Стихотворение «Мессир Леонардо»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Мистическая лирика
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 378 +1
Дата:
Предисловие:

Мессир Леонардо

~~~~~~~
" Малого достигает художник, не сомневающийся. Благо тебе, если твое произведение выше, плохо, если оно наравне, но величайшее бедствие, если оно ниже, чем ты его ценишь ".

Леонардо да Винчи

***

Завьюжило ...

И ветер в трубах застонал
Ирландской жуткою волынкой,
- А на лице Фомы неверного
Ехидная была улыбка,

Когда он пальцы в раны,
В язвы Иисуса опускал, -
От скуки маясь в старом доме,
Зачем-то Леонардо прошептал,


Макиавелли поминал слова:
« Не бойся смерти, бедности, забот,
Всего страшнее в этом мире скука
она несёт в себе хаос,

И сердце бредит, ранит душу».
- А я, а я давно в тоске и скуке, -
Да Винчи хрипло произнёс. Он взял свечу
И вышел молча в мастерскую.

Там груды пыльных книг,
На жерди чучела из птиц,
В пике разбросивших
изъеденные молью крылья,

И жирным сгустком
Паутину ткёт паук,
Махровым одеялом
перекрывший угол.

... А посредине - Постамент.
Трёх ножная высокая постава.
На ней тяжёлой тканью
.... занавешена картина

Рука мессира сбросила полог:
Он смотрит неотрывно на Джоконду

- Живую жизни я лишил и отдал
Без раздумий – мёртвой.
Теперь Джоконды, Моны Лизы,
Лик живёт. В яремной вене -
Присмотритесь!- Кровь
Толчками бьётся в синей жиле.

Под вышивкой, клянусь, я вижу,
Дышит ровно её грудь.
Лицо... лицо меняет выраженье,
И взгляд - мой бог, мой бог!
Глаза пронзают всё пространство,
А за спиной у девы две змеи.
Дороги две,извивами, ползут за раму.

Что создал я ? - Где рубикон, который
Явь... разделит с наважденьем?

А помнишь, суеверия с иглой,
Движимая рукою злой, она портрет
Насквозь пронзала, и жизнь
По капельке сосала у тех,

Кто, Волею художника,
Там был изображён?
- Чушь! - Мифы!
Или в этом что-то есть? -
Да Винчи делается жутко,
Не в силах глаз он
Старческих отвесть

От созданной
Самим собой
Картины.

Механика падения волос,
Как волны вод, и вечная,
Как свет небес, как дым,
Скользящая улыбка.

- Не я её! – Она,
Она меня старается понять,
И душу, душу отражает взглядом.

Все тайны мира, что искал...
Творца подарок - любопытство.
И сердце стынет подо льдом,

Глаза в глаза, смотрящей Моны Лизы.
Усопшие ... Усопшие так смотрят на живых,
с оттенком равнодушной ласки.

Всеведенье всегда у них в глазах! -

Он в ужасе набросил на мольберт
Покров из очень плотной, тёмной ткани,
Похожей, боже - точно - на саван,
Собой закрывший тропы в бесконечность...

И жизнь от смерти отделял листок,
И вьюга тошно выла в стенах дома...
Послесловие:
театр у микрофона
***
Ни в коей мере не пытайтесь воспринимать текст как классическое стихотворение. "Эмослепки" стихами не являются, скорее это поток, поток сродни "дзуйхицу"(вслед за кистью в переводе с японского), поэтому не читать - слушать!!!
***************

Декламация - Андрей Писной
Работа со звуком - Vladimir Frank
Музыкальный фон - Unreal


© Copyright: Андрей Писной, 2012
Свидетельство о публикации №11201216092

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:30 10.11.2016 (1)
1
     18:55 10.11.2016 (1)
1517 год от р.х. Поздняя весна. Замок Амбуаз. Франция.

********************************************************


По длинным коридорам родового замка,
Что залиты огнём пылающих свечей
И ярким блеском драгоценных канделябров,
Сквозь строй расфранченных придворных дам

И толп аристократов мужской стати,
Стуча подковами поношенных ботфорт,
Когда-то модных у французской знати,
Слегка сутулясь, шёл старик,

С лицом угрюмым и седыми волосами.
Он шёл, глубоко погружённый в думы,
Он вспоминал визит вечерний короля,
Когда его Величество Франциск,

Благоухая апельсинными духами,
Со свитой прибыл в малый замок Клу
Там мастерскую мэтра Леонардо посетил
Где сразу вперился
вороньими блестящими глазами
На Моны Лизы, необычный лик.

О, Женщина, измена - твоё имя!
Безумен тот, кто верит им.
Но, право слово, Боже, как красива,
Какие плечи - кожа - грудь!

Но кто она - загадочная дама на картине?
Твоя возлюбленная, что послужила музой,
Иль плод фантазии седого грамотного мужа,
Чей это колдовской портрет? - Нет, нет,

Мадонна Лиза... Лишь супруга, а муж
Сей дамы - флорентийский гражданин,
Торговец тканями по имени Джокондо.
Вот он как раз
и заказал портрет.

Ну до чего прелестна флорентийка! -
Франциск в восторге даже губы облизал.
- Ваше величество она, она уже покойна, -
Печальным голосом художник произнёс.

- Давно ль писал? Ответствуй, Леонардо,
И сколько стоить будет мне Портрет?
Давай-ка, милый, не торгуясь, король даёт
Четыре тысячи тяжёленьких монет!

Как смерть, здесь побледнел да Винчи,
Нуждался мэтр отчаянно в деньгах,
Но с Лизою расстаться был он не в силах.
Давно себе не мог признаться мастер,

Что в этом полотне
нашёл он для себя Любовь.
То чувство, коим, обделён был жизнью,
О коем мог художник лишь мечтать.

- Ваше величество! Портрет ведь не окончен,
Не полностью прописан мною задний план,
И перспективу, дымку тонкой атмосферы
Не до конца, мне видится, ещё поймал.

- Эгей, старик, да ты юлишь! И мнится,

Что брезгует почётный мэтр такою честью,
Которую ему дарит благой Король!
Не хочешь для потомков сохранить
Твоею кистью созданный шедевр.

Засим откланяюсь я, мэтр, и завтра
Жду Вас во дворец, где купчую
Вам вручит королевский казначей,
Тем самым подтвердив мою покупку.

Так, за ночь глаз и не сомкнув,
Да Винчи около мольберта просидел.
Ему казалось, Лиза с ним прощалась,
И взгляд её холодный Леонардо жёг.

Он не заметил. Время пролетело...
И вот он, замок Амбуаз. Приёмный зал,
И взгляд с хитринкой короля.
- О, мой любезный, Леонард, сказал король
я рад тебя здесь, в Амбуазе, принимать!

Но что с тобой? Печаль я вижу на челе...
Да ты дрожишь, и очень сильно бледен!
Не заболел ли? Приступ ли мигрени одолел?

- Ваше величество, дозвольте молвить слово,
Я умоляю, благородный государь,
Позвольте умереть с картиной рядом! -
Старик готов был рухнуть на колени,
По лбу его струился едкий пот и
Дрожь терзала старческое тело.

Франциск нахмурился:
- Но мы же сговорились...
Иль Вам не нравится моя цена?
Здесь в разговор вмешалась Маргарита
(В народе говорили, что она
Куда как больше, чем сестра для короля).

- Сир, он заслужил бесспорно Вашу милость!
Вы что не видите, - она нагнулась к уху короля, -
Ведь он по-прежнему безумно любит?
- Кого, Марго? Ведь женщина мертва!
- А разве, милый, мертвецов не любят?
Ведь для него она - всегда жива.

Взметнулись бурей мысли в голове Франциска,
Он вспомнил им прочитанный роман о долге
Рыцаря, о чести, о вечном единении сердец...
Монарх холодный дрогнул и руку
на плечо да Винчи положил:

- Не бойся, друг любезный Леонардо,
Никто тебя не разлучит с твоей
Возлюбленной навеки Лизой, и слово
Короля тому залог, а деньги... деньги

Ты получишь сразу, и помни, что картина
Мне принадлежит! -
Здесь туш сыграли музыканты,
По залу закружили в танце пары. Был начат бал,
И там уже никто не вспоминал о странном госте...




*********************

В качестве иллюстрации картина

" Леонардо умирающий на руках Франциска I "


Леонардо Да Винчи был живой легендой, чье присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году и остаток своих дней провел на правах почетного королевского гостя. Он получил официальный титул "первого королевского художника, инженера и архитектора", но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать. Франциск высоко ценил Леонардо как собеседника. Король отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества.
Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалеку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары, где и умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет. Тело Леонардо было погребено на местном церковном кладбище. Впоследствии кладбище разрушили, и могила художника оказалась утерянной.
Глубокое уважение, которое Франциск I испытывал к Леонардо, прекрасно передано Жаном Огюстом Домиником Энгром, написавшим в XIX веке это полотно - на нем изображен старый художник, умирающий на руках своего молодого покровителя.
     19:40 10.11.2016 (1)
1
  Это все красиво И Леонардо был воистину велик. Многие исследователи на полном серьезе называли его человеком из будущего.

 Но лично мне совершенно не нравится Мона Лиза. От нее веет холодом.
 ИМХО.

 А декламируешь ты потрясающе! Браво, Андрей!
     19:52 10.11.2016 (1)
Спасибо Танюша!
**
Касательно Мона Лиза и собственно её творца - вот мнение тебе... от очевидца - да!

http://www.chitalnya.ru/work/495493/   ( здесь в звуке мысль я донесу тебе степенная подруга )
     19:57 10.11.2016 (1)
1
Спасибо, что понял. Пошла слушать
     20:05 10.11.2016 (1)
1
  Да-а-а... Впечатлил... Надо обдумать.. Шикарно.
     20:10 10.11.2016 (1)
1
 Помозгуй помозгуй, там есть над чем! И это могут быть крайне интересные размышления. Я пытался максимально оживить персонажи, сделать их людьми, а не просто именами.
     20:17 10.11.2016
1
Да, я это услышала Надо еще раз прослушать.
Реклама