Заметка «Американское приложение для общения с умершими вызвало волну споров»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Темы: наукачувстважизньсмертьИИ
Сборник: Мои статьи и интервью
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 22
Читатели: 83
Дата:

Американское приложение для общения с умершими вызвало волну споров



В США появилось приложение 2wai, которое позволяет пользователям создавать цифровые аватары реальных людей и даже умерших родственников, общаясь с ними в режиме реального времени. Дополнительно авторы проекта отмечают, что технология может использоваться не только для сохранения памяти о близких, но и для создания виртуальных персонажей, образовательных проектов или цифровых архивов семейной истории.


Достаточно загрузить короткое видео длительностью около трёх минут, чтобы система сформировала интерактивного собеседника, имитирующего манеру речи и поведение оригинала. Такой чат-бот отвечает в момент диалога, создавая иллюзию живого общения. Приложение уже доступно в App Store, а разработчики обещают в ближайшее время выпустить версию для Android, расширив аудиторию.

Компания представила ролик, который стал вирусным в соцсетях. В нём беременная женщина беседует с цифровой копией своей покойной матери. Спустя годы её ребёнок, уже школьник, также общается с «бабушкой». В финале взрослый внук сообщает цифровой версии, что она станет прабабушкой. Слоган ролика произносится в форме категоричного утверждения: «С 2Wai последние три минуты могут длиться вечно».


Запуск приложения 2wai вызвал бурные дискуссии в обществе и социальных сетях. Многие пользователи назвали идею «зловещей», «демонической» и даже «топливом для кошмаров», сравнивая её с эпизодами «Чёрного зеркала». Критики отмечают, что подобные технологии способны нарушать эмоциональные границы, подменяя процесс реальной скорби искусственным суррогатом. Одновременно часть аудитории поддержала проект, подчеркнув его ценность для сохранения голосов и памяти о близких людях, которые иначе могли бы быть утрачены навсегда.

Границы допустимого в цифровом мире остаются открытыми: воспоминания постепенно переходят в сферу технологий, вмешательство в чувства становится частью виртуального опыта, а цифровая «вечность» всё чаще воспринимается как альтернатива реальной человеческой утрате. В перспективе подобные технологии могут радикально изменить культуру памяти и ритуалы скорби. Если раньше основным способом сохранить связь с ушедшими были фотографии, письма или семейные истории, то теперь цифровые аватары оказываются частью повседневной жизни. Виртуальные «разговоры» с умершими могут превратиться в новый формат мемориальных практик, от онлайн‑поминовений до персональных «цифровых архивов», где память о близких будет храниться и одновременно активно взаимодействовать с живыми поколениями.

Это открывает возможности для более глубокого сохранения семейной истории, но одновременно ставит общество перед вопросом: готовы ли мы принять «электронное бессмертие» как часть человеческой традиции? Возможно, в будущем появятся новые формы ритуалов: виртуальные кладбища, цифровые семейные хроники или «наследственные аватары», передающиеся из поколения в поколение. Такой сценарий может изменить само понимание скорби.

С психологической точки зрения эти разработки могут стать своеобразным связующим звеном между прошлым и настоящим для тех, кто переживает несчастье. Возможность услышать голос или увидеть цифровую копию близкого человека будет давать ощущение продолжения связи, снижать чувство одиночества и помогать справляться с острой фазой горя. Для некоторых людей приложение окажется поддержкой, позволяющей постепенно принять потерю, сохраняя при этом эмоциональную близость. Однако существует и обратная сторона: виртуальное «общение» способно задерживать процесс естественного проживания печали. Вместо того, чтобы пройти через стадии принятия утраты, человек рискует застрять в иллюзии присутствия умершего, что мешает формированию здоровых психологических ориентиров. Использование приложения может привести к зависимости от цифрового образа и усилить внутренний конфликт между реальностью и виртуальной заменой.
Обсуждение
00:12 17.11.2025(1)
1
Борис Костинский
Страшная тема! Для тех, кто РЕАЛЬНО убиты горем от потери близкого человека, ТАКОЕ - путь к психбольнице! Но! Впереди куда большее - клонирование близких. Видел видео, где в Испании есть фирмы по клонированию умерших домашних питомцев. Богатые платят и им делают копии их любимцев. Почему бы не сделать копию, ушедшего близкого? А ведь дальше - больше: клонирование самого себя и вечная жизнь. Твоё тело есть, в мозг зашили чип (хард-драйв) твоего интеллекта и живи себе тысячу лет! И это - ТЫ! 

Вот линк на довольно жуткий фильм о нашем будущем. Я уверен, что так оно всё и будет!
 "Элизиум: Рай не на Земле"



04:42 18.11.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Борис, от всей души благодарю за Ваше мнение, оно действительно отражает тревогу, которую многие испытывают, сталкиваясь с подобными темами. Вы правы, для человека, переживающего тяжёлую утрату, такие технологии могут показаться опасными и даже разрушительными, ведь они способны удерживать в иллюзии вместо того, чтобы помогать прожить горе. И параллели с клонированием животных или фантастическими сценариями будущего заставляют задуматься, куда может привести стремление людей к «вечной жизни». Я тоже задумываюсь об этом.
Но в то же время нельзя забывать, что для других людей подобные цифровые решения становятся способом сохранить память, голос или образ близкого, который иначе был бы утрачен навсегда. Для кого-то это поддержка, а не угроза. Я сама, потерявшая любимых людей, хотела установить это приложение, но потом остановилась. Думаю, что помогло то, что я уже пережила горе, точнее приняла и смирилась, прошло уже несколько лет, живу дальше. Но если бы это приложерие было доступно в первые месяцы после смерти родных людей, то я бы скорее всего воспользовалась им, чтобы ещё раз услышать любимый голос, увидеть образ. И вот здесь возникает противоречие: то, что одним кажется «путём к психбольнице», для других становится мостиком к примирению с утратой. Именно эта двойственность и делает тему особенно сложной и неоднозначной.
14:36 19.11.2025(1)
1
Борис Костинский
Ира, а Вы фильм посмотрели? Лично на меня эта лента произвела очень мрачное впечатление. Голливуд не сулит людям в будущем ничего светлого. Такое же деление, как и сейчас, на суперэлиту и на плебс. Только ещё более жёсткое деление, нежели сейчас. То есть, научный прогресс не снимает никаких социальных проблем. Есть мнение, что те, кто НАД Голливудом, сознательно программируют толпы тех, кто смотрит эти фильмы, на определённые вещи. То, что снимают в Голливуде, никогда не ПРОСТО ТАК и определённое зомбирование делается чётко. О том, что в будущем возможна социальная гармония, я пока что не видел ни одного голливудского фильма. 

Лично я - сторонник скандинавского социализма. В США просто растаптывают эту идею, но вот ведь живут же себе люди с лозунгом: "Ни богатых, ни бедных!" И у них, в целом, это удаётся. Конечно, суммарный уровень культуры и интеллекта, скажем, норвежцев и американцев ПРЕДЕЛЬНО разный! В США - страшная солянка из наций и прослоек, а в Норвегии, в целом, моно-национальное и моно-культурное общество. Такой стране легче внедрить какую-то идею, нежели стране ЧУДОВИЩНЫХ контрастов, каковой являются США.

 Очень интересен факт, что почти все евреи-выходцы из СССР, просто фонтанируют идеями ПЕЩЕРНОГО варианта капитализма, когда одни имеют золотые унитазы, а другие валяются на улицах (таких в США миллионы!). Наш брат в СССР был впереди паровоза за "равенство и братство", а в Америке нет бОльших апологетов самого зверского варианта капитализма, нежели почти все евреи из бывшего СССР! Между тем, евреи чисто американские - почти повально за социализм. Новый мэр Нью-Йорка - подлинный социалист Зохран Мандани победил, благодаря голосам местных евреев. Трамп рвёт и мечет по этому поводу. Сам-то он якшается с ультра-правыми евреями из неосионистов-хабадников. Эти люди в абсолютном меньшинстве, относительно прочих евреев США, но они напористы и склонны к достижению их целей даже ПРЕСТУПНЫМИ методами. Трампу эта братия полностью подходит - он ведь криминальный тип в полном смысле этого слова.





08:04 21.11.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Да, Борис, посмотрела. Действительно мрачно и очень грустно. Я тоже порой задумываюсь про голливудские «пророчества». Кино, литература, живопись часто отражают страхи общества, особенно касательно будущего. 
Ваша симпатия к скандинавскому социализму мне близка. Идея «ни богатых, ни бедных» звучит здравым ориентиром, пусть и в реальности требует огромной культурной и социальной базы. Контрасты США делают любые попытки гармонизации сложнее. Да и Россия, и Китай, и другие сильные страны добавляют свои правила игры. А мир всё больше похож на театр, где сценарий пишется на ходу, но через контрасты рождаются новые идеи и направления. Может быть, именно ИИ станет той движущей силой, которая поможет человечеству построить хоть какой-то более-менее гармоничный мир. Или же, наоборот, доведёт до конца то, что Голливуд так мрачно предсказывает, ускорив разобщение и разрушение. ИИ может стать либо помощиком в строительстве нового «равенства», либо последним инструментом лозунгов, «золотых унитазов» и улиц, наполненных трупами. Всё зависит не от машин, а от людей, которые ими управляют.
14:34 21.11.2025(1)
1
Борис Костинский
Может быть, именно ИИ станет той движущей силой, которая поможет человечеству построить хоть какой-то более-менее гармоничный мир.

Сейчас поищу видео, где Маск пророчит победу над бедностью и, фактический, коммунизм. Это расходится с вИдением Голливуда. Вернее, тех, кто контролирует его. Чья возьмёт? 


                                

16:23 21.11.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Благодарю, Борис. Интересное видео, увлекательные рассуждения. Люблю читать и смотреть новости про Илона Маска, и хотя я пока не знаю, как относиться к нему, но мне нравится, что он не боится всерьёз говорить о мечтах и фантастическом будущем. Он то строит электромобили, то мечтает о колониях на Марсе, то теперь про гуманоидных роботов рассказывает. Иногда кажется, что Макс мечтает так громко, что мир вынужден подстраиваться под его фантазии. 
Наверное, история человечества всегда была борьбой разных видений будущего. Одни рисуют утопии, другие предупреждают о катастрофах. Думаю, ИИ может стать помощником в медицине, науке и и промышленности, помочь приблизиться к гармонии в обществе, если люди сумеют направить его не во власть страха и наживы, а в сторону созидания. Ведь в основном сами только люди решают, какой образ будущего подпитывать своими устремлениями и действиями. Я же остаюсь оптимисткой. Несмотря ни на что, хочу верить в лучшее. Потому что вера в светлое будущее сама по себе уже шаг к его воплощению. 
17:04 21.11.2025(1)
Борис Костинский
Фокус в том, что Маск говорит шикарно, но не договаривает. Отменная идея - ТРУД ПО ЖЕЛАНИЮ! Только вот мы от природы ленивы! Все! Если работа - просто хобби, то работать захотят ЕДИНИЦЫ! Значит, миллиарды праздных людей! Тотальная масса из них - ПЛЕБС! Что такое праздный ПЛЕБЕЙ? Да потенциальный ПРЕСТУПНИК! Да, еды и шмотья всем хватает. Маск всем (ТОТАЛЬНО) даст небольшие жилые капсулы со всеми удобствами. Таким образом, нет бродяг и бомжей! Ура? Но менталитет бомжа в капсуле с душем и унитазом не меняется! То есть, наркота, алкоголь, жажда насилия, тёмные мысли... Это я (для примера!) кайфовал в пандемию от безделья! Прогулки по парку, написание стихов, чтение и просмотры чего-то в Сети... Давали 600 баксов в неделю (жене - тоже). Мы просто летали от счастья! Шопинг в масках - фигня! Но какая СВОБОДА! Ведь работа - стресс и компромиссы! Сколько хворей от этого! НО ЭТО Я И ЖЕНА! Люди не простые, а с мозгами! А жители даун-таунов США закипели. Убийства взлетели! Поджоги, грабилово, злоба, наркотики начали употреблять больше обычного! Маск! Эй! Что будем с миллиардами плебеев делать, а? Может ты уже сотрудничаешь с секретными лабораториями, на предмет новой пандемии, но уже с летальностью НЕ в 4%, а в 40%? Колись, Илон, колись!  Кстати, Ира, обложку рупора ПЛАНИРОВЩИКА - "Экономиста" с шарадой на 2026-й видели? А ведь там по всему кругу - шприцы и пилюли... Будут дорезать население? Им ведь нужно около миллиарда... Ну, вот этих-то в ИИ-коммунизм, очевидно, и поведут... Что думаете, Ира? 
17:27 21.11.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Я тоже об этом задумываюсь. Не все готовы жить в гармонии с собой и обществом.
Возможно, к золотому миллиарду нас уже и ведут. Например, в Центральной Азии проблем с рождаемостью раньше не было, но теперь идёт снижение рождаемости. В Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане в 2025 году родилось почти на 100 тысяч детей меньше, чем годом ранее в тот же срок. Есть долгосрочный прогноз: если эта тенденция сохранится, к 2030 году рождаемость в Центральной Азии может оказаться ниже, чем в Европе, России и США. Да и в Китае рождаемость стремительно падает.
17:39 21.11.2025(1)
Борис Костинский
Так это маловато... Нужно СОКРАТИТЬ население на много миллиардов! В роликах конспирологов об этом - прямо: ПЛАНИРОВЩИК будет резать и резать кошмарно! И это уже довольно скоро. Кураторы Путина ведь не просто КАННИБАЛЫ и САТАНИСТЫ! Они ведь ПРАГМАТИКИ. Спустили того, кого и создали сами (С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ!), а теперь Мерц говорит: "Хватит плакать о прошлом! Нам уже СЕЙЧАС нужны солдаты и оружие!" И вот - Рейнметалл штампует в три смены танки и снаряды! И уже шьют форму для Бундесвера на пол-миллиона человек! И Британия, и Франция, и  Польша, и Прибалтика - все выстраиваются! И Трамп переименовал Министерство обороны в Министерство ВОЙНЫ! Всё идёт к рубилову! И именно для этого ликвидировали Путина (уверен - его Люда не врала ничего!) и дали миру КУКЛУ! ИМ нужен только один миллиард! Только один! 








18:20 21.11.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Политикам не верю. А мир всегда балансирует между разрушением и созиданием. Но чтобы не происходило, человечество упрямо продолжает жить. Поэтому всё таки надеюсь на лучшее. 
18:36 21.11.2025(1)
1
Борис Костинский
Но чтобы не происходило, человечество упрямо продолжает жить.

Ну да - планета ведь много раз вычищала цивилизации, которые проживали на её поверхности. 
В Шамбале - многие образцы представителей этих цивилизаций. Кого туда впускают, могут посмотреть... 
Уж как вымораживал Ледниковый период и заливал Потоп, но кто-то таки выжил... Слабоватое утешение для атеиста и агностика. Верующие-то знают, что "МЫ - В РАЙ! А ОНИ - В АД!" Так-то оно легче, если верить в ДРУГУЮ жизнь... 

18:54 21.11.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Да, жизнь упряма, но смерть терпелива. Планета упорно стирает цивилизации, как надписи на школьной доске, а мы всё равно пишем мелом стишки:
«Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду Я!» 
19:03 21.11.2025
1
Борис Костинский
Да уж, песенки, такие милые песенки... 
18:41 19.11.2025
Со свистом вертятся прогресса шестерёнки.
Вот я и думаю: Женюсь на GPT!
Ведь собеседницу покладистей «нейронки»,
Среди живых девчонок точно не найти.
06:42 18.11.2025(2)
2
 Idea
Век суррогатов.

— Еда есть?
— Каша…
— Какая?
— Пластиковая…
18:02 19.11.2025
Ку! 
07:48 18.11.2025
1
Ирина Гасникова
Это точно, Idea. Мы живём среди всех этих имитаций, виртульности и ИИ, что правда и настоящее кажутся странными. Кстати, фильм «Суррогаты» 2019 года очень ярко показал будущее, которое уже начинает происходить на наших глазах.

11:31 17.11.2025(1)
2
Георгий Тригубенко
Интересная заметка, Ира! 
Но, лично я не хотел бы пользоваться данным приложением.
04:55 18.11.2025(1)
Ирина Гасникова
Спасибо большое, Георгий. Полностью понимаю и поддерживаю твою позицию. Хорошо что у каждого есть право решать для себя, где проходит граница допустимого. Для меня было важно показать сам факт появления такого приложения и спектр реакций общества, а не навязывать оценку. 
11:50 18.11.2025
Георгий Тригубенко
Пожалуйста, Ира! 
13:46 17.11.2025(1)
Здравия, Ирина! ...готовы ли мы принять «электронное бессмертие» как часть человеческой традиции?
Умершие, как известно, отправляются, кто в лучший мир, кто в рай, кто в ад, что подразумевает перевоплощение. Отсюда покойный, ибо упокоился от сует и привязанностей мирских. 
Беспокоить покойных допускает не только иудо-исламо-христианство, но и, например, колдуны, чернокнижники, тарелочники и т. д.
То есть, Матрица предлагает нам ещё одну греховную привязанность-зависимость.
А Вы, Ирина, вольно или не вольно, внесли свою лепту в продвижение ещё одной чертовщины в массы. 
05:04 18.11.2025(1)
Ирина Гасникова
Здравствуйте, Дамир. Благодарю Вас за столь развёрнутый отклик и за то, что поделились своим видением этой непростой темы. Действительно, вопрос «электронного бессмертия» затрагивает глубинные религиозные и философские представления о жизни и смерти. И неудивительно, что всё это вызывает тревогу и ассоциации с греховными привязанностями.
В то же время хочу подчеркнуть, что моя публикация не была попыткой продвигать какую-либо идею или технологию. Я, как журналист, только представила новость и разный спектр общественных реакций на это. В статье не было моей оценки этому приложению, наоборот, я подчеркнула с точки зрения психологии, какие проблемы могут возникнуть у людей, если они будут им пользоваться. Любопытно, что простая публикация о приложении вдруг превратилась, по Вашим словам, в «внесение лепты в чертовщину». Если бы всё было так просто, то именно журналисты давно бы управляли миром.
Впрочем, противоречие очевидно. Вы призываете не тревожить покойных, но при этом сами оживляете их в комментарии, рассуждая о райских и адских сценариях))
11:32 18.11.2025
Вы призываете не тревожить покойных, но при этом сами оживляете их в комментарии, рассуждая о райских и адских сценариях))
«внесение лепты в чертовщину», повторюсь, вольное или не вольное, Вы же не чернокнижник.
Я не призываю и не оживляю, а, всего лишь, напомнил про иудо-исламо-христианский постулат о посмертном попадании души в рай или ад, пребывание в которых, как в притче о Лазаре, материальное, а, стало быть, предполагающий переселение души (реинкарнацию), отвергаемое иудо-исламо-христианскими идеологами же, как ересь. Вот где шизофрения. Кстати, тоже тема для исследования.
И к Вам, Ирина, никаких претензий.)
06:57 17.11.2025(1)
Марго
Понятно, ютуб смотрите и зависаете на очередном отъеме бабла)
Про инопланетян чего же не постите, может про конец света? Есть же такие видео.
04:52 18.11.2025(1)
Ирина Гасникова
Благодарю за комментарий, Марго. Судя по всему, Вы настоящий эксперт по «отъёму бабла» и подборке роликов про инопланетян. Но всё же моя публикация, как простого журналиста, касалась обычной новости и реакции общества, а не подборки апокалиптических сюжетов.
08:19 18.11.2025(1)
Марго
Спасибо, что ответили  Ирина...
Апокалипсический сюжет нам , россиянам, подбросила украина
со своими бандеровцами и героизации всяких криминальных ушлёпков.
Не будем в это залезать, этот сюжет не для западных журналистов))
А всё, что печают западные журналисты, это бред я скажу.
Когда был ютуб, начиталась я всего...Но я... да, эксперт по отъёму бабла, правда любитель,
потому что только вела своё частное предприятие и не подписывала контракты, если заказчик
попадал в мою схему отнятие денег))) Всё было...Но никогда деньги мошенники не смогли отобрали)
Если вы журналист западных страстей, то вам ничего не остаётся, как печать всё с ютуба--
по американским хотелкам.
У меня другое мнение. Если ИИ и разрабатывается, это не значит, что он заменит таланты людей,
а вот на войне может заменить человека.
Это единственное к чему стремится человечество, я так думаю.
Тогда и кол- чество людей  не изменится...Парадокс, что заставляет задуматься живущим.
09:56 18.11.2025(1)
Ирина Гасникова
Марго, я не западный журналист, я работаю в Кыргызстане и Китае, гражданкой этих стран и являюсь. Кыргызстан — мировой лидер доверия к ИИ и устойчивого человеческого развития, и эти показатели остаются стабильными с 2022 года, несмотря на экономическую скромность страны. Меня саму это очень сильно удивляет. Про Китай и так всё понятно. Китай активно инвестирует в развитие искусственного интеллекта, стремясь стать мировым лидером в данной сфере. Поэтому я не могу остаться в стороне и, как работник СМИ, пишу об этом, а не только про политику, экономику или экологию.
Моё отношение к ИИ пока остаётся нейтральным. Я воспринимаю его прежде всего как инструмент. Он помогает в работе, особенно в медицине и науке. Всё зависит от того, в чьих руках он окажется и с какими намерениями будет использован. Меня тревожит, что ИИ будет использоваться не во благо, а во вред: в военных целях, для слежки и манипуляций, а это уже происходит. Ещё меня тревожит, что человечество не успеет выработать этические и юридические рамки, прежде чем технологии с ИИ станут необратимо влиятельными и что грань между реальным и искусственным станет слишком тонкой.
10:34 18.11.2025
Марго
...Ирина , ИИ закладывается человеком и к какому лагерю человек принадлежит, то и будет
формироваться в ИИ.  Я сейчас не о промышленности  говорю, а о войне с Европой и Штатами.
Или вы не в курсе СВО?))
В РФ и так внутренняя экономика застопорилась. Слишком мало нас, не то что в Китае или в Индии.
РФ точно без ИИ не обойдётся, что не скажу о Западе, где увеличивается и так безработица))
Так что в войне нам нужен ИИ, так же и в промышленности..
Скажите, зачем Киргизия обязана Штатам  в десять лет внести миллиарды за полезные ископаемые,
когда как РФ только вбухивает в Киргизию деньги? Неужели Кремль это не вспомнит?
Или это очередной шаг Кремля, или новые басмачи плевали на народ,
как Алиев. Он то точно наживался на русских и пересылал деньги  на Запад.
Всё очень странно, не находите?
И что вы делаете на социальном сайте стихоплётов?
Я то пишу с ВК или с Рутьюба, но оказывается это помойки и всё ЛОЖЬ!
А ютуб я уже не вижу, но есть те "помойки", что постят посты с ютуба)

20:44 17.11.2025(1)
1
Вера Киреева
 Не  хотела  бы я  такого !
05:44 18.11.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Так не пользуйтесь тем приложением, в чём проблема. А это просто новость. Право выбора за человеком.
06:03 18.11.2025
1
Вера Киреева
09:56 17.11.2025(1)
1
Серж Череповецкий
Иногда пересматриваю некоторые старые фильмы, и понимаю,
что и этого актера уже нет, и этого, и того, и становится как-то грустно,
но все же смеюсь, как и раньше, над их шутками, и переживаю те сцены, в которых
заложены переживательные моменты. Человек - довольно сложно устроенное
существо. Вот кот у меня вообще не обращает внимания на включенный
телевизор. Я пробовал даже включать ему разных кошечек, из интернета,
которые даже мяукали. Но кот вообще не обращал на них никакого внимания.
Будто их не существует.
И люди-то все разные. Кому-то телевизор и интернет вообще не нужны, а кто-то
просиживает за телевизором и интернетом половину своей жизни.
Так и с этой программой: кому-то она не нужна и даже чужда, а для кого-то,
возможно, это единственный способ хоть как-то справиться со своей внутренней болью.
Главное, как мне кажется, чтобы она была этичной и тактичной. В том смысле, что
можно словами поддержать человека, а можно ввести его в еще большую боль.
Ирина, замечательная статья!!!
Очень понравилась!!!
Прошу прощения за то, что влез со своими рассуждениями...
05:58 18.11.2025
Ирина Гасникова
Серж, спасибо огромное за такой тёплый и вдумчивый отклик!
Ты очень точно подметил, что человек — существо сложное, противоречивое и чувствующее. Мы можем смеяться над шутками актёров, зная, что их уже нет, но всё равно переживать сцены, как в первый раз. Это и есть сила памяти, воображения, внутренней связи. А пример с котом — просто милота и тонкое сравнение! Восприятие ведь не только про зрение и звук, а про внутреннюю включённость. Люди действительно очень разные: кому-то достаточно воспоминаний, а кому-то сейчас нужна цифровая форма, чтобы удержать связь. И ты прав, что главное — этичность и тактичность, необходимо уравновесить эмоциональное состояние, а это работа психологов и психиатров, которые должны проконтролировать такие приложения. Все технологии сами по себе нейтральны, но то, как мы их используем, может либо поддержать, либо ранить. Всё зависит от самих людей.
Сердечно благодарю тебя за добрые слова о статье и поддердку. Пожалуйста, не извиняйся за свои размышления. Я всегда рада тебе. И именно такие комментарии, как твои, делают обсуждение интересным и живым,  а не просто озлобленными вбросами и попытками самоутвердиться через пассивную агрессию.
18:52 17.11.2025(1)
1
Интересный материал, где-то читал об этом.
Что хочу сказать.................... Ничего предосудительного и ужасного в этом не вижу. Чем ЭТО хуже того, что есть навязанная и придуманная история, или персонажи, возведенные в ранг т.н. богов, которым памятники поставили?
Это такая же игра, но уже с личным воображением, чтоб не забывать родных и близких. Поэтому и технологии сегодня такие, а кому не нравится, можно остаться с фотографиями наедине или с памятью, а то и рассказик написать о том, кого помним.
А вам, Ирина, спасибо за предоставленную возможность подумать, как далеко ушли технологии.
05:31 18.11.2025
Ирина Гасникова
Никита Антонович, благодарю за вдумчивый отклик и поддержку. Очень ценно, что Вы увидели в этой теме не угрозу, а возможность, пусть и в форме «игры воображения» сохранить память о близких. Действительно, технологии сегодня открывают новые способы взаимодействия с прошлым, и каждый сам выбирает, что ему ближе: фотографии, рассказы или цифровые формы памяти. Мне было важно поделиться новостью и показать, как далеко шагнули разработки, а Вы добавили ещё один взгляд, такой вот спокойный и философский. Благодарю за то, что подчеркнули именно эту сторону обсуждения. 
02:17 17.11.2025(1)
1
Зачем же фокусироваться исключительно на горе? 
Если можно заменить лицо живого человека в персонаж с целью позабавиться..У меня такие есть. Сразу надоело.
Я хочу давно умершего сделать-жду технологию,но минус-в низком качестве существующего видео. черно-белых фото и ограниченное количество аудио. И нравственный момент-для себя и если попадет в сети.Это уже (независимо от тем) -измывательство, а также ..Это всем быстро надоест, как ИИ в целом. 
Опять же. чтобы слышать голоса и с ними беседовать не нужно ничего извне вспомогательного.Половина аудитории Заметок это подтвердит.
04:47 18.11.2025
Ирина Гасникова
Мьiха, спасибо за Ваш отклик. Я согласна с Вами, что тема воспринимается не только через призму горя, но и через возможность развлечения или эксперимента. Действительно, многие люди уже пробовали заменять лица живых людей ради забавы, и эффект быстро теряет новизну, о чём на англоязычных сайтах уже пишут. Ваши замечания о низком качестве старых фото и аудио, а также о нравственной стороне вопроса тоже правильные, ведь одно дело сохранить память для себя, и совсем другое, если такие материалы случайно попадут в сеть.