Типография «Новый формат»
Заметка «Урок практической педагогики» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Философия
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 7
Читатели: 158 +1
Дата:
Предисловие:
Волею судьбы я стал преподом технических дисциплин в нашем Областном Политехническом колледже. И это оказалось самым бессмысленным занятием из всего иого, чем мне приходилось в жизни заниматься.

Урок практической педагогики

              
                (ИЗ СЕРИИ  "НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ")


                Процесс обучения  профессиональным дисциплинам  в нынешних профессиональных технических учебных заведениях становится мучительно сложным.   Действительно, читать лекцию или  рассказывать студентам  о тайнах профессии, которую они для себя выбрали,  и основам  которой  они сейчас с помощью меня учатся,  но  по которой они никогда не будут работать, страшно трудно.   Трудно и для меня, и для них самих.
                Они прекрасно знают, что профессия техника технолога, которой они обучаются в этом колледже,  им не нужна. Не нужна потому,  что по этой профессии им никогда не устроиться на работу. А не устроятся потому, что такой работы в стране уже нет. А нет потому, что заводы в сегодняшней России почти все остановлены за ненадобностью. Поэтому им нужен лишь диплом, корочки.  Да и то лишь потому, что на наличии диплома настаивают родители.  Они, эти родители,  все еще живут Совковыми представлениями о жизни и им всерьез кажется, что их отпрыски без диплома ничего себе в жизни представлять не смогут.
                И они также знают, что их «куценькие» школьные знания по физике, химии, математике  не позволят им понять хоть что-то из того материала, который им преподносят преподаватели по техническим профессиональным дисциплинам.  Читай, не читай, но все равно ничего не поймешь в этих учебниках. И даже если запишешь лекцию преподавателя, все равно ничего не понятно. Для тебя это все -  обыкновеннейшая галиматья. Ведь половина из сидящих рядом твоих товарищей даже таблицу умножения не знают, а здесь формулы высшей математики!
                Но они уже прекрасно усвоили самую главную суть нынешних учебных процессов  -  это посещение учебных занятий. Если же ты не посещаешь  какие-либо занятия, то у преподавателя появляется реальный шанс не поставить тебе оценку за семестр. А если нет семестровой оценки по какому либо предмету, то это и скандалы дома, и куча других каких-нибудь неприятностей в  твоей  молодой студенческой жизни.  А если ты посещаешь занятия, то в любом случае оценка «удовлетворительно» у тебя будет.  Как бы ни сопротивлялся  проклятый «препод», но руководство колледжа заставит  его  поставить  студенту вожделенное «удовлетворительно».
                Поставит потому , что отчислять студентов по каким-либо причинам руководство  учебного заведения не имеет права. Сколько поступило на первый курс, столько колледж и должен выпустить. В противном случае Министерство снижает финансирование этого учебного заведения. А как же тогда  налоги за недвижимость  платить,  как за свет, за ЖКХ платить,  как зарплату преподавательскому и административно хозяйственному персоналу   платить, и еще   за многие и многие другие жизненно важные услуги, без которых колледж просто не сможет существовать.
                Все эти проблемы нынешних учебных заведений студенты знают не хуже преподавателей и потому ведут себя на занятиях соответствующим образом. Они прекрасно усвоили, что им надо лишь  «отпосещать» положенные учебные часы в каждом учебном году. Лекции они  не пишут, учебники они не читают, экзамены или зачеты они не сдают, лабораторные работы не проводят. Но они прекрасно знают, что оценки им поставят и так. И   даже  за  самое «безобраное» их поведение в стенах колледжа  им тоже ничего не будет.
                А если все так, то зачем тогда учиться? Абсолютно незачем!  А дипломы «преподы»  потом дадут сами. И дадут уже полностью готовыми. Да еще «поднатаскают» перед защитой.  Ведь за защиту дипломов  с  «преподов» спрашивают еще сильнее, чем с самих студентов! И вот с таким психологическим настроением преподаватели ходят на занятия к своим студентам. Как на каторгу! Тоска жутчайшая!
                И вот  однажды  во время своего такого преподавания в одном техническом колледже,  я вхожу  после большого перерыва в аудиторию технических дисциплин, где уже сидит одна  группа ТМ или « технология машиностроения» третьего курса. Самый «сволочной» курс. Студенты уже вошли во вкус нынешнего учебного процесса. Знают все его плюсы и минусы и прекрасно владеют ситуацией. На занятиях чаще всего они через мобильники и планшетники занимаются  своими личными делами, а я, преподаватель, читаю им лекции. Читаю и чувствую себя идиотом из идиотов. Потому что никто меня не слушает. Я пробовал заставлять их самих читать  по главам учебники. Так они их читают лишь  по слогам. Текст слишком трудный для них. Слушать все это спокойно невозможно!
                Я вошел в аудиторию и  поздоровался  со студентами.  Меньшая часть студентов встала, а большая часть осталась сидеть, как ни в чем не бывало. Я положил на стол свою папку с бумагами, повернулся к студентам и полушутливо, полусерьезно сказал:
                -- А ну-ка давайте отрывайте свои задницы от стульев, а не то геморрой себе заработаете от  такого непосильного своего сидения.
                Сидящие студенты, демонстративно кряхтя и охая,  поднялись со стульев. Поднялись все, кроме одного, сидящего  за последним столом  в крайнем правом ряду аудитории.
             Это  был длинный, крепкий физически парень, с выбритой наголо головой, с  проколотой нижней  губой и громадной серьгой в ухе. Он был сыном каких-то местный рыночных торговцев, вел себя на занятиях всегда безобразнейшим образом, обзывая преподавательниц  матом и буквально издеваясь над ними. Некоторые преподаватели женщины буквально плакали от его выходок  потом в  преподавательской комнате. У меня он был на третьем занятии и пока еще вел себя не слишком нагло. А вот сейчас видно решил «поигратьс»я  со мной.
             Фамилия его была Сергеев, а звать Павел.  Я его спрашиваю:
           -- Что, Павел, не получается встать? Может, помочь? Я вот только что, когда в колледж шел, одной бабушке помог  дорогу перейти. Но она уже по возрасту дряхлая!  Ты тоже дряхлый?
            Он демонстративно развалился на стуле и насмешливо глядя мне в лицо,  протянул:
          -- Да не-е-е, силенка у меня есть! Пока не жалуюсь!
         -- Ну, раз не жалуешься, тогда вставай!
         -- А мне не охота! – и он широко улыбнулся, продолжая вызывающе  глядеть на меня.
               Я понял, что начинается спектакль. И если я его проиграю, то мне в этой группе  вести занятия  будет  очень даже непросто! Да и вообще, о моем преподавательском авторитете, в колледже можно будет забыть намертво.
                Для начала я демонстративно пренебрежительно  махнул на него рукой и  намеренно насмешливо проговорил:
              -- Ну, если тебе так уж сложно встать, чтобы поприветствовать любимого преподавателя – сиди!  Что уж с тобой сделаешь! Мне, честно говоря, до лампочки, есть ты в аудитории или же тебя нет.  Будешь тогда  у меня итальянским забастовщиком.
            Он удивленно вскинул брови:
          --  Ладно, забастовщик - понятно. А почему итальянский?
            Я деланно вздохнул и театрально развел руками:
            -- Книжки, Павел, читать надо.  Книжки. Тогда ты  будешь знать, что слово «забастовка» произошло  от русского слова «баста». Это русские рабочие в конце девятнадцатого века, когда начинали борьбу за свои права со своими хозяевами, то первым делом  прекращали  работу на заводах хозяина  и выдвигали перед ним свои требования.   Когда у хозяина завод стоит и он несет убытки, то с ним проще разговаривать. Прекращая  работу, рабочие    обычно говорили:  « Все! Баста! Не работаем!».   И выходили на улицу.
                И это русское слово стало мировым словом, обозначающим один из этапов борьбы рабочих за свои права. При этом итальянцы применили новую форму остановки работы. Они выходили на работу, становились на свои рабочие места, но работать не работали до тех пор, пока хозяева не удовлетворят их требования.
                Понятно теперь? Вот ты сидишь в аудитории технических дисциплин, сидишь за своим рабочим столом, но ничего не делаешь.  Даже преподавателя не поприветствовал. Значит, ты бастуешь.  Но бастуешь уже по итальянски.  На своем рабочем месте.  Понятно? Если бы ты бастовал по русски, то ты бы просто встал и ушел из аудитории. И плакатик  с каким-нибудь лозунгом   нацепил бы себе на грудь. Что-то типа этого:
              -- Ненавижу, мол,  этого препода! Дайте мне другого!
               Он слушал меня очень внимательно. Как и остальные студенты. Боже! Какой же мизернейший уровень знаний у них об окружающем их мире. Интеллект развития почти что нулевой!  Одни  физиологические инстинкты !
                Я разрешил студентам сесть. А сам вызвал старосту группы и двух студентом и послал их в библиотеку за учебниками, чтобы дать им задание. Пусть сидят и пишут. А я тогда своими преподавательскими делами займусь. Надо будет пописать кое что.
                Принесенные учебники я велел раздать по столам, написал на доске  ряд вопросов   и сказал им, в каких   главах   можно  будет найти на них ответы. Точнее, попытаться можно будет найти. Потому что я уже   знал заранее, что попробуют выполнить задание от силу человек пять из двадцати пяти, не больше. А остальные вообще ничего не будут делать, а будут заниматься своими делами по мобильникам. Особенно популярна была среди студентов игра в карты на мобильниках.
                Я сел за свой стол и начал заниматься своими делами. И тут я услышал песню, которую в полголоса кто-то пел из студентов. Песня была какая-то молодежная в стиле «рэп». Я посмотрел и увидел, что поет ее Павел. Он лег на два  сдвинутых стула, что стояли около учебного стола, закинул за голову руки и балдел себе на здоровье. Но краем глаз следил за мной, ожидая моей реакции.
                Я встал со стола и неторопливо, внешне сверх спокойно, подошел к нему. Он лежал и смотрел на меня снизу, по прежнему напевая песню. Я поманил его пальцем:
            -- Ну-ка приподнимись немножко.
             Он сел и глянул на меня:
             -- Я вас слушаю.
               Я  показал ему рукой на входную дверь в кабинет:
            -- Вон дверь в кабинет, видишь?  Подойди, пожалуйста, к ней и закрой ее с  наружной  стороны.
             Он ухмыльнулся и  покачал головой:
            -- А я не хочу.
            -- Мало ли чего  ты не хочешь, - пожал плечами  я, - в этой аудитории командую я,  а не кто-то другой. Поэтому я тебя прошу выйти из аудитории и не мешать мне.  Учти – очень прошу!
            -- А я вот возьму и не пойду! – рассмеялся он. – И что ты мне тогда сделаешь?
               Он намеренно перешел со мной  на ты. И насмешливо смотрел на меня. Причем смотрел, сидя, но смотрел на меня еще и свысока. Я понял, что он идет на обострение. В подобных ситуациях  я обычно не портил себе настроение, а уходил сам и шел к заместителю директора по учебной части. Назад возвращался уже с ней и она сама утрясала конфликт. Так сказать, я делал доброе дело  руками своего начальника. А там уже  начиналась возня с вызовом родителей, с  чтением нотаций, с написанием объяснительных записок  и так далее и тому подобное.
             То есть начиналось то самое, что  на языке преподавательских

Обсуждение
05:27 21.02.2026(2)
Борис Костинский
Сильный текст!  Моя мама часто вспоминает, как её, молодую училку, носили просто на руках в сельской школе. Уважение было АБСОЛЮТНЫМ! Ученики, при встрече с ней на улице, снимали шапку и, приостановившись, желали здоровья. То, о чём вы пишете, не могло в 50-х никому даже и присниться! Я не сталинист, но Сталин приезжал в школу (ОБЫЧНУЮ!), где учились Василий и Светлана, и требовал от учителей не давать ни малейших послаблений его детям. Конечно же, учителя учитывали, КТО сидит перед ними, но задницу детям вождя никто не лизал. Да и эти дети даже вообразить себе не могли - требовать такое от учителей! То, что в учебном заведении дошло до ОТКРОВЕННОГО криминала, говорит, лишь об одном: это КАТАСТРОФА! Страна, в которой возможно подобное - НЕ жилец! 

Уже сейчас в РФ начали завозить десятки тысяч индусов для работ на, всё ещё чудом живых, предприятиях. Таджики едут на стройки и уборку, а индусы - на предприятия. А что же русские? А ВЫРОЖДАЮТСЯ! Быстро и однозначно! На радость врагам! 







13:41 21.02.2026
Макар Николаевич
Да, здесь вы правы. Авторитет учителей в СССР был абсолютнейший. Зато сейчас он ниже "плинтуса"
Гость08:36 21.02.2026(3)
Сильный текст!
================================
Борис, чесслово, вы меня удивляете. Вы верите, что такое можно незаметно сделать в аудитории, полной студентов и в тот момент, когда все их внимание сосредоточено на точке конфликта? Это просто нереально и очень напоминает детские фантазии. 
Макар "художественно" свистит. 

PS
Однажды на тренировке неплохой парень-десятиклассник (из лидеров) повел себя со мной подобным образом. Для меня это было крайне неожиданно, - не знаю, чем был вызван такой его "взбрык". Я оказался совершенно не готовым к такому развитию событий. Пригрозил, что если он не выйдет из спортзала, я прекращу тренировку. Остальные никак не отреагировали, и не поддержали ни его, ни меня - просто молча смотрели. В итоге я схватил его за локоть и буквально вытолкнул за дверь. Это было 40 лет назад, но мне до сих пор не по себе от того случая. Даже стыдно перед собой. 
На следующую тренировку он пришел. Мы оба сделали вид, что ничего не было. В дальнейшем никто себе подобного не позволял.
Забавно, что в итоге он стал тренером. Сначала по юношам и молодежи, а затем даже тренировал клуб высшей футбольной лиги в качестве главного тренера. 
Александр Джуга
18:52 21.02.2026
Макар Николаевич
Чаще всего мы при критических жизненных ситуация делаем вид, что ничего не произошло. Так проще жить...
18:35 21.02.2026(2)
Борис Костинский
Александр, я не могу проверить, РЕАЛЬНО ли то, о чём написал Макар. Я даже не могу быть уверен, что в природе РЕАЛЬНО есть такой Макар Николаевич.  Но тут дело интернетовское - людей, говорящих открыто о своём ПОДЛИННОМ имени и ПОДЛИННОЙ жизни, мало. Много фантазий, игр и фокусов! Исходя из этого, приходится верить тому, что опубликовано. Или же делать вид, что веришь. 

В итоге я схватил его за локоть и буквально вытолкнул за дверь. Это было 40 лет назад, но мне до сих пор не по себе от того случая. Даже стыдно перед собой. 


Мой отец много лет был преподавателем физкультуры в Остёрском строительном техникуме. Стиль его работы был навеян его сержантством в период службы в армии в 1955-57-м годах. Жёстко, резко и без антимоний! Учащиеся это принимали и даже любили: "Молодец Борисович! Чёткий мужик!"  Не раз и не два за его карьеру отец практиковал с нерадивыми дебилами рукоприкладство. Это поощрялось руководством техникума: "Нэхай вчаться порьядку!" Директор техникума обожал зверски орать на учащихся. СССР! Ходили строем и получали за косяки в "дыню". Зато "ПОРЬЯДОК" был!  

Если Макар описал положение дел в техникуме (КОЛЛЕДЖЕ!) ПРАВДИВО, то это, повторю опять: КАТАСТРОФА! Что-то подсказывает мне, что Макар не наврал. Возможно, в Москве и Питере как-то получше, но Электросталь - не Москва и не Питер! Верю, что там дети крутяков насилуют учительниц. Не думаю, что подобное носит МАССОВЫЙ характер, но верю, что такие вещи возможны. 

Вердикт: РФ, отплыв от ТОТАЛИТАРНОГО СССР, не приплыла к западной форме демократии! То, что царит на просторах России - КЛАНОВО-ОЛИГАРХИЧЕСКАЯ КЛЕПТОКРАТИЯ! По сути - ФЕОДАЛИЗМ! Чем это чревато? Крахом такого режима и заменой его, уже не левым вариантом, а правым - НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ. Миллионы россиян вздохнут с облегчением, когда Игорь Иванович Стрелков сядет в Кремле и начнутся повешения на фонарях "ЧУЖЕРОДНОГО РУССКИМ ЭЛЕМЕНТА".  Порядок! Будет НОВЫЙ РУССКИЙ ПОРЯДОК! И тогда тех, кто херачит в техникуме, где учительствует Макар, начнут тупо вгонять в окопы, то ли под Покровском, то ли под Выру! Пули врагов и своих заградотрядов сходу вправят мозги дегенератам!  




10:18 22.02.2026
Макар Николаевич
Западная цивилизация не подходит для России. У России свой путь, отличный от западного. У Китая свой путь, у Индии свой путь и у России тоже свой путь. Но наш истеблишмент весь прозападный. Именно поэтому у нас ничего и не получается.
Гость19:29 21.02.2026(2)
Верю, что там дети крутяков насилуют учительниц.
===================================================
Борис, я говорил не про изнасилование. Это, к сожалению, бывает. Уроды и преступники живут не только в России. Я говорил про его "незаметный глубокий нокаут" (5 минут!) в полной аудитории. Это простительно для детских фантазий, но когда это рассказывает взрослый дядя (преподаватель!), то это уже сказки на грани маразма.
Александр Джуга
17:55 22.02.2026
Макар Николаевич
А вы зайдите в школу, самую обычную, договоритесь с директором и сядьте где-нибудь в углу класса какого-нибудь из старшеклассников. Посидите денек и тогда перестанете молоть чепуху про нынешние школы. Потому что пелена спадет с глаз и вы увидите то, о чем даже и не догадывались. А то ваша невежественность уже зашкаливает. Ведь вы образец самоуверенного невежды, который всегда непогрешим - то чего он не знает, то для него вообще не существует. 
19:50 21.02.2026(1)
1
Борис Костинский
Александр, был глубокий нокаут или нет - мелочь. Я написал Макару, что повально все, кто накатал отклики на его текст, ДИКО засуетились вокруг слова "БАСТА". Вы же почему-то очень крепко занялись препарированием этого злосчастного нокаута. А вот я зацепил иное: сам факт того, что в российском учебном заведении возможно ПОДОБНОЕ БЕЗОБРАЗИЕ! Я - ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ДАННОМ САЙТЕ, прочитав текст Макара, выкрикнул короткий вердикт: КАТАСТРОФА! И развил данную тему. Остальные, то ли тупо перепуганы, то ли, так же ТУПО, не способны увидеть ОСНОВНОЙ ПОСЫЛ заметки Макара: "ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!". Кстати, фильм гениального Говорухина с таким же названием, в конце 80-х просто разорвал общественное мнение в СССР. Я помню, как десятки людей выходили из убогого остёрского кинотеатрика, после финальных титров этого фильма, с ПОТРЯСЁННЫМИ лицами. Миллионы в стране советов тогда, кто громко, кто шёпотом, повторяли: "ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!" Мне кажется, что два художественных произведения вбили последние гвозди в крышку гроба СССР: песня Виктора Цоя "Перемен!" и фильм Станислава Говорухина "Так жить нельзя!"  Но это уже тема иного разговора. Это уже явно далеко от происхождения слова "баста" и нокаута в аудитории. 







Гость11:35 22.02.2026(1)
А вот я зацепил иное: сам факт того, что в российском учебном заведении возможно ПОДОБНОЕ БЕЗОБРАЗИЕ!
=============================================
Борис, я не очень понял о каком безобразии вы говорите: о том, что кто-то из учеников не встал при появлении преподавателя, об изнасиловании, об учительском бесправии или о нокауте в аудитории?
Александр Джуга
17:15 22.02.2026(2)
Борис Костинский
Александр, Вы невнимательны! Макар рассказал о том, что учащиеся ОТКРЫТО манкируют занятиями, никому не интересно, что им говорит преподаватель, все знают, что диплом не имеет никакого значения - работы по этой специальности всё равно не найти. Учителя ставят "зачёт" всем и все знают, что знания для этого не нужны. Далее Макар рассказал о том, как в колледже дети богатеньких изнасиловали преподавательницу английского языка и выставили видео этого преступления в Сеть. А Вы тут расковыриваете - наврал Макар про нокаут или же нет.  Я понимаю - Макар Вам очень не люб, но, если даже он и СЯКОЙ-НЕ ТАКОЙ, но рассказал ПРАВДУ, то я полагаю, что надо человека в этом случае всячески поддержать и укрепить - люб он тебе или нет.
Я в жизни давно исхожу не из того - какой лейбл наклеен на человека. Мне важно, ЧТО человек с ТАКИМ лейблом ГОВОРИТ и ДЕЛАЕТ. Это всё у меня от Америки. Жизнь в США чётко научила нас не придерживаться клише, а смотреть ШИРШЕ и ГЛЫБЖЕ.  






11:24 24.02.2026(1)
Макар Николаевич
Спасибо за такое слова в мой адрес. А Правда всегда некоторым задницу колет.
12:49 24.02.2026
Борис Костинский
Всегда готов, Макар! 
Гость19:22 22.02.2026(2)
Александр, Вы невнимательны!
====================================
Это как посмотреть, Борис )
Не знаю, что означает колледж в США и каков его статус, но в России...
Видно, что вы давно уехали, потому что поверили Макару, что в техническом(!) колледже(!) - техникуме по советским меркам - учатся детишки богатеньких родителей. Я же вас не удивлю если сообщу, что богатенькие родители способны оплатить обучение своего отпрыска гораздо более более чистой и престижной специальности?
Второе. Он пишет: "половина из сидящих рядом твоих товарищей даже таблицу умножения не знают" - вы и этому верите? И даже тому, что они все поголовно читают по слогам?
Обратите внимание, что Макар так охарактеризовал ВСЕХ(!) студентов. Как думаете, в это тоже можно поверить? И даже тому, что "мажоры" безнаказанно выложили видео изнасилования в сеть?  Это же он пишет, а не я придумываю.
Сегодня в России очень много проблем, и образовательная система не исключение - они есть везде, от школ до Академий. Но Макар решил пообсуждать свой частный конфликт с хамоватым подростком, и перенес его на всю страну.
Макар - свистун. Не знаю как вы, а я в эту историю просто не верю. Не потому что такого инцидента не могло быть, а потому, что о нем рассказал Макар.
Судя по его высказываниям - он один умеет здесь что-то делать, думать и создавать. Остальные - неучи, бездельники и лентяи. Отбросы, мусор.
Трепло он. И поддерживать я его не буду ни при каких обстоятельствах.
11:27 24.02.2026(1)
Макар Николаевич
Господи-и-и-и!!! Как же далеки некоторые нынешние товарищи от жизни современной России! Проснитесь наконец-то и сходите в школу! Сходите! Сходите!!!
Гость19:19 24.02.2026
Проснитесь наконец-то и сходите в школу!
=======================================
Макар, шагай дальше, куда шел. 
Я тренировал школьников 12 лет (волейбол, 6-10 классы). 15 лет проработал в пионерских лагерях на разных должностях - от инструктора и вожатого, до начальника лагеря. 25 отрядов, 750 детей, 60 вожатых и воспитателей, сотня - обслуживающий персонал: кухня, плотники-электрики-водители-медики... Это по военным меркам полк! И "пионеры" в возрасте от 5 лет до 18. И работа с детьми у меня была не как у тебя - пришел на лекцию, отбарабанил текст и свалил, а там хоть трава не расти! В лагере ты с детьми круглосуточно! И круглосуточно отвечаешь за каждого из них своей свободой в прямом смысле слова. Последний раз я в лагере работал три с половиной года назад - инструктором по вождению скутеров и квадроциклов. Возраст детей - 14-17 лет. 
И ты мне будешь рассказывать про учебно-воспитательный процесс и как должен себя вести воспитатель или преподаватель? ))
Александр Джуга
22:16 22.02.2026(1)
Борис Костинский
Александр, я тупо не знаю - ПРАВДУ написал Макар или же ЗЛОБНО  обгадил Россию. Я тупо не могу перепроверить! Но мне чего-то кажется, что в тексте Макара не мало подлинно РЕАЛЬНОГО. Хотя, вполне возможны и сильные отсебятины... Но! Если Макар ПОДЛЕЙШЕ оклеветал Россию, то тут есть такой мужичок - Комогоров, который постоянно выкрикивает, что уже идёт в прокуратуру подавать иск на "Фабулу", где "русофобы свили своё громадное гнездо" и "пишут на Россию всякую гадость".  Если Макар ОКЛЕВЕТАЛ российскую систему обучения, то нехай его арестуют и посОдят. Если же нет, то юрист Валерий Свидерский отобъёт Макара из цепких рук ФСБ. Видите, как всё просто?  Но интипуресен тот факт, что вся толпа, рвавшая горемычного Макара, не опровергала фактов, приведённых им, а циклила на слове "БАСТА". Лично мне это говорит, что, очевидно, народу нечего особо возразить "РУСОФОБУ" Макару... Нет?  Иначе бы его МАССОВО рвали не за эту хрень - словцо "БАСТА", а за "зверские поклёпы на российскую систему среднего технического образования" и - ДАЖЕ! - "всю политическую систему РФ".  Нет?  А так, я только от одного Вас услышал эту тему - про ПОКЛЁПЫ... Охотно верю и Вам, Александр! Вы живёте в Москве, Вам там, очевидно, многое виднее... 

Оно, конечно, да - мне это всё - развлекалово и смИхуёчки, а вы там в этом живёте. Ну... Что я могу, Александр? Как говорят в США, JUST TAKE IT EASY! 






Гость02:00 23.02.2026(2)
толпа, рвавшая горемычного Макара, не опровергала фактов, приведённых им
===========================================
Борис, а разве он привел какие-то факты? Их можно проверить, верифицировать? )) Место, время, название учебного заведения, фамилии причастных... Разумеется, нет. 
Это художественное произведение, его личные "фантазии на тему". За такое не привлекают. Да и что ему предъявишь? Ему можно предъявить только одно: неполное служебное соответствие. Помните такую формулировку? Ему нельзя учить других. Тем более детей. 
Я немного знаю ситуацию в российской образовательной сфере, хоть там и не работаю. Но в моем окружении есть и школьные учителя, и студенты, и профессорско-преподавательский состав. Так вот: никто из них не жалуется на учащихся в целом! Да, среди учащихся попадаются и маргиналы, и невменяемые, и обычные лентяи-пофигисты. Но они есть везде, во всех сферах! А жалуются на забюрократизированную и потогонную систему, которая не дает продыха учителям и зачастую либо требует от них невозможного, либо вынуждают работать на пределе сил. И при этом она никого не защищает и не поддерживает - ни юридически, ни морально. Но Макар написал не об этом, а о том какие все ученики негодяи и бездельники. 
Александр Джуга
11:28 24.02.2026(1)
Макар Николаевич
Ну- ну-у-у-у!!!!
Гость19:19 24.02.2026
Баранки гну!
Макар, ты еще не понял? Объясняю: тебе веры нет! Ни на йоту. Даже если я от тебя услышу, что 2х2=4, я буду это проверять. Потому что ты себя полностью дискредитировал в моих глазах - своей ложью, плагиатом, воровством чужой биографии и чужого имени.
03:17 23.02.2026(1)
Борис Костинский
Ему можно предъявить только одно: неполное служебное соответствие. Помните такую формулировку? Ему нельзя учить других. Тем более детей. 

Александр, я помню моих школьных учителей - почти половина из них вполне подпадала под эту же формулу. Но ничё - никого не выгнали - все дожили до пенсии.  Тут и коню ясно, что держать в 2026-м году на позиции преподавателя старика с ТЯЖКО СОВКОВЫМ бэкграундом - ПРЕСТУПЛЕНИЕ! Но, как говорят в Нэньке-Украине, НА БЕЗРЫБЬИ И РАК - РЫБА, А НА БЕЗГОЛОСЬИ И ЖОПА - СОЛОВЕЙ!  И при СССР учитель и инженер считались НЕУДАЧНИКАМИ, а УДАЧНИКАМИ все считали заведующего овощебазой и директора гастронома. Таксистов ещё уважали и даже офицеров-силовиков.  А уж теперь кто в учителя идёт? Лузеры в кубе! Нет?  Поэтому я бы тут особо не муссировал тему ПРОФНЕПРИГОДНОСТИ... Но! Как мне кажется, Макара мы обсосали уже до хребта, пора бы и заняться кем-то иным. К примеру, ХРОНИЧЕСКИМ  любителем пужать Деева прокураторой - Комогоровым. 






11:29 24.02.2026(1)
Макар Николаевич
Как не странно, но полностью согласен с вашими словами!
Спасибо!
12:51 24.02.2026
Борис Костинский
Рот фронт, Макар! 
11:55 21.02.2026(1)
Макар Николаевич
Чего в жизни не бывает! И на "а" бывает. и на "я" бывает и даже на "ё" бывает. Каждому - свое!
19:02 21.02.2026(2)
Борис Костинский
Ну да, Макар, КАЖДОМУ - СВОЁ! Одни толпой будут рассусоливать на километры экрана о том, что "БАСТА" - НЕ русское слово, а Макар - малограмотный человек, если не знает этого.  А другие, как я, увидят в вашей заметке основной её посыл: "ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!" Макар, умение увидеть в тексте и в жизни ГЛАВНОЕ, дано единицам! Народ, в его массе, ЗАПРЕДЕЛЬНО слаб в аналитике и умении быстро и чётко расставить приоритеты! Именно поэтому в РФ насилуют учительниц и насильников не вешают на площадях ( приветствую тебя, Афганистан при талибах!), а тихо перед ними расступаются! 



10:20 22.02.2026
Макар Николаевич
Здесь с вами трудно не согласиться. К сожалению.
Гость07:36 22.02.2026(2)
Комментарий удален
17:59 22.02.2026
Борис Костинский
 Я вижу, Алёна, что ДЕМАГОГИЯ вам отнюдь не чужда.  С происхождением слова "БАСТА", после очень долгих и страшно заунывных тёрок, вроде зафинишировали, теперь самое время на километр экрана захерачить думы о том, что такое ЖИЗНЬ и можно ли ТАК жить или же вполне можно жить и совсем НЕ ТАК.  Гоголь уже внимательно всматривается в вас с небес - "А доедеть ли энто колесо до Москвы?" Помните? 


10:22 22.02.2026(1)
1
Макар Николаевич
Госпожа Алена, все зависит от того, для чего вы живете. То есть, от смысла вашей собственной жизни.
Гость10:42 22.02.2026(1)
Комментарий удален
13:34 22.02.2026
Макар Николаевич
Здесь вы абсолютно правы. Так оно, в принципе, и есть на самом деле
Гость21:11 20.02.2026(7)
Комментарий удален
Гость01:39 22.02.2026(1)
Комментарий удален
Гость07:15 22.02.2026(1)
Комментарий удален
17:06 22.02.2026
Макар Николаевич
Каждая нация на земле, кроме американцев, общается внутри себя на своем каком-нибудь языке. Как он возник, этот самый язык, и почему так отличается от других, и почему у разных народов язык общения разный, расскажут вам языковеды. И то, разные языковеды расскажут по разному, потому что сами до конца не понимают причину  различия и разнообразия языков на земле. 
Ведь даже на Руси, в ее разных районах говорят по разному. Объяснений этого вления миллионы, но все они не очень правдоподобны.
18:56 21.02.2026
Макар Николаевич
Да-а-а, рабочий класс царской России знал назубок итальянский язык и потому кричал жандармам Царской России по итальянски во время своих забастовок  - basta!
Гость13:47 21.02.2026(3)
Комментарий удален
13:40 22.02.2026(1)
Макар Николаевич
Тогда простой вопрос вам персонально - откуда русский рабочий узнал про итальянское слов BASTA? Откуда, если  он в своем большинстве был абсолютно неграмотный и в ведомостях по зарплате ставил крестик? И он не просто узнал, а он еще применил его к своим действиям по остановке работы на хозяина?
Гость14:09 22.02.2026(1)
Комментарий удален
17:10 22.02.2026
Макар Николаевич
Баста, чисто русское слово и возникло оно на территории России, а не в какой-то там  задрипанной Италии. Это российские либералы считают, что на руси нет ничего русского и даже  российские лапти изобретение не русское, а иностранное.  Какое, они еще не придумали. Но обязательно придумают.
Вот так-то!
23:42 21.02.2026
Макар Николаевич
Дело в том, чего вы понять не хотите, но эти выражения на Руси говорили простые неграмотные мужики крестьяне. А они не итальянского не знали и даже на латыни не  говорили. А говорили они по русски!!!!
Гость23:16 21.02.2026(1)
Да вы что,? Весь мир не знает, что итальянский и другие романские языки это "вульгарная латынь", и следовательно, лексика их в основном из латыни заимствована? Или вы поддерживаете популярную в РФ идею, что сначала произошли русские с их языком, а от них индусы с санскритом п уже от них обезьяны, от которых произошли неандертальцы?
11:31 24.02.2026
Макар Николаевич
Бр-р-р-р!
23:28 20.02.2026(2)
Макар Николаевич
Словари русского языка Ожегова, Ушакова и других русских  авторов языковедов  утверждают, что слово забастовка произошло от русского слова "баста", то есть хватит!
Гость13:45 21.02.2026(2)
Комментарий удален
19:00 21.02.2026
Макар Николаевич
В мире все может быть, даже самое невероятное. Но откуда неграмотные на 90% русские рабочие при царе знали итальянское слово "баста", когда объявляли свои забастовки? Не подскажете?!
14:24 21.02.2026(1)
1
Александр Красилов
Вы, Алёна, написали какой-то бессмысленный комментарий.
В чём прав Макар Николаевич?..
Вы его-то комментарий вообще поняли?.. Или пишете просто так?.. Чтоб поведать городу и миру, откуда что берётся...
К слову, у Вас образование есть? Какое-то хотя бы... 
19:05 21.02.2026(1)
Макар Николаевич
О-о-о! Разговор уже об образовании пошел! Ниже падать уже невозможно! Как написал один высокий деятель в СССР - у меня образование "высчее"!
19:07 21.02.2026(1)
Александр Красилов
Неправда.
Спросить об образовании - ничего обидного в этом нет.
20:43 21.02.2026(1)
Макар Николаевич
У меня два высших образования. Инженер технолог сварочного производства и исторический факультет МГУ. Оба заочно.
21:11 21.02.2026(1)
Александр Красилов
Да не Вас я спрашивал...  Что за эгоцентризм у Вас... Всё о себе да о себе, как будто Вы единственный свет в окошке.

Я спрашивал Алёну.
Уж за столько-то лет на Фабуле Вы должны научиться различать, кому и какой комментарий адресован.
22:57 21.02.2026(1)
1
Макар Николаевич
Если я не буду о себе говорить, то как вы узнаете, что я есть на свете?
22:59 21.02.2026
Александр Красилов
 

Резонно.

23:37 20.02.2026(3)
1
Александр Красилов
М.Н., отчего Вы такой упрямый?...
Зарекался уже писать Вам комментарии, но не смог удержаться.
Словарь Ожегова - это толковый словарь, а не этимологический. Задача этого словаря - объяснять, толковать  значение слов. А происхождение слов объясняют другие словари - этимологические.
Вообще-то, в каждом интеллигентном доме должен быть словарь Ожегова. Вы, прежде чем писать, хотя бы заглянули туда. Понимаю, что сейчас от бумажных книг многие избавились, ну так хоть в электронную версию заглянули бы.
Гость13:50 21.02.2026(2)
Комментарий удален
19:06 21.02.2026
Макар Николаевич
Словари все знают. У них у всех "высчее" образование.
14:10 21.02.2026
Александр Красилов

Именно.
Есть такая наука - лингвистика.
12:07 21.02.2026(2)
Макар Николаевич
Господину Красилову, персонально:

Этимологический словарь русского языка Семенова

Слово "забастовка"
В словарях появилось в середине XIX в.
Слово является производным от русского  слова «баста» (довольно, стоп).

 Глагол «забастовать» вошел в употребление первоначально как термин, используемый при игре в карты и обозначающий желание выйти из игры. В современной речи забастовкой называют «прекращение работы с целью добиться выполнения своих требований (повышения заработной платы и т.д.)».
Производные: забастовочный, забастовщик, забастовать.


Запишите себе в КОМП,  чтобы  подобную малограмотную чушь больше   не нести публично!!!!!!!!!!!!!!!!!!

14:07 21.02.2026(3)
Александр Красилов
Общаясь с Вами, испытываешь недоумение (отчего я общение с Вами и свёл к минимуму).
Если бы общение это было устным, то можно было бы понять, что, в силу возраста или по каким-либо иным причинам Вы не помните дословно собственные реплики, но мы же общаемся письменно, комментарии - ни Вы свои, ни я свои - post factum мы не исправляем и всё же можно перечитать.
В Вашем комментарии от 23:28 20.02.2026 Вы написали, что словарь Ожегова уверждает, что "слово забастовка произошло от русского слова "баста", то есть хватит!".
Я в своём ответном комментарии написал, что словарь Ожегова ничего не может утверждать о происхождении слов, у него задача другая, он толковый, а не этимологический.
О том же, от какого слова происходит слово забастовка я вообще ничего не писал. Я просто отметил, что Вы даже источник информации грамотно выбрать не можете. В ответ Вы высказали преположение, что мне "хочется, чтобы  РУССКОЕ СЛОВО ЗАБАСТОВКА, считалось итальянским". К чему это предположение, зачем? Совершенно непонятно. Правильнее с Вашей стороны было бы просто написать: "Да, я ошибся, словарь Ожегова действительно ничего не говорит о происхождении слова "забастовка" в силу того, что он толковый, а не этимологический". Именно так строится нормальный диалог.

Теперь второе.
В сегодняшнем комментарии от 12:07 Вы привели ссылку на источник и даже цитату из этого источника.
Но вот тут я не очень понял: комментарии свои Вы, как я уже сказал, задним числом НЕ подправляете (за что Вам честь и хвала), а отчего ж считаете возможным в цитаты вносить отсебятину?
В источнике (обращу внимание: Вами же приведённом) так:
В словарях появилось в середине XIX в.
Слово является производным от «баста» (довольно, стоп). Глагол «забастовать» вошел в употребление первоначально как термин, используемый при игре в карты и обозначающий желание выйти из игры. В современной речи забастовкой называют «прекращение работы с целью добиться выполнения своих требований (повышения заработной платы и т.д.)».
Производные: забастовочный, забастовщик, забастовать.


Вы же процитировали этот текст так:
В словарях появилось в середине XIX в.
Слово является производным от русского  слова «баста» (довольно, стоп).
Глагол «забастовать» вошел в употребление первоначально как термин, используемый при игре в карты и обозначающий желание выйти из игры. В современной речи забастовкой называют «прекращение работы с целью добиться выполнения своих требований (повышения заработной платы и т.д.)».
Производные: забастовочный, забастовщик, забастовать. 

Увидели разницу?
Что это у Вас за дополнения?..
Знаете, как это называется в науке (да и в обычном общении)? Мухлевание это называется, подлог это называется.


Между прочим, не хотите ли заглянуть в Словарь Даля?.. Пусть это и не академический словарь, но уж Далю-то, несмотря на его фамилию, Вы, наверное, в русскости не откажете?..
Так вот, посмотрите в 1-м томе его Словаря статью "Баста" и статью "Забастовывать".
В издании 1955 года (которое у меня) это 53-я и 550-я страницы соответственно.
Гость16:16 22.02.2026

Русское слово «забастовка» произошло от русского слова «баста».
В этом случае нам не надо было бы объяснять, что «баста» значит «хватит».
А если нам объясняют, что «басто» — это «хватит», значит, оно не русское.
И смотрите, как бы интересно звучало слово «захватит».
10:26 22.02.2026
Макар Николаевич
Моя бабушка в подобных случаях говорила:
-- Ну-у, пошел черт по бочкам... И я с ней соглашаюсь.
19:12 21.02.2026
Макар Николаевич
И что дальше? А дальше все просто: для вас слово забастовка итальянское, а для меня русское. Ибо по моему  уразумению русский рабочий в конце 19-го и в начала 20-го веков  итальянского языка не знал и в Италию не ездил. Он кричал своим хозяева по русски:
-- Все! Баста! Я больше не работаю!
Гость12:32 21.02.2026
Ну так прочтите дальше, уважаемый МН  в этом же словаре откуда произошло слово баста. И там написано, что оно произошло от итальянского Basta, форма глагола bastere (быть достаточным).

Этимология слова баста в словаре Макара Николаевича
11:51 21.02.2026(1)
Макар Николаевич
Вам хочется, чтобы  РУССКОЕ СЛОВО ЗАБАСТОВКА, считалось итальянским? Да считайте себе на здоровье! Мне. честно говоря, плевать!!!!
Гость14:24 21.02.2026(2)
РУССКОЕ СЛОВО ЗАБАСТОВКА
======================================
Какое агрессивное невежество!
Александр Джуга
16:30 21.02.2026(2)
Макар Николаевич
  • [b]Невежество идет от вас. Гляньте на себя в зеркало и увидите там концентрированный образец невежества[/b]
  • [b]БА́СТА[/b], междом. Русский разг. 
  • Достаточно, довольно; всё, конец. 
[b]Источник (печатная версия): [/b]Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; 
Гость17:36 21.02.2026(1)
  • [b]БА́СТА[/b], междом. Русский разг. 
  • ===============================

Макар, ты сморозил очередную глупость ))
Например, такое родное русское слово «матрас» означает «тюфяк; ложе, подстилка для сна, набитая волосом, шерстью, мочалом и пр.»  идёт от нидерландского matras;
Слово «солдат» происходит от итальянского слова soldato; 
Слово «шапка» — пришло в русский язык из старофранцузского языка («chape»);
В русском языке есть еще много-много слов-заимствований из других языков. 
Впрочем, доказывать тебе что-либо бесполезно. 
Александр Джуга
19:14 21.02.2026(1)
Макар Николаевич
Слово матрас в русских деревнях не говорили, потому что не знали, что это такое. Это в ваших итальянских деревнях говорили про матрасы.
Гость20:28 21.02.2026(1)
Слово матрас в русских деревнях не говорили, потому что не знали, что это такое.
==========================================
Макар, этим заявлением ты только подтвердил, что ты вопиющий и агрессивный невежда! Ты бы еще про солдата и шапку что-нибудь подобное сморозил. Это во-первых. Во-вторых, речь не о деревне, а о русском языке!
Читай:
А.С. Пушкин («Путешествие в Арзрум», 1835): «Нога моя не могла заживать, и я принужден был стоять на матрасе, не имея сил лежать»; 
И.А. Гончаров («Фрегат «Паллада»», 1855): «Каюта моя.., с матрацем и подушками, набитыми пробкой»;
А.П. Чехов («Житейские невзгоды», 1887): «В матрасе под Софьей Савишной задвигалась пружина».
Александр Джуга
20:48 21.02.2026(1)
Макар Николаевич
Я говорю про русские деревни, а не про помещичьи усадьбы.
Гость21:58 21.02.2026
Я говорю про русские деревни
=================================
Макар, ты еще про деревенских дурачков вспомни. Те тоже мало что знали.
Повторю: ты здесь САМ завел разговор о русском языке.  
Ты пустозвон. Какой из тебя историк, пусть и с дипломом МГУ? Лучше бы молчал, не позорил один из лучших ВУЗов страны.
17:03 21.02.2026(1)
Александр Красилов
И опять-таки, Макар Николаевич! Почему ж Вы  так избирательно цитируете?
Есть, есть у меня четырёхтомный словарь Евгеньевой, цитату из которого Вы приводите!  Вот он, стоит на полке.
Подхожу, снимаю, открываю первый том на странице 64, читаю:

БА́СТА, междом., Разг. Достаточно, довольно; всё, конец. Он встряхнул головой и сказал: – Баста! Завтра с утра начинаю писать. М. Горький, Леонид Андреев.   Как только наладятся дела после войны – выхожу на пенсию, и баста. Панова. Спутники.
[Итал. basta]


Вот как выглядит словарная статья полностью.

Как видите, нет в ней пометы Русский разг., которую Вы вставили. Впрочем, и не должно быть, словарь-то ведь русского языка, поэтому достаточно одной пометы Разг. Всё-таки, словарь составляют люди грамотные, понимающие, что в нём не может быть ни белорусский  разг., ни английский разг.
И кстати, уж если вставляете отсебятину, то правдоподобно вставляйте, ибо разг. означает не разговорный, а разговорное. Поэтому, уж если вставлять, то не Русский разг., а Русское разг.

Зато в конце статьи есть [Итал. basta], которое Вы отчего-то выбросили.
А что означают эти слова в квадратных скобочках?
Для того, чтоб узнать, идём на страницу 13 данного словаря, в Предисловие, и смотрим, что там написано:
Этимологические справки к иноязычным словам.
§ 71. К словам, вошедшим в русский язык из других языков, даются указания на те иноязычные слова, от которых они произошли, или на тот язык, из которого они  заимствованы. Эти указания приводятся в конце словарной статьи в квадратных скобках, с абзаца.


Так что, зря, ой, зря сослались Вы на Словарь под ред. Анастасии Петровны Евгеньевой...
19:16 21.02.2026(1)
Макар Николаевич
Эту пару слов я добавил специально для вас, чтобы вы наколнец поняли, что слово "баста" есть русское слово, а не итальянское.
19:23 21.02.2026
Александр Красилов
Слово баста - русское.
Кто из Ваших собеседников это отрицал?..
Все Ваши оппоненты  лишь пытались объяснить Вам (как терпеливые педагоги описанному Вами студенту), откуда оно в русском языке взялось. 
Впрочем, Вам, как стороннику зуботычин, это объяснение, скорее всего, неубедительно.
14:26 21.02.2026(1)
Александр Красилов
Александр.... Не тратьте время...
Макара Николаевича мы знаем уже не первый год.
Не второй и не третий...
Гость17:37 21.02.2026(1)
Макара Николаевича мы знаем уже не первый год
======================================
Это мы с вами знаем. А кто-то не знает. И не знает, например, что слово баста имеет итальянское происхождение. Прочитает эту чушь от Макара и поверит ему - ну как же, разве может ошибаться "Заслуженный изобретатель" (а это его прямая ложь), "автор более сотни патентов, учивший инженеров в США, Китая, Франции и пр." (тоже ложь)...
А на самом деле этот г-н никто. И фамилия его никак. Лжец, дилетант и плагиатор - пойман за руку не раз, укравший биографию настоящего В. Овчинникова - настоящего ученого, специалиста по сварке, инженера-изобретателя..
Отвратительно!
17:42 21.02.2026
Александр Красилов
Прочитает эту чушь от Макара и поверит ему

И замечательно! Два сапога - пара.
23:23 20.02.2026(1)
Марго
А мир знает, что была единая Русь? Или переписывания истории важнее?))
23:30 20.02.2026(1)
Макар Николаевич
Да уже и не знают! Ведь здесь очень "мощно" поработали наши либералы вместе с Ельциным и Горбачевым
23:35 20.02.2026
Марго
По немногу просвещаемся))
23:17 20.02.2026
1
Анатолий Комогоров
Забастовка (от итал. basta — «довольно, хватит», стачка) — коллективное временное добровольное прекращение работы в организации или предприятии с целью добиться от работодателя или руководства выполнения каких-либо требований. Это один из способов разрешения трудовых споров. 
23:02 20.02.2026(1)
Макар Николаевич
Да, насмешил!!! 
Конечно, русские рабочие конца девятнадцатого и начала двадцатого века прекрасно знали итальянский язык и когда начинали свои забастовки, то сразу же вспоминали итальянский язык:
 Все! Баста! Не работаем!!!!!!!!!!!!!!  - 
-- Говорили они на итальянском языке своим русским промышленникам.
А на самом деле все гораздо проще.  Вот что говорит на этот счет Википедия:
Cлово «забастовка» славянского происхождения.
basta! > stoj! – стой ! (слав.) (редукция p/b)
Корневое слово от слова «забастовка» - стой, не работай!
12:41 21.02.2026(1)
Святослав Егоров

как слово баста появилось в русском языке




+4



Слово «баста» появилось в русском языке в XVIII — начале XIX века, придя из итальянского (через французский) языка. Изначально это был термин из ломберной карточной игры, обозначавший трефового туза, а позже стало разговорным междометием со значением «довольно», «хватит»
. Корни слова восходят к итальянскому [i]basta[/i] («достаточно») и латинскому [i]basto[/i] («терплю, несу»). 

[b]История и значения слова «баста»:[/b]
  • [b]Карточный термин (XVIII в.):[/b] Первоначально заимствовано как существительное из испанского ([i]basto[/i]) или французского ([i]baste[/i]) языков. Оно обозначало трефового туза, который в игре ломбер являлся самой старшей картой.
  • [b]Междометие (начало XIX в.):[/b] Из итальянского языка ([i]basta[/i] — довольно, хватит) слово перешло в разговорную речь. В этом значении его использовали, чтобы обозначить конец какому-либо действию, остановить что-то.
  • [b]Происхождение:[/b] Итальянское [i]basta[/i] происходит от глагола [i]bastare[/i] (быть достаточным), который восходит к латинскому [i]basto[/i] («нести, переносить, терпеть»).
  • [b]Производные слова:[/b] От слова «баста» в середине XIX века образовался глагол «бастовать», который сначала означал «прекратить игру», а позже — «прекратить работу» (забастовка). 
Слово «баста» прочно закрепилось в русском языке как разговорный маркер окончания, по смыслу близкий к словам «шабаш», «довольно
13:39 21.02.2026(1)
Макар Николаевич
А слово МАМА в русском языке тоже итальянское?! Не-ет, оно немецкое, от слова maman. 
Б-р-р-р-р.
13:45 21.02.2026(2)
Святослав Егоров
[b]Популярные варианты слова «мама»:[/b]
  • [b]Английский:[/b] Mom, Mum, Mommy, Mother.
  • [b]Немецкий:[/b] Mama, Mutti, Mami.
  • [b]Французский:[/b] Maman.
  • [b]Испанский:[/b] Mamá, Madre.
  • [b]Итальянский:[/b] Mamma, Madre.
  • [b]Китайский:[/b] 妈妈 (māma), 娘 (niáng).
  • [b]Корейский:[/b] 엄마 (eomma).
  • [b]Японский:[/b] お母さん (okāsan).
  • [b]Турецкий:[/b] Anne, Ana.
  • [b]Арабский:[/b] أم ('Um), Mama. 
    Instagram +4
[b]Варианты в языках народов России и СНГ:[/b]
  • [b]Украинский:[/b] Мама, Мати, Ненька.
  • [b]Белорусский:[/b] Маці, Матуля.
  • [b]Киргизский:[/b] Апа, Эне.
  • [b]Казахский:[/b] Ана.
  • [b]Грузинский:[/b] Дэда.
  • [b]Чеченский:[/b] Нана.
  • [b]Татарский:[/b] Әни.
  • [b]Башкирский:[/b] Әсәй.
  • [b]Осетинский:[/b] Нана.
16:31 21.02.2026(1)
1
Макар Николаевич
Какой труд!!!!! Надо вас на Премию Букера рекомендовать.
16:32 21.02.2026
Святослав Егоров
Буду только рад, Макар
14:57 21.02.2026(1)
3
Александр Паршин
Мама, папа,  баба - во всех языках произошло от того, что маленьким детям легче всего произносить эти звуки.
15:00 21.02.2026
Святослав Егоров
21:48 20.02.2026(1)
Валерий Свидерский
Вижу с вашей стороны большую педагогическую ошибку-не навели порядок аудитории перед тем как читать лекцию.Сделать это непросто но без этого не надо начинать.Мой зам некогда пришел преподавать в ПТУ  и с толкнулся с подобным.Когда но встретился примерно с такой же ситуацией он воспользовался своими связями в милиции где ранее работал и уговорил кого то из нижних чинов отправиться с ним на занятия и составить на нарушителя протокол о мелком хулиганстве и препроводить бездельника в милицию, где  того отправили далее в КПЗ и суд для выдачи 15 суток ареста.После этого авторитет установился, дурная слава сопровождала моего зама на всем протяжении его успешной педагогической карьеры.
Мой папа-электрик металлургического цеха - поступил опрометчивее. Дитя войны, он запустил в обидчика  из числа подчиненных тяжеленным монтажным молотком а затем бросился на него с кувалдой и гонял по всему цеху. Мог попасть и пропасть, но авторитетом после этого пользовался до самого увольнения непререкаемым.Так что-в основе преподавания-порядок и дисциплина.И прежде всего они! имхо  
23:22 20.02.2026(1)
Макар Николаевич
Наведение порядка в классе школы или в аудитории института, техникума, колледжа не под силу нынешним учителям или преподавателям. Тем более, что 90% из них представляют собой женщины. Заявлять  в милицию на  учеников или  студентов - глупее не придумаешь. Учитель или преподаватель сейчас бесправны и беззащитны перед великовозрастными школьниками или студентами.
Какой здесь выход? Не знаю! Но я знаю другое - нынешние выпускники технических колледжей и институтов профессионально безграмотны и как специалисты являются большими круглыми "нулями"
17:03 21.02.2026(1)
Валерий Свидерский
Именно милицией и охлаждать.Тем более если за спиной.у воспитанников-приводы и отсидки.
Отцов охранять от детей.
Лаской и таской.
И вернуть преподаванию статус мужской профессии.
19:19 21.02.2026(1)
Макар Николаевич
В школу - МИЛИЦИЮ?! При проклятом СССР такое было невозможно!!!
19:42 21.02.2026
Валерий Свидерский
Мой зам и его друг действующий милиционер решили что раз  в школе есть хулиганство значит значит и милиция там быть должна.Я с ними согласен.лучше милиция в школе чем хулиганы.
10:34 21.02.2026(1)
Макар Николаевич, вы, как старый выдумщик, уже не раз светились со своими теоретическими размышлениями, но, чтобы так? Оно, конечно, с образованием не все хорошо, но вас и на шаг нельзя подпускать к учащимся - сегодня в челюсть, завтра ножом, кого пырнете, а после завтра............... Страшно подумать, до чего вас довел ваш - изобретательный ум одомашненного писателя, самого изобретательного фантазера Фабулы. Могу дать совет - обвешайтесь гранатами, пулеметными лентами, а "Максима" поставьте на стол в аудитории. И чуть что, сразу по ученикам длинной очередью, и тогда вас назовут Анкой пулеметчицей, а если на коне приедете в заведение - Чапаевым нарекут!
Макар Николаевич, не упустите шансДругого - не будет!
12:10 21.02.2026(1)
Макар Николаевич
Не надоело  ЧУШЬ нести?!
15:31 21.02.2026(1)
Что ж вы так не вежливы, батенька? 
Бог вас обделил и чувством юмора, оказывается, как и умением отвечать шутками - на шутку.
Бедные ученики................. Я им сочувствую. 
Надеюсь, не материтесь во время своих проповедей в училище? 
Кстати, на занятия можете приходить в рыцарских доспехах, это не запрещено, а можно и в костюме самурая - с булавкой в голове. Тогда не чтобы вставать будут, когда входите к аудиторию, притащат киностудию "Мосфильм", чтобы снимать о вас кино с названием "Какими бывают изобретатели".
16:14 21.02.2026(1)
Макар Николаевич
Проснитесь и перестаньте чушь нести на страницах интернета.
19:11 21.02.2026
21:03 20.02.2026(1)
Александр Кинунен
Спасибо!!! Честная статья!!!
23:33 20.02.2026
Макар Николаевич
И вам спасибо за то, что читаете меня.
Книга автора
Поэзия и проза о Боге 
 Автор: Богдан Мычка