Стихотворение «Я в осень ухожу...»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Городская лирика
Автор:
Баллы: 74
Читатели: 340 +1
Дата:

Я в осень ухожу...

Я в осень ухожу как в дым.
Как в лед вмерзаю. Постепенно.
Хоть и рисуюсь молодым,
Но поджимает все же смена.
Все тяжелее мне порой
Нестись на встречу с неизвестным,
Да и внучата, (Бог ты мой,
Когда успел-то?) - Как прелестны!
Давно не младший я в роду,
Пожалуй, вырос из нахалов,
Родня, опять же, раз в году,
Шутливо кличет аксакалом.
Но мне захочется однажды
Стряхнуть с себя столетья плен,
Вдруг вспомнить все, что было важным,
И не бояться перемен.
Чтоб сил - вагон, чтоб страсть - до дури!
Чтоб весело кутить и петь!
Забыть о седине, фигуре,
И лишь в глаза ее смотреть...
***
Я знаю, у последних врат
Святой апостол не утешит.
Промолвит тихо: Кайся, брат!
И каюсь я. Любовью грешен...


(2005)

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:44 27.12.2023 (1)
Здравствуйте, Александр! Ваши "размышления в рифму" мне по нраву, потому взяла в "Избранные". 
Вы для меня на такой высоте, что пока не решаюсь читать Вашу прозу. Стихи мне ближе и понятнее... 

Дерзну обратиться к Вам с просьбой. Если не в тягость - прочтите, пожалуйста, моё стихо "Слушай тишину". Если как-то отзовётся в Вас, буду рада услышать. 

https://fabulae.ru/poems_b.php?id=501541 

С уважением, Лена
     19:07 27.12.2023 (1)
Елена, спасибо за ваши слова - они могут быть бальзамом на душу любого автора, хотя я никогда не считал себя не то что поэтом, но даже стихотворцем (за исключением первых пяти-шести месяцев своей литературной биографии). И по прошествии двух десятков лет могу сказать, что, как мне кажется, проза у меня получается лучше  )) 
Скажите, что вас больше интересует - остросюжетное или романтическое, юмор, приключения, фэнтези, триллеры или мистика и "про любовь", и я вам посоветую, что можно почитать из моего на ночь. Небольшое и читабельное ))
Я с интересом прочитаю ваше стихотворение, но скажу сразу - оценку я давать ему не буду. Причина проста - я не очень хорошо разбираюсь в поэзии, хотя откровенную графомань от сильных строк отличить могу. 
     19:17 27.12.2023 (1)
Благодарю за ответ, Александр. Если графомань, то так и напишите, не стесняясь. Или скажите (как Вам удобнее). 

Фэнтези, триллери и мистика - это то, что читаю очень редко. Хотя была когда-то в восторге от прочтения повести-притчи "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". 

Пожалуй, больше про любовь, про жизнь...

     19:27 27.12.2023 (1)
А у меня все про жизнь, Елена - если не про свою, то про чужую. И эльфов с орками среди моих персонажей нет )
Про любовь у меня только "Рельсовый роман".
     19:34 27.12.2023 (1)
Значит, доберусь до Вашего "Рельсового романа" )) 

Спасибо! 

Рада знакомству! 
     19:36 27.12.2023
Рада знакомству!
==============================

Надеюсь, оно вас не разочарует ))

     19:36 19.04.2023 (1)
Просто восхитительные строки. Спасибо!
     21:30 21.04.2023 (1)
Вера, благодарю за прочтение и такую лестную оценку! 
Но, конечно же, эти строки нельзя назвать поэзией, это просто размышления в рифму. 
     22:48 21.04.2023 (1)
Я Вас понимаю, Александр. Полагаете, что поэзия нечто более высоко-сложно-отвлеченное? А мне по душе Ваши размышления в рифму - уверена, что это тоже - именно поэзия... А как быть тогда, например, с Евтушенко? - отрывок "В плотине - трещина!" из поэмы "Братская ГЭС". "...Жених при бабочке, забыв про моду, бежит прибавивши, как можно ходу...". Разве это стишок в рифму про бегуна? А в Вашем стихотворении Ваша Душа озадачена смыслом бытия и прикосновением к Вечности... Очень достойное занятие!
     23:15 21.04.2023 (1)
1
Полагаете, что поэзия нечто более высоко-сложно-отвлеченное?
========================================

Конечно же, сюжетная поэзия существует. Обычно это поэмы - от Гамлета до Теркина, от Евгения Онегина до Федота Стрельца. Но если говорить о "короткой" поэзии, то, на мой взгляд, она отличается от других видов литературы не только ритмикой и наличием рифм,  но, в первую очередь художественной образностью, метафоричностью, ассоциативностью, плотностью и концентрацией сильных выразительных средств - набором только этих, и никаких других слов. В талантливо написанных стихах невозможно изменить ни одно слово без потери смысла, силы, вектора, красоты, точности. Там каждое слово - в десяточку! Оно стоит как элемент в пазле - именно в этом месте. Другое не подойдет. Да и умение вместить в четыре строки или изобразить короткими штрихами всю Вселенную дано немногим )) 

     00:29 22.04.2023
Очень красиво ответили, Александр. И доступно (для тех, кто Лит. институт не посещал).
     21:33 21.04.2023 (1)
С Вас сняли ограничения на авторизацию...  

Надо Вам баллотироваться в редакторы.
     21:47 21.04.2023
Надо Вам баллотироваться в редакторы.
=========================================

Благодарю за доверие, Александр! Но есть несколько причин, по которым я сейчас этого делать не хочу. 
1. В одном из своих "гостевых" комментариев я сказал, что наступает очень сложный летний период - время отпусков, дач, путешествий... Это необходимо учитывать. И я в этом отношении не исключение - у меня грандиозные планы на ближайшие полгода.
2. Моя кандидатура вызвала бы бурю негодования со стороны некоторых очень "правильно настроенных" фабулян, а у меня нет желания строить здесь баррикады. 
3. Главное: у нас уже есть очень достойный кандидат - Магдалина Гросс, и я однозначно буду голосовать за нее. И хорошо, что она одна, поскольку у меня на примете были еще 3-4 кандидатуры, включая вас. Если бы еще кто-нибудь из них решил бы баллотироваться, мне было бы сложно сделать выбор.

     19:09 19.11.2022 (1)
Это ПРЕВОСХОДНЫЕ, наполненные настоящим оптимизмом и силой  строки!
Именно  так и надо ярко жить, и  условным "грехом" считать лишь любовь!
БРАВО!
     20:32 19.11.2022
Спасибо за такой эмоциональный отзыв, Стаси! 
     21:48 16.10.2022 (1)

Забыть о седине, фигуре,
И лишь в глаза ее смотреть...

Чьей фигуре?

В глаза фигуре смотреть?)
Если ее - это та, к кому грешен любовью,
то лучше все же Ее с прописной, хоть я это
и не приветствую.
В первой строке запятая не пропущена?
     22:58 16.10.2022 (1)
В глаза фигуре смотреть?)
==============================

Вы удивительно догадливы! ))
Запятая не всегда ставится перед "как". Мне кажется, что она здесь не нужна.

     16:00 17.10.2022 (1)
Вы не ответили на вопрос, о чьей седине и фигуре хочет забыть ЛГ?

И какой из пунктов правила сюда можно применить, чтобы не ставить запятую?
1. Оборот с союзом «как» поясняет глагол-сказуемое и имеет значение обстоятельства
образа действия. Его можно заменить наречием или существительным в форме
творительного падежа.
2. Союз «как» присоединяет оборот, в котором отсутствует сравнение. Такой оборот
с союзом имеет значение «в качестве чего-то».
3. Союз «как» является частью сказуемого.

     16:08 17.10.2022 (1)
Вы не ответили на вопрос, о чьей седине и фигуре хочет забыть ЛГ?
==================================================================

Простите, Эль Эф, я не верю в то, что вы не поняли о ком и о чем говорится в этих строках. Если вы настаиваете на том, что это следовало бы выразить точнее - я бы, наверное, что-то вам ответил. А играться в словесные кошки-мышки мне не хочется. Не интересно. Кстати, я не считаю это шедевром и даже стихами. Это ритмические размышления в рифму, не более того.
Что касается запятой перед "как", то я уже ответил вам - я считаю правильным именно такое написание. Если вас ответ не устраивает, я скажу иначе: я так решил. Надеюсь, вопрос закрыт ))
И последнее - этому "размышлизму" уже много лет. Он уже закостенел и скорее всего останется таким навсегда. Принципиально менять и переписывать его я не буду. Даже в угоду вам. И вы же не будете требовать от взрослого человека исправлять его детские рисунки.

     16:20 17.10.2022 (1)
Не в угоду мне, а в угоду смыслу, но дело, конечно, Ваше.)
     16:23 17.10.2022
Спасибо за понимание! )

     20:20 16.10.2022 (1)
)))) Александр... ДОСТОЙНО написано... с лёгким юмором...)))))
Мне понравилось... РЕСПЕКТ...)))
Дмитрий...
     20:57 16.10.2022 (1)
Благодарю за прочтение и такой отзыв, Дмитрий!
Кстати, "о понравилось": вы у меня читатель под номером 8888. 
И количество баллов вместе с вашими составили красивую цифру - 888!
Мне понравилось ))

     21:09 16.10.2022
)))) Гыыыыыы... забавное совпадение...)))))
     11:01 25.09.2022 (1)
Красиво и печально!
     11:04 25.09.2022
Спасибо, Петр! Но как я сейчас понимаю, я ошибался - печалиться тогда было еще слишком рано ))

     07:03 25.09.2022 (1)
Увиделось, такое длинное и изощрённое, признание в любви!?
И не только к жизни... и не только к женщине...

Судя по комментариям, автор терпим к замечаниям, и я по контексту выскажу пару (чисто стилистика, и просто пожелания).

Что-то слегка цепляет внимание вот эта часть:

Родня, опять же, раз в году,
Шутливо кличет аксакалом.
Но мне захочется однажды
Стряхнуть с себя столетья плен...


и далее по тексту.

Здесь созвучие двух "с" в нижней строчке читается как "стряхнуть себя". 
Понимаю также, что год написания (2005) повлиял на выбор слова "плен", так как только что закончилось столетие (и тысячелетие), совсем не простое для многих. А мне все ж хочется это слово на "тлен" заменить – так, мысли вслух. Аффтар жжёт, короче.

Вторая строка просится в варианте "Зовёт шутливо аксакалом...". "Кличет", в контексте всего стиха, имеет заметно просторечный оттенок, с моей точки зрения. 

UPD. Уже после отправки комментария, придумал такой вариант нижней строки: "Стряхнуть с души столетий плен" (или "тлен"?). Избавление от необязательного местоимения и стыка "с-с". В любом случае аллитерация по "с" приятно звучит.

И ещё вдруг обратил внимание на сочетание глаголов совершенного и несовершенного вида: "...захочется" (что сделать?) "...стряхнуть". Это в русском языке что-то типа "настоящее-будущее время". И вдруг смена на несовершенный вид: "И не бояться перемен" (инфинитив, практически чистое настоящее время). Я бы порекомендовал замену снова на деепричастный оборот: "Не испугавшись перемен".

С уважением, ПС.

     09:04 25.09.2022 (3)
Увиделось, такое длинное и изощрённое, признание в любви!?
=======================================================

Спасибо, Павел, за грамотный разбор! Вдумчивый, внимательный читатель у меня всегда вызывает уважение. И к замечаниям я совершенно терпим, хоть и не всегда с ними согласен.
Эти строки были написаны когда мне было 47 лет. Кризис среднего возраста со всеми вытекающими... Я к тому времени записывал свои "размышления в столбик" всего лишь года полтора. Как принято говорить "писал душой" - смело рифмовал "любовь-морковь", радуясь удачной рифме. О стопах, ударных-безударных слогах, мужской-женской рифме и прочих ямбах и пиррихиях имел очень смутное представление. Складно - и ладно! )) Это потом я кое-что понял, кое-что мне объяснили понимающие люди, но особенно когда передо мной появился великолепный образец современной русской поэтической лирики. С ним тягаться мне было не по плечу и я вовремя свернул с поэтической стези, ушел в прозу. Я не считаю себя поэтом, и если среди сотни моих работ найдется хоть одно четверостишие которое без натяжки можно назвать стихом (даже не поэзией!), я буду считать, что свою миссию в этой сфере выполнил.
Но это так, прелюдия. Вернемся к этому виршику.
Вы правы, это и подведение неких итогов, и признание, и благодарность. И к жизни, и к женщине, и к близким. Не совсем понял про изощренность. И как вы понимаете, я тоже долго выбирал между тленом и пленом. Решил, что про тлен говорить рановато ))
"Зовут или кличут?" Несмотря на схожесть этих понятий, они все же не тождественны. И вес, коннотация, эмоциональная окраска у них разные. "Зовут" - слово серьезное, обязывающее. "Кличут" - более простое, легкое и больше соответствующее обстановке на дне рождения. Что касается выражений "не бояться-не испугавшись", то и здесь вектора немного отличаются. Не испугаться - это одноразовое действие, а "не бояться" имеет продолжительность во времени.
И последнее: этому стишку уже почти два десятилетия. Оно уже закостенело, забронзовело. Пусть таким и остается. Как память, как памятник "пишущему душой" ))
Еще раз спасибо, Павел!

     10:42 25.09.2022 (1)

Решил, что про тлен говорить рановато ))

Понимаю Вашу самоиронию...

Но тлен (или плен) в отношении столетия-века, или периода в сто лет, имеет другую смысловую нагрузку. Особенно вспоминая про то, что было ровно сто лет до написания стиха – 1905 год и все последующие события ХХ века. Как раз сегодня это уже "тлен", разве не так? Или все это до сих пор держит "в плену"?
     10:51 25.09.2022
Павел, я так глубоко не копал, не забирался ))
В данном случае "столетье" это метафора и имеет отношение к возрасту - мол, полвека жизни уже не за горами. И за это время сдерживающих якорей-крючков накопилось немало. 

     10:10 25.09.2022

Не совсем понял про изощренность

Ну я слегка перегнул. Имелось в виду, что весть текст многое о чем, а само фактическое признание, обращенное к женщине, в одной строчке
     10:04 25.09.2022
Оно уже закостенело, забронзовело. Пусть таким и остается. Как память, как памятник "пишущему душой" ))

Ну да, авторское решение священно. Тем более как память о том периоде "писания душой". Говорю без иронии. Сам такой.
Я начал писать вообще в 50. Т.е. близко по возрасту к Вашему случаю. И тоже сначала – есть школьные знания о ямбах-хореях, и вроде достаточно. Но потом, выйдя лет через 10 в Сеть, быстро понял, где и что надо усиливать, дорабатывать в смысле знаний. Поэт ли я? – Не мне судить. С Вашим стихом выступил даже в роли критика (мягко), а говорят, будто это вообще не совместимо (не верю!). Кстати, у Фета в роли редактора-критика выступал не раз Иван Тургенев.

Интересен такой факт. В известном стихотворении Фета "Шепот, робкое дыханье..." первая строка имела такой вид:

Шепот сердца, уст дыханье.

А восьмая и девятая строки читались:

Бледный блеск и пурпур розы,
Речь – не говоря.


Вариант, предложенный Тургеневым, вошёл во все современные издания – первая строка уже процитирована, другие две строчки сейчас звучат так:

В дымных тучках – пурпур розы,
Отблеск янтаря...

Конечно, дотошный критик и тут скажет, что стык "р-р" тоже бы как-то поправить надо было. Но это – классика, ее не правят

     07:44 01.09.2022 (1)
Я в осень ухожу КАК в дым.
КАК в лед вмерзаю...


..а не много-ли "КАК"? Таки с 2005-го времени на подумать было много.  


.
     08:12 01.09.2022 (1)
1
Можете что-то предложить?

     19:58 01.09.2022 (1)
ЛГ вошёл как в дым и вмёрз, как в лёд..

Вхожу я в Осень, СЛОВНО в дым,
В ней растворяясь постепенно..

..и далее по тексту...
.
     21:34 01.09.2022 (1)
Благодарю. Но в этом варианте не та интонация, другой вектор и в конечном итоге иной смысл. Я уже не говорю про инверсии.
     21:38 01.09.2022 (1)
Инверсия?? Понятное дело, у КАКов вектор интереснее!
Удачи!)))
.
     22:16 01.09.2022 (1)
Одну можно было бы потерпеть. Но там две инверсии подряд. 
     22:21 01.09.2022 (1)
Ага...))
Таки оправдать свою глупость всегда проще, чем её исправить.


.
     22:23 01.09.2022
Уууу!.. "Остапа понесло" (с)
Всего доброго! Шагайте к умным, Несин.

     23:29 21.08.2022 (1)
1
Я люблю стихи об осени, поэтому сразу привлекло внимание название. И тут вдруг читаю об уходящем в "осень" человеке, причём, уходящем достойно, по-мужски. 
Мне очень понравилось стихотворение.
 
     23:50 21.08.2022
1
Спасибо за такой отзыв, Елена! ))

Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама