Замечали ли вы, что в истории практически не встречаются гении-одиночки, сияющие своими талантами-открытиями, как факел в ночи?
Напротив, внимательное изучение показывает, что гении обычно встречаются солидными такими коллективами, покрывающими своей деятельностью все сферы науки и культуры.
Начнем рассмотрение с Древней Греции. Тут блистают такие имена, как Сократ, Демокрит, его учитель Левкипп… Это ученые.
Далее назовем знаменитых скульпторов: Фидий, Пракситель, Мирон… Сюда же отнесем архитектора, имя которого мало кому известно - Каллистрат. Зато все знают его творение - Парфенон.
Процветало в Греции и искусство театра. До нас дошли пьесы Софокла, которые и до сих пор считаются классическим образцом жанра трагедии.
Каждый образованный человек знает имя Аристофана, числящегося в истории, как «отец комедии».
В общем, Древней Греции действительно есть чем гордиться.
Но вот какая особенность: все эти знаменитости жили в одном и том же 5-м веке до н.э. и практически все в одном городе - в Афинах.
Почему, спросите вы?
Видимо, нравилось им там. Условия были подходящие.
Подробности установить трудно, но отметим, что правителем Афин в это время был выдающийся деятель - Перикл.
Теперь обратим взор в Средние века. Высокое возрождение. Искусствоведы пишут: «За три десятилетия Высокое возрождение прошло очень большой путь. “Насыщенность” этого короткого промежутка времени поразительна. Никогда еще одновременно не работало столько гениальных художников: Леонардо, Рафаэль, Микеланджело»…
Центром Высокого возрождения называют Флоренцию (название переводится на русский, как «Цветущая»).
Помимо названных гениев здесь творили архитекторы Донателло и Брунеллески.
Не пропустим Сандро Боттичелли, у которого фигуры «сливаются своими очертаниями, образуют аккорды, приходят в движение, и из движения возникает музыка, переносящая нас в особый поэтический мир».
Во Флоренции создавал свои фрески Томмазо ди Симоне Гвидо, известный под именем Мазаччо.
«Монархом живописи» считали современники крупнейшего живописца середины 15 века Пьеро делла Франческа.
В этот же период Пико делла Мирандола создает все в той же Флоренции трактат «О достоинстве человека».
Что же их всех так тянуло в этот итальянский город? Почему все эти таланты расцвели именно тут?
А вот оказывается, что Флоренцией в это время правил клан Медичи и, в частности, Лоренцо Великолепный, который был образованнейшим человеком своего времени, поэтом, философом и крупнейшим меценатом.
Та же тенденция прослеживается и в России, где в конце XIX века возникла культурная эпоха, получившая название «Золотой век». Чуть позднее (на рубеже столетий) он перешел в Серебряный век.
Тут великих имен в культуре, театре, живописи, литературе, науке, поэзии, скульптуре и т.п. так много, что их перечислять можно только группами. Например, «передвижники» - целый пласт блистательных живописцев.
А как это образовалось? Что обеспечило столь мощный культурный взлет?
Строить предположения можно долго. Но отметим лишь, что зародилось все это культурное великолепие в эпоху правления Александра III Миротворца. Царь он был спокойный, не суетный, и при нем все шло как бы само собой. Специалисты по управлению говорят, что такой стиль - высшая форма управленческого искусства.
Ну, а теперь обратим взор к современной нам действительности. Кто у нас сейчас ходит в светочах культуры?
Ксюша Собчак с «Домом-2», Малахов с «Пусть говорят» и Дарья Донцова с ее потрясающим трудолюбием?
За державу обидно, господа.
Иногда говорят, что всякий народ достоин своего правительства.
Иногда говорят, что правителю не повезло - плохой народ достался.
Однако, погрузившись в изучение истории, мы находим там совсем другие примеры