Стихотворение «Упокой мя, Господи, на краю Дороги…»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Религиозная лирика
Сборник: Во дни святых праздников и поста
Автор:
Читатели: 266 +1
Дата:
Предисловие:
В первый день Успенского поста
с радостью от Феофила

Упокой мя, Господи, на краю Дороги…

«Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя»
[Пс.102:1-5]

Упокой мя, Господи, на краю Дороги,
Ближним краем к Краю Твоему.
Разори страстей земных прелоги [1]
И бесстрастием душу упои.

Грешный аз и не достоин Чаши [2]...
Помыслом нечистым омрачен...
Сколькой Благодатью был украшен! ...
Скольким Милосердием прощен!

Се взойду слезами покаяния...
Поприще [3] мое, да не остави мя!
Грешных устен сих приими лобзания
Буду всем с Тобой, Душе моя.

Упокой мя, Господи, на краю Дороги,
Ближним краем к Дому Твоему.
Разори лукавых дел прелоги
И смирением душу укрепи.

13.08.2020
Последняя редакция:
14.08.2020
15:25-15:28
--------------------

[1] «Прелог» (см. словарь Даля) от глагола «прелагать» или «перелагать», т. е. перемещать, изменять нечто. Прелоги, в духовном смысле, суть то, что предшествует чему-либо и меняет положение чего-либо, но не изменяет, того, что перемещается. Например, хочу помочь к.-л. Пусть отдам ему вот эту вещь, но отдам, чтобы все это видели и все знали, что это я сделал. Так себя прославлю. Здесь перемещение предмета внешне выглядит как отдание вещи. Но Жертва не получается т. к. мотив действия, т.е. то, что ему предшествует (Прелог) корыстный, «жертвующий» ПРЕДполагает получение и, тем самым, возмещение утраченного в ином виде. Таким образом, «перемещение вещи» состоялось, а жертва не получилась. Так происходит превращение хорошего в не нечто иное, не вполне хорошее, или даже в корыстное – в стяжание. См. мое стихотворение «Колесо жизни».
[2] Здесь «Чаша» – чаша святого причастия. Не нужно впадать крайность самоосуждения: Не нужно отказываться от регулярного Причастия, считая себя недостойными. Ибо «Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны уклоняться от святого причастия… И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению… Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще более и более с жаждой надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран» [Преп. Иоанн Кассиан Римлянин].
[3] «„Поприще” от глагола попирать, подвизаться – место, пространство, на коем подвизаются или действуют. Поприще битвы – место брани, где бы она не случилась. В данном контексте место для борьбы. Мое земное поприще – мой путь, моя судьба и борьба, коим определится мое будущее. См. словари. Послушай, что возглашает Евангелие: “И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два” [Мф. 5:41] [здесь и далее курсивы мои – Г.Х.]. Свт. Иоанн Златоуст разъясняет: «Спаситель не останавливается … здесь, предписывая тебе правила терпения обид, но простирается далее, говоря: “И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два”. Видишь ли, на какую высоту любомудрия возводит тебя Спаситель? Он говорит, что и тогда, когда отдашь своему врагу и верхнюю и нижнюю одежду, ты не должен противиться ему, если бы он и обнаженное тело твое захотел подвергнуть страданиям и трудам. Он хочет, чтобы все было общим – и тела, и имущество, и чтобы мы служили ими как бедным, так и тем, кто обижает нас. Последнее – долг мужества, а первое – человеколюбия. Поэтому-то Он и сказал: “И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два”, возводя тебя еще выше, и повелевая оказывать новые опыты равного прежним великодушия. Если прежние Его предписания, которые требуют гораздо меньшего, доставляют исполняющим их столь великое блаженство, то подумай, какой жребий ожидает тех, кто исполняет эти последние, и каковыми еще прежде наград являются те, которые в человеческом и страстном теле показывают совершенное бесстрастие. Если они не только не оскорбляются обидами, ударами, отнятием имущества, не только не побеждаются ничем другим тому подобным, но еще жаждут больших страданий, то представь, какова у них делается душа. Потому-то Христос, как повелел поступать при нанесении ударов и при лишении имущества, так точно повелевает поступать и в этом случае... Если бы кто захотел и само тело твое подвергнуть тяжким и изнурительным трудам, и притом несправедливо, то и тогда ты должен победить его несправедливое желание, и стать выше его. “Принудить силой” – значит влечь кого неправедно, без всякой причины и с обидою. Но ты и на это будь готов; будь готов потерпеть даже больше, нежели, сколько тот хочет причинить тебе».


Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама