Анализ стихотворения Цветаевой «Белизна — угроза Черноте…»
Колористическая оппозиция «белый — черный», которая в рамках цветаевской поэтики отличается вариативностью смыслов, в произведениях «Лебединого стана» получает однозначную трактовку. Воины белой гвардии, верные защитники традиционных ценностей, названы «ратью святой», их путь — высоким, а дело — «божьим да белым». Им противостоят «единодержцы штыков и душ», носители разрушительного начала. Сторонники дикой вольности, подобные стае черных воронов, совершают жестокие и кощунственные деяния. Отталкивающие результаты социально-политических перемен отражены в стихотворении «Коли в землю солдаты всадили — штык…» Здесь поэтесса моделирует искаженную реальность, представляя фантасмагорическую картину, сложенную из апокалиптических деталей.
Ярким примером четкого распределения цветовых доминант служит анализируемый текст, появившийся в 1918 г. При помощи системы колоративной лексики определяется структура художественного пространства. На полюсе белого находится храм. Символом противоположного черного полюса становится узнаваемый библейский образ Содома, вместилища закоренелых грешников.
Два лагеря находятся в стадии активного противостояния: в зачине указано, что Белизна наступает на Черноту. Доминирующая роль здесь принадлежит «бледному праведнику», теснящему демонические силы. Подчеркивая бескровный характер борьбы, автор наделяет гуманного воина не мечом, а щитом с христианской символикой. Последняя указывает на высокую нравственность своего носителя, его несомненную причастность к вечному началу.
В центральном катрене происходит трансформация «цветочного» мотива: в руках праведника вырастает живое растение. Необыкновенная деталь восходит к традициям русской иконографии, а именно образу «Неувядаемый Цвет». Она изменяет первоначальный статус воина-праведника, созданный в первой строфе. Для смертных, удостоившихся узреть чудо, наступает момент истины. Они поймут преступность борьбы и раскаются в прегрешениях. Автор не упоминает напрямую о просветлении заблудших душ, эффект достигается за счет обращения к мотиву узнавания Господа. С его помощью выражен оптимистический настрой лирического «я».
Интонациями светлой надежды исполнены и строки финальной части. В основе образов агнца и ангела, побеждающих зло, лежит глубокая убежденность героини в превосходстве гуманистических идеалов. Победный вход в столицу Белого воинства — закономерный итог, завершающий гармоничную картину будущего.
Источник