Стихотворение «Гамлет актт 3 сцена 2 Шекспир»
Тип: Стихотворение
Раздел: Переводы
Тематика: Переводы
Автор:
Читатели: 43 +1
Дата:

Гамлет актт 3 сцена 2 Шекспир

СЦЕНА 2
                Там же. Зал в замке.
                Входят Гамлет и трое актеров.

    Гамлет.
Читайте монолог,  как я читал:
Пускай слова приплясывают в танце,
Но широко не раскрывайте рот,
И не пилите воздух зря руками,
Умеренность, умеренность во всём -
Она придаст потоку, буре плавность.
Скорбит душа, когда здоровый парень
Парик напялив, страсти рвёт в лохмотья,
Чтоб зрителей партера оглушить.
Понятны им лишь шум, и пантомима.
Такого парня нужно сечь кнутом,
За то, что Ирода хотел переиграть,
За то, что он ни в чём, не зная меры,
Ломается и воет, как злодей,
Под крики обезумевших людей.
Такого я прошу вас избегать.
Первый актёр.
За это, ваша честь,  ручаюсь я.
Гамлет
Не будьте робкими, пусть здравый смысл
Вам действие со словом согласует,
А слово с действием. Учитесь у природы,
Естественность и смысл, и цель игры,
В которой добродетель себя видит,
Как в зеркале, а хватишь через край
За смех невежд, ты огорчишь достойных,
Чьё мнение ценней похвал невежд,
Заполнивших всё здание театра.
Таких актёров видел, и слыхал
Как их глупцы, хваля, превозносили,
Когда они и пыжились, и выли,
И больше походили на зверей,
Чем на природой созданных людей.
Первый актёр
Мы рады были выслушать совет,
Надеемся, у нас такого нет.
Гамлет
Ловлю на слове, Комики, играя,
Пусть говорят лишь то, что написал,
В ход действия, с кривляньем не встревая,
За похвалы и смех тупых мещан.
Тщеславие глупцов не поощряйте.
Надеюсь, вы всё поняли – ступайте.
Актеры уходят; входят Полоний, Розенкранц и Гильденстерн.
Ну что, милорд, желает ли король
Присутствовать на нашем представленье?
Полоний
И королева также в нетерпенье.
Гамлет
Тогда спешить актёров попросите.
                Полоний уходит.
Не можете ли их поторопить?
    Розенкранц.  |
                } Спешим, спешим, милорд!
    Гильденстерн. |
                Розенкранц и Гильденстерн уходят.
    Гамлет.                Где, ты, Горацио!
                Входит Горацио
    Горацио. Я здесь, мой принц, всегда готов к услугам.
    Гамлет.
Ты самый справедливый из людей,
С  которыми  за жизнь пришлось общаться.
Горацио. О дорогой милорд...
Гамлет.
Не думай, что я льщу. Какая польза
Льстить беднякам? Дохода им хватает
Себя обуть, одеть и прокормить.
Язык подлизы роскошь услаждает,
Колени гнёт  и льстит, где прибыль ждёт.
Моя душа с тех пор себе хозяйка,
Как научилась различать людей.
Среди других отметила тебя.
Ты стойко перенёс свои страданья,
За радость и беду благодарил,
Не гнулся, не ломался, для фортуны
Ни скрипкою, ни флейтой не служил,
Не пел ту ноту, что она хотела.
Ты отказался быть рабом страстей,
Поэтому люблю тебя всем сердцем,
Но не об этом речь. Сегодня представленье,
Одна из сцен о гибели отца,
Чтобы помочь рассеять мне сомненья,
Внимательно за дядей наблюдай.
Я взглядами вопьюсь в его лицо,
Потом обсудим всё, что мы увидим.
Горацио
Согласен вам  помочь искать улики,
Но, если он их всё же украдёт,
Я уплачу за всё, что пропадёт.
Гамлет
Они идут сюда смотреть спектакль,
Мне нужно притвориться беззаботным.
Займите место.
Трубы и литавры. Датский марш. Входят король, королева, Полоний, Офелия, Розенкранц, Гильденстерн, свита и стража, несущая факелы.
Король. Как поживает наш племянник Гамлет?
Гамлет.
Здоров. Питаюсь, как хамелеон.
Глотаю воздух полный обещаний,
Но этим не откормишь каплуна.
Король.
Как увязать меня с твоим ответом?
Слова, что произнёс ты не мои.
Гамлет. Теперь и не мои {176}. (Полонию.)
Милорд, я слышал, что когда учились
С успехом вы на сцене выступали?
Полоний. Да, выступал, был не плохим актером.
  Гамлет. Любимую роль можете назвать?
Полоний.  Был цезарем. Брут убивал меня.
Гамлет.
Брутально было  убивать ему
такого  капитального теленка.
Готовы ли актеры посмотрите?
    Розенкранц. Готовы и ждут вашего приказа.
Королева. Иди сюда, мой Гамлет, рядом сядь.
  Гамлет. Металл попритягательней найдётся.
  Полоний. Вы слышите? Похоже, прав был я.
  Гамлет. Сударыня, могу лечь на колени?
  Офелия. Нет, добрый принц!
  Гамлет. А голову склонить?
    Офелия. Пожалуйста, мой милый принц, кладите.
    Гамлет. Вы думали, сказал вам непристойность?
    Офелия. Я ничего не думала, милорд.
    Гамлет. Лежать между ног девушки - забавно.
    Офелия. Что мне сказать хотели этим вы?
    Гамлет. Вам, лично ничего.
    Офелия. Вы  пошутили?
    Гамлет. Кто, я?
    Офелия. Да, вы.
    Гамлет.
Я - несравненный сочинитель джиг.
Как и другие веселиться рад.
И, мать не может скрыть весёлый взгляд,
А, ведь, отец лишь два часа, как умер.
Офелия.  Два раза по два месяца прошло.
Гамлет.
Так долго? Пусть тогда черт носит траур,
А мой наряд украсят соболя.
О небо! Неужели не  забыт?
Тогда великий должен строить церкви,
Чтобы о нём мы помнили пол года.
Иначе о нём думать перестанут,
Как сказано о лошади в стихах:
«Увы и ах! Увы и ах!
Зарыв коня, забыли прах!»
Играют Гобои.  Начинается  пантомима.  Входят  король  и  королева,  любовно обращаются  друг с другом: королева обнимает короля, он - ее. Она становится на  колени  и  жестами  выражает  свои  чувства.  Он  поднимает ее с колен и склоняет  голову ей на плечо, затем опускается на ложе из цветов. Она, видя, что  он  заснул,  уходит.  Тотчас  же входит человек, снимает с него корону, целует  ее,  вливает  яд  в  уши короля и уходит. Возвращается королева. Она видит, что король мертв и жестами выражает отчаяние. Снова входит отравитель с двумя или тремя статистами и делает вид, что скорбит вместе с ней. Мертвое тело  уносят.  Отравитель  добивается  благосклонности  королевы, поднося ей подарки.  Сначала  она  как будто не соглашается, но, наконец, принимает его любовь. Актеры уходят.
Офелия. Что это означает, милый принц?
Гамлет
Змей искуситель, соблазнитель Евы,
Как ни зови в итоге – злодеянье.
  Офелия.
Немые нам пересказали пьесу.
                Входит Пролог.

    Гамлет.
Узнаем всё от этого пройдохи,
Актёры хранить тайны не умеют
С рождения до смерти - болтуны
Офелия. Он объяснит нам пантомиму?
Гамлет.
Он вам, что захотите объяснит,
Коль вам не помешает слушать стыд
Офелия. Вы злой и гадкий, начинайте пьесу.
Пролог.
Прошу о снисхождении
Для нас и для трагедии.
Гамлет. Взамен пролога надпись на кольце?
Офелия. Да, коротко!
Гамлет. Как женская любовь.
                Входят два актера: король и королева.
    Король на сцене.

Уж тридцать раз, замкнула круг по небу
Над морем и землёй упряжка Феба,
И тридцать дюжин лун в урочный час
Заёмным светом радовали нас,
    Королева на сцене.
Пусть солнце  и  луна  заставят  нас
За ними наблюдать не меньше раз,
Пока наступит час конца любви,
Но – горе мне! Болезнь у вас в крови.
Грустите, на себя вы не похожи,
Волнуюсь, но тревожить вас не гоже.
У женщины - любовь и страх равны,
Их или нет, или они сильны.
Пока мы с вами шли к единой цели,
Мою любовь узнали вы на деле.
Сомнения рождают охи, ахи,
Из пустяков растут большие страхи,
А с ними любовь женщины растёт,
Где много страха, там любовь цветёт.
Король на сцене.
Клянусь, что я уйду из мира скоро
Слабеет тело, гаснет зоркость взора,
А ты останешься в почёте и любви…
Королева на сцене.
О, слово на лету останови,
Умру, но предавать тебя не буду!
Пусть буду проклята, когда тебя забуду!
Второго мужа только та найдёт,
Кто первого до смерти доведёт.
Гамлет.
Остынь, остынь, остынь, остынь!
Твои слова, как горькая полынь.
Королева на сцене.
Второй раз замуж не любовь влечёт,
А выгода и низменный расчёт.
В постели мужа убивают снова,
Когда целуют без стыда второго.
Король на сцене.
Я  верю,  что  ты  искренна сейчас,
Но будущего своего не знаем:
Решения изменчивы у нас,
Их очень часто мы не выполняем.
Намеренье, как несозревший плод
Сильней всего, когда его рождаем,
Созреет, упадёт и пропадёт,
Свой долг перед собою забываем.
Пока горим, нам клятв в любви не жаль,
Забудем их, когда погаснут страсти,
Меняет крайность: радость на печаль
Печаль на радость, счастье на несчастье.
Порой судьбой командует любовь,
Порою на любовь судьба влияет,
Вопрос не разрешим: ведь каждый вновь,
Кто из двоих сильнее сам решает.
Бедняк в удаче - враг спешит дружить,
Друзья уходят, лишь богач нищает,
Умеет ложь нужда изобличить,
Любовь и друга бедность проверяет.
Покончим с тем, с чего я начинал:
Не все свои  желания исполняют,
Клянутся: Не остынет чувств накал!
А пыл пройдёт, про клятвы забывают.
Желания не связаны с судьбой,
Мечты и планы время разрушает,
Клянёшься мужу верной быть женой,
Глядь, клятва вместе с мужем умирает.
Королева на сцене.
Пускай земля оставит без еды,
А небеса без света и  воды!
Судьба, сверх меры загрузи делами,
Заставь трудиться днями и ночами!
Без радости запри меня в темнице,
Пусть сердце никогда не веселится,
Живёт во тьме без веры, без отрады,
Не ждёт себе ни счастья, ни пощады.
Пусть неудача следует за мной,
Когда тебя заменит мне другой!
Гамлет. Посмеет ли она нарушить клятву?
Король на сцене.
Такую клятву не возьмёшь обратно.
Любимая, оставь  меня  на  время;
Пусть сон облегчит тяжкой жизни бремя.
Королева на сцене.
Пусть спит твой мозг, (король засыпает) а с ним и наши беды.
(Уходит.)
Гамлет.
Теперь найдётся тема для беседы.
Понравилась вам пьеса, госпожа?
Королева.
Она по сердцу режет без ножа,
Уж, слишком много леди обещает.
Гамлет. Она своих решений не меняет!
Король.
Вы знаете всё содержанье пьесы?
Не оскорбит ли наши интересы?
Гамлет.
Нет, нет, актёры шутят, нас смешат.
Намёком никого  не оскорбят.
Король. Как пьеса называется, откройте?
    Гамлет.
Мне, Черт возьми, и говорить неловко,
Название простое - Мышеловка.
Она расскажет про убийство в Вене,
Король Гонзаго, а жена Баптиста.
Коварная история, со смыслом.
Но нам то что, мы все душою чисты,
Пускай дрожит и корчится больной,
У нас загривок цел.
                Входит Луциан.
То Луциан
                племянник короля.
Офелия.            У нас вы вместо хора?
Гамлет.
Я мог бы и посредником служить
Меж вами  и  любовником, но скучно,
Быть зрителем комедий не сподручно.
Офелия. Как вы остры, милорд, как вы остры.
Гамлет.
Немало бы пришлось вам постонать,
Чтоб тупость жалу моему придать.
Офелия.  Ну и язык! Хватили через край!.
Гамлет.
И у мужей жизнь с жёнами не рай.
Актёр, убийца, хватит корчить рожи,
Пока не вылез, как змея из кожи.
Быстрее покажи нам, как мир чёрен -
" Взывает к мести каркающий  ворон "
Луциан.
Рука крепка, план чёрен, яд надёжен,
Сообщник время шепчет: В добрый час!
Никто меня не видит, не тревожит,
Колдун сварил настойку на заказ
Из трав три раза, проклятых Гекатой,
Три яда влил, три ночи колдовал,
Теперь и  злом, и магией богатый,
Яд отомстит тому, кто мне мешал.
(Вливает яд в ухо спящего.)
Гамлет. Он отравил его, крадя корону.
Мне кажется, что это про Верону,
Писалось и давно, и  вдалеке,
На дивном итальянском языке.
Сейчас убийца будет соблазнять
Вдову на свадьбу траур поменять.
Офелия. Король встает.
Гамлет. Он, что огней фальшивых испугался?
Королева. Что с вами, не помочь ли вам, милорд?
Полоний. Довольно, представленье прекратить!
Король.
Мне нужен свет.  Огня я ухожу!
Все. Огней, огней, огней! {188}
                Уходят все, кроме Гамлета и Горацио.
Гамлет.
«Когда лось ранен - он ревёт,
Когда здоров, копытом бьёт.
Кто крепко спит, кто сторожит
На этом мир века стоит.»
Сэр, разве  эта  декламация  и лес перьев на голове –
да  две  провансальские  розы  на  башмаках  с  вырезами,
Когда  судьба  ко  мне  враждебна станет 
не обеспечат цельный пай в актерской своре?
Горацио. Пол пая.
Гамлет. Нет, цельный пай.
«Взгляни внимательно Дамон
На королевский трон.
Был для Юпитера престол
Теперь на нём царит « осё  тр.»
Горацио. Могли бы сказать и в рифму.
Гамлет.
О, добрый друг, дам тысячу в заклад,
За то, что призрак  не соврал про яд.
Что думаешь?
Горацио.  Согласен с вами добрый принц.
Гамлет. Когда заговорил об отравленье?
Горацио. Вовек, не позабуду впечатленье.
Гамлет. Ха-ха! Эй, музыка! Флейтисты!
"Коль королю спектакль наш не по нраву,
Прервать его король имеет право.»
  Эй, музыка!
                Входят Розенкранц и Гильденстерн.
Гильденстерн.
Добрейший принц, послушайте меня,
Я вам хочу сказать всего лишь слово.
Гамлет. Хоть повесть целую.
Гильденстерн. Прекрасно, наш король...
Гамлет. Да, сэр, что с ним такое?
Гильденстерн. Расстроен он и болен тяжело.
Гамлет. Что перепил?
Гильденстерн. Нет, думаю от желчи.
Гамлет.
Врачу об этом сообщить мудрее,
Ведь, если я начну его леченье
Боюсь, что разольётся желчь сильнее.
Гильденстерн.
Мой добрый принц,  ведите  речь всерьёз,
Не обходите стороной вопрос.
Гамлет. Стараюсь, сэр. Что скажете ещё?.
Гильденстерн.
Мать – королева в крайнем огорченье
Направила меня с посланьем к вам.
Гамлет. Входите, просим.
Гильденстерн.
Нет, добрый принц, любезность здесь не к месту.
Коль вам угодно, мне ответьте здраво,
Тогда смогу я выполнить приказ.
А если нет, прошу вас, дайте право
Уйти, не медля, кончив всё тотчас.
Гамлет. Сэр, не могу.
Гильденстерн. Чего, милорд?
Гамлет.
Ответ дать здравый, ум мой хворый
К услугам  вашим, а верней,
К услугам доброй матери моей.
Поэтому переходите к делу,
вы  говорите мать
Розенкранц.
Она сказала:
Что на спектакле ваше поведенье
Её повергло в грусть и изумленье.
    Гамлет.
Я дивный сын раз изумил так мать.
Ну, а теперь хотелось бы узнать:
За этим изумленьем по пятам,
Чего ещё от матери ждать нам?
Скажите?
Розенкранц.
Мать просит вас зайти к ней перед сном
Чтоб мирно побеседовать вдвоём.
Гамлет.
Без промедленья выполним приказ,
Будь матерью она, хоть, десять раз.
Ещё у вас ко мне найдётся дело?
Коль есть вопрос, то задавайте смело.
Розенкранц. Когда - то вы милорд, меня любили.
Гамлет.
И все еще люблю. Клянусь  руками,
Крадут и грабят, посмотрите сами.
(Показывая на свои руки
Розенкранц.
Своей проблемой поделитесь с другом,
Доверьтесь мне, всегда готов к услугам.
Гамлет. По службе я не двигаюсь вперёд.
Розенкранц.
Побойтесь Бога принц! Король всю страну
Вас объявил наследником престола!
Гамлет.
Слыхать, слыхал, но вот, какое дело,
Коль тонко прясть, придётся долго ждать.
Пословица давно заплесневела,
Поэтому её должны вы знать.
                Входят актеры со свирелями.
Свирели! Славно, мне одну дадите?
Два слова вам наедине: Чем вам не мил?
Стараетесь зайти всё время в тыл,
Быть может, в западню загнать хотите?
Гильденстерн.
Прошу простить, милорд, коль слишком смел,
Я искренность вам доказать хотел.
Гамлет. Я что-то вас не очень понимаю,
Сыграйте на свирели, я внимаю.
Гильденстерн. Её я даже в руки взять не смею.
Гамлет. Прошу милорд.
Гильденстерн. Простите, не умею.
Гамлет. Я умоляю вас.
Гильденстерн. Не знаю, как начать.
Гамлет.
Но это, так же просто, как и лгать.
Тут дырочки вам нужно закрывать,
Сюда подуйте, и ответит трелью.
Вот это – клапаны
Гильденстерн.
Я не умею  ими управлять,
Чтоб радовали вас свирели звуки,
Не приспособил Бог ни слух, ни руки.
Гамлет.
Как низко же вы ставите меня!
Вам хочется играть мной, как свирелью,
Узнать все ноты, выведать все тайны,
Чтоб я, как дудка душу вам открыл.
Свирель разговорить вы не способны,
Как, чёрт возьми, вам в голову пришло,
Что управлять мной проще, чем свирелью?
Считайте меня, хоть, за барабан,
Но вам, играть на мне, талант не дан!
                Входит Полоний.
Пусть, сэр, вас Бог благословит!
Я выполняю волю королевы,
Она желает с вами говорить,
И говорить немедленно, сейчас.
Гамлет. Вон облако похоже на верблюда!
Полоний. И в самом деле, вылитый верблюд.
Гамлет.
Теперь я вижу точно - это ласка.
Полоний. Сомнений нету, спинка, как у ласки.
Гамлет. И, всё таки, скорей, как у кита?
Полоний.  Согласен, на кита весьма похожа.
Гамлет. Тогда я к своей матери пойду.
( В  сторону. Они меня без устали дурачат,
Пора понять зачем, что это значит?)
(Вслух.)
Сейчас приду.
Полоний. Так и скажу. (Уходит.)
Гамлет. Легко сказать "сейчас". Оставьте одного.
                Уходят все, кроме Гамлета.
Теперь  настало время колдовское,
Во тьме могилы разверзают пасти,
Дыхание зловонное, густое
Людей лишает над собою власти.
Могу пить кровь, вершить дела такие,
Что задрожал бы, их увидев, мир,
Безумие внушают мысли злые,
Богов сменил языческий кумир.
Спокойнее!  Мать ждёт. Душе Нерона
Я в грудь свою дорогу прегражу!
Из верности  к священному закону,
Для мести свой  кинжал не обнажу.
Пусть мой язык и сердце лицемерят,
Дав волю злу, клянёт её язык,
Пылая, сердце плачет от потери,
Выплёскивая  ярость в грозный рык.
Он грудь мне рвёт, и не даёт дышать,
Но руку я не подниму на мать.
(Уходит.)

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама