«Святовит в храме Арконы» | |
Предисловие: Слово аркучи встречается в форме арекучи и аркуще в древнерусской литературе одного периода, если расположить три цитаты по времени:
1. И се увидѣвъ, святыи Глѣбъ вразумѣлъ, што жь хотять его убити ... жалостно гласа спущаше к нимъ, арекучи: „Не дѣите мене, осподо моя и братья моя милая, не убивайте мене“.
2. «Ярославна рано плачетъ въ Путивле на забрале, аркучи: «О Ветре, Ветрило! Чему, господине, насильно вееши?» («Слово о полку Игореве»).
В "Слове" есть ещё один отрывок с этой же формой в момент сильного эмоционального накала: «Жены руския въсплакашась, аркучи: «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!»
3. "Туто поганые разлучишася розно и побѣгше неуготованными дорогами в лукоморье, скрегчюще зубами своими... аркуще так..." Задонщина, Унд., 248 (XVII в. ~ кон. XIV в.).
Также большое количество примеров, когда в старинных русских источниках зафиксировано выражение "а ркучи", "а ркуци", "а река" - изрекая, говоря - по смыслу ясно, но полемика в сети не стихает... А почему? А никто не понимает с кем воевал Игорь и что подразумевается под словом аркучи (отрывок из статьи, которую ещё не публиковал), но очевидно следующее, таки, всё ещё спорят. Основные версии - плачь по золоту и серебру, драгоценностям... Стихо посвящено одному слову, всё остальное - черновые наброски, скоро уберу из экса...
Аркучи по золоту и серебру...Слово «аркучи» сразило,
от язычества корней -
понесло нечистой силой
в Красный Рог читать Борей.
И до дней последних донца
в горяченные ладони,
помолюсь я Богу Солнца.
Скоро сам я буду в дони!
Здесь ладей в своём просторе
опрокинутых немало,
почервоневшее море
вверх полозьями качало.
Остров Рюген, храм Арконы...
На мысу, скале высокой
Храм стоит, а в нём икона...
И не взять его с наскока.
К делу церкви сердцем рьяный,
мчу я к острову скорей!
Впереди закат багряный,
паруса надул Борей.
О «Деяниях» - Арконы -
я наслышан, море мчит.
Корабельные драконы
в одеяниях пучин...
В клочья ту порвавши лопать,
вкруг Перуновой божницы,
наказать чужого жлоба...
О косицу бьёт косица.
Но, смеясь, с кормы высокой
молвит Эрик, нет препон!
Боривой теперь далёко...
Бьётся с немцем у Аркон!
Заплатили долг мы немцам,
и пришли, за Бога Ради,
чтоб отхлопать по гуменцу...
За хлеба пощупать сзади.
Расписными парусами
море синее покрыто.
Вот и Он! по ветру знамя
из божницы Святовита,
Храм Арконы, арка славы,
у полаб верховный Бог:
Святовит в лице Триглава,
в правой - лук, а в левой рог...
Помолившись на Дажьбога
(а его отец Сварог),
вызываю Дух я Бога,
семеню за сей порог....
И мольберт уже достал я,
на коленях и в мольбе...
У подножья пьедестала
преклоняясь, рок судьбе,
Напишу тут свой этюд я,
в чёрно-белом, декабря...
Разукрашу по полюдью:
Был у племени - руян...
У мерян, у чудь и веси,
шёл по Луге с Ильмеря.
Приходи, порядок бесит!
Вдруг опять услышал я...
Как послы сложили песни
их словене, окрестив...
Нет язычества чудесней,
да и за море пустив.
И гребут по Мсте и Луге,
и уроки раздают,
говорят о Роге - Луке,
Богу молят там и тут,
Не страшны реки пороги,
нам бы за море скорей!
И несут ладьи пироги
до Руси и Букварей...
Я вернулся из Арконы,
где поля от крови рдеют...
Там немецкие знамёна
под стенами уж не веют...
Боги зла и Чернобоги,
будут сниться до утра.
Изобилие из рога...
Боги Белые добра...
Слово «аркучи» сразило,
всё до кучи подсобрав,
где варяги, жили-были,
Сам ни разу не соврав...
Проезжая мимо Рога
к Роду Рода - на Рожны...
Бога Ради... Ради Бога -
Остров там, а где же мы?
Мне б узнать за это слово,
захожу в Роскильду я.
Проповедуют крестовый
те же «аркучи», друзья.
И смеясь, с кормы высокой,
молвит Эрик, нет препон!
Бор живой, но он далёко,
в мире с немцем у Аркон!
Разгромим теперь с нахрапа,
Всё славянское поморье!
Вся надежда, молят бабы
Преподобного Егорья...
С гор качали елей лапы,
мачта гнулась... треск щеглы.
Что-то с памятью мы слабы...
Возвращаясь с Каялы...
Ярославны плачь Боянов,
пушки с острова палят...
Ну а там, беспечно пьяны,
ладьи грешные, смоля.
Причитая - притчу Солнцу:
Всѣмъ тепло красно еси...
На забралах бурь эмоций,
что за аркучи?.. с Руси!
Пробежал я древний Ямбург
и попал в Яромарсбург,
впереди-де бриллиантом...
С Рождеством, Санкт-Петербург!
Как сапожник без сапог,
и за рог себя хватая,
не остался чуть без ног,
слово вещее, спасая...
Словом, дал себе, зарок,
побывать я у Буяна.
Заарканить божий Рог
к делу церкви сердцем рьяно,
Помогла одна девица,
вслед горюя и скорбя...
Бьёт косица о косицу.
До сих пор там, слёзы лья...
Я согласен, где язык мой?
Чай с княжною замутить...
Чтоб упёрлись головою,
и ни Думой сдумати...
Чтобы зла та потрепати!
Се ребра ни мало ли...
Как залезут во Палати,
не согнати блятей их...
В левой рог кипит и пучит,
изобильно семя льёт...
В левой лук его тягучий.
Святовит стоит и ждёт.
|
Послесловие: * русь - варяги, Рюрик с о. Рюген.
* Аркона — крепость и священный город на севере острова Рюгена, религиозный центр балтийских славян; в Арконе был храм их главного божества Святовита.
* Дони - датчане.
* Лопать - рвань.
* Роскильда - датский город, с X в. резиденция королей и епископов.
* Щегла - мачта; шест для флага.
* Косица - суженный конец вымпела.
* Гуменце - темя; бритое темя, тонзура - отличительный признак католического духовенства.
Гумно - Помещение, сарай для сжатого хлеба; площадка для молотьбы, ток; для сушки снопов - овин.
* Чернобог - бог зла, антипод Святовита.
* Перун (слав. миф.) - бог грома и молнии.
* Борживой I - первый исторический князь чехов c 870 или 872 года, во времена «призвания» Рюрика (862-879) ордером.
* стих по мотивам - БОРИВОЙ - Поморское сказание,
Но, смеясь, с кормы высокой
Молвит Кнут: «Нам нет препоны:
Боривой теперь далеко
Бьется с немцем у Арконы!»
автор Алексей Константинович Толстой (1817-1875), поместье Красный Рог на речке Рожок;
* Рожны - село, кто-то из дедов оттуда по линии рода моего отца;
* Аркона (Яромарсбург) - существовал до XII века - город и религиозный центр балтийского славянского племени руян.
Он был подробно описан современником-датчанином Саксоном Грамматиком в «Деяниях данов».
* Ямбург на реке Луге, он же русский город Ям (после Петра - Ямбург), ныне Кингисепп («сапожник») - граница с Эстонией. Прямая дорога по Луге с Ильменя в Залив и Данию. Основан новгородским боярином Иваном Фёдоровичем как крепость Ям в 1384 году.
* Святовит в лице Триглава - четвёртую не видно - Триглав горы в Словении у оз.Бохиньское, от Любляны чуть на запад - рекомендую...
* В пантеоне особо тесные связи соединяли Сварога с Дажьбогом, который называется в летописи сыном Сварога (ссылаясь на «Повесть временных лет» и «Слово о полку»), по всей видимости Сварога затмил иудо-христианский Бог Саваоф. Некоторые исследователи отождествляют Сварога со Сварожичем, который есть у балтийских славян (Радегаст) и Киевской Руси (олицетворённый огонь).
Святовит или Свентовит - бог войны и победы у части западных славян - Бог плодородия согласно «Mater Verborum», и противостоящий Чернобогу. Упомянут в «Славянской хронике» Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов», как главный бог - бог богов - храма при Арконе. В чешском словаре «Mater Verborum» упомянут Suatouyt - Ares, bellum, - что и послужило поводом к отождествлению Святовита и Белобога. Имя имеет славянское происхождение, что очевидно: свято вить (ви - жизнь), ср. Витьба, «свивая обе полы», витязь, воин, победитель. Вторую часть имени -wit/-vit в имени Swantevit, Zuantewith и Световит можно подвести к вед/ведам/vid («вид, зрение, облик»), но с какой целью? И так ясно, что языческий Бог... Световид (свет+видение, свет+знание), так руяне могли обращаться к некоему божеству, которое нельзя было называть прямо по имени. А учитывая время - наступает «наука» Палеология. Сварога затмил иудо-христианский Бог Саваоф. Проповедники обратили народ руян в христианскую веру и заложили на острове Рюген храм в честь мученика св. Вита. Но руяны отпали от веры и изгнали христиан. А затем и христиане раскололись. Самый известный князь ВКЛ - Витовт, великий князь с 1392 года, не получивший корону Речи Посполитой, т.к. был язычником по убеждению, хоть и трижды перекрестом.
Если сравнить иллюстрацию А. С. Кайсарова (1804) с иллюстрацией Саксона Грамматика (1834), то картинки «Световида» схожи лишь атрибутами. Лук и рог оказались не в тех руках (поменялись), у Грамматика в платье и босой, у Кайсарова обнажённый и в плетёной греческой обуви, крепко прижимая правой рукой Рог, размером не с Эльбрус, но до сердца от причинного места, тут:
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=436790
* фото: Статуя верховного бога полабских славян Святовита в храме Арконы, по описанию Саксона Грамматика.
24.12.2021, Санкт-Петербург.
|