Заметка «Глобальная дилемма искусственного интеллекта»
Тип: Заметка
Раздел: О политике
Темы: мирнаукаполитикаразмышлениястатья
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 22
Читатели: 42
Дата:

Глобальная дилемма искусственного интеллекта



Сегодня искусственный интеллект всё глубже проникает в повседневную жизнь: от алгоритмов, управляющих транспортными потоками и рекомендующих контент в социальных сетях, до систем, оптимизирующих энергопотребление и поддерживающих врачей в диагностике заболеваний. ИИ становится технологическим инструментом, который одновременно влияет на культурные и социальные трансформации, меняя способы коммуникации, образования и труда. Его влияние уже ощущается в политике, экономике и этике, формируя новые правила взаимодействия между человеком и машиной. Искусственный интеллект всё активнее влияет на мировую политику. Нейросети задействуются в избирательных процессах, дипломатии, информационных кампаниях и даже в формировании стратегий национальной безопасности.


ООН усиливает риторику вокруг рисков, связанных с искусственным интеллектом. В новом докладе Программы развития ООН (UNDP) эксперты заявили, что военное применение ИИ может стать экзистенциальной угрозой для человечества. Главный экономист Азиатско-Тихоокеанского бюро UNDP Филип Шеллекенс подчеркнул: технологии, которые сегодня помогают решать глобальные задачи, завтра могут превратиться в «современного Франкенштейна».

С одной стороны, ИИ открывает человечеству огромные перспективы. Он способен ускорять медицинские исследования во время пандемий, помогать в борьбе с изменением климата, повышать эффективность глобальных экономических процессов и создавать новые возможности для образования и коммуникации. Алгоритмы уже применяются для прогнозирования природных катастроф, оптимизации энергопотребления и разработки лекарств, что делает их мощным инструментом в решении глобальных вызовов.

Однако существует и обратная сторона. Использование ИИ в вооружениях может привести к массовым жертвам, а его внедрение в экономику рискует углубить социальное и финансовое неравенство между странами. Дополнительно возникает опасность утраты контроля над автономными системами, которые могут действовать непредсказуемо. К этому добавляются угрозы манипуляции общественным мнением через генеративные технологии, усиление кибератак и подрыв доверия к информации. ИИ одновременно источник прогресса и фактор нестабильности, требующий строгого регулирования и ответственного управления.

Современные исследования показывают, что ИИ уже применяется в политической практике разных стран. Нейросети используются для анализа общественного мнения, прогнозирования электоральных процессов и даже для создания контента, включая дипфейки, которые могут влиять на восприятие кандидатов и партий. В международной политике ИИ становится инструментом стратегического соперничества: государства рассматривают его как ресурс, способный укрепить позиции в глобальной конкуренции. Особенно заметна роль ИИ в Азии, где регион становится ключевым игроком в технологическом переходе и формировании новых правил игры.

Филип Шеллекенс отметил, что именно военная сфера вызывает наибольшую тревогу. Автономные системы вооружений могут принимать решения без участия человека, что создаёт угрозу масштабных конфликтов и неконтролируемого применения силы. Эта позиция перекликается с заявлениями генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша, который ещё в январе поставил неконтролируемый ИИ в один ряд с ядерным оружием и изменением климата как факторами, способными угрожать существованию человечества.

Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк в ноябре предупредил: генеративные технологии ИИ могут привести к систематическим нарушениям прав человека. Его метафора «современный Франкенштейн» отражает опасения, что созданные человеком алгоритмы могут выйти из-под контроля и начать действовать против интересов общества.

Геополитический и социальный контекст развития искусственного интеллекта отражает сложное переплетение возможностей и угроз. Развитые страны получают больше преимуществ от внедрения технологий, что усиливает разрыв с развивающимися. Отсутствие единых международных правил создаёт правовой вакуум и порождает серьёзные этические вызовы. А глобальная конкуренция, в которой государства рассматривают ИИ как стратегический ресурс, лишь ускоряет гонку вооружений и технологическое соперничество, формируя новую архитектуру международных отношений.

ООН фактически формирует новую повестку: искусственный интеллект перестаёт быть исключительно инструментом прогресса и превращается в фактор глобальной безопасности. Перед мировым сообществом стоит сложнейший вызов — найти баланс между стремительным развитием инноваций и ответственным регулированием. Военное применение ИИ способно превратить технологию в «современного Франкенштейна», а значит, вопрос контроля над её использованием становится вопросом выживания цивилизации.


Главная задача сегодня заключается в создании международных норм и механизмов, которые смогут предотвратить катастрофические сценарии и направить развитие ИИ во благо человечества. Необходимы политическая воля, дипломатическое согласие и широкая общественная дискуссия, в которой будут отражены права человека, этические стандарты и интересы будущих поколений. Искусственный интеллект уже стал зеркалом зрелости цивилизации: от того, сумеет ли человечество удержать его в границах ответственности, зависит, увидим ли мы в этом отражении союзника или разрушителя.
Обсуждение
11:48 04.12.2025
В моём понимании, международные нормы и механизмы должны соблюдаться ВСЕМИ. А это, по сути, нереально при нынешнем уровне ответственности человечества. Ибо одни пребывают, к примеру, на уровне сознания взрослого(их крайне мало). Большинство же, подавляющее, на уровне подростка (именно этим надо кого-то победить, кому-то доказать,  развязать войны и так далее).
20:34 03.12.2025
1
Лёха Длинный
Нету пока ИИ, есть поисковик, который выводит вам ответ на ваш вопрос, просто немного развернув ответ. При этом безбожно врёт зараза, за ним надо всё проверять.

Из практики: нужно было обработать огромный массив данных, убрав дубли, структурировать, отметить, я целый день промудохался, но вменяемого результата от ИИ не добился. Старыми добрыми электронными таблицами сделал быстрее и качественнее ..
19:20 03.12.2025
ИИ, это прежде всего наш помощник, я так думаю. А в какое русло его определят, будет видно, как и статья ваша очень полезна, для меня в частности. Спасибо вам.
15:12 03.12.2025(1)
1
Марго
ИИ это роботизация ...вместо 5 человек- работает один)
Можно внести в роботов некую программу, что требует производство.
Но не сделаешь солдата или интеллект выше, чем положено.
Я тут видела Голливудский фильм, про то как из ничего делали солдат...
но это только фильм.
В РФ мало людей, поэтому нужен ИИ. Даже Путин как сказал, что без ИИ мы пропадём.
На самых трудных участках заменить бы, да зекам дать ручную пока ещё работу.
Но мигрантов заменяет уже коренное население. 40% Зеков строили Крымский мост.
Это даже я знаю))

А вот с Китаем и Индией что будут делать? А ещё Штаты и Европа--что густо населённые)
15:49 03.12.2025(1)
Ирина Гасникова
В Китае и Индии ИИ нужен хотя бы для того, чтобы посчитать всех жителей. В Европе и Штатах, чтобы отличить местных от мигрантов, а мигрантов от туристов. В России, чтобы наконец-то разобраться, почему один пашет за пятерых чиновников, когда эти пятеро объясняют, почему виноваты роботы.
16:10 03.12.2025
1
Марго
В Китае и Индии ИИ нужен хотя бы для того, чтобы посчитать всех жителей.

Ладно. После того, как раздаст государство всем гражданство в Индии и Китае  и посчитает жителей, куда деть
безработных? ИИ это не только беспилотный транспорт, но и роботизация?
Тут я сдаюсь...не понятно что с безработными делать?)
В России, чтобы наконец-то разобраться, почему один пашет за пятерых чиновников, когда эти пятеро объясняют, почему виноваты роботы

Роботизация это нынешний бренд. В России это необходимый бренд.
Чистят поле от мигрантов, остальных- обучают, кто
на роботизацию подписался. Помню несколько лет назад уже был введён такой опыт в Калининграде.
Теперь по всей России. Чтобы улучшить конкуренцию, нужна роботизация. К этому идём.
Те чинуши, что поддерживали мигрантов, снимаются со своих постов.
Россия чистится.  Только близорукий это не видит. Вина  в том, что идут  впереди новые изобретения в ИИ.
В РФ просто необходим этот проект, так как внутренняя экономика хромает.
15:21 03.12.2025(1)
1
ИИ не принимает окончательных решений, это лишь еще один новый инструмент в руках человека. Помогающий в рутинной работе и в творчестве (может, например, путем диалога с человеком, предложить сюжет нового рассказа - в результате, хороший писатель сделает гениальную вещь, достойную нобелевки).
С другой стороны.
Технология расщепления атома, в свое время, дала людям и мирную энергию, и атомную бомбу. Что неудивительно. Почти любая новая технология, во все времена, применялась в военном деле, как средство уничтожения.
15:51 03.12.2025
1
Ирина Гасникова
Вы правы. Любая технология несёт двойной потенциал: созидание и разрушение. Вопрос лишь в том, как мы сами решим его использовать. Об этом и тема статьи)
14:06 03.12.2025(1)
1
Серж Череповецкий
Прочитал эту великолепную статью, и
не менее великолепную переписку.
Ирина, очень замечательная статья.
Очень понравилась.
Тут, может и не в тему, сегодня утром
в новостях сказали, что решили проверить
возможности нескольких ИИ. Для этого
дали им по десять тысяч долларов, и ИИ
должны были заработать на финансовых рынках.
В результате, никто ничего не заработал.
Только у "Чат джипити" осталось девять с половиной
тысяч, а остальные там продули свои капиталы.
Вот он результат серьезного испытания ИИ.
14:17 03.12.2025(1)
Ирина Гасникова
Спасибо за прочтение, добрые слова и отклик, Серж. 
А про испытания ИИ на финансовых рынках, так это же классика жанра, они повели себя как обычные люди на бирже. Более умный прикинулся осторожным пенсионером и сохранил часть капитала. А остальные с азартом сыграли в игру, где всегда с прибылью остаются только те, кто продаёт мечты о лёгких миллионах. 
14:20 03.12.2025(1)
1
Серж Череповецкий
Ирина, очень здорово ответила!!!
Супер!!!
14:26 03.12.2025
Ирина Гасникова
Спасибо за улыбку)
Не надо забывать, что создатель и учитель ИИ — это человек, а значит косяки будут неизбежны. Ведь человек — мастер ошибок.
06:57 03.12.2025(2)
1
Борис Костинский
ИИ - это и не хорошо, и не плохо. Это НЕИЗБЕЖНОСТЬ! Лично я жду с нетерпением, когда ИИ, пусть и не заменит медработников, но, хотя бы станет их активным советником. В США - лучшая оснащённость медицины в мире, но любой эмигрант из бывшего СССР расскажет вам кучу жутких историй, приключившихся с ним в американских медкабинетах и госпиталях. Медицина в Америке - самый доходный БИЗНЕС, из всех, существующих ныне в этой стране! Поэтому имеем почти открытый гон за деньгами всех медиков в Америке! Ну, а раз так, то и кошмарное количество ошибок и жертв такой ГУБИТЕЛЬНОЙ и АНТИЧЕЛОВЕЧНОЙ системы! 

Поэтому надежда на ИИ. Уверен, что лет этак через 20-30 датчик крови, подсоединённый к компьютеру (наверное, это будет, свёрнутый в трубочку, листик), даст за одну секунду ТОТАЛЬНЫЙ анализ состояния организма. И, само-собой, чёткий вердикт и рекомендации. Само-собой, в компе будет вся твоя предыдущая ситуация и расклады. ИИ учтёт всё это при назначениях. ОДНА СЕКУНДА! Не исключаю, что подписывать вердикт будет всё-таки семейный врач. Но никаких визитов и траты денег на бензин и оплату за услуги! Операции будут делать роботы. В госпиталях будут роботы-санитары и биороботы-медработники среднего звена. Они не устанут, не промахнутся мимо вены и не потребуют прибавки к зарплате. Все очень красивые и запредельно услужливые! Мало того, ИИ создаст ПИЛЮЛИ-МОЛОДОСТИ! Благодаря ИИ, клонирование собственных органов станет нормой в странах "ЗОЛОТОГО МИЛЛИАРДА". Вот оно! Но и это ещё не всё! Добыв из могилы или же из урны с прахом генный материал покойника, его, с помощью ИИ, возродят! Возможно, именно об этом толковала Библия, говоря о "восставших из могил"? 

Почему я тут погнал именно о медицине? Потому, что эта сфера АРХИважна для всех! Все мы - из мяса и костей, все стареем и хиреем! И все попадаем к медикам! Поэтому нам ТАК важно иметь ОБЪЕКТИВНОГО, ВСЕЗНАЮЩЕГО и НЕ ЖАДНОГО ДО ДЕНЕГ врача! Никакой человек ТАКОВЫМ никогда не будет! Поэтому, даёшь ИИ и роботизацию в сфере лечения! Таким образом, жизнь среднего гражданина ЦИВИЛИЗОВАННОЙ страны продлится до 120-150 лет. И запросто! Но! Опять вернусь к моей фишке - каверзному вопросу: "А человечеству нужны эти миллиарды, пусть и резвых, но старцев? В чём смысл всего этого?" Отвечаю сам себе: "Нет, не нужны! Вредны!" А значит что? Верно! Смотрим "Элизиум. Рай не на Земле" и знаем, что МИРОВЫЕ РЕШАЛЫ ни за что не дадут счастье абсолютно всем! 


 

13:06 03.12.2025
Комментарий удален автором произведения
07:41 03.12.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Борис, благодарю за прочтение и такой интересный комментарий. Согласна с Вами, медицина сегодня больше похожа на бизнес‑проект, чем на заботу о человеке. Я очень хочу верить в прогресс и доступность медицины, благодаря ИИ. Тем более, ИИ обещает быть «врачом без жадности». Но как показывает история, даже самые умные машины будут встроены в систему, где главная кнопка у того, кто держит власть и большие деньги. Так что надежда на объективность и улучшения качества жизни есть, но больших иллюзий лучше не строить. Роботы не промахнутся мимо вены, но и корпорации тоже не промахнутся мимо кошелька. 
А вот Ваш каверзный вопрос про миллиарды бодрых старцев — это прямо философский щелчок по лбу мечтателей. Действительно, продлить жизнь можно, но вот смысл её придётся искать самим. И тут никакой ИИ не подскажет. Хотя, кто знает: может, лет через 10-20 он будет не только анализировать кровь, но и каждому выдавать рецепт на счастье, а все старички превратятся в обновлённых юнцов и девушек (может, даже девственность восстановят в дополнение тюнинга организма).
Думаю, что если человечество не уничтожит себя в ближайшие годы, то ресурсы планеты будут распределяться только между небольшой частью богатых стран, а остальное население окажется лишним. Меньше народа, больше кислорода. Меньше населения,  больше улучшений в экологии и экономике. Но ускоренное сокращение означало бы массовое нарушение прав человека и усиление конфликтов, поэтому всё надо делать постепенно, что в принципе и деается уже несколько десятилетий.
Вы правы, счастья всем не выдадут. Но почему-то каждый надеется, что именно он окажется тем самым счастливчиком. Ирония в том, что, как ни крути, надеяться мы всё равно будем, ведь надежда умирает последней. 
08:08 03.12.2025(1)
1
Борис Костинский
Но ускоренное сокращение означало бы массовое нарушение прав человека и усиление конфликтов, поэтому всё надо делать постепенно, что в принципе и деается уже несколько десятилетий.

Вот! По чуть-чуть! То пандемия, то СВО, то это, то иное...  Позавчера от новостного портала белорусской оппозиции - NEXTA узнал, что в Кыргызстане заявили, что они тупо потратили три десятилетия попусту, пытаясь копировать европейские демократические фокусы. А, оказывается, кыргызам всё это чуждо и мерзко! Поэтому будут строить авторитарный режим с одним баем, одним путём (ШЁЛКОВЫМ? ) и одним результатом - безотрадным (тут я уже от себя). К чему это я? Да к тому, что Кыргызстану ИИ уже не сильно-то поможет - останутся в "третьем" мире на десятилетия. 


08:33 03.12.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Да, всё идёт по плану: медленно, печально и с неизменным сарказмом истории. 
Про Кыргызстан тоже правда. Хотя самое ироничное в том, что Кыргызстан — мировой лидер доверия к ИИ и устойчивого человеческого развития, недавно писала про это новость. По данным глобального опроса 2025 года и в ежегодном отчёте ООН по человеческому развитию Кыргызская Республика представляет уникальный кейс доверия к технологиям. Согласно исследованию, 96% кыргызстанцев признают полезность искусственного интеллекта для общества, что является абсолютным мировым рекордом. Для сравнения: глобальный средний уровень доверия всего 56%.
Получается почти анекдот. Авторитаризм строится и крепнет, демократия считается чуждой и мерзкой, а вот ИИ, наоборот, очень даже любимый и полезный. В итоге выходит новая формула: чем меньше доверия к политическим институтам, тем больше доверия к цифровым. 
12:48 03.12.2025(1)
1
Александр Кинунен
Не люди хотят возврат к баям, а номенклатура власти. В большинстве малообразованное население согласно кивает.
Это отбросит страну ещё дальше назад.
Жаль.
12:50 03.12.2025
Ирина Гасникова
Вы правы, Александр. 
12:35 03.12.2025(1)
1
Алена Вока (Елена Юшкевич)
Заставили задуматься...
12:51 03.12.2025
Ирина Гасникова
Большое спасибо, Елена. 
09:48 03.12.2025(1)
1
Георгий Тригубенко
Да, Ира, затронутая тобой тема очень интересна, и заставляет задуматься о многом. 
10:21 03.12.2025(1)
Ирина Гасникова
Георгий, благодарю за прочтение и отклик. 
10:33 03.12.2025
1
Георгий Тригубенко
Пожалуйста!