Думаю, последние Ваши слова можно распространить шире, не только на художников.
Маски будут сброшены в Вечности... М.б. в Джоконде, как в зеркале, каждый видит себя?..
"Когда воспринимаешь Джоконду и окружающий ее ландшафт как единое целое, не может не поразить контур змея, который вырисовывается за ее спиной. Он наиболее четко выступает в очертаниях дороги, вьющейся за ее правым плечом, и продолжается в накидке, переброшенной через левое.
В лице самой Джоконды тоже проскальзывает нечто неуловимо змеиное, прежде всего в ее губах, изогнутых тонкой усмешкой. Тени от уголков губ усиливают это впечатление".
М.Эпштейн
"существо, подобное призракам, – вызванное волей учителя, – оборотень, женский двойник самого Леонардо... Леонардо и мона Лиза подобны двум зеркалам, которые, отражаясь одно в другом, углубляются до бесконечности".
Я недавно читала статью где автор говорил об этом же. Что то что мы принимаем за возрождение было поруганием святых вещей и отход от человечности. Но я всё равно люблю это искусство. И картины, и литературу. Хотя знаю, что художники тогда творили, и поэты. И вообще, что творилось в этот период. Как и в серебряном веке. Красота никуда не девается.
Очень понравился этот верлибр. Столько сразу мыслей вызвал.
Спасибо, Светлана. Да, с одной стороны - расцвет искусства, а с другой - преступления Борджиа. Противоречивый образ Леонардо ещё интересен в романе Пера Лагерквиста "Карлик":
"Меня поразили эти жуткие уроды, и я до сих пор не могу оправиться от
потрясения, они до сих пор стоят у меня перед глазами. Почему именно это
занимает его фантазию? Почему он вызывает из небытия эти отвратительные,
призрачные образы?
Что же должен представлять собой тот, кто производит подобное на свет?
Кто упивается всеми этими ужасами, кого так тянет к ним?
Когда смотришь на его надменное лицо, в котором, надо признать, есть и
благородство и утонченность, то просто не верится, что эти гнусные
картинки - его детища. И однако, это так. Тут есть над чем задуматься.
Должно быть, все эти безобразные твари обитают в нем самом, как и все
прочее, что он производит на свет.
Нельзя не задуматься и над тем, какой у него был вид, когда он меня
рисовал, как он вдруг переменился и стал словно другим человеком: этот
неприятный, острый взгляд, холодный и странный, и новое выражение лица,
страшно жестокое, - сущий дьявол.
Просто непостижимо, что этот же самый человек создал такого
непорочного, просветленного Христа за братской трапезой".
Маски будут сброшены в Вечности... М.б. в Джоконде, как в зеркале, каждый видит себя?..