Заметка «За пределами маниакального взгляда Гумберта нет никакой нимфетки»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Читатели: 6 +2
Дата:

За пределами маниакального взгляда Гумберта нет никакой нимфетки


 
"Знал ли Набоков о художнике Бальтюсе (собств. Бальтазар Клоссовски, 1908–2001)? Вряд ли, но это и не важно, довольно того, что у ВН, Бальтюса, Кэрролла, Чаплина, К. Мережковского была несомненная тяга к малолеткам — у Бальтюса до почтенной 90-летней старости (с ангелическими этой тяги объяснениями), у Кэрролла с невинным разглядыванием фотографий, у Мережковского ради антропологического эксперимента, у Набокова в пределах литературной изобретательности. Бальтюс родился в очень непростой для регулярного празднования день: 29 февраля, умер в швейцарской деревне Россиньер (кантон Во, километрах в 15-ти по прямой от Монтрё).
 
Максим Кантор: «Картины Бальтюса прилизаны, но одновременно пикантны и порочны; пропорции тел не нарушены, но вместо непонятных искажений кубизма в них присутствует некий нравственный кубизм. Чувства и страсти смещены в такую гротескную плоскость, что кажутся карикатурой на мораль, а сама поверхность живописи утверждает, что традиция сугубо хранится. Но ведь традиция для буржуа — это есть оболочка морали! А тут такое противоречие. Не это ли вековая мечта буржуа — чтобы всё было незыблемо, а при этом удовольствия были на грани запретного? Недаром холстами Бальтюса стали иллюстрировать “Лолиту”: на его картинах голые несовершеннолетние девушки и, вместе с тем, какая чистота форм! Традиционализм, но такой пикантный, что не у всякого новатора отыщешь. / Отвергнуть моду — смело; но ведь есть такая вещь, как непреходящая мода; салон, который актуален всегда.
Надо различать «салон» как предприятие современного нам рынка — и вечный онтологический салон. Когда произносим слово «салон», мы подразумеваем спектакль столичных масок, яркие персонажи выходят на сцену, чтобы превратиться в кукол; так происходит раз за разом много веков подряд. Формальная “оригинальность” стала общим местом, удивить абстракцией, отказом от живописи и т.п. уже никого нельзя. Когда отрицание чего-либо делается повсеместным, то наиболее эффектный способ оригинально заявить о себе — вернуться к традиционной манере».
 
Как будто о Набокове сказано.
 
Бальтюс: «Я верю в знаки, пришедшие издалека сигналы, фатальные совпадения, они связывают с вещами невидимыми, к которым надо прислушиваться».
 
Бальтюс о девочках на своих картинах: Лучезарные дети, которых на лету касаются ангелы". →
 
Борис ОСТАНИН
/ Санкт-Петербург /
ДОГАДКИ О НАБОКОВЕ
Крещатик. № 95. — Bremen, 2022.
--------------------------------------------------
 
"Недаром холстами Бальтюса стали иллюстрировать “Лолиту...” (Б.О.)
 




Однако Набоков с самого начала "категорически возражал" против любого изображения маленькой девочки.
 
"Мне нужны чистые цвета, тающие облака, точно прорисованные детали, вспышка солнца над удаляющейся дорогой с отражением света в бороздах и колеях, после дождя. И никаких девочек... Кто способен создать романтическую, тонко нарисованную, не фрейдистскую и не подростковую картину для ЛОЛИТЫ (растворяющаяся даль, мягкий американский пейзаж, ностальгическое шоссе - все в таком духе)?"
 
Таковы были изначальные требования к обложке романа "Лолита".
 
Еще один - важный - психологический "нюанс":
 
"За пределами маниакального взгляда Гумберта нет никакой нимфетки" (цитата из интервью Набокова 1975 года).
 
P.S. У Мережковского тяга к малолеткам отнюдь не исчерпывалась одним только "антропологическим интересом"...
--

Книга автора
Немного строк и междустрочий 
 Автор: Ольга Орлова