СКАНДАЛЬНАЯ ТАНЦОВЩИЦА Ида РУБИНШТЕЙН валентисеровской закваски
В основе конфликта одной из сюжетных линий моего романа лежит противостояние девушек-моделей, - двух разных типажей в мире моды середины 90-х годов. Классической внешности синематографа и субтильного приведения на подиуме.
...
Везде, где появлялся "Портрет Иды Рубинштейн" художника Серова, тут же разгорались жаркие споры. Илья Репин называл картину «гальванизированным трупом», считая эту работу самым неудачным портретом.
Многие современники обвиняли художника в попрании традиционных ценностей и надругательстве над красотой. Обнаженная натура сама по себе не была вызовом обществу в начале ХХ века, что же так возмутило зрителей и критиков?
Танцовщицу Иду Рубинштейн называли ожившей героиней модерна. У нее была нестандартная внешность, которая по тем временам считалась весьма далекой от канонов красоты:
- очень высокая, - «длинная, как день без хлеба», - писали в миланских газетах;
- субтильная и угловатая, - «Худощавая, как Дон Кихот», - говорил Луначарский.
Тем не менее именно такой типаж как раз входил в моду в начале ХХ столетия за рубежом, и парижан декадентский образ роковой женщины сводил с ума.
У Иды Рубинштейн не было ни балетного, ни театрального образования. Ее танцы многие называли бездарными, вызывающими и эксгибиционистскими. Бенуа о ее исполнении роли Клеопатры писал:
«Царица Египта… постепенно лишалась всех своих покровов и затем предавалась любовному экстазу у всех на глазах, причем лишь в самый критический момент являлись услужливые придворные дамы, окружавшие занавесками ложе любовников».
Ида Рубинштейн нередко танцевала полуобнаженной, но то, что зрители видели на сцене, не шокировало их так, как на портрете танцовщицы кисти Серова.
Художник изобразил танцовщицу полностью обнаженной, что само по себе было вызовом, ведь на картине был не мифологический персонаж, а современница, знакомая многим. Но возмущенную реакцию публики вызвал даже не сам факт наготы, а «надругательство над красотой». Очертания тела модели не только не соответствовали классическим стандартам прекрасного в живописи, но были их полной противоположностью.
Серов сознательно прибегает к стилизации: чрезмерно удлиняет ноги танцовщицы, деформирует все ее тело, заостряет контур, превращая обнаженную женщину в бесплотное существо, лишенное женственности и чувственности. В этой отталкивающей красоте «на нерве», «на изломе» художник увидел отражение эпохи начала ХХ века с его новыми эстетическими идеалами.
Портрет был впервые представлен в 1911 году на выставке «Мир искусства». В том же году ее приобрел музей Александра III (Русский музей), после чего разразился скандал с требованиями возмущенных зрителей удалить картину из музея. Суриков называл «Иду» «безобразием», Репин – «гальванизированным трупом», многие критики – «декадентщиной» и «уродстовом».
В прессе модель именовали зеленой лягушкой и грязным скелетом. Валентин Пикуль вспоминал о ней такие отзывы:
«Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!».
Реакция была тем более бурной, что Серов считался одним из самых популярных портретистов рубежа веков, работы которому заказывали многие аристократы. И вдруг – портрет обнаженной танцовщицы, да еще такой!
Эта картина была создана за год до смерти художника, она явно выбивалась из стилистики ранее созданных им портретов и стала своеобразным манифестом нового искусства. Провокация была сознательной, поэтому реакция публики не смущала художника: «Вот какие бывают скандалы, – писал Серов в одном из писем за три недели до смерти. – И я рад, ибо в душе – скандалист, – да и на деле, впрочем».
Сам художник искренне восхищался Идой Рубинштейн и называл ее Венерой ХХ века. «Монументальность есть в каждом ее движении – это просто оживший архаический барельеф!» – восклицал Серов. А то, как шокировала современников танцовщица Ида Рубинштейн, обсуждают до сих пор.
Имя Иды Рубинштейн хорошо знакомо всем, кто интересуется историей российского театра и танца. Обладая незаурядной внешностью и внушительным состоянием, эта увлеченная натура постоянно эпатировала публику смелыми выходками. Она учила древнегреческий, чтобы играть в пьесах, написанных Софоклом, в 20 лет не побоялась презентовать публике танец Саломеи, во время исполнения которого раздевалась донага, набравшись опыта, основала собственный театр, который по популярности соперничал с дягилевским. О себе говорила кратко: ни терплю ни микроба банальности…
Судьба Рубинштейн сложилась непросто. От природы она обладала незаурядной внешностью, которая в конце 19 века выглядела диковинно. Худая и высокая, она имела почти прозрачную кожу, ее лицо всегда было бледно, а кудри - черны, как смоль. Ида родилась в Харькове в 1883 году, но рано осталась без родителей, и ее взяли на попечение родственники в Петербурге. Там будущая звезда сцены получила прекрасное образование, выучила иностранные языки, увлеклась философией, стала посещать театры. Тогда-то и появилась мечта со временем блистать на сцене.
От отца Иде досталось внушительное состояние, и она могла себе позволить посещать драматические курсы, учиться танцу у лучших преподавателей. Ей удалось самостоятельно арендовать в Петербурге помещение для выступлений после того, как ее первые роли оказались провальными, и режиссеры отказывались приглашать ее в новые постановки. Так появился танец Саломеи, - совместная работа с хореографом Фокиным и режиссером Мейерхольдом. В финале на Иде не оставалось одежд, ее стан украшали лишь крупные бусы. После спектакля Станиславский отозвался об исполнительнице главной роли, как о бездарно голой танцовщице, а вот Ахматову танец увлек и вдохновил.
В целом, публика радушно принимала эксперименты Рубинштейн. На волне успеха она хотела дать гастроли во Франции, но родственники, не одобрявшие ее увлечений, упекли танцовщицу в психиатрическую лечебницу, чтобы лишить ее возможности выехать за рубеж. В больнице актриса провела год, потом ей удалось выбраться из заточения.
Жизнь Иды была полна ярких событий. Она путешествовала по дикой Африке, владела яхтой и аэропланом, отвергала поклонников, но собирала вокруг себя петербургский бомонд. Организовав собственную труппу, она исполняла главные роли в постановках "Елена Спартанская", "Дама с камелиями", "Персефона" и "Болеро". Она примеряла образ Настасьи Филипповны из "Идиота" Достоевского, а свою драматическую карьеру закончила пьесой "Жанна д`Арк".
...Жизнь Иды Рубинштейн полностью изменилась с началом Второй мировой войны. Она спешно покинула Францию, опасаясь нацистской оккупации, и поселилась в Англии. Здесь, забыв о театральных амбициях, работала на благо армии, - стала медсестрой в госпитале. Многие бойцы, которых ей удалось поставить на ноги, думали, что она всю жизнь была медиком.
Ида умерла в 1960 году от сердечного приступа. Перед смертью она успела сделать распоряжения, чтобы ее похороны прошли тихо и без пафоса.
На память об Иде Рубинштейн осталось множество фотографий и картин. Пожалуй, самое известное полотно написано Валентином Серовым.
| Помогли сайту Праздники |
