

Зато подлинные произведения,даже не столь известных мастеров доставляют истинное наслаждение.И любителям живописи и простым людям.Они очищают душу и создают особенное настроение у всех, кто с ними общается. 

"Любите живопись.поэты!"

14:28 05.08.2025(1)
Макар Николаевич
Чего не понимаю в жизни, так это стремление  коллекционировать. Все и вся. От носков до автомобилей.  Мне это чуждо. И я не страдают от  его отсутствия.
16:22 05.08.2025(1)
Валерий Свидерский
На самом деле вы завзятый коллекционер.Коллекционируете изобретения и патенты.Вас влечет и восхищает новизна идеи и исполнения.То же восхищает, например, в произведении живописи,скульптуры.даже в почтовой марке. Так что как говорил волк  Маугли - мы с тобой одной крови!
19:17 06.08.2025
Макар Николаевич
Не соглашусь с вами. У меня нет коллекции авторских свидетельство и патентов на изобретения. Просто, они мои, лично мной заработанные и  полученные. Вот и все!
11:54 05.08.2025(1)
Ремесло всегда было в почете и любую работу мастера, считаю, за честь иметь. Для счастья. Потому люди и приобретают разное, когда заметно, что выполнял работу мастер.
Конечно очищают души произведения искусства, если к ним тянется душа. А если не тянется? Может, потому и не тянется - чувствует подмену возможностей, и последствия?
Это не спорный вопрос - красота, просто красота стала доступной не для каждого, вот в чем проблема.
19:20 06.08.2025
Макар Николаевич
Да, ремесло на Руси всегда было в почете. Умеющие люди ценились высоко. Особенно кузнецы, сапожники и портные.
12:19 04.08.2025(3)
Борис Костинский
Смешная история!  Что ж, какова страна, таковы и её художественные вкусы!  При ваших, Макар, обожаемых Ленине и Троцком были Исаак Бродский и Вера Мухина, а при РФ - мазня дитяти, которая заварганила её ПО ПРИКОЛУ! 

                                                          
Гость09:29 05.08.2025(3)
1
Какое отвратительное лицо у этого персонажа... 
17:07 08.08.2025
Макар Николаевич
Г.!
А у Шикльгрубера для вас какое лицо? Чувствую, что "божественное"
12:29 05.08.2025
Борис Костинский
 
10:16 05.08.2025
1
Макар Николаевич
А у вас самого?!
23:42 04.08.2025(2)
Валерий Свидерский
У вас в реплике опубликована прекрасная живописная работа,к тому же не лишенная некоторого культурно исторического подтекста и личной характеристики В И Ленина. Это-живопись.
19:23 06.08.2025(1)
Макар Николаевич
Живопись, это для избранных. Далеко не все понимают ее. Лично я за реалистическую живопись. Но только не за разного рода  "измы". Их не признаю за что-то достойное.
20:59 06.08.2025
Валерий Свидерский
Вашу приверженность реализму в живописи одобряю.Однако и в прочих направлениях порой есть много очарования. 
Живопись, как ласка,её не все понимают, но все чувствуют.
00:24 05.08.2025(2)
Борис Костинский
Валерий, конечно же, эта картина Исаака Израилевича Бродского - ШЕДЕВР! Это апогей СОЦАРТА! Как ни верти и ни крути, но громадное количество произведений в стиле СОЦАРТ были абсолютными ШЕДЕВРАМИ! И всё это полыхнуло всего за несколько десятилетий! А вот за 33 года после краха СССР мир не увидел из РФ почти ничего! Прогремело российской артхаусное кино и кранты на этом! Больше - ничего! Тридцать три года, товарищи! Это не шутки! И где писатели уровня Исаака Бабеля? Где поэты уровня Владимира Маяковского? Где художники, равные по спросу во всё мире тому же Исааку Бродскому? Я - не апологет большевизма! Но я загнан в угол фактами - культуры МИРОВОГО уровня РФ за три с лишним десятилетия не создала! СОВСЕМ! Это очень о многом говорит и тут есть о чём поразмышлять. 
10:17 05.08.2025
Макар Николаевич
Как не странно,  но не могу здесь с вами не согласиться. Здесь вы правы.
09:31 05.08.2025(1)
Валерий Свидерский
Не могу не согласиться.За 33 года Новой России живопись продвинулась только по линии разнообразного модерна,но его смотреть не хочется.да и корнями он вырос из СССР. Нового модерна нет. 
14:24 05.08.2025
Макар Николаевич
Исправил! Извините за невнимательность.
13:52 04.08.2025(1)
Макар Николаевич
Еще более смешная история. У меня в квартире нет ни одного портрета Ленина или Сталина. Правда, смешно?! И даже тысяча-первой копии "Квадрата Малевича" тоже нет.
23:46 04.08.2025(1)
1
Валерий Свидерский
Но хоть что то у вас висит на стене ? Хоть Репин или Айвазовский или, на худой конец, - Пластов или Шишкин?
10:22 05.08.2025
Макар Николаевич
Есть портрет моей десятилетней внучки, сделанный арбатским художником по его просьбе. Мы проходили мимо него и он остановил нас. Но внучка его почему-то не любит, поэтому он находится у нас.
А здесь на фабуле есть небольшой рассказ про мое художественное участие в "портретизме".  Называется рассказ "Портрет девушки или история любви" Только что сбросил.
14:33 04.08.2025(1)
Александр Кинунен
МК Чюрлёнис "Весть"
М.-К. Чюрлёнис. "Весть". 1904 г.


