Типография «Новый формат»
Заметка «Однополярный мир»
Тип: Заметка
Раздел: О политике
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 11
Читатели: 85
Дата:

Однополярный мир

Неделю назад я написал заметку: «Биполярный мир». Биполярный мир существовал, примерно, 40 лет со средины 40-х до средины 80-х лет прошлого века.
Затем мир стал однополярным. Гегемоном стали одни США. Так в чем заключалась гегемония США:
- доллар стал основной валютой и, практически, все международные расчёты проводились в долларах.
- по всему миру военные базы США, имеющие право наносить удар в любой точке мира без согласия ООН.
- все экономики мира должны быть подчинены США.
 
А как же другие страны? Разве все были согласны с такой политикой?
Вмешательства в экономику и политику несогласных стран США осуществляло по одному и тому же алгоритму:
 
Первыми действовали экономисты. Они уговаривали правительство страны взять у США огромные кредиты, которые не приносили реальной пользы, но обогащали американских подрядчиков. Получив такой невозвратный долг, страна попадала в политическую зависимость от США. США получали контроль над нефтью или другими ресурсами.
Так происходило Саудовской Аравии, Индонезии, Эквадоре, Панаме, Колумбии.
Но не все же правители стран поддавались уговорам. Тогда в ход шло свержение, а то и убийство, упрямых правителей?
Например:
- Фердинанд Маркос в Филиппинах в 1986 году;
- Мануэль Норьега в Панаме 1989 году;
- Саддам Хусейн в Ираке, которого 3 года мучили;
- Муаммар Каддафи в Ливия в 2011 году.
А если и свержение не помогало. Тогда в ход шла бомбардировка самых упрямых стран:
- Югославию в 1999 году;
- Ливию в 2011 году;
- Сирию в 2014 году;
- Ирак в 2014 году;
- Иран 2 месяца назад и до сих пор бомбят.
 
Вот такой вот однополярный мир бы в последние 40 лет.
Обсуждение
18:12 16.05.2026(1)
-1
Яков
Слово  "полярность" очень сильно отрицательно нагружено понятиями "противостояние" и "конфронтация". И это понимает прогрессивное (на сегодняшний день) человечество. 

 До развала российской империи в конце прошлого века понятие это оправдывало свое название. Это было противостояние двух систем: идеологической, оторванной от реальности и общечеловеческой, вышедшей из этого противостояния победителем. Но это - прошлое.
 
Если же применять подобные понятия в сегодняшней дипломатии, то становится сразу ясно - придумавший это властелин некой страны хочет, чтобы его региональная держава хотя бы в регионе продолжала "заказывать" музыку. Это мы и видим на практике. 

Серьезные же игроки: США, Китай, Европейское сообщество применяют другие термины :
Сотрудничество, равноправие, разносторонность...
Например китайский лидер сказал на встрече с Трампом о том, что США и Китай должны быть партнёрами,  а не конкурентами. Канадский премьер на саммите в Ереване высказался о том, что именно Европу видит будущим лидером мирового сообщества. То есть он не хочет быть саттелитом мощного соседа.  А именно такое устройство мира и предполагает "многополярный" мир: по принципу - мы не лезет к тебе за океан, не лезем в отношения соседей Китая,  Индии и Пакистана, Саудовской Аравии и Ирана, а вы не лезьте в "сферу нашего влияния"  - Казахстан, Белоруссия, "Киевская область."..

Не  полюсы противостояния нужно создавать в мире, а партнёрство поддерживать. Не пытаться задавить "слабых" соседей в регионе, а сотрудничать с ними. В этом будущее!
18:28 16.05.2026
Александр Паршин
Яков, спасибо, что читаете мои заметки!
09:03 15.05.2026(1)
Борис Лебедев
Мир обязательно должен быть однополярным, иначе в мире мира никогда не видать !
Посмотрите на руку, самый сильный палей - «большой», он ГЛАВА. Как в семье, глава семьи отец, а все остальные пальцы (члены семьи) находятся ПОД ним, под его командованием! И тогда кулак крепкий и ему многое подвластно. 
А когда глава семьи оказался ни рыба ни мясо, подкаблучник, маменькин сынок или не дай бог полу дебил, тогда только борьба за власть членов семьи…
Но однополярный мир должен быть не во благо жополизов приближенных к кормушке сильного, а во благо всего мира. В нем должны проявляться у людей все лучшие человеческие качества (делай так, как бы ты хотел, чтобы окружение поступало с тобой!!!). А это уже не набивший оскомину капитализм, а не успевший распуститься … социализм с переходом в высшую стадию, в коммунизм. Мечтая, надо всегда ставить планку возможного на самую вершину! 
09:17 15.05.2026(1)
Александр Паршин
Во всём  мире однополярным он быть не может. Вы согласитесь, если во главе однополярного мира будет Монголия? Вот напишите, почему вы не согласны с этим и всё будет понятно.
16:31 15.05.2026(1)
Борис Лебедев
Господин Паршин, разрешите с вами не совсем согласиться. 
А почему это вы автоматом отказали Монголии в праве предложить миру нечто такое, что мир удивится и примет их предложение?! Вы думаете амеры будут вечно всему миру вправлять мозги? 
Если в странах проводить референдум - закон, то почему бы не провести мировой референдум и остальным принять новые правила жизнеустройства?!
16:37 15.05.2026(1)
Александр Паршин
Полностью с вами согласен! Давайте, на этом закончим наш диалог!
Гость19:55 15.05.2026(1)
Комментарий удален
19:57 15.05.2026
Александр Паршин
Желаете поговорить, зайдите под своим именем!
19:56 14.05.2026(1)
Воблин
Неплохо, Александр. Но как-то однобоко, ни слово о хорошем, об экономике. А ведь именно в однополярный период так сильно подпрыгнул Китай, Эмираты и другие. А тут вот у вас получилось, что хрен редьки не слаще. Там две страны убивали (Афганистан (1979) Хафизулла Амин: был свергнут и убит, Венгрия (1956) Имре Надь казнен и т.д.) тут одна. Там две мочили непокорных, тут одна — никакой разницы. Следующую про многополярность напишете, окажется, что все всех мочат и казнят. А ведь главным было то, что было две идеалогии и они конкурировали, а тут одна идеалогия — "мани, мани, мани" — деньги. Во главе угла должна быть иделогия и экономика. Одна идеалогия, две идеалогии, а как будет в многополярном?  Совсем без идеалогии? Так, мне кажется, не бывает. Или будет много идеалогий, тогда какие?  есть ли они? Возможна ли многополярность при одной идеалогии— деньги, деньги, деньги — мне кажется нет. Тоже и про экономику. 
Войны обычно как завершающая точка какого-то периода развития и перехода к новому пониманию, но не они движут миром.
Пишите, не жалейте букв.
06:47 15.05.2026(1)
Александр Паршин
Китай подпрыгнул явно из-за зевка США, мы недавно об этом говорили. Саудовскую Аравию подняли сами американцы, за то, что саудиты по их заданию угробили СССР.
В каждой стране своя идеология и на полярность мира это не влияет.
08:18 15.05.2026(1)
Воблин
В каждой стране своя идеология и на полярность мира это не влияет.


При всем уважении, Александр, тут вы жестоко заблуждаетесь. Основой двухполярного мира было противостояние: Капитализм и Рыночная экономика — Коммунизм и Плановая экономика. Затем "Плановая экономика приказала долго жить" и мир стал однополярным и мы все рванули в Капитализм и Рыночную экономику. А как выглядит многополярный мир в цифровую эпоху? Думаю, что он выглядит как Китайская Модель: Коммуно-капитализм с Планово-рыночной экономикой. В принципе, что и Путин делает в России.
09:08 15.05.2026(1)
Александр Паршин
Подождите! Кроме, идеологий капитализма и коммунизма. Есть ещё консерватизм, национализм и ещё штук пять разных политических идеологий в разных странах. И не важно, какая в этих странах экономика, рыночная или плановая.
А уж, тем более, идеология никак не может влиять на полярность мира. Идеология - это, по существу, разноцветные очки, которые выдаются населению.
09:21 15.05.2026(1)
Воблин
А уж, тем более, идеология никак не может влиять на полярность мира. 


То есть противостояние СССР — Запад не было идеалогией, а было нечто другое? Тут  мы с вами разъезжаемя по разным полюсам и дальнейшее обсуждение темы бессмысленно. 
09:24 15.05.2026(1)
Александр Паршин
Давайте, прекратим обсуждений!
09:35 15.05.2026
Воблин
Согласен. Для всего нужно время, оно лучше любого показывает: где была истина.
08:56 15.05.2026
Светлана Самарина
Много полярный мир положит конец диктату США.
16:57 14.05.2026(1)
Марго
Планете такой гегемон не нужен))
Как схлопнется доллар, так ....
Путин намекал на Калифорнию и Техас....Он просто не говорит, как Трамп.
Что то затевается)))
19:39 14.05.2026(1)
Александр Паршин
Наверно, мир превращается в многополярный.
19:52 14.05.2026
Марго
А что делать? Другого пути у России нет.
Штаты всовывают себя в много полярный мир. То они с Китаем и  с Россией , то ещё с кем нибудь))
Смишно...Хотя мир уже поделён, как я понимаю. Осталось только определиться.
Как Лукашенко сказал:
--Каждая страна тянет на себя одеяло. Как бы России досталось своё одеяло)).


Книга автора
Самый страшный день войны 
 Автор: Виктор Владимирович Королев