Заметка «Долой функциональную неграмотность – или мы превратимся в паразитов! »
Тип: Заметка
Раздел: Философия
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 5
Читатели: 31
Дата:
Предисловие:
Продолжаю раскрывать тезисы из своей информационной теории. Здесь я вкратце изложил то, что расписывал в седьмой главе своей информационной теории https://fabulae.ru/prose_b.php?id=136904&page=1

Долой функциональную неграмотность – или мы превратимся в паразитов!

Информационные технологии сильно расширили горизонты человеческих возможностей. И подложили при этом нам огромную мину, которая уже сейчас подорвала наши младшие поколения – возрастом примерно до 30 лет. Это функциональная неграмотность – в некоторых развитых странах до 50 процентов детей страдают этим синдромом. Люди, страдающие подобной вещью, вполне могут читать, писать – и при этом не желают делать выводы, находить смысл. Им нужна разжеванная идея, в обратном случае они просто не хотят её воспринимать. Здесь же близко лежит и клиповое мышление – восприятие информации короткими отрывками и неспособность построить логические связи.

«Ну и что тут такого, да и причем тут информационные технологии?» – может спросить кто-нибудь. А при том, что благодаря им количество доступной информации вокруг нас зашкаливает. Но мы до сих пор не научились этим пользоваться. Вот и получили «подарки», которые реально способны превратить людей в паразитов. А это дорога в одну сторону – ни один вид паразитов в реальной жизни за миллионы лет не превратился обратно в самостоятельный вид.

Что же делать? Надо уже сейчас кардинально менять подход к интернету и образованию. Поскольку еще через пару поколений (30-40 лет) у нас не останется людей, способных быть учителями.

Обсуждение
10:33 09.12.2025(3)
Панин
Технический прогресс не остановить. Систему образования нужно приспосабливать под новые реальности. В этом главная задача наверное. Никакого чистописания!
И это уже делается по-моему. Иногда контролировал а последние годы домашние задания внука, в этом году заканчивающего начальную школу (в Берлине с первого по шестой)
В учебниках по математике огромное количество задач по выявлению логических связей. Вычислительных, как в моем детстве, в учебнике по арифметике, совсем мало.
13:06 09.12.2025(1)
Алёна Шаламина
Кстати, исследования немецких нейропсихологов подтверждают, что чистописание выполняет не только старомодную функцию. Через письмо от руки формируется тонкая моторика, пространственная организация, устойчивость внимания и способность к структурированию информации. Это не про красоту букв, а про когнитивные связи.
Отказ от чистописания - не трагедия, но и полностью списывать его в архив тоже рано.
15:04 09.12.2025(2)
Панин
исследования немецких нейропсихологов подтверждают...

Вы наверное перевели с немецкого примерно такое предложение "...von einigen deutschen Neuropsychologen bestätigen...."
Но забыли перевести"einige" - некоторые". То есть не все.
Но суть не в этом. Моторика важна. Но ее можно развивать и при помощи рисования, лепки, сборки из мелких деталей...
Профессия писаря мертва. А художники, скульпторы, механики востребованы и сегодня. Да и удовольствия детям эти занятия  приносят больше.
15:21 09.12.2025(1)
Алёна Шаламина
Профессия писаря действительно осталась в прошлом - но в начальной школе не обучают профессии.
Задача начального образования - развивать те базовые когнитивные механизмы, которые важны и для художников, и для механиков, и для программистов. Поэтому письмо от руки рассматривают не как профессию, а как инструмент развития мозга.
18:19 09.12.2025(1)
Панин
  Задача начального образования - развивать те базовые когнитивные механизмы, которые важны и для художников, и...

Вы абсолютно правы. Именно в этом задача. И поэтому комбинация моторика плюс развитие когнитивных способностей - это не чистописание, когда после пролитых потов ребенок видит лишь три четыре буквы, не несущие практически никакой информации, в лучшем случае прочтет уже известное слово. А вот рисунок, лепка, игра на музыкальном инструменте и интересны ребенку, и развивают пальчики, и занимаясь этим он получает информацию (когнитивное развитие). 

Второе образование моей дочери - педагогика младшего возраста. Заведующая детсадом. Та вот именно ради моторики и "когнитивного развития" я на таскал ей с работы (ремонт авиадвигателей) вышедших из употребления шлангов, трубочек и краников). 
Вы бы видели, с какой радостью детишки скручивали их между собой своими пальчиками (моторика) чтобы трубопровод протянуть от крана с водой до песочницы (развитие сообразительности и упорство)!
18:40 09.12.2025
Алёна Шаламина
Да, такие занятия замечательны - и действительно развивают и моторику, и сообразительность, и интерес.
А письмо от руки важно как раз потому, что оно нагружает мозг по-другому: там больше последовательности, больше структурирования, больше связи между моторикой и языком.
15:13 09.12.2025
Алёна Шаламина
Я не переводила - это мой русский текст.
Фраза "исследования подтверждают" не означает "все до одного учёные согласны", а лишь обозначает наличие доказательной базы.
А что касается моторики: конечно, есть разные способы её развивать, но письмо от руки создаёт специфическую связку моторных и когнитивных процессов, которой нет ни в рисовании, ни в лепке. Поэтому чистописание и обсуждают отдельно.
12:32 09.12.2025(2)
Алёна Шаламина
В немецкой начальной школе действительно много логических задач, но общие претензии к системе остаются: обучение часто распадается на фрагменты, и дети не всегда видят взаимосвязи между темами. Учителя и сами родители говорят об этом как о структурной проблеме — школа даёт элементы, но не учит собирать их в единую картину.
Вплоть до того, что ученики должны выбирать между физикой и химией. Как можно учить химию, не зная основ физики? Но - учат. И я видела учебник химии моего сына, он практически окончил школу в России, но не сдавал выпускные экзамены и должен был учиться в старших классах гимназии в Берлине, чтобы получить право поступить в университет. Это не химия, а набор популярных заметок о том, где применяется химия в повседневной жизни. Много бытовых примеров, но нет научного аппарата, формул, закономерностей. Получается знакомство с окружающим миром, а не освоение предмета как системы.
14:55 09.12.2025(1)
Панин
  Вплоть до того, что ученики должны выбирать между физикой и химией. Как можно учить химию, не зная основ физики? Но - учат. И я видела 

Скорее всего речь идёт о Leistungsfach oder Wahlfach (углубленное изучение предмета) в последних классах гимназии. Но это абсолютно не означает,  что в десятилетке не преподаются оба предмета. И химия и физика преподаются. Просто в последних двух классах ученику дают возможность углубить знания в предметах, с которыми он связывает свое будущее. 
15:08 09.12.2025(1)
Алёна Шаламина
Нет, и в средних классах физика и химия преподаются не всем и не систематически: они часто идут в виде модулей, короткими блоками (один модуль физики, потом модуль биологии или химии, а не как отдельный устойчивый предмет), или в составе интегрированного курса Naturwissenschaften. А в старших классах оба предмета уходят в Wahlpflichtbereich и могут полностью отсутствовать в расписании. Отсюда фрагментарность естественнонаучного образования.
17:47 09.12.2025(1)
Панин
"в средних классах физика и химия преподаются не всем и не систематически: они часто идут в виде модулей, короткими блоками"


Извините, Алена, Но это неправда. Химию и физику преподают в обязательном порядке.

Nein, in der Realschule kann man Physik und Chemie in der Regel nicht abwählen, da sie als Pflichtfächer in den naturwissenschaftlichen Zweig der Sekundarstufe I (meist ab der 8. Klasse) gehören und grundlegende Kenntnisse vermitteln,

Realschule - aналог советской средней школы, 10 или 11- летки. И химия , и физика там обязательные предметы. Вы говорите о каких -то исключениях. Как учителя распределяют эти предметы - это их дело. Но качество и объем ничуть не уступают советской программе. 
18:34 09.12.2025(1)
Алёна Шаламина
Здесь, видимо, возникло недоразумение из-за того, что вы опираетесь на структуру Realschule.

Но речь в моём комментарии шла не о Realschule, а о берлинской системе (Berlin/Brandenburg), где после реформы G8/G9 и перехода к интегрированным школам (Integrierte Sekundarschule, Gemeinschaftsschule) предметы распределяются иначе.

В Берлине и в ряде других земель физика и химия действительно не всегда проходят как отдельные обязательные дисциплины для всех. В Sekundarstufe I они часто входят в интегрированный курс Naturwissenschaften или преподаются короткими блоками (Physik–Biologie–Chemie), а не как устойчивые линии. Это официальная модель Berliner Rahmenlehrplan.

Realschule, на которую вы ссылаетесь, в Берлине как отдельный тип школы давно не существует — её функции распределены между Gymnasium и Integrierter Sekundarschule. Поэтому ссылка на "обязательность предметов в Realschule" не отражает реальной структуры гимназиального и секундарного обучения в Берлине.

Отсюда и возникает моя мысль о фрагментарности: дело не в качестве учителей, а в самой конструкции учебного плана, который в разных землях разных школах устроен по-разному.

И ещё. Когда в источниках пишут:
in der Realschule kann man Physik und Chemie in der Regel nicht abwählen

это означает: в обычной ситуации, как правило, физику и химию нельзя выбрать или не выбрать; но есть исключения в зависимости от земли и школы.

То есть даже автор этой фразы сам признаёт:
зависит от земли,
зависит от структуры конкретного Realschulzweig,
зависит от Wahlpflichtbereich,
зависит от региональных реформ,
не все школы одинаковы,
возможны варианты и исключения.

Это то, о чём говорю я: структура образования в Германии неоднородна и сильно меняется по землям и по школам.
18:46 09.12.2025(2)
Панин
Мои два сына и дочь закончили гимназии в Берлине. Тогда это было обязательным. Подумалось, что вы обладаете более свежими
сведениями. Но ошибся.
Не учить физику, химию и биология в пользу других предметов в Берлине можно начиная с последних двух лет гимназии. До десятого класса НЕЛЬЗЯ . Это из берлинского закона об образовании:

[b]Kernfächer (immer Pflicht):[/b]

  • [b]Deutsch[/b]

  • [b]Mathematik[/b]

  • [b]1. Fremdsprache[/b] (meist Englisch)

  • [b]Sport[/b] (in der Regel bis Klasse 10) 


[b]Weitere Pflichtfächer (bis Klasse 10):[/b]

  • [b]2. Fremdsprache[/b] (oft eine Wahlmöglichkeit)

  • [b]Physik, Chemie, Biologie[/b] (Naturwissenschaften)

  • [b]Geschichte, Politische Bildung[/b] (Gesellschaftswissenschaften)

  • [b]Kunst, Musik[/b]

  • [b]Religion/Ethik[/b] (je nach Wahl) 


Возможно, как Вы написали, Вашему сыну пришлось подтвердить (или дополнить) уровень российского образования. Специально для таких случаев существуют упрощённые курсы. Мой племянник закончил подобные в 1995 году, чтобы было признано его среднее образование равным немецкой гимназии. Но именно это - частный случай, а не правило.
19:11 09.12.2025(1)
Алёна Шаламина
Закон об образовании, на который вы ссылаетесь, действительно перечисляет Naturwissenschaften в числе обязательных областей. Но в Берлине это реализуется в форме интегрированного курса Naturwissenschaften, а не отдельных предметов физики, химии и биологии в классическом виде. Именно поэтому Berliner Rahmenlehrplan и описывает модульное распределение тем, о котором я сказала выше. 

Так же и с Kunst и Musik. В берлинских школах ученик выбирает или Kunst, или Musik, а не оба предмета.
21:55 09.12.2025(2)
Панин
Нет, Алена, Вы неправильно интерпретируете. То, что в законе биология, химия и физика объединены под названием Естественные науки не подразумевает возможности выбрать какой-либо предмет из них. Для верности поговорил еще с младшим сыном, который закончил гимназию в Берлине, со снохой, что закончила в Саксонии. Оба абсолютно уверенно говорят, что с 6/7 класса по 10-й все три предмета были обязательны. Начиная с 11/12 класса появилась возможность отбросить какой нибудь из предметов ради углубленного изучения другого. То же самое касается музыки (а не пения, как у нас) и искусства (а не рисования, как у нас).

Программа образования в Германии, несмотря на различия между землями, отлично сбалансирована, гораздо лучше советской. И знаете, что мне ещё сильно нравится? Что немецкий учитель сам составляет программу экзаменов в гимназии для своих учеников. Никаких ЭГЭ! 
Учитель уважаемая профессия. Ему государство доверяет на 100%!.
22:26 09.12.2025
Алёна Шаламина
Да, немецкий учитель действительно имеет большую свободу в составлении экзамена. Но экзаменационные задания всё равно проходят проверку в Сенате, чтобы уровень требований разных школ оставался сопоставимым.
Мне это объяснял знакомый Studiendirektor: однажды задания нескольких школ в Кройцберге не утвердили, потому что они оказались значительно проще среднего уровня.
22:18 09.12.2025(1)
Алёна Шаламина
Я не интерпретирую - я опираюсь на действующий Berliner Rahmenlehrplan и на актуальную практику в школах Berlin/Brandenburg.
Думаю, мы просто говорим о разных периодах и разных структурах школы.
23:40 09.12.2025(1)
Панин
Спасибо. Нашёл этот план в интернете. Действительно, для применения с 2017/18 года. На странице 7 перечислены Regelfächer, ( регулярные предметы.)

Для 5-6 класса блок под названием Естественные науки без разделения на отдельные предметы. Это сейчас проходит мой средний внук. Следующие строчки: 
Химия, Физика, Биология, Информатика.
Все с пометкой   v.  которая расшифровывается так. Variabel nicht später als ab Klasse 7.

Что означает, что школа может начать эти предметы и раньше (вместо "естественных",  но не позже 7 класса. 
То есть прямым текстом :

Не позже 7 класса по десятый обязательно преподаются химия, физика и биология. 

Все как я вам говорил. Иначе быть не может, возвращаясь к экономической и технологической  мощи нашей с Вами, Алена,  страны. Без обязательных химии и физики в школе мы не смогли бы достичь этих успехов.
00:13 10.12.2025(1)
Алёна Шаламина
Спасибо! 
Но наш спор ушёл в сторону.
Обязательность и системность - разные вещи. И именно системность (или её отсутствие) я имела в виду, говоря о фрагментарности немецкого школьного образования.
10:46 10.12.2025(1)
Панин
Почему же в сторону? Вы привели только этот пример, доказывающий на Ваш взгляд фрагментарность немецкого образования. В итоге мы выяснили, что это не так. И физика и химия и биология и музыка и искусство являются обязательными предметами в немецкой школе. Если Вы настаиваете на своей точке зрения и дальше, я бы хотел услышать другие аргументы. Например примеры из учебников по математике, физике..., из которых было бы ясно, что немецкое школьное образование бессистемно.

Вспоминаю, как в 2002 г. у нас в гостях была моя школьная учительница математики. Ее страшно интересовало, как преподают этот предмет в Берлине. Она провела ни один час с младшим сыном (он прекрасно сохранил русский язык в свои тогда 14 лет, благодаря усилиям жены). 

Ее вывод в итоге был примерно такой:

-Да Лёня, математику ты знаешь очень даже неплохо, но тебе не мешало бы некоторые формулы просто знать наизусть, а не тратить время на их вывод или копание а справочниках.-

 Ее вывод как раз противоречит Вашей теории. Да и моей тогдашней точки зрения отчасти.

Так в чем конкретно заключается "фрагментарность и бессистемность" немецкого образования"?
11:15 10.12.2025(1)
Алёна Шаламина
Тот пример был лишь иллюстрацией, а не доказательством - я об этом и писала.
Но я вижу, что наш разговор всё больше превращается в спор ради спора.
У нас просто разные взгляды на образовательную систему, и это нормально.
13:24 10.12.2025
Панин
Спор возможно с Вашей стороны, но с моей -  опровержение Вашего бездоказательного утверждения, что немецкая система образования "фрагментарна и бессистемна."

Система образования нашей с Вами страны Германии, Алена, глубоко продумана, эффективна  и успешно развивается. Отдельные недостатки существуют и остро критикуются общественностью и специалистами.

Общая же советская система образования, на которую Вы уповаете,  была неэффективна и некачественна. Разрыв в образовании между регионами был огромен. Нельзя было и близко сравнить возможности образования москвича и жителя райцентра в Сибири. Не говоря о нашем ауле. А это, кстати один из показателей системности образования.

 "Системность" же советского образования заключалась лишь в его непомерной идиологизации.

О системе образования в РФ сегодня не имею понятия. 
18:59 09.12.2025(1)
Алёна Шаламина
На упрощенные курсы для подготовки к сдаче экзаменов на абитуру моего сына принять не могли - у него не было аттестата. Когда мы приехали в Германию, его приняли в девятый класс. И то только благодаря тому, что он учил в школе в Красноярске английский, и потому что в этой берлинской школе преподавался русский как второй иностранный язык.
22:02 09.12.2025(1)
Панин
Да, пришлось Вашему сыну непросто. Ещё 5 лет в школу ходить дополнительно, чтобы поступить в ВуЗ, хотя по российским меркам он практически закончил среднюю школу.

Мои неплохо владели немецким. Мы приехали летом, они просто осенью пошли в следующий класс. Сын в 10-й, дочь в 8-й, младший в 3-й. Он в Алма-Ате посещал класс для детей, у кого немецкий родной язык. С английским проблемы были. Но все уладилось
22:41 09.12.2025
Алёна Шаламина
Вашим детям действительно повезло с таким мягким переходом - хороший язык заранее сильно облегчает интеграцию.
У моего сына, кстати, тоже всё прошло довольно спокойно. Он очень быстро вошёл в немецкую школьную жизнь и без лишнего стресса адаптировался. Учёба в немецкой школе, на мой взгляд, действительно лучше любых языковых курсов - погружение делает своё дело.
12:37 09.12.2025
Алёна Шаламина
Поэтому я особенно радовалась, что до переезда мой сын успел получить системное школьное образование в России - там предметы всё же строились как единая логичная линия.
11:07 09.12.2025(1)
Вашем внуку повезло. И немцы, значит, уже пытаются бороться с этой проблемой. А есть ли эффект - это можно проверить, посмотрев много ли на улицах Берлина молодежи, которые постоянно везде и всюду постоянно пытаются уткнуться в сотку.
12:17 09.12.2025(1)
Панин
Думаю, что не меньше, чем в других городах и странах. Когда старший внук ходил в начальную школу - не заглядывал в его учебники. Поэтому не могу судить о плодах.  Но причина скорее всего - "быть в курсе", быть на связи". А это уже зависимость. Как и компьютерные игры. Признано болезнью. Это другая, более вредная нмв сторона инф. технологий.  А если сравнивать обучение нас, в 60-х прошлого века и их, сегодняшних, то виден огромнейший разрыв в количестве материала, что положено выучить. Что нужно исключить, что оставить, чтобы была возможность добавить необходимейшого сегодняшнего - сложнейшая проблема сегодняшней педагогики.
12:43 09.12.2025(3)
1
Алёна Шаламина
Мне кажется, что этот "огромнейший объём материала", который сейчас положено выучить, - как раз следствие фрагментарности. Когда вместо закономерностей и системных принципов преподают отдельные факты, объём неизбежно растёт: фрагменты множатся, а целостная картина не складывается. В итоге ученику приходится держать в голове массу несвязанных сведений, вместо того чтобы опираться на несколько ключевых законов, которые сами по себе объясняют полкниги учебника.
То есть перегруз - не потому, что мир усложнился, а потому что подача бессистемная.
15:35 09.12.2025(1)
Панин
Это я слышал часто, что якобы в ФРГ "безсистемное" образование. Даже поначалу частично разделял это мнение. Пока не познакомился поближе в связи со школьным и университетским образованием моих детей и внуков.

 Скажите - применяли ли Вы когда-либо на деле алгоритм выведения формулы косинус угла через тангенс его половины? Я один раз. На вступительном экзамене в ВуЗ. Потом никогда больше. Хотя проработал практически всю свою жизнь инженером. Вы думаете, что конструктор гидравлического оборудовпние помнит уравнение Навье Стокса, или даже Бернулли? В лучшем случае условие неразрывности струйки. Но он твердо знает соотношение между пропускной способностью в системе подающих и откачивающих трубопроводов. И это важнее. В Германии есть и теоретики и практики. Я это знаю по опыту 20- летней инженерной деятельности здесь.

 И единственный показатель, по которому можно сравнивать образование (в комплексе) Фирма Liebherr, выпускающая гидравлическое оборудование известна во всем мире.... Bosch .. Хим. Продукция  BASF Германии - одна из самых качественных в мире....
Она кстати, очень много инвестирует в науку.
Это главны критерии оценки.

Недостатки советского образования  
1. Общественные науки в тех. Вузах - трата времени.
2. Преподавание иностранных языков - трата времени.
В Германии в техн. вузах их не преподают, а немецкий инженер владеет английским или французским гораздо лучше советского инженера. Почему? Потому что он знает - без этого не пробьется. Сам учит.

3. Слишком общее, оторванное от реального производства образование. Смешно - мои сокурсники в качестве дипломного проекта "разрабатывали" самолёт. Вместо того, чтобы от начала до конца какой-либо его узел. До тонкостей. Чтобы эти  чертежи можно было бы отдать прямо в цех.

В Германии на первом месте самостоятельность учащегося. Он ответственен за себя. Поэтому такой огромный процент "вылетающих" из Вузов.
15:43 09.12.2025(1)
Алёна Шаламина
И единственный показатель, по которому можно сравнивать образование (в комплексе) Фирма Liebherr, выпускающая гидравлическое оборудование известна во всем мире. Продукция хим. промышленности Германии - одна из самых качественных в мире.
Это главный критерии оценки.
Я не совсем поняла. Главный и единственный критерий оценки качества образования в стране - известность в мире её отдельных фирм? Или Вы хотели сказать что-то другое?
17:52 09.12.2025(1)
Панин
Поясню очевидное - мировая известность немецких предприятий - это качество и количество их продукции. А этого можно достичь только тогда, когда в стране образование находится на очень высоком уровне. Примеры из техники. И это означает, что и химию, и физику и математику преподают очень хорошо. Пртчем добавлю: практически в любой деревне одинаково хорошо, в отличие от СССР.
19:23 09.12.2025(1)
Алёна Шаламина
Поняла Вашу позицию. Для меня сравнение качества школьного образования через успешность отдельных фирм - слишком косвенный критерий. На уровень экономики и промышленности влияет очень много факторов: структура рынка, система дуального обучения, инвестиции, миграция квалифицированных кадров, научные гранты, лаборатории университетов.
А школьные учебные планы - лишь один элемент этой большой системы.
Поэтому я и говорила только о структуре школьных предметов, а не о качестве немецкой промышленности в целом. Видимо, мы просто рассматриваем разные уровни - Вы про макроэкономику, а я про педагогику и содержание курсов в конкретных землях.
11:06 10.12.2025
Панин
Да, это так. Я согласен с тем, что  успешное экономическое и научно-технологическое развитие страны - в первую очередь прямое следствие хорошо поставленной системы образования. 

 Самый большой недостаток сегодняшней немецкой школы - увеличивающийся разрыв возможностей между слоями населения. Бедными и не бедными.
И это связано в том числе и с миграцией населения, приемом беженцев. 
13:16 09.12.2025
Вполне возможно, что действительно бессистемная подача. И чтобы выработать систему, надо противника знать в лицо. А в образовании пока предлагаются только отдельные решения, не дающие нормального эффекта. Это как пожар тушить в отдельно взятой комнате - хотя горит весь дом. 
13:02 09.12.2025(1)
Алёна Шаламина
В немецкой педагогике это часто называют Überfrachtung durch Detailwissen: когда уроки перенасыщены фактами, но отсутствует konzeptuelle Klammer - связующая концептуальная рамка. Такая подача создаёт иллюзию большого объёма, хотя на самом деле ученик получает не глубину, а набор разрозненной информации.
Парадоксальным образом именно это и усиливает ощущение сложности учебного материала: когда нет системообразующих принципов, современная школьная программа кажется тяжелее, чем она есть на самом деле.
13:23 09.12.2025(1)
Интересный факт. Я про немецкую педагогику не слишком много знаю.
19:06 09.12.2025
Панин
Про педагогику немецкую я тоже мало знаю. Только наблюдения собственные и информация дочери - немецкого педагога (но младший возраст). Насчёт "безсистемности" такой факт:

В Германии уделяется очень большое внимание профессилнально-техническому образованию. Ну допустим область:

 - металлообработка (токарная, фрезерная, шлифовка...).

Обучение длится три года. Предварительное условие - десяти-  или одиннадцатилетка (в зависимости от федеральной земли). Где обязательно преподавали и физику, и химию, и математику.

Половина времени ученик на предприятии - приобретение практических навыков, изучение оборудования, половина в классе, где ему опять растолковывают как подсчитать площадь развертки  конуса и законы Ньютона, (то что он уже проходил в школе,) связывая эти фундаментальные знания с практикой.

 Это я знаю точно. Наше предприятие готовит авиатехников и сборщиков-клепальщиков.

В СССР была попытка ввести что-то подобное СПТУ. Существуют ли они ещё?
22:06 08.12.2025(1)
1
Тема оч злободневная!
Но вывод все тот же - ищи бенефициара!!!
09:45 09.12.2025(1)
А когда начинаешь искать получателя выгоды, то дело вдруг начинает пахнуть мистикой. 
10:37 09.12.2025(1)
Панин
Не мистикой, а конспирологией может быть?
08:45 10.12.2025
Ужжасно не люблю это слово! 
За ним скрывается как всегда желание СКРЫТЬ правду!!! 
19:56 08.12.2025(1)
Александр Паршин
«Но мы до сих пор не научились этим пользоваться. Вот и получили «подарки», которые реально способны превратить людей в паразитов».

Дмитрий, если вы не научились этим пользоваться, причём здесь молодёжь. Следующее поколение в любом случае умнее предыдущего.

Дмитрий, также не понял, какие вы лично подарки получили.

09:36 09.12.2025(1)
Я работал с молодежью, поэтому я лично знаю описанные мной проблемы. Когда они без сотки нормально делать выводы не могут (сам-то я умею, если что, пользоваться информационными технологиями). Ну а про личные подарки - это просто наблюдать как люди тонут в чем-то нехорошем.
13:00 09.12.2025(1)
Александр Паршин
Дмитрий, если вы себя сравниваете с теми кто "без сотки нормально делать выводы не могут", то, возможно, вы умнее их. Предположу, что вы когда-то были мастером производственного обучения у сварщиков в училище.
13:08 09.12.2025(1)
Я дефектолог - надеюсь, вы знаете, что это за специальность? И меня действительно огорчает, когда, например, прихожу в поликлинику к молодому терапевту - а у нее сотка разрядилась. И она не знает, что написать в диагнозе. Если вы не сталкивались с подобным - ну, что же, счастливые проблем не замечают.
13:16 09.12.2025
Александр Паршин
Дмитрий, я о человеке могу судить только по его заметкам. Вот прочитал вашу заметку и у меня сложилось мнение о вас.
23:51 08.12.2025(1)
Александр Кинунен
Проблема огромная- неуважение учеников к учителям. Недоучек к специалистам.
09:41 09.12.2025
Это лишь часть проблемы. Хотя именно в нехватке специалистов она сейчас ярко проявляется.
02:02 09.12.2025(1)
Марго
Ну вот, понеслись одни лозунги. А чтобы вы сделали, будь у вас власть.?.
Пусть после Путина, который развяжет весь скотч с арестованного тела России.
09:39 09.12.2025
Ну, мне получение власти в России не грозит. ) Я вообще в Казахстане живу - хотя здесь описанные мной проблемы, конечно, тоже наблюдаются. А насчет лозунга - я специально сделал в таком формате, чтобы упростить то, что описывал в своей теории.
20:23 08.12.2025
2
Валерий Свидерский
Точно подмечено!