Племянник. "Весна" (выжигалка). 1998 г.
11:39 05.08.2025(1)
Макар Николаевич
Я извиняюсь, но это все не мое. И у себя в квартире я ничего подобного ни за что не повешу.
11:57 05.08.2025(1)
Александр Кинунен
Каждому своё. Не спорю. Хорошо, что разное есть.
21:03 06.08.2025(1)
Валерий Свидерский
Чюрленис очень хорош.Из оттенков одной тональности выплавлено столько  значительных символов и смыслов.
Прямо какая-то нотация вселенной и бытия .
20:45 07.08.2025
Макар Николаевич
В моем понимании, картина, это то, что я вижу. Но вижу глазами художник. Все остальное - не мое! Поэтому Чюрленис мне чужд и неинтересен. Как и Малевич со своим прямоугольником.
Гость13:15 04.08.2025(1)
Макар, сколько еще раз ты разместишь сей опус на фабуле? Ведь ты уже выкладывал здесь эту свою байку. 
13:51 04.08.2025(1)
Макар Николаевич
Ошибаетесь! Именно этот "опус" я ни разу не публиковал на фабуле. Да и вообще нигде не публиковал. Это отрывок из повести под названием "Квадрат Малевича за пять минут" Неужто прочитали ее?! А-а, просмотрели ее! И за это спасибо!
Гость18:44 04.08.2025(1)
 вообще нигде не публиковал


Макар, не свисти! Я ее уже читал. А мы с тобой не близки, я даже не твоя внучка, так что твои рукописи мне недоступны. Но эту твою байку (а это выдумка) я уже читал минимум год назад.
10:54 05.08.2025
Макар Николаевич
Почему бы и  не посвистеть, если получается. Тем более, что я вам уже указывал. Есть в интернете  большая повесть из трех частей автора Овчинникова Виталия   под названием "Квадрат Малевича за пять минут". Этот кусочек прозы взят оттуда.
13:20 04.08.2025(1)
Герман Бор
Вах... согласен...
13:40 04.08.2025(1)
Макар Николаевич
И я согласен! Весь вопрос - в чем?
23:50 04.08.2025(1)
Валерий Свидерский
А вот послушайте поэта

Николай Заболоцкий

Портрет
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
10:50 05.08.2025
Макар Николаевич
Ну, с Заболоцким здесь невозможно не  согласиться. Хотя на портрете Струйской я ничего "такого-этакого" не увидел. Но он поэт. А поэты всегда мир видят по своему.