Стихотворение «Медный Ангел»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка редколлегии: 7.5
Оценка рецензентов: 7
Баллы: 17
Читатели: 262 +1
Дата:

Медный Ангел

Глаза любят видеть, а ноги – ходить.
Не хочется дома весь день проводить.
Я выйду, я выйду хотя бы на час, –
Мне нравится мир, окружающий нас.
Мне нравится в парке беседка одна,
Что пенными струями окружена
Фонтана, как будто шампанское там
Стремится привет передать небесам.
В ней ангел, совсем как ребёнок на вид,
Босой на скамье, свесив ножки, сидит,
Сощурился, тёплому солнышку рад,
Как Пушкин курчавый, но без бакенбард.
Он вытянул тонкую шею вперёд,
А нос оказался до блеска натёрт
Касаньями тёплыми маленьких рук
Смешной детворы, что гуляет вокруг.
Приблизится время арктической тьмы –
Иван Николаев, гуляя с детьми,
Шарфом перевяжет холодную медь –
И дети всю зиму не будут болеть.
Однажды наш ангел куда-то пропал.
Решили, что кто-нибудь сдал на металл,
Но он возвратился назад невредим,
Народу на радость, а что было с ним –
Никто не ответил на этот вопрос.
Он снова на месте, блестит его нос.
Куда исчезал он – не стану гадать:
Глаза любят видеть, а крылья – летать.
Послесловие:
Спасибо Ляйсан Хутовой - первому читателю этого стихотворения.
Иван Николаев - просто хороший человек. 

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Медный Ангел

Глаза любят видеть, а ноги – ходить.
Не хочется дома весь день проводить.
Я выйду, я выйду хотя бы на час, –
Мне нравится мир, окружающий нас.
Мне нравится в парке беседка одна,
Что пенными струями окружена
Фонтана, как будто шампанское там
Стремится привет передать небесам.
В ней ангел, совсем как ребёнок на вид,
Босой на скамье, свесив ножки, сидит,
Сощурился, тёплому солнышку рад,
Как Пушкин курчавый, но без бакенбард.
Он вытянул тонкую шею вперёд,
А нос оказался до блеска натёрт
Касаньями тёплыми маленьких рук
Смешной детворы, что гуляет вокруг.
Приблизится время арктической тьмы –
Иван Николаев, гуляя с детьми,
Шарфом перевяжет холодную медь –
И дети всю зиму не будут болеть.
Однажды наш ангел куда-то пропал.
Решили, что кто-нибудь сдал на металл,
Но он возвратился назад невредим,
Народу на радость, а что было с ним –
Никто не ответил на этот вопрос.
Он снова на месте, блестит его нос.
Не стану, куда исчезал он гадать, –
Глаза любят видеть, а крылья – летать.


_______________________________

У нас образовался небольшой перерыв в рецензиях, вызванный моей поездкой на юга России. А теперь ещё вот ковид во второй раз привязался. Но дело надо делать, поэтому продолжаем.

_______________________________

Стихотворение мне понравилось. Доброе, складное.
А теперь подробней.

Глаза любят видеть, а ноги – ходить.
Не хочется дома весь день проводить.
Я выйду, я выйду хотя бы на час, –
Мне нравится мир, окружающий нас.


Обращаю внимание на то, что глагольная рифма сама по себе не криминал. Не лучшим образом воспринимается её обилие и тривиальные формы. К тривиальным относится неопределённая форма глагола. А здесь как раз тот самый случай: рифма «ходить–проводить», подкрепленная соседствующим глаголом «видеть». В итоге первые две строки как бы обещают, что далее стихи будут простоватыми. На это же намекают и употреблённые слова, обращаю внимание: «глаза», «ноги», «дома», «день», «час», «мир» - существительные; «я», «мне», «нас» - местоимения (замещают существительные, а, значит, к ним можно приравнять); «любят», «видеть», «ходить», «хочется», «проводить», «выйду», «нравится» – сплошь глаголы.
На вопрос «какой» отвечает лишь слово «окружающий». Союзы, частицы, предлоги – не считаем. Всё.

Но, к счастью, автор оказался интересней... И прежде всего смысловой составляющей стихотворения.

Мне нравится в парке беседка одна,
Что пенными струями окружена
Фонтана, как будто шампанское там
Стремится привет передать небесам.


Появляется определение «пенными» и сравнение с шампанским. А, как известно, определения, метафоры призваны украшать лирику.
Несколько сиротливо стоит слово «фонтана», которому не хватило места в предыдущей строчке.

«Там» - слово-вставка. Чувствуется, но не сильно портит.
Как определить слово-вставку?
Попробовать выбросить его из текста. Конечно, при этом нарушится ритм (вставку и делают для того, чтобы попасть в ритм). И если после изменения строка по сути ничего по сути не теряет, то значит слово было вставкой. Вставки бывают разные: бывают незаметные и вполне разумные (практически все поэты используют слова-вставки), но бывают «притянутыми за уши» - это другая крайность. В нашем случае «там» я бы определил в середину диапазона ;).

Проделаем эту операцию для самопроверки: "как будто шампанское там стремится привет передать небесам" ("там" не даёт никакой дополнительной информации, и так понятно, где это).

В ней ангел, совсем как ребёнок на вид,
Босой на скамье, свесив ножки, сидит,
Сощурился, тёплому солнышку рад,
Как Пушкин курчавый, но без бакенбард.

Он вытянул тонкую шею вперёд,
А нос оказался до блеска натёрт
Касаньями тёплыми маленьких рук
Смешной детворы, что гуляет вокруг.


Обращаю внимание на рифмы «рад–бакенбард» и «вперёд–натёрт». Казалось бы, такая неточная рифма с перестановкой букв некорректна. Но это не так. И дело не в том, что «теоретики так определили», но если прислушаться, то слух не реагирует на неё остро, как на некую дисгармонию, а, значит, гармония пусть и не идеальная, но присутствует. Порой нечто идеальное действует во вред, и лишь незначительное отклонение придаёт прелесть.

Некорректно применено слово «оказался».
Пример: «сунул руку в карман за деньгами – оказалось там их нет». Это слово – характеристика одного мгновения. В прошлом, пока не сунул руку в карман, это слово не применишь. И в будущем вторично не применишь, поскольку выйдет всё по-дурацки: «сунул руку в карман за деньгами – оказалось там их нет. Сунул снова – и снова оказалось их там нет. Сунул руку в третий раз – оказалось их там снова нет»… Ну вы поняли :)) Слово «оказалось» подходит только к текущему моменту и только к впечатлению действующего лица. Заново читаем авторские строки:

Он [медный ангел] вытянул тонкую шею вперёд, а нос оказался до блеска натёрт.

Характеристики медных скульптур быстро не меняются. Если ангел тянет руку вперёд, то он всегда её будет тянуть вперёд… Если не отрезать болгаркой :)). Натёртый нос – это так же не сиюминутное изменение скульптуры.
А слово «оказалось» можно применить для описания свежего, сиюминутного впечатления наблюдателя…
В итоге автора получается смешение постоянных во времени характеристик фигуры с сиюминутным впечатлением – стилистическая ошибка.

Надо бы как-нибудь по-иному. К примеру:

Он вытянул тонкую шею вперёд
И нос его медный до блеска натёрт
Касаньями тёплыми маленьких рук…


Идём далее:

Приблизится время арктической тьмы –
Иван Николаев, гуляя с детьми,
Шарфом перевяжет холодную медь –
И дети всю зиму не будут болеть.

Однажды наш ангел куда-то пропал.
Решили, что кто-нибудь сдал на металл,
Но он возвратился назад невредим,
Народу на радость, а что было с ним –


Чехарда со временем:
Изначально идет прошедшее и настоящее время (ангел «сощурился» и «сидит»).
Затем пошло будущее время («приблизится время», Иван Николаев «шарфом перевяжет»).
И вдруг снова прошедшее время («однажды наш ангел куда-то пропал»).

Будущее время не совсем на своём месте.
Рекомендовать избавляться от поступка Ивана Николаева совсем не хотелось бы... Но тогда его в прошедшее время перевести бы (или настоящее).

А можно было бы сделать явление повторяемым, а, значит, в будущем времени предполагаемым:

Приблизится время арктической тьмы,
И снова мой друг со своими детьми
Шарфом перевяжет холодную медь –
И дети всю зиму не будут болеть.


А ниже (если надо) поместить сноску с объяснениями, что за друг.

Никто не ответил на этот вопрос.
Он снова на месте, блестит его нос.
Не стану, куда исчезал он гадать, –
Глаза любят видеть, а крылья – летать.


«Не стану, куда исчезал он гадать»…
???
Возможно, он исчезал гадать на ярмарку гаданий.
;)
Такая смысловая ошибка возникает при разобщении связанных слов.
В данном случае связанные слова «не стану гадать» разделены большим расстоянием…, и получилось, что ангел улетал кому-то гадать… по руке… на счастье ;).
Корректней было бы: куда исчезал он – не стану гадать.

Стихотворение было бы в стиле «что вижу – о том пою» (не самый лучший в поэзии), но исправляют ситуацию: доброта, неожиданный поступок Ивана Николаевича и интересная концовка с намёком на то, что ангел куда-то улетал…, то ли чтобы размять крылья…, то ли по делам…, но вернулся, вспомнив, как нужен деткам его медный нос.

Пусть будет оценка 7 баллов. Довольно неплохо по моей шкале (где высшая 9).

Спасибо автору за приятные стихи! И дальнейших творческих удач!

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                          (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________


Оценка произведения: 7
Александр О. 10.09.2022
     16:39 07.09.2022 (1)
Улыбнулась.
     17:32 08.09.2022
Спасибо, это приятно.
Гость      21:33 11.08.2022 (1)
Замечательно и очень трогательно ! ????????
     16:47 12.08.2022
Спасибо, что прочитала.
Гость      16:56 06.08.2022 (1)
Замечательное стихотворение, браво! Я в восторге! 
     20:27 06.08.2022
Большое спасибо, Гость. Жаль не могу к Вам обратиться по имени.
     18:05 02.08.2022 (1)
Хорошо!!!!
     20:19 02.08.2022
Большое спасибо, Надежда!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама