У многих авторов, при хорошем чувстве ритма и размера, довольно превратное представление о поэзии. А поэзия - это не декларации, не призывы к чему бы то ни было. Поэт не говорит с миром, как, скажем, лектор с трибуны. Поэт не читает лекцию о загробной жизни рыжих тараканов. Поэт выражает мысли, чувства опосредованно, для чего существует богатый инструментарий поэтических способов выражения мыслей, чувств, состояний. Речь поэта это еще не прозвучавшие ассоциации (хорошая речь поэта). Язык поэзии - это язык, облекающий мысли в формы, воздействующие на наши эмоции, чувства так, как подействовали бы прямые соприкосновения душ... Что-то такое, что-то в этом роде.
Прежде, чем взяться за перо, стоит погрузиться в свое собственное подсознание, отдаться на его волю, написать первые пришедшие на ум (пусть случайные) слова и, не отвлекаясь от собственного внутреннего полуосознанного или даже вовсе лишь едва осязаемого-обоняемого мира, постараться потянуть эту нить, навеянную словами случайными, словами будто бы нелепыми... И окажется, что у подсознания ничего нелепого нет...
Нелепыми бывают СОЧИНЯЕМЫЕ стихи. А стихи не надо сочинять. Перо поэта подобно перу аппарата, вычерчивающему кривые линии энцефалограммы.
Сочинять - это: озадачится какой-либо темой, составить план, наметить действующих героев или, скажем, базовую схему (сюжет) и пр., пр., пр., и пошло, и поехало... Это неплохо для больших сюжетных объемных стихотворных произведений. Там без этого не обойтись.
Но стихи малых объемов совсем другая ипостась. Мне показались хорошо иллюстрирующими тему слова Горького: "И как ни забавен был герой рассказа, он все же многим показался сочиненным". Сочиненным! То есть - неубедительным, недостоверным.
Точно так же хороши здесь слова Киршона: "Да ничем ты не болен. Ну, посмотри на себя. Просто ты сам сочинил свои болезни". Во-от! Нет болезни - болезнь сочинена. И параллель: сочиненная поэзия поэзией только кажется.
Так что, словарные статьи слабо объясняют процессы сотворения поэзии. Или - они бессильны объяснить сущность поэзии, словари объясняют слова. Чего для понимания поэзии - недостаточно.
Мне импонируют слова Андрея Вознесенского: "Стихи не пишутся - случаются...".
Я бы повторил: стихи не сочиняются - сотворяются.
Поэзию невозможно ограничить - нет нужды беспокоиться. Но вполне возможно разграничить поэзию и версифицирование - стихосложение по определенным правилам, выработанным на основе законов языка данного народа и практики поэтов.
Есть поэзия и есть выработанные на ее основе правила стихосложения, благодаря которым (правилам) многие люди научаются довольно складно СОЧИНЯТЬ стихи. Да, магия звука, красота образного мышления. Но как музыка в голове композитора, красота слов, магия звуков бродит в голове поэта.
Но и другой вариант возможен: в голове не бродят страсти, нет волнений в душе. Но есть знание и умение. И человек искусно создает, сочиняет то, о чем тонкий ценитель мог бы сказать: все это прекрасно звучит, но кажется мне СОЧИНЕННЫМ.
Творение же стихов иногда просто удивляет неожиданно приходящими на ум словами и тем как эти слова укладываются в строки.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
ЧЕТВЕРТАЯ ПАЛАТА
Девочке в сером халате,
Аньке из детского дома,
В женской четвертой палате
Каждая малость знакома:
Кружка и запах лекарства,
Няньки дежурной указки
И тридевятое царство -
Пятна и трещины в краске.
Будто синица из клетки,
Глянет из-под одеяла:
Не просыпались соседки,
Утро еще не настало?
Востренький нос, восковые
Пальцы, льняная косица.
Мимо проходят живые.
- Что тебе, Анька?
- Не спится.
Ангел больничный за шторой
Светит одеждой туманной.
- Я за больной.
- За которой?
- Я за детдомовской Анной.
Ну, и как это написано?
Главное, что стихотворение живое и бьёт в душу.