Граф де Бюсси: жизнь и смерть
Хитри, отступай, играй, кружись,
Сживая врага со свету;
А что же такое жизнь? А жизнь –
Да просто дуэль со смертью!
(«Пуркуа па», М. Боярский)
Казалось бы, про Бюсси написано столько всего, что и добавить нечего. Особенно это касается реально существовавшего человека, ведь в романе Дюма его образ сильно приукрашен. Но в данном очерке речь-то как раз и идёт о литературном герое, а не о реальном человеке, поэтому этого персонажа следует разобрать более внимательно.
Что обычно читатели помнят про книжного Бюсси? Лучший фехтовальщик Франции, заядлый и удачливый дуэлянт; рисковый человек, лишённый страха; дерзкий и заносчивый наглец, но при этом человек чести и слова; красавец, любимец женщин; поэт, автор замечательных сонетов… Казалось бы, всё просто – вот он, положительный герой, главный персонаж, что тут обсуждать. Но это лишь в первом приближении, а если копнуть немного глубже, то всё не так просто.
В самом начале нашего фильма Антрагэ произносит про Бюсси очень интересную фразу, говоря, что «любовь не разочарует его только в одном случае – если погубит его». «Когда человека любят все,…это значит, что по-настоящему его никто не любит» – говорит про себя уже сам Бюсси Жанне де Бриссак, жене Сен-Люка, встретив её с мужем по дороге в Анжер. Ну и, наконец, дадим слово самому Дюма: «…Бюсси сохранял душу, недоступную человеческим слабостям: он не ведал страха, да и любви ему не довелось испытать, по крайней мере до того дня, с которого мы начали наше повествование…»
Итак, что же получается, Бюсси – «всеобщий любимец», по выражению Жанны де Бриссак, по сути, одинок и не любим? Выходит, так. Конечно, не в той степени, что и Монсоро, у которого вообще не было ни друзей, ни возлюбленной, ведь у Бюсси всё же друзья есть, и друзья верные и надёжные. Это Антрагэ, Ливаро и Рибейрак. В романе ничего не говорится о предыстории их дружбы; мы знаем лишь, что все четверо служат герцогу Анжуйскому и ненавидят миньонов короля. Что могло связывать этих людей? Рискну предположить, что у них было общее боевое прошлое – участие в военных походах, какие-то опасности, связанные с риском для жизни, которые им приходилось переживать вместе по долгу службы у принца. Что называется, боевое товарищество и даже братство. Ну и земельные наделы у них, скорее всего, тоже находились поблизости друг от друга, где-нибудь в Анжу, поэтому охотились и пировали они тоже, видимо, зачастую все вместе.
Выше уже говорилось о том, что образы анжуйцев, равно как и миньонов короля (за исключением Бюсси и отчасти Келюса с д’Эперноном) раскрыты в романе крайне незначительно. Мы знаем, что анжуйцы – смельчаки и хорошие бойцы, но вот об их личностных качествах, по сути, ничего не известно. Поэтому мы не можем судить о том, в какой степени доверял им Бюсси свои сердечные тайны и личные переживания. Скорее всего, в полной мере он не открывался перед ними по двум причинам.
Во-первых, потому что, если бы это было так, Дюма в драматургических целях, как мне кажется, обязательно раскрыл бы образы анжуйских друзей Бюсси (всех или хотя бы одного-двух из них) более полно. Ведь есть же в повествовании такие персонажи, как бывший миньон короля Сен-Люк и лекарь Реми, перед которыми Бюсси как раз-таки открывается в своих личных чувствах. Вот их образы в отличие от образов Антрагэ, Рибейрака и Ливаро представлены в книге очень подробно.
А во-вторых – потому что до встречи с Дианой Бюсси толком и раскрывать-то было нечего, кроме тайн, которые были связаны преимущественно с политикой и которые можно было доверять, по словам самого Бюсси, «почти любому». До своего появления в доме таинственной блондинки на улице Сент-Антуан Бюсси был другим человеком, не знавшим, что такое любовь, и, по сути, не жившим полной жизнью. Да, у него были женщины, такие как Маргарита Наваррская, одна из главных героинь первой книги трилогии, «Королевы Марго», и упоминавшаяся Сен-Люком ближе к концу книги госпожа де Барбезье. Но они, очевидно, не завладели сердцем Бюсси, не оставили в нём сколь-либо значимого следа.
