Стихотворение «Сон Чжуан-цзы»
Тип: Стихотворение
Раздел: Юмор
Тематика: Шуточные стихи
Автор:
Баллы: 44
Читатели: 450 +1
Дата:

Сон Чжуан-цзы



Весной благодатной над плавной Янцзы,
Дивясь ароматам садов и полей,
Бродил знаменитый мудрец Чжуан-цзы
И думал о сути и связях вещей.

Цвет вишен манил пробудившихся пчёл,
Над лугом кружились, резвясь, мотыльки,
Ходьбой утомившись, мудрец предпочёл
На бархатной травке прилечь у реки.

Охвачен теплом и журчанием волн,
Спокоен, от бренного мира далёк,
Увидел старик удивительный сон —
Приснилось ему, будто он — мотылёк:

На крыльях послушных с цветка на цветок
Порхает беспечно, от радости пьян,
И знает доподлинно: он — мотылёк,
А вовсе не славный философ Чжуан.

Так некое время летал он во сне,
Проснувшись, себя оглядел и изрёк:
А если не сон вдруг привиделся мне,
А видит Чжуана во сне мотылёк?

Вдруг я, и сады, и под солнцем река,
И всё, что доступно, подвластно уму —
Не явь, а всего только сон мотылька?
И как догадаться, кто снится кому?

Разгадка сей притчи туманна вконец,
Но кратко своё пояснение дам:
Вчера мне приснился китайский мудрец,
Не снюсь ли, читатель, сегодня я Вам?





Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     10:54 21.12.2021
Люблю такие вещи. По мне очень
     01:10 06.11.2021 (1)
Хорошо закрутили сюжет. По нраву
     11:13 06.11.2021

Хорошо закрутили сюжет

Это просто стихотворное переложение притчи Чжуан-цзы из его трактата ІІІ века до н.э., кроме заключительного катрена.
     16:23 04.11.2021 (1)
И  снова  очень понравилось! 
     23:32 04.11.2021
1
Польщён!
     19:47 01.11.2021 (1)
вот жэж эти философы...
лежали у реки, спали, гуляли и всякие такие апории сочиняли.
обычные бездельники, не?))

А стихотворение хорошее)
     23:13 01.11.2021 (1)

лежали у реки, спали, гуляли и всякие такие апории сочиняли.



Не так прост старина Чжуан Прочитай и сравни "тогда" и "сейчас". И оцени парадоксальность мысли. А вдруг он прав и прогресс ведёт только к эскалации зла и насилия?

Но пока мудрецы не перемрут, не переведутся и разбойники. И если в мире станет вдвое больше мудрецов, то для разбойника Чжи выгода возрастет вдвое. Если вы учредите меры для обмера вещей, он украдет и товар, и вещи, и меры. Если вы поставите весы, чтобы взвешивать вещи, он украдет и вещи, и весы. Если вы учредите печати и клейма, он украдет товар вместе с печатями и клеймами. А если вы провозгласите человечность и долг, чтобы выправлять вещи, он опять-таки украдет все, что можно украсть, вместе с человечностью и долгом. Откуда мы знаем, что так и будет? Укравшего поясную пряжку тащат на плаху, укравший же царство восседает на троне, а у ворот его дворца толпятся любители человечности и долга. Не есть ли это кража человечности и долга, мудрости и знания? Вот так большой разбойник захватывает престол, крадет человечность и долг, меры и весы, печати и клейма и пользуется ими с такой выгодой для себя, что его уже ни колесницей и шапкой знатного вельможи не приманить, ни топором палача не отпугнуть. Для разбойника Чжи тут выгода двойная, и никакими наказаниями людей от нее не отвратить. Вот каково прегрешение «прославленных мудрецов»!
     21:04 02.11.2021

А вдруг он прав

прав, думаю.

от мудрецов никакого толку. только хужее)
а что делать?( 
не остановить это никак.
     23:22 01.11.2021 (1)
Здравия, Влад! Исус Кристос говорит устами Павла (Рим. 13:11) – Так поступайте, зная, что наступил уже час пробудиться вам ото сна.

     00:01 02.11.2021
Спасибо за отзыв, Дамир!
     12:14 11.10.2021 (1)
1
Какой класс)))
Замечательно.



...Мне снится бабочка, которая - Чжу Цзы*.
И Чжоу видит бабочку во сне.
Такие непонятные дела...
А бабочка
совсем с ума сошла
от этой всеобъемлющей шизы:
она-то кто?
Я -
или Чжоу Цзы?
Как
угораздило
её
присниться
мне?..


(П.Ф. Метафизическая бабочка)
     05:48 12.10.2021
Во как - ты ещё расширил сюжет, интересно Спасибо за отзыв
     15:00 26.08.2021 (1)
Когда-то я прочитала нижеприведенную цитату Чжуан Чжоу и подумала, что это бред сумасшедшего:

"Однажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне бабочкой — счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала, что она — Чжуан Чжоу. Внезапно я проснулся и увидел, что я — Чжуан Чжоу. И я не знал, то ли я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он — бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она — Чжуан Чжоу. А ведь между Чжуан Чжоу и бабочкой, несомненно, есть различие. Вот что такое превращение вещей!"

А сейчас я думаю, что каждый по-своему видит окружающий мир. Мир каждого - это его личная "голограмма".

Поэтому считаю заданный в стихотворении вопрос можно отнести к вечным вопросам философии.
     11:49 27.08.2021
1
Совершенно верно. Это упражнение в софистике. Но очень изысканное. Как и весь трактат. И поэтому он и сохранился более двух тысяч лет. Я думаю, что в нем содержится не один повод для написания нового стихо 
     14:56 24.08.2021 (1)
Вопрос, конечно, интересный))
     21:39 24.08.2021 (2)
1
У Чжуан-цзы было много таких парадоксальных вопросов. Например, он спрашивал: возможно ли разрешение любого спора? И отвечал - нет. Вот такой логикой:

Положим, мы затеяли с тобой спор, и ты победил меня, а я не смог переспорить тебя, значит ли это, что ты и в самом деле прав, а я на самом деле не прав? А если я победил тебя, а ты не смог переспорить меня, значит ли это, что прав именно я, а ты не прав? Обязательно ли кто-то из нас должен быть прав, а кто-то не прав? Или мы можем быть оба правы и оба не правы? И если мы сами не можем решить, кто из нас прав, а кто нет, то другие люди тем более не сделают этого за нас. Кто же рассудит нас? Если придет кто-нибудь, кто согласится с тобой, то как ему рассудить нас? А если кто-то третий будет согласен со мной, то и ему не удастся нас рассудить. Если же, наконец, позвать того, кто не согласен ни со мной, ни с тобой, то такой человек тем более не поможет нам установить истину. А если позвать того, кто согласится со мной и с тобой, то мы опять-таки не доберемся до истины. Выходит, ни я, ни ты, ни кто-либо другой не можем установить общую для всех истину. На кого же нам надеяться? (С)
     04:24 25.08.2021 (1)
Китайцы, они такие. Намутят там, где просто и садятся с удочкой красноречия, ждать добычи ) 
А разрешение спора (не нахождение истины) вполне возможно. Понятно, что у каждого - своя правда. Одно и то же блюдо будет, для одного, слишком острым, для другого - недоперчённым. Истины здесь нет и быть не может. Люди, однако, спорят. Греки поступали, в таких случаях, традиционно мудро. Они звали на помощь т.н. третейского судью, то есть, либо человека, мнению которого оба доверяли, либо первого попавшегося прохожего. Спор считался разрешённым, когда судья принимал сторону того или иного из спорящих. 
     23:20 25.08.2021 (1)

Они звали на помощь т.н. третейского судью, то есть, либо человека, мнению которого оба доверяли, либо первого попавшегося прохожего. Спор считался разрешённым, когда судья принимал сторону того или иного из спорящих.



В том-то и дело, что Чжуан-цзы очень изящно показывает невозможность такого "третейского суда" - перечитайте. Прав он или нет - это уже ловушка для нового спора. Для которого опять придётся искать кого-то, кто рассудит? Я не очень-то силён в философии, но, по-моему, в этом случае имеем классическую апорию. Вот Пушкин, например, так описал апорию:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
     02:40 26.08.2021 (1)
Вы вновь свели вопрос к поиску истины. Но в споре не найти истины. В споре можно лишь определить (и то не всегда) - чья правда перевесит. 
     12:11 26.08.2021 (1)

Но в споре не найти истины

Так и я об этом же. Включите ящик, посмотрите любое ток-шоу - вопросы отпадут. У Чжуана не было телевизора, но он именно об этом говорил пару тысяч лет назад.
     13:21 26.08.2021
Не включаю "ящик" уже довольно давно. Смотрю фильмы в интернете.
Что такое спор на публику знаю. Я говорю о классическом споре. О таком, какой вели греки, а не одержимые бесами душепродавцы ) 
     22:12 24.08.2021 (1)
В философском смысле - да. Вариантов много, рассужденй бездна, а истины не найти.
И если ни один спорщиков (в нашем примере их двое) не проявляет категоричности
мол, "Я прав!", а оставляет долю сомнений в своей правоте, то оба оппонента рассматривают объект (предмет) 
не как нечто плоское, лежащее на поверхности, а как  более сложное, объёмное, многогранное с иксами,
которые ещё решать и решать. А, значит, неча особенно копья ломать...
В быту, в социальной сфере такой подход, думаю, помог бы избегать многих конфликтов.
Но есть сферы - производство, например - где правоту нужно доказывать и находить аргументы в её пользу,
иначе человечество просто будет топтаться на месте.
     22:54 24.08.2021 (2)
Чжуан был сторонником Пути (Дао) -  жизни, уравновешенной между противоположностями, не стеснённой чуждыми обстоятельствами. 


Фазану, живущему в камышах, нужно пройти десяток шагов, чтобы склюнуть зернышко, и сотню шагов, чтобы выпить глоток воды, но он не хочет жить в клетке, где ему будет вдоволь еды и питья. Одухотворенный человек не соблазнится даже царским чином. (С)



Относительно производства... Сделайте скидку на эпоху жизни Чжуан-цзы - 4-3 век до н.э., тогда производство было только кустарным, каждый мастер-ремесленник обучал ученика или нескольких, это были единственные "артели". Другое дело - сельское хозяйство. Там приходилось крестьянам работать сообща, запруживая рисовые поля - одиночке там делать нечего. Отсюда, кстати, и разница в менталитетах европейцев и жителей ЮВ Азии. Один вьетнамский философ-даос назвал европейцев "людьми пшеницы" - в отличие от "людей риса" - вьетнамцев, японцев, китайцев. С глубокой древности европеец с семьёй расчищал участок под пашню, пахал-сеял, собирал урожай - всё своими силами. А у названных народов Азии менталитет формировался именно через коллективный труд на рисовых чеках. Одиночками были только кустари и философы
     10:01 25.08.2021
1
Люди пшеницы и люди риса - какое интереснейшее и красивое определение
     00:16 25.08.2021 (1)
Влад, речь не об эпохе Чжуан-цзы (или Конфуция, или Эзопа и т.д.)
Вы привели его высказывание, которое вам представляется интересным и даже актуальным и в наши
дни, иначе зачем его было упоминать. Разве что для красного словца.

И свой комментарий по цитате Чжуан-цза о "разрешении любого спора" я  написала
применительно к нашим дням.
. К слову, у Сократа иное, чем у Чжуана,  отношение к "разрешению...":
У него то как раз" В споре рождается истина".
И кто прав? 
Думаю, спор спору рознь. Где-то нужно доказывать истину,
а где-то - нет.
     03:23 25.08.2021 (1)
Влад, речь не об эпохе Чжуан-цзы (С)

У меня - о ней. О современности я написал после Вашего упоминания о производстве. 
Вы привели его высказывание, которое вам представляется интересным и даже актуальным и в наши

дни,  иначе зачем его было упоминать. Разве что для красного словца. (С)


Именно для него, для красного. А что? Разговариваем, обсуждаем, я одно рассказал, Вы другое... Смотришь, каждый что-то новое узнал. 
К слову, у Сократа иное, чем у Чжуана,  отношение к "разрешению...":
У него то как раз" В споре рождается истина".
И кто прав? (С)

 Сократ предположил, что в споре рождается истина. На это Менандр ему возразил, что в споре побеждает не истина, а дерзость и красноречие. Кто прав? Опять же Чжуан-цзы: "Выходит, ни я, ни ты, ни кто-либо другой не можем установить общую для всех истину". 

     09:46 25.08.2021 (1)
Кто прав? Опять же Чжуан-цзы: "Выходит, ни я, ни ты, ни кто-либо другой не можем установить общую для всех истину".

- вы противоречите самому  себе: заявив, что Чжуан-цзы прав, тут же приводите его цитату, согласно которой никто не может установить истину, то есть - быть правым.

Философские, мировоззренческие умозаключения красивы, мудры в целом, но коснись дело конкретики,
они могут рассыпаться в прах.
В споре на какую-нибудь тему, в которой один -профи, а другой - дилетант,
прав будет однозначно профи.
 
     10:15 25.08.2021 (1)
В Нисколько я не противоречу сам себе. Перечитайте цитату из Чжуан-цзы, а потом срравните со спором Сократа и Менандра. Чжуан, как раз, написал о том, что подобный спор не имеет разрешения. Что до "дилетанта" и "профи" - а Вы кого имеете в виду? Сократ, Менандр и Чжуан - кто из них кто? 
     10:18 25.08.2021 (1)
А что, кроме указанной троицы никто в мире не спорил и не спорит?)
Да вот же вы и я разве сейчас не спорим?)
Или посмотрите ленту комментариев: сплошь и рядом идут бурные споры.
     14:01 25.08.2021 (1)
Я? Спорю? О чем? Пардон, не заметил. Тогда сошлюсь на профи Эпикура - он сказал, что в споре выигрывает проигравший - тот больше узнает, чем теряет. Ваше право признать себя победителем или проигравшей стороной.
     14:20 25.08.2021 (1)
Вы мне пытаетесь доказать, что Чжуан исключительно прав, а я пытаюсь доказать,
что бывает прав-таки и Сократ  - это ли не спор? Спор - это отстаивание своего мнения каждым из
участников диалога (полилога). Что и наблюдается в нашем случае. Следовательно, мы спорим.

А победителей и побеждённых здесь нет... Философствовать, метафизировать словесно можно
до бесконечности.
Но жизнь жёстче, конкретней.
Реальный - практический - случай с невинностью
свершившегося факта определит правоту того или иного оппонента.

     22:26 25.08.2021
Не спорю. Dixi.
     09:58 25.08.2021 (1)
Красив мотылёк, легок и беззаботен.
А вот если бы философу (или не философу) случилось во сне превратиться в гусеницу?
или оказаться в тесном коконе?

Какие разные миры, как знать в каком окажешься ты.
     10:31 25.08.2021 (1)
Так ведь я не могу спросить у автора этого парадокса, я чисто изложил его историю в рифмованной форме. Если вспомнишь, когда-то обсуждался этот вопрос в нашем кругу, я тогда приводил стихо Шефнера "Под Кирка-Муола ударил снаряд в штабную землянку полка..." - там тоже похожая история. Как чудом выжившему поэту временами чудится, что вся его нынешняя жизнь - всего лишь сон, а на самом деле он видит этот сон в то время, когда его несут, полумертвого, на носилках в медсанбат. И он подозревает, что вот-вот умрет и сон-жизнь прекратится...
     12:21 25.08.2021 (1)
Ну я немного отвлеклась в своих размышлениях. Я подумала о красоте и легкости бытия, которая есть в полете мотылька. И подумала про то, что никто не думает о предшествующих этой легкости этапах жизни этого существа.

А сам парадокс мне очень интересен.
     13:54 25.08.2021
Я с работы выхожу, со смартфонаВечером отвечу.
     05:23 24.08.2021
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама