«И.Е. Репин «Бурлаки на Волге», 1870-1873» | |
Предисловие: Столичный житель Репин в деталях впервые наблюдал бурлацкий труд на Неве. В 1870 году отправился на Волгу, чтобы познакомиться с фактурной натурой и поработать над зарисовками. Сочувствие художника тяжелой доле бурлаков видели во множестве деталей. Наблюдательные исследователи заметили и перевёрнутый российский флаг на барже, и «клетку с русалкой» там же, и обвязанный верёвкой камень на переднем плане картины - предполагалось, что в этих нюансах Репин зашифровал, насколько в царской России все прогнило, и в каком отчаянии находится простой люд, готовый к переменам. Возможно, так оно и было... так оно и есть. Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», 1870-1873 год.
Почему мы не видим символы?Мне на Неве писать не хочется,
ну, что увижу снова тут?
Картина - символ одиночества,
изобразить бурлацкий труд -
Мне подсказала суть символики,
торговый в греки путь варяг.
Тянуть не могут алкоголики,
ну, а тем более, моряк...
Любовь не купишь, не подделаешь,
да что там долго говорить...
Когда закончил свою Сеятель,
я взялся Символ сотворить.
На полотне представил вечное,
тянувших судно, бурлаков...
В них что-то было... Человечное.
На Волге не было... Волов.
Есть в Этом что-то символичное,
а каждый символ это знак!
И вот пишу - сугубо личное...
А накось выкуси! - за так.
На полотне кривые линии,
овальный цирк, тореадор...
С икрой полна тарелка блинная...
Я сразу понял, перебор.
Тащили грузы свои волоком..!
Но шли упёрто на Босфор -
Варяги в греки, где-то Вологдой,
а где-то волок через бор.
И корабли ховали Волховом,
и даже сереньким волчком.
Вола увидят - ты нам по hую,
Мы тянем Вышним Волочком..!
И Волгоград с рекою Волгою,
и Волчье озеро - в баул...
Плывёт Олег (трезуб наколкою),
Привет, священный Истамбул!
Хочу Вам щит свой присобачить тут
за баню вольную купцу.
Купцу гостиницу бесплатную!
Собаки брешут, но не врут!
Почём, скажите, Ваши тёлочки?
Готов полушку забашлять.
Поставлю дома возле ёлочки.
Стишки ей буду сочинять...
А сам гляжусь в картину Репина...
Илья Ефимыч, ох и плут!
То волю вырядит отрепьями.
То флаг царёв перевернут...
Я уберу «русалку в клеточке»,
с «верёвкой камень» уберу...
И пароходик белый в сеточку,
дымит колечками в трубу...
Но это разве ныне Символы?
Да их и знак не назовёшь.
Один мозги все изнасиловал.
Другой любил скота падёж...
Их дно с камнями и ухабисто,
а я поставлю как броню!
Я буду краше сиволапистых,
посуду в лавке перебью...
Пошлю всех на с картиной Репина!
И пусть я буду сиволап,
но никогда не кину жребия,
чтобы во мне нашли... вола б.
Сниму штаны, а пусть потешатся,
а им хоть кол теши на лбу...
Кукушка выскочит, скворечница,
и прокукует три му-му...
Ах, этот символ, высший качеством!
Ах, эта линия в юдоль.
А Оле нравится чудачество.
Тавро набито: Б плюс Ол...
Мне на Неве писать не хочется,
Поэт всегда - бурлацкий труд,
и миг у времени пророчеству.
Как слову выдуман маршрут.
Картина - символ одиночества:
Язык воистину - бурлак.
Кто по Валдаю, знать мне хочется,
какой прошёлся... вурдалак?
02.02.2024, Санкт-Петербург
|
|
Вспомнилась цитата: «Бурлаки приуныли. Картина плывшего мимо утопленника заставила задуматься всех» (Мамин-Сибиряк Д. Н., Бойцы).
Люди во все времена придумывали символы и придавали им особый смысл, чтобы таким образом выразить себя, свои чувства, страхи, мечты о лучшем будущем, переживания за настоящее.