Проблема психологической травматизации солдата проистекает из нескольких факторов присутствующих в зоне боевых действий. Одним из самых сильных, является поражение врага в бою. По этическим соображениям этот фактор не принято приравнивать к убийству вне войны. Однако, наша душа мало обращает внимания на словесную казуистику. Человек, отнявший жизнь у другого человека, нередко получает травму которая причиняет ему душевные страдания. Далеко не все ветераны могут начать работать с этой проблемой. Увы-увы, многие вернувшиеся с фронта мужчины заливают душевную боль водкой. Это приводит к алкоголизму, который убивает солдат после войны. В некоторых случаях душевная боль способна довести человека до суицида.
Вместе с тем, есть ветераны, которые интуитивно ищут решения проблемы в церковном сообществе. Они обращаются к священнику и рассказывают о своих болезненных чувствах. К сожалению, душевные страдания солдата, которые являются производной покаяния, не всегда находят понимание. Ветерана начинают утешать, говоря, что ты не убивал, а защищал родину. Эта словесная игра не может принести облегчения солдату. Он ощущает совершенный поступок, как непоправимое горе и личную трагедию. Он хочет понять, как жить дальше в этой мучительной реальности, а ему объясняют, что никаких проблем нет. Парадоксальность ситуации очевидна. Она приводит к тому, что ветеран уходит неутешенный, а следовательно риски погибнуть в мирной жизни остаются высокими.
Отрадно, что сегодня создаются образовательные площадки, где подобные вопросы можно разобрать и осмыслить. Очные семинары и онлайн-обучение собирает сотни специалистов. На одной из встреч, спикером на которой был протоиерей Вадим Леонов подобный вопрос был задан. Ответ опытного священника я предлагаю послушать в коротком видео ролике:










