Заметка «Почему советские люди не разговаривали на территориях союзных республик на национальных языках этих республик»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 4.6
Баллы: 20
Читатели: 96 +1
Дата:

Почему советские люди не разговаривали на территориях союзных республик на национальных языках этих республик

Читаешь порой комментарии русофобов и диву даешься.
Какие только дурацкие вопросы у них не возникают к россиянам.
Спрашивают: «Почему советские люди не разговаривали на территориях союзных республик на национальных языках этих республик?»
А почему на территории племени могикан понаехавшие европейцы не разговаривали на языке этого племени? Мало того, ещё и последнего магиаантнм убили, как утверждал литературный гигант Джеймс Фенимор Купер.
Следуя их логике, англичане, приехавшие в Австралию на ПМЖ, должны были бы переодеться в набедренные повязки и добывать огонь с помощью трения палочки о брëвнышко...
Обсуждение
18:17 20.10.2025(2)
1
Вопрос, как бы из прошлого, почему не разговаривали на языках народов из республик Союза?
Потому, что не считали нужным - знать другие языки. В т.ч. языки дальнего зарубежья не знали - в школе их учили, в институте, а толком никто не владел разговорной речью. Стыдоба! Элементарное невежество взращивалось и к другим языкам, вот что надо признать.
Это не моя тема, обсуждать подобное, но считаю, если уехал на ПМЖ или на работу далеко от родины, ДОЛЖЕН-ОБЯЗАН изучать другой язык. А нравится тебе это или не нравится - личные пожелания можно позабыть: ОБЯЗАН владеть другим языком - из уважения к другим территориальным признакам культуры.
И в целом........................... Кому как, не знаю, а мне порой стыдно, что в совершенстве не владею парой иностранных языков. Не химия и не математика развивают память, а именно изучение других языков позволяют расти над собой, и становиться лучше, чем был.
19:51 20.10.2025(1)
Анатолий Комогоров
А на каких музыкальных инструментах играете, поëте, спортивный разряд имеете в каком виде спорта, занимались ли танцами, может быть, овладели рисованием, живописью, скульптурой, другими искусствами?
Или вас только языки волновали?
Но не настолько чтобы ими овладеть...

21:08 20.10.2025
Языки учат для ............................ Не волновали языки, тогда время было другое, и работал в стране, а не в братских республиках. Объяснять ничего не буду, зачем учат языки, но, если бы имел рядом репетитора, за 3-5 лет, точно овладел бы немецким и английским. А там, возможно и китайский принялся изучать. Быть дремучим - такая же опасность, как не желать знать о болезни, которая может развиваться внутри.
Гость19:38 20.10.2025(1)
Остаётся вспомнить "кандидатский минимум" и формулировочку "читаю и перевожу со словарем". 
Какой там казахский, эстонский или грузинский!

Панин.
21:08 20.10.2025
Было такое в анкетах - показатель уровня знаний.
Гость22:44 19.10.2025(2)
Все русскоговорящие знали и понимали местные языки! Говорить - не говорили, но знали и понимали. Дети приезжих ходили в местные школы и учили местный язык. А молодые специалисты, приехавшие по направлению  ВУЗов из иных республик, могли местный язык и не знать. Но с годами жизни понимали этот язык. Или удирали восвояси после двух лет отработки. Те, кто мечтал о карьере в данной республике, приспосабливались и язык выучивали. Полностью тупых или упёртых было не так уж и много. Шум с русофобией подняли в Кремле, но, кроме пропагандистского шума, ничего не сотворили. Много русских переехали из Латвии в РФ? В Скандинавию и Германию они переметнулись, но не в Россию! 


10:40 20.10.2025
-1
Анатолий Комогоров
В Прибалтике многие русскоговорящие знали местные языки, в этом вы правы. Но из тех, кто там родился, а не приехавшие в Прибалтику работать на предприятия советской промышленности гастарбайтеры.
Спасибо, М. Н.
23:48 19.10.2025(1)
-1
Панин
Все русскоговорящие знали и понимали местные языки! Говорить - не говорили, но знали и понимали.


Вранье. Практически никто не знал. Даже врачи, милиция и учителя.
Спросите автора заметки. Он жил в Казахстане.
10:42 20.10.2025(1)
-1
Анатолий Комогоров
Казахстан и Прибалтика это разные территории по методу их заселения, их сравнивать нельзя. А ватор комментария ведет речь о Прибалтике.
11:18 20.10.2025(2)
-1
Панин
Чушь. Даже в Прибалтике русские высокомерно не учили местные языки. Обычное поведение титульной нации в империи. Даже сегодня, когда эти страны стали независимыми от РФ, тысячи русскоязычных владеют эстонским или литовским так же как Колмогоров казахским. На уровне "нан" "балык" "арак". Хотя Колмогоров " учил" в школе казахский язык согласно тогдашней программе казахстанских школ, и у него в аттестате даже оценка стоит. Возможно даже четверка.
14:09 20.10.2025(1)
1
Андрей Пермяков
Вот не знаю как в Прибалтике, Панин, однако в азиатских республиках местными языками в основном не владеют люди пенсионного возраста. Те, кто жил там ещё при Союзе. Пятьдесят на пятьдесят понимают и разговаривают поколения 70-80 годов. И нормально общаются на двух-трёх языках дети девяностых и выше. Причём, к стыду своему, признаюсь, что в Казахстане русские лучше владеют казахским, чем русские в Кыргызстане кыргызским.
Но тем не менее, хочешь жить - умей вертеться. Волей неволей, вполне сносно общаюсь на кыргызском, понимаю по чуть чуть казахский, татарский и турецкий.
И таких русских, владеющих местными языками- с каждым годом увеличивается.
Гость19:37 20.10.2025(1)
  
"не владеют люди пенсионного возраста. Те, кто жил там ещё при Союзе. "

Об этом и написал Колмогоров. О тех временах. И ещё он обосновал нежелание учить местные языки сравнив себя(русского) с испанцем-конкистодорлм 16 столетия, или англичанином- колонизаторам 18 -го. А ваших  киргизов, с инками, индейцами Майа или аборигенами Австралии. Речь идёт об этом. Вы заметку прочтите хотя бы. Я рад, вашим успехам в киргизском. Но главное - молодежь должна это понять.
Отвечать больше не смогу -  Колмогоров запретил мне это
Панин. 
20:57 20.10.2025
Анатолий Комогоров
сравнив себя(русского) с испанцем-конкистодорлм 16 столетия, или англичанином- колонизаторам 18 -го. А ваших  киргизов, с инками, индейцами Майа или аборигенами Австралии

Это насколько надо иметь извращённое сознание, чтобы так перевернуть авторский текст.
Вот и сетуй после такого на то, что в дорке плохо лечат...
13:48 20.10.2025
Анатолий Комогоров
Утверждать подобное — это надо быть последним извращенцем.
А вести диалог с извращенцем — себя не уважать.
11:33 20.10.2025(1)
1
Чтобы учить чужой язык, требуется стимул. Такого стимула у русских, живших на национальных окраинах, не было. Зачем? Всё делопроизводство дублировалось на русском языке, национальной литературы не было или она была в зачаточном состоянии, высшей школы и науки на национальном языке тоже не было. Смысл учить язык? Отдельные словечки, конечно, перенимали. Русским, жившим в Узбекистане, очень нравилось узбекское «хоп». И вместо того, чтобы говорить по-русски «да», «ладно», «хорошо», вставляли узбекское «хоп».

Возьмём Ирландию. Ирландцы ненавидят англичан, но говорят все поголовно на английском. Есть там энтузиасты, которые призывают в Ирландии говорить исключительно на родном языке. Но, увы, родного языка в Ирландии почти никто не знает. Причина всё та же: высшая школа на английском, литература — на английском.

Такое же происходит в соседней с Англией Франции, в Бретоне. Бретонцы считают себя бретонцами, а не французами, но говорят на французском языке.
13:26 20.10.2025(1)
Анатолий Комогоров
Приятно читать/слушать разумные речи, спасибо.
Интересно, что в обществе, таком какое сложилось на Фабуле, разумное начисто перечеркивается мракобесием.
Вот эти фабулянские русофобы, они ведь тоже где-то учились, книги наверняка читали не под редакцией Геббельса, откуда у них такие жизненные ориентиры?
Мне кажется, что не может такое мировоззрение сформироваться из жизненного опыта в СССР.
Наверняка это из прозападной пропаганды, которая и в СССР распространялась в определённых кругах.
15:13 20.10.2025(1)
1
Да, так оно и есть. Это обычная пропаганда по западным методичкам.
В 90-е и нулевые русофобам отпор не давали, вот они и оборзели.
15:21 20.10.2025
Анатолий Комогоров
Спасибо.
14:49 20.10.2025
Анатолий Комогоров
Отвечу для всех на комментарий Панина о том, как Колмогоров учил казахский язык:
Хотя Колмогоров «учил» в школе казахский язык согласно тогдашней программе казахстанских школ, и у него в аттестате даже оценка стоит.
Конечно же, были [казахские школы, в которых русскоговорящие могли бесплатно изучать казахский язык]. Например, та школа, где Колмогоров учился. У него в аттестате оценка стоит. Содержалась на средства Казахстана.

В алмаатинских школах не было казахской методики изучения школьной программы и учебников на казахском языке. Были интернаты для казахских детей, но я не знаю, на каком языке в них велось преподавание.
Я учился в двух школах, сельской и городской. В сельской школе у нас было человек пять казахских, остальные русские. И действительно был урок казахского языка. Но проблема в том, что его, этот урок, именно казахские и бойкотировали.
Что-то говорили этой учительнице на казахском, чего мы не понимали, в итоге учительница уволилась. В доме, в котором я жил, была только одна казахская семья. Разговаривать нам на казахском было не с кем.
А в городской школе казахских было достаточно, но это были казахские из семей высокопоставленного персонала. Я в одном классе учился с племянником Кунаева Д. А., первым секретарём ЦК Компартии Казахстана, сыном председателя академии наук Казахстана. Эти казахские лучше меня русский язык знали и на казахском при нас не разговаривали. Не представляю, как бы я заговорил с ними на казахском.
Алма-Ата в основном была населена русскими, казахских было мало — одни начальники.
Панин-то жил в ауле, у него поэтому и мышление аульное. В глубинке действительно насаждалось недоброжелательное отношение к русским. Был такой институт «Сельхоз», не помню, как он правильно назывался, в нём учились аульные казахстанцы, и с ними были постоянные тëрки, порой переходящие в драки. Но в целом никакой национальной вражды в Алма-Ате не было, там кроме казахских ещё много национальностей было.
А сейчас в Москве выходцев из Средней Азии больше, чем в начале семидесятых было в Алма-Ате.
20:59 19.10.2025(1)
1
Александр Кинунен
Ну и плохо, что приезжие русские не учили местный язык.
Это неуважение к местной идентичности и оно ускорило дальнейшее отторжение республик от России.
Что мы сейчас и пожинаем.
00:47 20.10.2025(2)
Анатолий Комогоров
Не могу согласиться с вашей версией «отторжения республик от России», вы недостаточно понимаете эту, если так можно выразиться, проблему и, скорее всего, не знаете сути необходимости изучения и понимания языка, если заговорили о «неуважении к местной идентичности».
Приведу простейший пример: русскому языку учили всех граждан СССР бесплатно в русских школах. То есть русские бесплатно обучали русскому языку всех желающих. А были ли школы, в которых бы бесплатно обучали русскоговорящих языкам народов СССР? И кто должен был эти школы содержать, составлять учебный план, писать учебники? Здание школы строить...
Ответа у вас на этот вопрос нет.
Или снова скажете, что это обязанность ООН?
Спасибо.
11:31 20.10.2025
Панин
 были ли школы, в которых бы бесплатно обучали русскоговорящих языкам народов СССР? И кто должен был эти школы содержать...

Конечно же были. Например та школа, где Колмогоров учился. У него в аттестате оценка стоит. Содержалась на средства Казахстана. Казахский язык был обязателен к изучению. Но его русские просто не учили. Они считали себя "высшей расой". Он же в своей заметке сразу сообщил, что колонизаторам западло учить язык аборигенов.
02:21 20.10.2025(1)
Александр Кинунен
Всё верно Вы пишете, но факт и в том, что государство (СССР) не организовывало в школах обучение приезжих (в частности, русских в русских школах) основному местному языку.
04:25 20.10.2025
Анатолий Комогоров
Так с какой стати я вас буду учить языку, который сам не знаю?
Русские учили русскому, казахские должны были учить казахскому, грузинские — грузинскому и т. д.
И потом, о каких приезжих речь? СССР — это переименованная Российская империя, а не казахская или грузинская. На территории вновь образованных республик русские люди жили изначально, так же как и нерусские.
Потом, национальные меньшинства разговаривали на двух языках и имели преимущество. Не думаю, что перед ними стояла задача в обучении русскоговорящего население своему языку. Они бы это преимущество потеряли. Да и не было у них никакой школы преподавания родного языка. Это был язык разговорный, не имеющий литературного аналога. Его и невозможно было учить так же, как литературный язык, имеющий правила и письменность. Такие языки надо было создавать заново.
19:16 19.10.2025(3)
2
Вера Киреева
Все знали русский , а кто хотел знал и разговаривал на местном языке.
Никого особо не напрягало это
11:21 20.10.2025
Панин
Всех жизнь вынудила знать русский. Если быть точным. Не знающему русский язык невозможно было пробиться на уровень мастера или даже бригадира чабанов.
10:34 20.10.2025
Анатолий Комогоров
Вы правы.
02:15 20.10.2025(1)
2
Верно, Вера. Например, в Башкирии проживают десятки народов. Знать все языки не получится. Однако, мой тесть, Евгений Иванович, светлая память, свободно говорил по-татарски. Тёща, хоть и не говорили по-татарски, понимала и общалась. Супруга тоже понимает по-татарски достаточно для общения. И профессии, связанные с активным общением, предполагают некоторое знание языка. С языком нет проблемы. Проблема в головах русофобов.
02:36 20.10.2025
1
Вера Киреева
👍❤️
22:04 19.10.2025(1)
Панин
Почему?  Лентяйство и высокомерие. Стыдиться бы надо сегодня подобного. Но наоборот, упёрлись:

 "Слышащий – да услышит.
Видящий – да узрит.
Пишущий – да напишет.
Глаголющий – повторит.

Всяк за своё – ответит.
Каждому – свой черёд.
СЛОВО, если не светит -
Запечатает рот.

Пуля, она – не дура,
А Провиденья рука.
Да здравствует диктатура
Русского языка!"
10:50 20.10.2025
Анатолий Комогоров
Вы русофоб и представляете русский народ в неприглядном виде.
Это называется нацизмом или ксенофобией. Ваши умозаключения принимать всерьёз нельзя, потому что за это надо отправлять на исправительные работы — это статья.
Не благодарю.
21:09 19.10.2025(1)
2
Марго
Потому что  на основе Русского народа и был создан СССР
. Русский язык был международным. Эту данность Путин внес в констииуцию. Пиндосы это вычеркнули))
04:27 20.10.2025
1
Анатолий Комогоров
Вы правы, как всегда.