Ведь Бюсси был, как бы сейчас сказали, максималистом по своей натуре. Не зря в заключительном романе трилогии, «Сорок пять», на портрете Бюсси, перед которым преклоняла свои колени Диана, были написаны слова «Aut Caesar, aut nihil» – «Или Цезарь, или ничто». Они вполне бы могли стать его девизом, его категорическим императивом, главным принципом его существования. Но сам Бюсси выбрал своим девизом такой: «Королем я не могу быть, принцем – не хочу, Роган я есмь», в принципе, почти не отличающийся от того, что приводится в романе «Сорок пять».
Для Бюсси было важно быть первым во всём, в том числе и в любви. Как боец он и так не имел себе равных, будучи первой шпагой королевства и самым храбрым и искусным его воином. Что же касается политики, то, не имея возможности стать королём лично и не обладая правами на престол, он избрал себе иную роль – быть фактическим повелителем потенциального короля, т.е. герцога Анжуйского, имевшего вполне осязаемые шансы заполучить этот самый трон. Подчинённость Бюсси принцу была чисто номинальной, в действительности же он сам подчинил Анжуйского своей воле, навязывая ему свои решения практически по всем вопросам, связанным с политикой. В книге это ярче всего это проявилось в тех главах, которые были посвящены пребыванию герцога в Анжере после бегства из-под ареста в Лувре.
Но вот настоящей любви Бюсси до определённого момента встретить так и не удавалось, поскольку ему хотелось испытать не просто чувство – он искал такой сильной любви, которая, по словам Антрагэ, «погубит его». Поэтому-то его и не могли в полной мере заинтересовать те женщины, которых он постоянно встречал при дворе. Ему нужна была та, которая смогла бы вскружить ему голову и всецело завладеть его душой и сердцем. А по всем законам, как драматургическим, так и просто жизненным, для такой любви нужен целый ряд обстоятельств. И Дюма мастерски их создаёт.
Вспомним, как Бюсси впервые увидел прекрасную таинственную даму ночью в доме у Турнельского дворца. Он оказался там, будучи раненым в драке с миньонами. Сначала он даже не может разобрать, сон это или явь, и вообще «…разве мыслимо, чтобы портрет выходил из рамы и беседовал с лекарем, у которого завязаны глаза…». Это первое обстоятельство: само знакомство Бюсси с Дианой случилось в совершенно неординарной ситуации, когда он был на грани жизни и смерти, но при этом оказался в кровати той самой загадочной и прекрасной незнакомки – естественно, вызвав её участие и сочувствие. Несколько позже Бюсси выяснит, кто эта дама с портрета, узнает её историю и… вот они, ещё два обстоятельства: Диана оказывается законной женой графа де Монсоро (уже препятствие!); но самое страшное и обидное заключалось в том, что именно сам факт нахождения Бюсси вместе с лекарем Реми под окнами таинственного дома и стал последним аргументом, который заставил-таки Диану дать своё согласие на брак с ненавистным ей Монсоро: ведь она, увидев Бюсси и Реми из окна, ошибочно приняла их за шпионов герцога Анжуйского, выслеживающих её.
Таким образом, на пути Бюсси, который уже начал влюбляться в Диану, встретив её при весьма необычных обстоятельствах, появляется серьёзнейшее препятствие: любимая женщина оказывается замужней. А, как известно, «сила желания пропорциональна строгости запрета», поэтому для Бюсси сошлись все условия, чтобы влюбиться на сей раз по-настоящему. И, надо сказать, вовремя, поскольку лично у меня создаётся такое впечатление, что Бюсси уже отчаялся ждать, когда это случится, и почти потерял надежду на такое счастье.
Вообще с самого начала романа создаётся ощущение, что Бюсси как будто нарочно ищет наибольшей опасности. Взять ту же стычку с миньонами у Турнельского замка, когда он чудом избежал гибели, успев заскочить в открытую дверь дома, где жила Диана. Что это – глупая бравада? Но на глупца Бюсси совершенно не похож. Можно, конечно, всё списать на характер Бюсси и его буйный нрав, на его гордость, не позволившую ему воспользоваться помощью своих друзей, но он же не мог не понимать, что одному, даже такому искусному бойцу, как он, против пятерых сравнительно неплохих фехтовальщиков устоять крайне сложно. Зачем же тогда нарываться на такое противостояние? Да, герцог Анжуйский отправил его на свадебный бал к Сен-Люку в надежде, что Бюсси затеет ссору с миньонами, но ведь мы-то уже знаем, что он отнюдь не был послушной пешкой в руках принца. Что же это тогда? Дадим слово самому Бюсси.
«Дело в том, что я хочу как можно скорее умереть», – скажет он своему другу Сен-Люку ближе к концу романа, когда вызовет всех миньонов на поединок, а Монсоро выживет после стычки с Сен-Люком. Пожалуй, вот она, единственная причина такого поведения Бюсси и в начале книги тоже: подсознательное желание смерти. Это же ужасно, когда вроде всё у тебя есть, слава, деньги и власть, а счастья нет. Поневоле начнёшь искать ощущений, граничащих со смертью и заигрывающих с ней, тем более что дорожить особо нечем, кроме здоровья. И любовь, которую Бюсси нашёл в лице Дианы, стала для него спасением от такой разрушительной программы самоуничтожения, ведь у него появилось то, что нужно беречь и чем следует дорожить. «Диана, мне кажется, что с сегодняшнего дня я начал жить, мне кажется, что сегодня я увидел ясно путь, ведущий к вечности. Знайте же, вы – тот свет, который открыл мне это счастье», – сказал Бюсси Диане в Меридорском лесу, когда они стали тайно встречаться.
[justify] Любовь изменила Бюсси, сделала его другим человеком. Нет, конечно же, это не значит, что он разучился держать шпагу или помогать Анжуйскому в его политической борьбе, отнюдь. Более того, образ Бюсси содержит и отрицательные черты, ведь, как мы помним, находясь в Анжере, он пытался любой ценой добиться войны с Парижем, потому что только война на тот момент давала ему возможность быть рядом с Дианой в Меридоре. Т.е. Бюсси был далеко не ангелом, мягко говоря, ведь он, получается, в своих корыстных личных интересах был готов обречь жителей города Анжера и его окрестностей на кровь, боль, страдания, голод, разруху и прочие прелести войны. Но при всём этом сильное чувство раскрыло в нём и хорошие качества. «Для всякого человека, начинающего влюбляться, – а Бюсси влюбился с


Тем не менее, отмечу, что Вы попытались создать у читателя положительный образ героя. Хотя, даже если брать не реального персонажа, а нарисованного Дюма, мы видим, что Бюсси, человек чести, поступает подло и по отношению к самому графу де Монсоро. Ведь он поддерживал с ним более менее дружеские отношения. Впрочем, Бюсси и сам признал свою вину в конце повествования , когда просил графа отложить нападение на него, ссылаясь на предстоящую дуэль с минтонами.
"" -Вы ли, человек чести?- сказал Монсоро.
-Справедливо- ответил Бюсси""
Кроме того, если судить непредвзято, Бюсси предал и герцога Анжуйского. Герцог был связан с Дианой гораздо раньше Бюсси. И пусть эта связь была, грязна, но впоследствии узнав о том, что герцог желает получить Диану в свои любовницы; Бюсси использовал полученную информацию, для своей выгоды. Иными словами уже двойное предательство.
Не говоря уже о том, что он заставил Диану предать своего мужа.
Конечно, можно сделать скидку на нравы двора, измены, были обычным делом... Но при пристальном рассмотрении, Бюсси больше похож на жигало, донжуана, легкомысленного повесу, учитывая число любовных похождений. Большинство любовниц были супругами его друзей и боевых товарищей...
Разумеется, благодаря перу Дюма, рисуется этакий образ реального человека чести, но эти же тонкие штрихи показывают и изнаночную сторону героя.
Если честно, мне гораздо больше по душе шут Шико)
А вообще, Вы провели большую работу. Написано интересно. Мне понравилось.
Спасибо