Стихотворение «Не прикасайся руками к могилам...»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Автор:
Баллы: 39
Читатели: 585 +1
Дата:

Не прикасайся руками к могилам...

*     *     *

Не прикасайся руками к могилам, не надо.
Не опирайся на памятники и кресты.
Поминовенью достаточно доброго взгляда.
И - неужели сюда не донёс его ты!..

Не поддавайся отчаянным крикам и стонам,
Жгучим литаврам и скорбно-надсадной трубе…
Мёртвое царство живёт по загробным канонам,
Только не время к нему прикасаться тебе.

Гулкую вечность понять не пытайся, не пробуй.
Много могил и надгробий на каждом пути…
Вечность оставь у могил, у крестов и надгробий…
Душу не рви – и ушедшего дух
                                                    отпусти…

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      20:50 16.06.2011 (1)
Комментарий удален
     21:13 16.06.2011 (1)
Да нет, Лика, там нет ударения на окончании.
Читать всегда следует по верным ударениям слов,
литература - тот же язык, только продвинутый,
а пропуски ударений в тактах в длинных словах -
дело обычное, это - не грехи.
Вот когда слово ставит лишнее ударение, ритм может сбиться.
Или - когда словами набивают строку так, что приходится их читать безударными,
происходят казусы - сдвигологии.
А если слова прочитываются в строке верно,
другие критерии отступают.
С уважением и пожеланием успехов!
     13:00 17.06.2011 (1)
Сергей, тут я с Вами не совсем согласна: ритмичность строки задана в соответствующих местах других катренов, и всё, что выпадает из этой периодичности, вызывает некоторый напряг при чтении, а это уже, как говорят, не есть хорошо. В длинных словах ударение, подчиняясь ритму, может быть обозначено несколькими слогами, но одно из них будет доминирующим (и не всегда на нужном месте!). Ну тут, безусловно, сопротивляется моя упрямо-педантичная натура (за такие "эксперименты" меня в своё время поругивал покойный Гаспаров,- я тогда в стихосложении была совсем "кутёнок"). Так что позвольте мне остаться при своём мнении! Но, не смотря ни на что, с неизменным уважением, Лика.
     09:51 21.06.2011 (2)
Лика, но ведь эта строка и есть - задающая ритм.
В строго ритмическом катрене ритм задаётся двумя строчками.
Так что о каком сбое ритма по Вашей версии тут можно говорить?
А кто нас заставляет придерживаться абсолютно строгой ритмики,
кроме наших собственных заморочек?
Рваный ритм всегда выигрышен,
акценты на сбое ритмики - очень хороший инструмент в руках мастера,
укорачивание или удлинение строк - приёмы,
которым обучаться необходимо,
но этот сайт почему-то упрямо тянется к незыблемой ритмике,
цепляется к "избитым" рифмам,
как бы хорошо оные ни звучали и сколь бы на своих местах ни были,
шарахается от штампов даже в том случае,
когда именно штампы необходимы в том или ином месте,
даже и не пытаясь понять,
что инструментарий поэта заключать в жёсткие рамки силлабо-тоники
и ограничивать неполным набором слов и рифм смешно.
Важно всё использовать ТАЛАНТЛИВО, со вкусом и смыслом.
Это - ЕДИНСТВЕННЫЙ критерий.
     11:35 21.06.2011 (2)
НЕ прикасАйся рукАми к могИлам, не нАдо.
НЕ опирАйся на пАмятникИ и крестЫ.
ПОминовЕнью достАточно дОброго взглЯда.
И - неужЕли сюдА не донЁс его тЫ!..

НЕ поддавАйся отчАянным крИкам и стОнам,
ЖгУчим литАврам и скОрбно-надсАдной трубЕ…
МЁртвое цАрство живЁт по загрОбным канОнам,
ТОлько не врЕмя к немУ прикасАться тебЕ.

ГУлкую вЕчность понЯть не пытАйся, не прОбуй.
МнОго могИл и надгрОбий на кАждом путИ…
ВЕчность остАвь у могИл, у крестОв и надгрОбий…
ДУшу не рвИ – и ушЕдшего дУх
                                                    отпустИ…

Серёжа, Вы, безусловно правы в том, что нельзя подчиняться в творчестве только однажды заданным правилам. Творчество - штука тонкая, и талант всегда проявит свою исключительность в обход всех этих правил. Но тут-то речь не идёт о талантливости (это у Вас есть априори!). И в этом стихотворении есть ритм с ударением на третьем слоге. Формально тут сбоя нет. Нюанс в том, как прочесть представленный текст: усиливая акцент на третьем ударном слоге, - "пАмятники" - всё нормально; но мне кажется, что по стилю всего стихотворения акцент как раз приходится на четвёртый ударный слог, и тут выползает как раз "памятникИ". Так я это вижу.  Вовсе не настаиваю на своём варианте, я уже это говорила: Вы - Автор, Ваше право принимать любой вариант, Вами задуманный. Если бы Вы были рядовой Автор, я бы и вовсе не реагировала на эту строчку, но от Вас мне бы хотелось большего. Вот и всё!
И, отвечая Алексу, - текст - очень хороший, кто бы спорил (недаром Сергей прочно живёт у меня в избранных!), но в данном случае меня несколько напрягло обилие "могил" и "надгробий" в одном катрене, хотя я и тут оставляю за Автором право на данный вариант текста (возможно за ним стоит нечто большее, чем вижу я - читатель).

Не надо воспринимать мой комментарий, как "цеплялку" к Автору (я его и так ценю очень высоко, поэтому вряд ли тут нужна адвокатская поддержка). Обычный творческий спор, не более.
     12:06 21.06.2011 (1)
Лика!
Да не бывает в русском языке слов с двумя ударениями!
Зачем нарочито лепить второе ударение на окончание?
Пропустите шаблонное тактовое ударение на этом месте - и у Вас получится рисунок,
который тут изображён.
Есть правило, очень верное:
если в строке, вместо двух или нескольких слов можно без ущерба для произведения
использовать одно длинное слово,
это необходимо делать.
Представьте, например, слово "законопослушный" или "электрорентгенографический" в строке.
Вы что, будете их читать, как закОнопослУшный" или "элЕктрорентгЕнографИческий" и говорить,
что-де ударений многовато на этих словах?
Нет, не будете, просто Ваши ритмические акценты на виртуально-ударных слогах не проставятся.
Любое слово читается только с одним ударением.
     12:24 21.06.2011 (1)
Серёжа, вот именно поэтому я и ставлю акцент на то место, где оно обозначено в других катренах (на четвёртом слоге), так, как оно у меня сформировалось при чтении. Если я его оставлю на третьем слоге, то всё стихо читается несколько по-другому,- тут же может быть масса вариантов, в зависимости от акцентирования на любом ударном слоге. Оставим это - тут можно спорить до бесконечности, и каждый будет отставить свою точку зрения.  Арджуна прав: всё зависит от восприятия.
     12:29 21.06.2011 (2)
Мне остаётся только посоветовать читать сверху вниз.
     12:37 21.06.2011 (1)
У каждого свои университеты!
     12:40 21.06.2011 (1)
У разных народов - разная вера,
а Господь един для всех...
     13:13 21.06.2011
Господь-то един, да дороги к нему разные!
     12:33 21.06.2011 (1)
Любопытно, а как Вы прочли бы строку пушкинского сонета "Мадонна":
"Чистейшей прелести чистейший образец" - ?
А ведь это - чистокровный ямб.
Именно пропуск ударного такта акцентирует сказанное,
делая строку из монотонно-сонетной -
живой и активнейшей.
     13:16 21.06.2011 (1)
Серёжа! Я Вам вовсе не антагонист, эту строку понимаю так же, как и Вы. Но у Вас-то совсем другой вариант, причём тут пушкинский сонет?
     13:35 21.06.2011
При том, что "прЕлестИ" и "пАмятникИ"
работают совершенно одинаково -
пропуская тактовые ударения на окончаниях.
     11:47 21.06.2011
любопытно как отличается восприятие разных читателей :) я-то, как раз, акценты чувствую на рифмованых словах, кроме своих ударений, усиливающихся и ударением рифм, которые, собственно, затем и появились тут :)
     09:55 21.06.2011
Сомневаюсь, что единственный, конечно,
но что тут нет никакого сбоя -
стопудово.

И вообще - очень хороший текст.
.
     17:03 11.06.2011 (1)
Но, неужели сюда не донёс его ты!..
вот так-то, пожалуй, получшее будет
ну несёт в себе некоторое не сомнение ... а нетвёрдость в мыслях, но здесь будет значительно лучше
     13:01 14.06.2011 (1)
Изволь, пусть будет союз.
НОНЕ -  не годится.
     21:03 14.06.2011 (1)
во, нормулёк :)
     21:46 14.06.2011
Правильно: нор малёк - не годится.
     23:39 08.06.2011 (1)
Можно отметить нехарактерный для автора размерчик.

.
     23:55 08.06.2011 (1)
Это кто-то пытается в чём-то вечность измерять?
Исполать!
     00:01 09.06.2011
               
.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама