Расстояние от Мехико до Нового Орлеана чуть больше, чем от Калининграда до Москвы. Но сегодня речь не о моём городе. А о том, что случилось в далёком 1936 (или 37-ом?) году, когда в Мехико поселился образ исчезающего комиссара - Лев Троцкий. Из России его выслали зимой, причём, не быстро. Если почитать, сколько его возили на машине, потом спецвагоном; стояли тут два месяца, там – два, а на улице холод; национал-социалистическая Германия его не приняла, увезли в Турцию, потом, Норвегия. Мука одна. Мексиканский президент оказался добрым человеком, пустил. Сдаётся мне, таким переездом Троцкий был не очень доволен. Мексиканская кухня, дешёвые вина, местный менталитет, общение с недостаточно революционными художниками-революционерами, жара – от такого и мозг разряжается, и самооценка неизбежно падает. Но главное, у Троцкого обязательно был патефон. И он не мог не услышать джаз. И это несомненно явилось главным его разочарованием. Допустим, что джаз он и раньше слышал, запросто в 1917-ом, когда был в Америке. Но тогда, наверное, он думал только о своём коммунистическом манифесте, и не испытал никакого эстетического потрясения.
Любил ли джаз Гитлер? Нет! Однако, мне доподлинно известно из шикарного сериала «Вавилон-Берлин», что до 1936 немцы вовсю свинговали (не путать с повальным грехом, это музыкальный термин) в подпольных кабаре. А Сталин? Нет, конечно. А Ленин? Думаю, не любил, но по идейным соображениям относился лояльно, пока не умер. Если бы не умер, то кто его знает, как обернулось бы.
Но любил или ненавидел джаз Троцкий? Я не нашла никаких цитат на этот счёт. Можно предположить, что именно Троцкий показал нынешним некоторым руководителям кое-каких стран нехороший пример, как всякие мощные явления, не поддающиеся контролю, надо игнорировать. Как будто их не существует. В крайних случаях называть абстрактно – «этот шум», «музыка толстых», «немецкий пац и тд и тп. То есть, нивелировать, а если не забудут или само не сдохнет – то уничтожить. Может, Лев Давидович так и думал, но сделать с джазом ничего не мог. Так и никто не смог!
А, может, всё было совсем иначе? Вот сидел он на балконе усадьбы в Койокане, ел острую еду, мучался животом, и слушал на патефоне регтайм "Кленовые листья" Скотта Джоплина (1899 год написания, пластинка записана в 1910 году!). Слушал и признавался сам себе, что мировой революции уже никогда не случится.
Неизвестно, бывал ли Троцкий в Новом Орлеане. Возможно, подплывал на яхте Диего Ривера, если она у него была, как можно ближе, и смотрел в подзорную трубу на снующих туда-сюда по городу трубачей, саксофонистов и тромбонистов. Работы у них всегда невпроворот - в этом городе всё происходит под блюз, джаз, ар-н-би. Все мероприятия: от рождения младенца, до похорон. Вот это интернациональный экспорт революции во все стороны Света без насилия и террора! Это не я, это Лев Давидович так думал. Я уверена в этом. Он же был умным человеком, кто бы что не говорил. Он думал, что никакая искусственная идея не может быть сильнее идеи, рождённой естественным путём. И никакой вождь, даже вождь вождей, не сможет, никого не расстреливая, объединить вокруг себя такое количество людей, разных по национальности, социальному статусу и вероисповеданию. Наверняка, Троцкий так думал.
Ну, а дальше – Рамон, айсбайль, крышка. В мире, говорят, всем есть место, даже бродячим призракам революции. Но как по мне, то пусть будет больше музыкантов. Не уточняю - живых или мёртвых, потому что великие музыканты живут вечно. Главное, больше уличных. Уличная субкультура самая богатая. Без неё и Пуччини не родил бы свою Тоску, если зреть в корень.









Найдём консенсус.




).
Второе - когда-то давно сказал детям: как представлюсь - никаких слез, все оч быстро и без панихиды, туда, куда и положено опустите, и быстро к столу. Никакой грусти - слушать рок-н ролл, джаз, буги-вуги, я же буду рядом, как минимум 40 дней, так что порадуйте меня напоследок. Согласились, хотя и со скрипом, но на то моя воля, ее надо исполнить.
По тексту - он очень серьезный, если вчитаться и дать ход фантазии: когда не приветствуется музыка, модная, не политическая - впереди ЛИЧНЫЙ крах. Он был достаточно умен, когда согласился на свою роль и сыграл ее так, как того ..... никто не предвидел. Никто не ожидал Белого и других движений, как всегда - просчитались, а Троцкий .... попал!
Он не понимал вначале, когда соглашался на ЭТУ работу, что все может измениться в мгновение. Ему тогда было не до джаза - увлечение идеями, погубит кого угодно, но ради цели, а он не был фанатиком, думаю - ему некуда было деваться!
И в ЭТО время джаз набирал обороты - был уже свинг, соул-джаз, были уже диксиленд и НовоОрлеанский джаз! НовоОрлеанский! - этого Троцкий знать не мог. Он был увлечен тем, чем не были увлечены простые люди и ЭТО было самой большой ошибкой - идеи, как и замыслы, всегда должны корректироваться, а это физически невозможно.
Уже в Мексике он ОСОЗНАЛ, думаю, всю трагедию, когда .... согласился на роль демона революции. И это произошло тогда, когда ДЖАЗ набрал обороты - он был популярен, а не идеи, которые ничего не имели общего с пожеланиями простых трудяг.
Возможно Троцкий повесился, или сам в себя пулю засадил, но нам показали ледоруб - все это вторично, как итог. Джаз остался, в том же Н.Орлеане, а недалеко от него ушел в небытие какой-то Троцкий. Он никогда рядом не стоял с Л.Армстронгом, Гудменом, Хокинсом, Эллингтоном - Троцкого никто не знал!! Он никому не был интересен и потому, думаю, ненавидел джаз. А джаз любил весь мир, как и послереволюционная Россия, хотя и там были сторонники "кто любит джаз, тот Родину продаст" - против общепризнанной музыки ничего противопоставить нельзя, а если и получилось - ближе конец тому, что называется мракобесие.
Бродячие призраки революции еще есть, но уличная субкультура призракам не по зубам. Это не только джаз, это и местечковый фольклор, который по своему интересен, как и все из него вытекающее - сленг, шансон, убойные песни и музыка, мода, символы, предметы обихода и это целый пласт культуры. И никто ТАМ не вспомнит никогда Троцкого, как и проведут параллель с теми, с кем Троцкий ... начинал!!
Начинал и его поддерживали - раскручивали, поджигали, никого не слышали кроме себя...............
А джаз уцелел и популярен так же, как и 100 лет назад. И может помочь решить множество вопросов, практически любых, если не артачиться и подумать о том, что "вход" в любое дело рубль, а "выхода" не будет никогда. Все "дела" вначале кажутся жирными - выгодными в личном плане, но они подобны смоле, которая всегда застывает. И ноги оказываются в тазу, почти в цементном............
Поэтому, когда есть уличные музыканты, всегда есть желающие их слушать, а идейные в это время будут отдыхать - они никому не нужны. Как Троцкий, которого вспоминать так же вредно, как не спать целую неделю. А музыку всегда хочется слушать - ее нельзя запретить! ЕЕ нужно уважать, значит и уважать всех, кто ее слушает.