Стихотворение «УГОЛОК РОМАНТИКИ (танго)»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 24
Читатели: 543 +1
Дата:

УГОЛОК РОМАНТИКИ (танго)

Здесь потолок, разбухший от дождей,
Дверь коротка, всегда сквозит с порога,
И гипсовые бюстики вождей –
На этажерке в комнате убогой

И в комнате всегда полутемно,
И лампочка, как-будто - вполнакала,
Единственное мутное окно
Глядит на стену местного централа

Хозяину централ весьма знаком:
Он там провёл немало зим и вёсен,
О чём трепать не любит языком –
Ну, разве что за рюмкой кто попросит…

Он двери открывал и закрывал,
И в кандалах волок по коридору,
По лестнице, ведущей вниз в подвал –
На место исполненья приговора

Он книги и журналы покупал
И был всегда любых событий в курсе,
Он много бывшей власти свёл в подвал,
И руку у неё держал на пульсе.

И кто-то припадал к его ногам,
А кто-то выл и матерно ругался.
Он злобы не испытывал к врагам,
Всегда шутил и мило улыбался

Для каждого умел найти слова,
ДонЕльзя подходящие к моменту…
Напарники твердили: «Голова!»
И звали за глаза интеллигентом.

Он так любил подвальный полумрак:
Ведь всё, что в полумраке – романтично,
Он рассказать умел об этом так,
Что все смеялись,…правда, истерично…

Но шли года, поток пересыхал:
Он вёл в подвал всё меньше и всё реже,
А потому, наверное, считал,
Что коммунизм уже вот-вот забрезжит.

Он умолял на пенсию не гнать,
Хоть захромал и растерял харизму,
Что ж, опыта ему не занимать:
Он – практик построенья коммунизма.

Уйдя в отставку, начал выпивать,
Спустил библиотеку за бесценок,
Как горько ему нынче доживать
Без тех, подвальных, милых сердцу сценок…

Как тягостно на пенсии ему:
Жизнь пронеслась, а счастия всё нету,
Нет допуска в родимую тюрьму,
Прошенья о работе – без ответа.

От сырости разбухший потолок,
Сквозняк и освещенье в полнакала –
Не комната, а – красный уголок
Романтики расстрельного подвала.


© 28.07.2008 Олег Аранович
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
УГОЛОК РОМАНТИКИ (танго)     Автор палач    
Философская лирика

http://fabulae.ru/poems_b.php?id=33568
 
 
 
 Насчёт  ироничного «танго» возражать  не буду…
 Когда поэт  пишет  стихотворение, то он  внутренним слухом «слышит» особою  музыку строк…  Значит, Автору слышалось танго...
 Но  сложилось  ли произведение на эту музыку?
 Да!  И получилось  оно  резким, сильным,  трагичным!   Вот  первое, что  можно сказать после  прочтения этого яркого и пронзительного  стихотворения…
 Автор  с помощью простых и  понятных образов сумел  рассказать и  кажущемся триумфе и трагедии недавнего (по меркам истории!)  палача…
 Палачи были  в истории  человечества с очень давних времён, но  отношение к  ним было неоднозначным...  Где-то их робко и  почтительно   уважали,   где-то сдержанно  презирали, но общим было одно:  их   боялись.
 И люди старались  не задумываться, а КАК живёт,  мыслит и  чувствует   себя палач,  убивающий людей,  пусть  и  по приговору суда…
 В  этом произведении Автор создал яркий, зримый образ такого  исполнителя, и  силой своего  поэтического  искусства  приоткрыл  его  внутренний  мир…
 Все картины места действия  обрисованы нужными  красками и  написаны хорошей кистью.
 Ритм в произведении  выдержан чётко, и  рифмы подобраны созвучные…
 
 
 
 Однако, перейдём к мелким техническим замечаниям по  тексту:

                      ***

 Здесь потолок, разбухший от дождей,
 Дверь коротка, всегда сквозит с порога,
 И гипсовые бюстики вождей –   (Тире не нужно.)
 На этажерке в комнате убогой   (Здесь «просится» точка, ибо  часть  картинки закончена. Или  запятая, если мысль  о  комнате будет   продолжена.)  
 
 И в комнате всегда полутемно,   (Две строки подряд  начинать  с союзом  «и» — не слишком хорошо.  Возможно,  эту строку лучше начать  с союза  «А»,  как продолжение описания.  Или,  если после  слова «убогой»,   поставить запятую,  то можно  написать  так: «В  которой даже днём  полутемно,)
 И лампочка, как-будто - в полнакала, (Здесь замечания: «как будто»  пишется без дефиса,  «вполнакала» пишется вместе. И, возможно, дефиса  после слова «будто» и не нужно?    То  есть, можно написать вот  так: « И  лампочка, как  будто, вполнакала»,  или  так: « И лампочка, как  будто —  вполнакала».)
 Единственное мутное окно
 Глядит на стену местного централа       (Отчего  не  поставлена точка?    Согласно   правилам русского  языка точки  никто  не  отменял...)
 
 Хозяину централ весьма знаком:
 Он там провёл немало зим и вёсен,
 О чём трепать не любит языком –
 Ну, разве что за рюмкой кто попросит…(Здесь  всё хорошо)
 
 Он двери открывал и закрывал,
 И в кандалах волок по коридору,
 По лестнице, ведущей вниз в подвал –
 На место исполненья приговора   (Катрен жуток, но  хорошо передаёт ужас  действия. А если так: «Людей для исполненья приговора…»  Нужна точка в  конце  последней строки.)
 
 Он книги и журналы покупал
 И был всегда любых событий в курсе,
 Он много бывшей власти свёл в подвал,
 И руку у неё держал на пульсе    (Хороший катрен!)
 
 И кто-то припадал к его ногам,
 А кто-то выл и матерно ругался.
 Он злобы не испытывал к врагам,
 Всегда шутил и мило улыбался   (Хорошо характеризует убеждённого  палача. Но нужна  точка.)
 
 Для каждого умел найти слова,
 ДонЕльзя подходящие к моменту…      (Нет  смысла выделять  большой  буквой ударение в этом слова, поскольку у этого  слова нет иного   ударения.)
 Напарники твердили: «Голова!»
 И звали за глаза интеллигентом.
 
 Он так любил подвальный полумрак:(Два слова «так» в одном  катрене  неслишком хорошо.А если заменить слово «так» здесь и написать: « А он  любил подвальный полумрак:»
 Ведь всё, что в полумраке – романтично,
 Он рассказать умел об этом так,   (А здесь можно   «он»  заменить  на «и»,   поскольку строки  связаны смыслом .)
 Что все смеялись,…правда, истерично… (После запятой не надо многоточия.)
 
 Но шли года, поток пересыхал:
 Он вёл в подвал всё меньше и всё реже,
 А потому, наверное, считал,
 Что коммунизм уже вот-вот забрезжит.  (Хороший катрен!)!
 
 Он умолял на пенсию не гнать,
 Хоть захромал и растерял харизму,
 Что ж, опыта ему не занимать:
 Он – практик построенья коммунизма.
 
 Уйдя в отставку, начал выпивать,
 Спустил библиотеку за бесценок,
 Как горько ему нынче доживать      (Здесь  исказилось  ударение в слове  «ему»,  и слово стало  читаться с ударением на букву «е». А  надо чтоб   ударной была «у».  Может быть, заменить слово «ему» на «стало»?
 Без тех, подвальных, милых сердцу сценок…
 
 Как тягостно на пенсии ему:
 Жизнь пронеслась, а счастия всё нету,( Не слишком «монтируется» к  такому стиху старинная форма слова - «счастие».А если так: «Жизнь   пролетела,  только  счастья  нету,»)
 Нет допуска в родимую тюрьму,
 Прошенья о работе – без ответа.
 
 От сырости разбухший потолок,
 Сквозняк и освещенье в полнакала –   (Надо «вполнакала»)
 Не комната, а – красный уголок              «Тире не нужно.)
 Романтики расстрельного подвала.  (Здесь  уместно  многоточие...)
 
 
 
 
 _________________________________
 
 
 Теперь  внесём предполагаемые  мелкие поправки  и посмотрим на  стих  снова:
 
 
                           ***
 
 
 Здесь потолок, разбухший от дождей,
 Дверь коротка, всегда сквозит с порога,
 И гипсовые бюстики вождей
 На этажерке в комнате убогой,
 В которой даже днём  полутемно,
 И лампочка мерцает  вполнакала,
 Единственное мутное окно
 Глядит на стену местного централа.

 Хозяину централ весьма знаком:
 Он там провёл немало зим и вёсен,
 О чём трепать не любит языком –
 Ну, разве, что за рюмкой кто попросит…
Он двери открывал и закрывал,
 И в кандалах волок по коридору,
 По лестнице, ведущей вниз в подвал 
Людей для исполненья приговора…

 Он книги и журналы покупал
 И был всегда любых событий в курсе,
 Он много бывшей власти свёл в подвал,
 И руку у неё держал на пульсе.
И кто-то припадал к его ногам,
 А кто-то выл и матерно ругался.
 Он злобы не испытывал к врагам,
 Всегда шутил и мило улыбался.

 Для каждого умел найти слова,
 Донельзя подходящие к моменту,
 Напарники твердили: «Голова!»
 И звали за глаза интеллигентом.
А он  любил подвальный полумрак:
 Ведь всё, что в полумраке – романтично,
 И  рассказать умел об этом так,
 Что все смеялись, правда, истерично…

 Но шли года, поток пересыхал:
 Он вёл в подвал всё меньше и всё реже,
 А потому, наверное, считал,
 Что коммунизм уже вот-вот забрезжит.
Он умолял на пенсию не гнать,
 Хоть захромал и растерял харизму,
 Что ж, опыта ему не занимать:
 Он – практик построенья коммунизма!

 Уйдя в отставку, начал выпивать,
 Спустил библиотеку за бесценок,
 Так горько стало нынче доживать
 Без тех, подвальных, милых сердцу сценок...
И  тягостно на пенсии ему:
 Жизнь пролетела, только счастья  нету,
 Нет допуска в родимую тюрьму,
 Прошенья о работе – без ответа.

 От сырости разбухший потолок,
 Сквозняк и освещенье вполнакала —
 Не комната, а «красный уголок»
 Романтики расстрельного подвала…
 
 
 
 __________________
 
 
 Уважаемый Автор,  если  этот  черновичок пригодится Вам для работы,  то  возьмите его...
 
 
 И  ещё: задам маленький вопрос Автору:  отчего Ваш ник  (псевдоним)  написан с маленькой буквы?   Любой псевдоним,  пусть  и  придуманное,    но  ИМЯ, а имена пишут с  заглавной букве.   Хотя,  это дело  Ваше...

 
 А вот здесь ещё раз скажу,  что  произведение отличное!
 Пусть  тема стихотворения  и трагична,  но  раскрыта она умело и  чётко.
 
 
 Желаю  Вам,  уважаемый  Автор, успеха и вдохновения!

Оценка - 9! Почему не 10? Ну не нравишься ты мне и баста!
Зы: Скучаешь по Родине?
Оценка произведения: 9
Владимир Яремчук 29.10.2016
     16:43 06.02.2021 (1)
Толково. Но мне не близко.
     17:07 06.02.2021
Видеоряд
     12:53 11.02.2017 (1)
Сильная вещь!
В 6-й строке наречие вполнакала бы поправить...
     00:53 12.02.2017
-1
Спасибо, исправился
     10:30 07.03.2011
Нет слов, одни эмоции!
Владлена
     09:09 07.03.2011
!!!!!!!!!!!!!
Реклама