Типография «Новый формат»
Заметка «Клеветнические измышления в стихотворной форме»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 188 +4
Дата:

Клеветнические измышления в стихотворной форме

Клеветнические измышления в стихотворной форме

В советский период сажали не только за выступления против советской власти, но и за стихи, продолжая традицию царского режима, который за стихи отправлял в ссылку как того же Лермонтова, или забривал в солдаты, как Тараса Шевченко. За несколько своих стихотворений была арестована поэтесса Ирина Борисовна Ратушинская, ей также инкриминировали выступление в защиту академика А.Д.Сахарова и подписи в защиту ряда других арестованных правозащитников. 5 марта 1983 года состоялся суд, который приговорил Ирину Ратушинскую к семи годам исправительно – трудовой колонии и пяти годам ссылки. В приговоре фигурировала формулировка: «Осуждена за распространение клеветнических измышлений в стихотворной форме».

РОДИНА
Ирина Ратушинская

Ненавистная моя родина!
Нет постыдней твоих ночей.
Как тебе везло
На юродивых,
На холопов и палачей!

Как плодила ты верноподданных,
Как усердно была, губя
Тех – некупленных и непроданных,
Осуждённых любить тебя!
Нет вины на твоих испуганных –
Что ж молчат твои соловьи?

Отчего на крестах поруганных
Застывают слёзы твои?
Как мне скоро по их пути
За тебя – родную, проклятую -
На такую же смерть идти!

Самой страшной твоей дорогою
Гранью ненависти и любви -
Опозоренная, убогая,
Мать-и-мачеха, благослови!

1977 год.

Ратушинская была освобождена в эпоху перестройки 4 октября 1986 года.

Послесловие:

Обсуждение
16:15 09.03.2026(2)
Таша (Муха)
Стишата плохие, заезженные " Что ж молчат твои соловьи"-такое хорошо в стол положить и никому не показывать.
Упоминать на фоне Лермонтова ( хотя бы по словарному запасу, а не по дарованию ) -чтобы притянуть в тему, некорректно. Кое-что с пальцем по-народному.
К содержанию? А здесь нет такого уровня "плачей" ? Или в прозесе..,пфф.
19:35 09.03.2026(2)
Давайте построчно разберем... Вы готовы отстоять свое мнение в дискуссии?.. Полагаю, что нет. Поэтому ваше мнение можно игнорировать. Я же могу разобрать построчно с появлением, что в этом стихе оригинально, и почему идея стиха отвечает высшему назначению поэзии.  Вообще я любитель сначала доказать, а потом делать выводы. 
00:50 10.03.2026(1)
Таша (Муха)
Доказывайте. Нет, правда, попробуйте. Кому не леново-с вами побеседуют за оригинальность и высшее назначение поэзыи. С любителями тереть )))
09:20 10.03.2026
То есть вы высказали тезис без доказательств, а мне предлагаете доказывать опровержение?..)) Вы же обратились к стиху, давайте изложите вашу позицию, а потом уже я вам отвечу. А то вы ловко пытаетесь соскочить с дискуссии, как и я полагал, превращаясь в резонера, который бросает фразы, а подтвердить их не хочет. Давайте обосновывайте вашу позицию сами, а не превращайтесь в любителя таскать каштаны из огня за чужими руками "любителей тереть".
Гость20:36 09.03.2026(1)
ваше мнение можно игнорировать.   Вообще я любитель сначала доказать, а потом делать выводы. 
=============================================
Это полный абзац! 
И смех, и грех  ))
Александр Джуга
20:43 09.03.2026(1)
Это технический разбор, а не литературный. Формальный подход к разбору стихов ничего не прибавляет. Надо раскрывать содержание художественными, а не техническими средствами. Белинского читайте, и пробуйте анализировать, как он это делал, а не как заштатный доктор наук с очками на носу и умным видом.
Гость23:39 09.03.2026(2)
Это технический разбор, а не литературный.
=====================================
Воловой, вы не поняли. Я говорил не о разборе, а о вас.
Вы не сумели понять мысли, изложенной в пяти словах, а говорите о каких-то "тринадцатых планах" в серьезных литературных произведениях.
Александр Джуга
09:25 10.03.2026(1)
Когда я излагаю тезис, то я привожу обоснования. Пункт один, пункт два, пункт три. Так строится моя дискуссия. Такой она была в беседах Сократа. А когда вы бросаете тезис, но не приводите его обоснования, присваивая ему истину без доказательств, вы превращаетесь в демагога. Если я не понял "мысли, изложенной в пяти словах", то вы должны изложить мне обоснования и логические связи, чтобы я сравнил, действительно я не понял или нет. А вы этого не делаете. Ваша аргументация не идет дальше общих фраз.
Гость13:46 10.03.2026(1)
вы должны изложить
================================
А что еще я вам задолжал? ))
-----------------------------------------------

Ваша аргументация не идет дальше общих фраз
===============================
Это вы не привели ни одного примера разбора, а только круги наворачиваете, туману напускаете: "я, я, я! Я могу, а вы все остальные - не можете, не способны!" И что дальше? А ничего! Ни слова по делу. Ни одного примера не то, что качественного разбора, а даже краткого мнения. Пустырь. 
Смешно. 
Александр Джуга
15:42 10.03.2026(1)
Задолжали там, где стали резонерствовать, вместо изложения своей позиции с аргументами. Я сегодня опубликовал пример такого разбора. У меня их сотни. А что у вас?.. Покажите ваш разбор стихов. Я могу не сходя с места здесь дать ссылку на этом сайте, дайте вашу. Вы можете посмотреть мой разбор, а где я могу посмотреть ваш и дать ему оценку?.. А нигде.. Потому что вы болтун в отличии от меня, когда  я фактом могу показать на свой разбор.
Гость18:59 10.03.2026(1)
Покажите ваш разбор стихов.
==================================
Я не специалист в поэзии. Хотя иногда позволял себе высказывать свое мнение о чужих стихах. В том числе и на фабуле. Зато я немного разбираюсь в людях.
А ваши рассказки про "сотни-тысячи" приберегите для других. Ваш домен "афоризмы.ру" выставлен на продажу. Не заинтересовали никого ни ваши афоризмы, ни разборы, ни рецензии? Пичалька. И здесь, на фабуле, нет ни одного вашего комментария в чужой ветке. Ни одного! До сегодняшнего дня, за три месяца вашего пребывания на этом сайте, вы отметились только на своих страницах (я все посмотрел). Что тут сказать? Только повторить классическое: "гении" читают только себя.
Александр Джуга
21:58 10.03.2026
Ой, какой вы глупенький...)) В людях разбираетесь, не смешите меня, вы даже в литературных героях не можете разобраться, не то что в людях. Афоризмы. Ру я оставил несколько лет назад, отказался от этого домена. Но вы думаете я просто так его создал?.. Мне есть что сказать, а вам нечего. Вы зритель, а я творец. Вы что всерьез полагаете,  что среди любителей я ищу признания?.. Мне интересные отдельные люди, которые разбираются в литературе, а рецензии абы кого. Я могу сказать, что если собрать мои аккаунты, большинство которых под псевдонимом, то каждый день меня читает человек шестьсот. Но это все анонимные читатели. Откликов я действительно мало получаю, но они есть, как и есть  небольшое число поклонников моего творчества. Но не здесь же... 
Гость07:33 10.03.2026(1)
Я говорил не о разборе, а о вас.

А вот этого как раз делать и нельзя. Запрещено правилами сайта на личность переходить.
Гость13:42 10.03.2026
А вот этого как раз делать и нельзя.
=================================
А сказать: "вы - гений!" - можно? Это не является переходом на личность? ))
Александр Джуга
Гость18:55 09.03.2026
А вот мнение другое. Мне думается объективнее вашего "пфф-"

 С точки зрения литературоведения это — высокая гражданская лирика.
Вот краткий анализ его художественного уровня:
1. Традиция и контекст
Стихотворение стоит в одном ряду с классическими текстами о «странной любви» к отечеству (от Лермонтова до Блока). Уровень мастерства здесь проявляется в способности автора работать с острыми антитезами. Оксюморон «родная, проклятая» и финальный образ «мать-и-мачеха» превращают политическую декларацию в глубокую личную трагедию.
2. Художественная сила
  • Ритм и экспрессия: Использование анапеста (трехсложного размера с ударением на последний слог) создает эффект нарастающего дыхания, почти рыдания или гневной речи.
  • Образный ряд: Автор использует сильные архетипы: [i]палачи, юродивые, кресты, соловьи[/i]. Это классические коды русской культуры, которые здесь переосмыслены через боль советского опыта.
  • Смысловая многослойность: Поэт разделяет «родину-власть» (палачи, холопы) и «родину-судьбу». Трагедия «некупленных и непроданных» — это трагедия чести, что делает текст вневременным.
3. Это настоящая поэзия, потому что она:
  1. Искренна: В ней нет фальшивого пафоса, только предельное обнажение чувств.
  2. Технически безупречна: Точные рифмы ([i]ночей / палачей[/i], [i]пути / идти[/i]) и четкая композиция.
  3. Эмоционально заряжена: Она не оставляет читателя равнодушным, вызывая либо острое сопереживание, либо протест.
Это стихотворение — пример того, как личная боль автора становится голосом целого поколения.
Хотите, чтобы я подробнее разобрал биографический контекст, который объясняет такую жесткость строк?
10:14 06.03.2026(3)
Марго
Да, СССР ей был не мил, а мил капитализм с продажной совестью)
Да, видно что не в своём уме или очередная стихоплётка.
Нет других вариаций на тему...
22:00 06.03.2026
Понимаете в чем дело. Люди любят бросаться уничижительными фразами, а когда предложишь им спокойно, аналитично, логично и объективно разобраться в вопросе, они сразу в кусты... Вот вы же не будете давать обоснование вашим словам, почему она "стихоплетка", потому что  у вас нет объяснений. И соответственно я не могу вступить  с вами в полемику, потому что не вижу ваших аргументов, а предложи вам такую дискуссию - вы тут же откажитесь..))
Гость13:04 06.03.2026(1)
Эта "товарищ" на голову талантливее и умнее нас. Не знал фамилию, поищу её стихи и статьи о ней.
22:01 06.03.2026
Так с ней не все просто. Оказывается она была сценаристам к известным сериалам, что подтверждает ее природный талант.
12:09 06.03.2026(1)
Почему нет?.. Есть. 
Товарищ Сталин, вы большой ученый
В языкознанье знаете вы толк,
А я простой советский заключенный,
И мне товарищ - серый брянский волк.
12:40 06.03.2026(1)
Марго
Сталина уже не было))
09:27 07.03.2026(2)
Сталина не было,  а дело товарища Сталино было живо...))
14:47 09.03.2026(1)
Марго
Как и страна СССР была жива...
Родители плохого слова о стране своей не говорили)
15:23 09.03.2026(1)
Кому как. Я вот сейчас живу в городе, где у нас был фамильный дом, его отняли в 1938, он в самом центре. Сейчас его цена подходит к 20 миллионам, а я вместо того, чтобы жить в центре, живу на окраине. Мои родичи не одобрили изъятие у нас дома и ценностей, которые там были, а они у священника были немалые.
15:28 09.03.2026(1)
Марго
Обиженный властью? Так у меня тоже всё русофобы отняли..
Законы то разные в разное время) Вот и выполняют)
В далёкие времена у меня прабабка была хозяйка табачной плантации Отобрали большевики и что?
При чём тут миллионы и окраина?))
19:17 09.03.2026(1)
А бабку при этом растсреляли?..
19:25 09.03.2026(1)
Марго
Нет, бабушка умерла, когда ей дочь дала трубку закурить))
Потом..не помню. Я родилась от этой дочки уже в СССР)
Даже отец, что был сослан в Сибирь знал, что его подставил сосед.
Сначала сосед молол муку гитлеровцам, потом красноармейцам, а когда НКВД ходило,
просто фамилию указал отца семьи. Отцу тогда 3 года было))
Но я родилась и не верещу)
Получили гос квартиру, отец был коммунистом и шахтёром. А дома(в литве) ---спился и умер
20:11 09.03.2026(1)
Достойная смерть владелицы табачной плантации...)) Однажды я попал на такую плантацию, как будто в какие то джунгли. Огромные листы на ветках до трех метрах висели. Для завода по изготовлению сигарет, о котором никто не знал, кроме высших чинов в правительстве. Одному из которых он и принадлежал. Не все получили квартиры в советский период, хотя и давали. Моим родственникам всем дали, а моей семье нет. Так и прожили с печным отоплением, пока я не вступил в сражение с местной прокуратурой и администрацией. Сейчас реально любая молодая семья может въехать в квартиру, платить ипотеку, и жить. В советский период порой надо было ждать и по двадцать лет, чтобы получить жилье, как получили вы от государства.
20:21 09.03.2026(1)
Марго
Ну не всем же гос. квартиры доставались. Например, на стройке нужно было 5 лет отработать.
Квартира государственная , но продать её нельзя. Только детям оставить.
Только доходные предприятия сидела на гособеспечении. И да, кто то ждал годами, а кто то
получал через 5 лет.Зато учёба и медицина была бесплатна.
Паразиты всегда были и есть, только тогда они рыльца зарывали...
20:40 09.03.2026(1)
Но не все же на стройках работали. И сейчас, кто на стройке работает может в два раза быстрей выплатить по ипотеке, зарплата у них хорошая. Советский период имел, конечно, хорошие стороны, одна из них, это поддержка искусства. Литература расцвела. Люди писали  и появлялось много хороших поэтов и прозаиков,не смотря на тотальную цензуру.  А ныне для литературы наступили черные времена. Она умерла. Государство отказалось от своей поддержки, перестала быть заинтересованной в качественной литературе, и она умерла. Вот в какое плохое с точки зрения исскуства время мы живем.
20:46 09.03.2026(1)
Марго
Горе ты моё....не умерла Русь, а перевернулась)
Разница есть...как и санкции- всё сделай сам. ))
20:53 09.03.2026(1)
Литература умерла раньше санкций, еще в девяностые, когда явились не запылились Акунины-Донцовы. А в СССР  была литература невероятно разнообразная и талантливая. Все остальное было плохо, а вот с литературой, театром, кино. как раз было хорошо.  Тоталитаризм шел на пользу этим искусствам.
21:05 09.03.2026(1)
Марго
Соглашусь. И был ли Высоцким поэтом, если бы родился позже?
21:18 09.03.2026(1)
Высоцкий был умнейшим человеком, он надел на себя колпак шута, который для него стал шапкой невидимкой, и в наше время он что-нибудь придумал, правда к нашему времени ему бы не помешали и сапоги-скороходы...))
21:30 09.03.2026(1)
Марго
Нет, он родился тогда , когда нужно было. Никакие скороходы ему бы не пригодились.
Как он сказал свой пассии из Парижа;
--Не нужно кому то лаять на мою Родину. С ней я сам разберусь)
(Из её дневников)
Играл в кино коммунистов и не плохо...Вообщем жил во всю )))
21:39 09.03.2026
Там было другое время. Там была оттепель. В наше время он бы нашел другую линию, которая бы была на границе возможного написать и не получить иноагента. У меня насчет Высоцкого выстраивается своя линия, я его позиционирую в русской  поэзии по самой высокой шкале. Да, у него иногда грубая поэзия, иногда скоромошная, иногда откровенно прогнувшаяся, но он достиг высшей ступени, он стал вторым после Пушкина национальным поэтом.
10:54 07.03.2026
Марго
Да его дело и сейчас живет... По немногу  вразвращаемся к нему))
А то развели тут балаган всякий...Ох как его не хватает сейчас.
На Путина все либерасты пусть молятся. Был бы другой у нас--включил бы Сталина))
Гость01:21 07.03.2026(1)
Какие прекрасные стихи! 
Панин
09:32 07.03.2026(2)
Александр Джуга
Какие прекрасные стихи! 
================================
Для меня они скорее страшные. Стыд, боль, горечь и любовь в одном флаконе. Как и экзистенциальный разрыв - одновременно и мать, и мачеха.
Гость13:02 07.03.2026(1)
Родина это место, и время где прошло взросление. Существует только как воспоминание.
13:29 07.03.2026(1)
Александр Джуга
Родина это место, и время где прошло взросление. 
====================================
Скорее соглашусь, но я говорил не о Родине, а о стихах.
Гость15:38 07.03.2026
Здесь Вы правы. Стихи именно таковы. 
Гость13:01 07.03.2026(1)
Под словом "прекрасные" я подразумеваю их литературную и гражданскую глубину.
13:35 07.03.2026
Александр Джуга
Под словом "прекрасные" я подразумеваю их литературную и гражданскую глубину.
======================================
Здесь описка в слове "усердно". Должно быть - "усердна". Я никак не мог понять логику этой фразы, что мешало мне дать оценку его художественной ценности.
Гость07:22 07.03.2026
Слишком общие слова, чтобы за них в тюрьму сажать.
Может, это она о нацистской Германии писала, мы же ничего не знаем.
И в поэтическом смысле слабое прои
 - гимназическое. 
Не сравнить же его с этим: 

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов


И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
19:09 06.03.2026(1)
Борис
Любое общество НЕ однородно по МИРОВОЗЗРЕНИЮ!
Любое. Везде есть недовольные. Везде. Но проявление недовольства может быть разным, (может быть как я помню из детства) соседи за доминошным столом пели в полголоса с оглядкой песню про "...мама, я повара люблю...", "...смерть познал я по причине и хожу в одной штанине, - хорошо что лето не зима...".
Можно призывать свергать власть (но тогда - наручники и ...). Можно выехать за бугор и из подворотни тявкать на свою страну (власть). 
А любая власть - ЗАЩИЩАЕТСЯ! Ведь она хочет властвовать вечно.
Вот пошел фильм "Новая земля" - наглядно показано что "можно" развешивать прокламации на домах, можно выкрикивать из-за угла оскорбительные и непристойные слова про властьпридержащих, можно взрывать танкеры...
И что? Власть свергнута? Цель недовольных достигнута? 
В одной из интермедий Гальцева он смеется над сценарием некоего гения писателя - "...трупиков маловато, кровушки..."! Посмеяться можно и всего лишь.
21:55 06.03.2026
Да, интересные у вас мысли..)) Но давайте вернемся в ту плоскость, в которой находимся, а именно в плоскости поэзии. Итак первый кто выразил недовольства властью был Пушкин с его вольностью. Второй - Лермонтов с его голубыми мундирами. Перенесемся во времена поближе к нам - здесь выразила недовольство  властью, которое также было тоталитарным, как и предыдущее, Ратушинская. Теперь к вашим тезисам - любая власть защищается, а значит эти поэты являются ее врагами, Так и есть. Вы стоите на позиции, что власть имеет права, но тогда вы полностью уходите из плоскости поэзии, потому что мы признаем гениальность поэтов, именно потому, что они борются с властью, которая по их мнению является тиранической. Вы уходите в политическую плоскость, и соответственно обсуждение в поэтической не имеет смысла.