Стихотворение «Мой мальчик»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 52
Читатели: 680 +2
Дата:
Предисловие:

Мой мальчик

 В ожидании зимы

 "И в сочельник, в саму ночь,
       Бог дает царице дочь..."
       А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

 
Зима стекает по стеклу
И носом шмыгает в трамваях.
Москва, как видно, привыкает
К предновогоднему теплу,
К тому, что во дворе трава,
К вечерним «ноль – плюс два, местами...»
К тому, что Ленинградка встанет,
Как только грянет минус два...
Но я другую зиму жду: 
Мохнато-вьюжную, большую,
Где шубы, шаркая, шуруют 
К метро по сколотому льду,
Где горбится под снегом ель,
Где взрослым так по-детски страшно,
Когда ветра скулят протяжно,
Почуяв скорую метель,
Где в саму полночь, в Новый год
Господь сыночка мне пошлет... 


Мой мальчик

Ты тянешь из меня глотками
Беспечной молодости влагу,
Хватаясь стебельками ручек
За пальцев теплые стволы
И выпуская из-под ткани
Ножонки цепкую корягу. 
Твои движенья то ползучи,
Как капли стынущей смолы,
То жадны и нетерпеливы,
Как те побеги дикой груши,
Что, стоит солнцу с неба глянуть,
Вмиг набирают высоту...
Я вся уйду в твои извивы,
Твой голод тело мне иссушит,
Но все же, прежде чем увянуть,
В тебе любовью 
Прорасту.



Ребенок спит


Ребенок спит - спокойно, безмятежно.
Легко заснул.
Бесшумно соберу его одежду,
Сложу на стул.
Проверю, есть ли там линейка в ранце - 
Да, есть одна...

Ходили днем на роликах кататься.
Болит спина.

Ребенок спит, прижав к себе игрушку - 
Любимца-льва.
Поправлю одеяло и подушку,
Легонько лба
Его коснусь. Нет, теплый, не горячий.
Ну все теперь...
Ворочается. Что-то снится, значит.
Прикрою дверь.

Свободна! Выпью враз полчашки чаю,
Налью еще.
Проверю почту, а потом скачаю
Боевичок.
Слежу за перестрелками устало,
Ловлю волну...

"А форточку я в детской закрывала?"
Пойду взгляну.

Закрыта.
Фильм сегодня досмотрю ли?
Вот Гибсон Мэл
За девушкою бросился под пули,
Но уцелел.
Надежды нет, на них ползут пять танков,
А может, шесть...

"А если завтра сделаю солянку,
Мой будет есть?"

В дальнейшие подробности сюжета
Не став вникать,
Зеваю, выхожу из интернета,
Ложусь в кровать,
Глаза закрыв, перебираю планы
На сотню лет:
"Перчатки положить ему в карманы,
Купить конфет,
Укладывать пораньше - из режима
Не выходить..."

Вы скажете, я сыном одержима?
Все может быть.

Подружек постепенно забываю,
Пропала с глаз.
Я им нужна, но только не такая,
Как я сейчас,
Не в этой роли - заполошной квочки
С больной спиной,
Вокруг себя возведшей заморочки
Сплошной стеной.
Рутину разбавляю парой ложек
Боевичка.
Вы скажете, я стала скучной? Может.
Наверняка.
О чем вести с наседкой разговоры?
Все дом да быт...

Но кто счастливей мамы, у которой
Ребенок спит?



Апельсин

"Мы делили апельсин..."

           Детская песенка

        
Когда делили счастья апельсин,
Тебе досталось много сочных долек,
Но ты решил, что съешь их все один,
Не оттого ли апельсин твой горек?
Не оттого ли отдает травой
Полынною надкушенный кусочек?
Ты недовольно рот кривишь – такой
Удел всех сладкоежек-одиночек.



Когда делили счастья апельсин,
И мне немало долек перепало,
Но  я люблю глядеть, как ест мой сын,
То, что себе с трудом отвоевала.
Пусть только корка остается мне,
Я ни о чем ни капли не жалею.
Мой мальчик улыбается во сне - 
Поверишь ли, нет ничего вкуснее.


Над пропастью во ржи

Держи меня, держи,
Над пропастью во ржи,
Не дай мне повзрослеть, остепениться,
Не дай мне стать хитрей 
И измарать во лжи
Моих стихов невинные страницы.

Зови меня, зови
В фантазии свои,
В которых ты волшебник, робот, рыцарь,
Коснись меня лучом
Доверчивой любви,
Дай мне к твоей вселенной подключиться!

Расти сынок, расти,
Прокладывай пути,
В обход чужих колей и трассы общей,
Как жаль, что не могу
Вперед тебя идти
И сделать так, чтоб путь казался проще…

Шагай смелей, земля  - 
Твоя. Но пусть тебя,
Когда ты ступишь за десяток третий, 
У пропасти  во ржи,
Ведущей в мир вранья,
Поймают  твои  собственные дети.
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
В подборке представлено пять стихотворений. Они объединены общей темой – любви к ребёнку, развитию этого чувства от предощущения рождения сына до размышлений о его будущих детях. Конечно, это очень сухое и схематичное обозначение сквозной темы, но, если бы представленные стихи полностью укладывались в подобную формулировку, их, очевидно, и писать бы не стоило. А они существуют, и каждое из них значительно шире данной темы, как и подобает настоящим стихам.
            Начнём с фонетического ряда. Собственно, мне почти нечего сказать – в рецензии –  про «шумы в голове» автора. Они просто есть, и всё тут, и в принципе звукоряды автора могут подлежать уже чисто лингвистическому специальному анализу, который читателю неинтересен, а для рецензии слишком объёмен и громоздок.

            Мне удалось обнаружить только один случай небрежной, неудачной, слабой рифмовки:

Шагай смелей, земля  - 
Твоя. Но пусть тебя,
Когда ты ступишь за десяток третий, 
У пропасти  во ржи,
Ведущей в мир вранья,
Поймают  твои  собственные дети.
Это самый финал подборки, о нём речь впереди. Но рифмы «земля – тебя – вранья» - рифмы, так сказать, формальные. Или – проявление поэтической смелости (ср. у Вознесенского, например: «мушмула – вчера»)?

Сначала я хотел отметить разнообразие ритмов в приведённых стихах, но чуть позже сообразил: да это же всё ямб!

То трёхстопный:

Зима стекает по стеклу
И носом шмыгает в трамваях.
Москва, как видно, привыкает
К предновогоднему теплу
То четырёхстопный, но почти до неузнаваемости изменённый ипостасями:

Ты тянешь из меня глотками
Беспечной молодости влагу,
Хватаясь стебельками ручек
За пальцев теплые стволы…
То четырёхстопный в соединении с двухстопным:
Ребенок спит, прижав к себе игрушку - 
Любимца-льва.
            То пятистопный:
Когда делили счастья апельсин,
Тебе досталось много сочных долек,
Но ты решил, что съешь их все один,
Не оттого ли апельсин твой горек?
            То, наконец, опять трёхстопный (но совсем иной в пятом стихотворении, чем в первом):
Держи меня, держи,
 над пропастью во ржи,
Не дай мне повзрослеть, остепениться…
            Конечно, ямб для русского языка размер уникальный. Валерий Брюсов насчитывал несколько десятков тысяч ритмических вариантов на основе ямба. Однако подобное разнообразие говорит о совершенной ритмической свободе автора. Причём, смею полагать, сам автор не очень задумывался в своё время, какой ритмический рисунок избрать. Это, с одной стороны, проявление тех же «шумов в голове», которые наличествуют у автора. Однако, с другой стороны, это и проявление большой словесной культуры, которая, как известно, представляет собой забытое, оттеснённое в бессознательное, но накопленное когда-то Знание.

            Уровень лексический. Опять-таки, то уместное многозначность («Зима стекает по стеклу И носом шмыгает в трамваях»... «И выпуская из-под ткани Ножонки цепкую корягу. Твои движенья то ползучи, Как капли стынущей смолы»..,), то предельная, почти демонстративная опрощённость («Подружек постепенно забываю, Пропала с глаз. Я им нужна, но только не такая, Как я сейчас, Не в этой роли - заполошной квочки С больной спиной,Вокруг себя возведшей заморочки Сплошной стеной. Рутину разбавляю парой ложек Боевичка. Вы скажете, я стала скучной? Может. Наверняка. О чем вести с наседкой разговоры? Все дом да быт»...), то литературная реминисценция («Держи меня, держи,
 над пропастью во ржи»…) Самое главное – всякий новый поворот лексики у автора всегда уместен, полностью адекватен смыслу каждого следующего стихотворения подборки.

            Каждое из пяти стихотворений имеет свой собственный сюжет: первое – предощущение рождения сына (параллельно с предощущением наступления настоящей зимы и, между прочим, Рождества); второе – кормление новорожденного (и автор абсолютно умеет избежать здесь, так сказать, напрашивающихся физиологических пошлостей, третье – бытовые заботы мамы растущего ребёнка, четвёртое – могло бы стать просто назидательским морализаторством (мол, жадным быть нехорошо), если бы не изящный приём с апельсином, который, на мой взгляд, перерастает здесь из простой аллегории в символ: «Когда делили счастья апельсин, Тебе досталось много сочных долек, Но ты решил, что съешь их все один, Не оттого ли апельсин твой горек?», пятое  -  о том мире, которым могут одаривать нас дети, о мире «без вранья»: «Зови меня, зови В фантазии свои, В которых ты волшебник, робот, рыцарь, Коснись меня лучом
Доверчивой любви, Дай мне к твоей вселенной подключиться!»

Вот с последним стихотворением связана моя единственная претензия к содержанию подборки. В самом финале лирическая героиня желает своему сыну, чтобы он тоже, когда «ступит за десяток третий» лет своей жизни, смог бы удержаться, вместе со своими детьми, «над пропастью во ржи», в мире «без вранья».

Вроде бы это логичное завершение темы. Однако мне кажется, автор может большее, способен на более «кинжальный» «пуант». Ведь в сыне неизбежно будут прорастать черты и его отца, который явно отсутствует в современной жизни лирической героини. А эти черты могут быть ей и неприятны. Конечно, это воля автора, но на мой взгляд, то, как подборка завершена сейчас, слегка отдаёт банальностью. Приглашаю автора подумать о более жёстком, если угодно, завершении подборки.

(И, может быть, не случайно именно в последних словах подборки появляются и «формальные» рифмы, да и синтаксис немного коряв: «пусть тебя, Когда ты ступишь за десяток третий, У пропасти  во ржи, Ведущей в мир вранья Поймают  твои  собственные дети»; автору надо было «закруглить» тему, вот эта заданность сразу и проявилась в, казалось бы, формальных моментах. Может быть, я и неправ. И, разумеется, это прерогатива автора)

И последнее. Нельзя не упомянуть о предшествующей подборке Веры Бутко. Там была трагедия нелюбви к мужчине, здесь – счастье матери. И то, и другое автор изображает с блеском (иначе не скажешь) Однако, между прочим, «кинжальный» вариант финала связал бы данную подборку с предыдущей.

Повторюсь. Конечно, право только и исключительно автора решать. Мне, как читателю, в общем, достаточно того, что автор сумел возбудить во мне своими стихами. Но всегда хочется большего. Благо, автор, по моему глубокому убеждению, на это большее способен. Поэтому общая оценка всё-таки 9, а не 10 баллов.

 
 
 
                                                



 

 

 

Оценка произведения: 9
Андрей Воронкевич 12.08.2017
     11:29 28.09.2019
Для бабушек эти стихи вдвойне ценнее.

Благодарю, Вера
     19:47 15.12.2017
Сильные умные стихи.
Когда я только пришла на сайт неск. лет назад,тоже публиковала стихи подборками, администратор попросила  разбить подборку на отдельные произведения и таким образом публиковать. Я подчинилась, и думаю, что и ваше каждое стихотворение достойно отдельной странички. С признательностью и восхищением вашим талантом Т.В.С.
     09:04 14.12.2017
Великолепно! Вера, Вы - уникальный в своём роде автор. Не скрою восхищение: Ваши стихи достойны этого!
     19:26 24.07.2017 (1)
Но кто счастливей мамы, у которой
Ребенок спит?

Прекрасные, полные нежности и любви стихи. За каждое стих-е - высший балл.
Счастья вам, Вера!
     14:13 17.10.2017
Гэл, Ваша оценка очень высока. Постараюсь соответствовать. Спасибо за доброе пожелание! 
Гость      08:28 19.08.2017 (1)
Комментарий удален
     14:10 17.10.2017
Ай, спасибо! Аж макушка от смущения покраснела! :)
     23:39 04.09.2017 (1)
Ребенок спит, самое яркое и офигенно классное стихотворение ( на мой взгляд ), строчки переливаются мотивом, забота, нежность к сыну, небольшая толика самоиронии изящно дополняют друг друг. Большое спасибо!!! С уважением, Лина.
     14:09 17.10.2017
1
Стихи, посвященные ребенку, не могут быть иными. Вам спасибо - за такое внимание. С поклоном, Вера
     00:39 05.09.2017 (1)
Удивительно  нежное.  ТАКОЕ  пишется  любящим  сердцем.  Браво,  Вера!
     14:08 17.10.2017
1
И только любящее сердце слышит нежность в этих строчках. Благодарю Вас, Гюльчитай!
Гость      08:48 13.08.2017 (1)
Комментарий удален
     10:32 13.08.2017
Гонору не по таланту.
Гость      17:53 12.08.2017 (1)
Комментарий удален
     18:14 12.08.2017 (1)
1
За одно это "приплод" хотела минусануть, но воздержусь.  Почувствовать любовь, которая через строчку сквозит в моих стихах дано не всем.
     18:51 12.08.2017
Так минусните, и будете правы!
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Все - очень!
Маленькое предложение: "колей" во множ.числе не поменять ли на "путей"?
     19:56 12.08.2017
Исправьте эпиграф. У Пушкина нет просторечия:
Вот в сочельник в самый, в ночь...
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама