Типография «Новый формат»
Заметка «Конец антиутопии»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 4.7 +4.7
Баллы: 8 +8
Читатели: 20 +20
Дата:

Конец антиутопии

Антиутопия больше не успевает за жизнью. Писатель ещё придумывает систему контроля, а она уже внедрена в обновлении приложения с галочкой «улучшить пользовательский опыт». Он выписывает страшный закон, а его принимают в третьем чтении под аплодисменты и скидку на подписку. Вчерашняя фантазия сегодня выглядит как слабый бриф для стажёра в отделе реальности.
Проблема не в том, что авторы обленились. Проблема в том, что мир перестал стесняться. Раньше абсурд маскировался под необходимость, теперь он подаётся как сервис. Раньше антиутопия строилась на логике доведения до предела, теперь предел - это стартовая позиция. Писатель по инерции усиливает давление, добавляет камеры, алгоритмы, регламенты, а читатель зевает: видел, подписан, лайкнул, согласился с условиями.
Классическая антиутопия держалась на дистанции между «как есть» и «как может быть». Эта дистанция исчезла. Реальность прыгает дальше и быстрее, чем текст. У неё нет редактора, нет дедлайнов, нет стыда за перебор. Она не боится показаться неправдоподобной и именно поэтому выигрывает.
В итоге автор оказывается в странной роли: не пророк, а хроникёр с запаздыванием. Он аккуратно описывает ужасы, которые уже выглядят уютно, потому что к ним привыкли. Он предупреждает о будущем, которое успело стать прошлым. Его миры пугают меньше новостной ленты.
Ирония в том, что чем точнее антиутопия, тем быстрее она стареет. Она обязана быть убедительной, а убедительность сегодня живёт максимум до следующего апдейта. Через год её читают как наивную гипотезу. Через пять - как мягкую версию того, что показали без купюр.
Антиутопия проиграла не потому, что иссякла фантазия. Её обогнал объект наблюдения. Реальность перестала нуждаться в воображении, чтобы стать невозможной. И писателю остаётся одно: либо писать быстрее новостей, либо признать, что жанр теперь не предупреждение, а протокол.


Обсуждение
21:38(1)
Галина Ушакова
Иногда думаю, что слово -  есть код. Не пустое слово, а слово точно отражающее то, что под ним. Не получается ли так, что те, кто пишет антиутопию, думая, что играют словами и образами, на самом деле, кодируют реальность? И мы получаем будущее, в котором кто-то прописал все эти ужасы. Может быть стоит вернуться  научной фантастике с ответственностью . за слово?
21:43(1)
Lamm
Можно, конечно, учитывать в творчестве понятие ответственности за слово, но делать писателей виноватыми за идиотизм людей - мне кажется, перебор)
21:50(1)
Галина Ушакова
Это не только мое наблюдение, к сожалению. Либо для кого-то тексты - есть руководство к действию. Либо, предвидение будущего
22:24(1)
Lamm
Ну вы же понимаете, какой следующий шаг если принять эту теорию. Жечь неправильные книги. Или неправильных писателей. Было уже, да и повторение недалеко.
22:30(2)
Галина Ушакова
Это не теория, только гипотеза. А ложь, искажение, например, истории - это норма? Должно быть и передаваться дальше?  "Словом можно исцелить и словом можно убить". Более 25 лет поработала психологом. И вижу как слово и мысль отзывается в жизни человека. Держаться за то, что разрушает верно ли?
22:43
Lamm
Искажение истории - отдельная тема. Я, например, как историк, знаю кто и как ее искажает и зачем. Вы удивитесь)))
22:41(1)
Александр Джуга
ложь, искажение, например, истории - это норма?
============================
Галина, вы абсолютно уверены в своем знании "истинной истории"?
Просто интересно.
22:45(1)
Галина Ушакова
Я бы не ставила знак вопрос... Но я знаю, что человеку важно знать то, "как на самом деле", чтобы строить будущее. Да, история переписывается, пересоздается в угоду тому, кому это выгодно. И я не говорю о "знании истории", я говорю просто о проблеме
22:59(1)
Александр Джуга
я знаю, что человеку важно знать то, "как на самом деле", чтобы строить будущее. 
==================================
Так и я о том же. Только вот как вы распознаете кто именно переписывает историю? Вы уверены в честности и порядочности тех, кто постоянно обвиняет в этом других?
23:06(1)
Галина Ушакова
Сейчас сложно быть уверенной в чем либо, если ты - не эксперт (специалист, профессионал, который копает глубоко, находит доступ к документам). Поэтому и ставлю вопросы. Просто там, где мне не ясно, я ставлю гриф "сомнение". Это дает возможность не использовать информацию при принятии решений. И копаю в своей области, в моей тоже много не объективно и манипулятивного (( Время такое
23:18
Александр Джуга


Сейчас сложно быть уверенной в чем либо, если ты - не эксперт

=============================================

Не получается избежать банальностей: как, не будучи экспертом в подавляющем большинстве окружающих нас тем и проблем, можно утверждать, что нас обманывают? 
Многие легковесно и часто бездоказательно обвиняют во лжи всех: рекламщиков и банкиров, продавцов и маркетологов, политиков и бизнесменов, жен и мужей, друзей и родителей, историков и фармацевтов, детей и взрослых, юристов и психологов. Такое ощущение, что только этот обвинитель единственный честный человек среди лгунов и мошенников. Светоч в царстве тьмы. И все-то его, беднягу, хотят облапошить.
21:45
Борис
"...Мечтать, - надо мечтать!
Детям орлиного племени..."
15:45(1)
Александр Кинунен
Да, идет оболванивание и оскотинивание людей общества потреблятства. Очередной закат цивилизации, похоже.
21:40
1
Галина Ушакова
Уже больше двух месяцев занимаюсь темой потери идентичности в обществе потребления. Частично сама кое-где попала в ловушки. Вижу, что и люди начинают постепенно видеть, что что - не так. Но ситуация, на мой взгляд, сложная
20:22(1)
Дмитрий Свияжский
Утопия обещает идеальный мир — антиутопия предупреждает о его возможных катастрофических последствиях. Люди думали, что и так все плохо и хуже уже некуда, то тут с низу постучали...
20:35
Lamm
Люди думали... Последние годы я все больше сомневаюсь, что люди умеют думать
15:22(1)
Pan Kowalski
Может быть, стоит вернуться к утопиям? Писатели уже не раз подавали идеи учёным и политикам. А вдруг?
15:31(1)
Lamm
Все беды человечества начинались как раз с утопий. 
15:35(1)
Pan Kowalski
Утопии, начиная с античности, тоже выросли не на пустом месте. Может быть, маятник уже качнулся в другую сторону?
15:40(3)
Lamm
Город Солнца Кампанеллы неизбежно вырождается в город Гулаг при попытках воплотить его в реальность. 
Гость17:56
Комментарий удален автором произведения
16:36
Александр Кинунен
Не доросли мы ещё морально, чтобы жить безгрешными, по идеалам утопий.
Может быть, и не доживём (не мы конкретно, а люди вообще).
15:42
1
Pan Kowalski
Будем ждать "Конец детства" по Кларку.
14:33(1)
Иванка
Да, и, к сожалению, "нет такой плохой ситуации, которая не может стать ещё хуже".
Неужели это всё как-то вырулится к хорошему? 

15:33
Lamm
Неужели это всё как-то вырулится к хорошему? 
Не хотелось бы вас огорчать, но...
Книга автора
Немного строк и междустрочий 
 Автор: Ольга Орлова