Итальянская народная поэзия в XIII веке, опираясь на творчество провансальских поэтов, развивалась очень быстро. Первым автором, который обратил внимание на теоретические основы сонета, был Данте. К тому времени, когда он написал свой трактат «De vulgari eloquentia» («О народном красноречии» – название парадоксальное для того времени) сонет процветал уже в течение семидесяти лет. К концу XIII века было написано уже около тысячи сонетов, почти все – на итальянском языке (то есть на одном из его диалектов). Было испробовано большинство разновидностей его формы и возможностей его предмета. Франческо Петрарка, писавший в середине следующего столетия, унаследовал уже очень сложный поэтический инструмент. Сонет вошел в народную поэзию Испании в середине XV века, Англии и Франции – в начале шестнадцатого, в Германии – в начале семнадцатого.
История русского сонета ведёт отсчёт с 1735 года (XVIII век), когда Тредиаковским был переведён с французского языка один из сонетов Жака де Барро. Периоды расцвета сонетной формы пришлись на «золотой» и «серебряный» век русской поэзии.
СОНЕТ II
Сонет российский с восемнадцатого века,
ведёт отсчёт во времени неумолимо.
Она, единственная Альфа и Омега,
поэзией, любви возвышенной, творимой.
Спокойной нежностью пленяет неизменно,
зовёт в янтарные объятия рассвета,
горячих солнышек в оправе изумрудной,
весны чудесной сокровенного секрета.