Стихотворение «глифики»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 15 +2
Дата:
Предисловие:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
…Пойдем туда,
где все сейчас грустят.
Пускай они узрят, что в мире зла нет.
Пойдем туда, где реки все блестят,
как твой кинжал, но плоть ничью не ранят.
Пойдем туда,

где ждут твои стада
травы иной, чем та, что здесь; где снится
твоим шатрам тот день, число когда
твоих детей

с числом песка сравнится…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
(Иосиф Бродский. Исаак и Авраам)

глифики

В природе всё резонно... Суть вещей в ней сводится к тому, что мир изменчив.
Не так журчит по осени ручей, а в небе вместо сини чаще млечность.
Уютно быть в дремотном полусне, раскачиваясь мерно, словно Будда...
Там — побывать с собой наедине и не считать растерянно минуты.
 
Деревня спит в преддверии зимы… Не слышен лай собак и ругань уток, –
пространство тонет в сумерках немых без песен, болтовни и прибауток.
Застыл, как сфинкс, на лавке серый кот, недавний пыл угрюмо вспоминая;
в хлеву корова медленно жуёт  пучок травы, накошенной ей с мая…
 
Октябрь уходит... он исполнил роль, собрав листвы сухой аплодисменты.
Ноябрь готовит пряность на рассол и прочие пикантные презенты.
С утра шёл дождь... поплакал и утих сбежал в тоске к соседнему посёлку.
Ему на смену с высей ледяных  просыпалась крупа... но ненадолго.
 
Едва осевши рваной полосой, колючий снег растёкся, как чернила,
и заструился пепельной слезой  под мостик из кедрового настила.
Во всём сквозит размеренность, покой, как будто мир охвачен постоянством,
а если вдруг терзаешься виной, то это лишь намёк... на кантианство...
 
«Ничто не вечно», – был Сенека прав... с Екклесиа́стом кто не согласится?
Когда стоишь у тайных створок в Навь, всё в этой жизни узы и темница.
Блик от луны скользнул в дверной проём, посеребрив на лестнице перила,
где бабочка с изломанным крылом, заснув навеки,  гли́птикой застыла...
Послесловие:
Иллюстрациярепродукция картины художника Дмитрия Левина
 
*(1) кантианство концепция, основанная на глубочайшем анализе познавательного процесса. О том, каковы вещи сами по себе, – полагал Иммануил Кант, – мы ничего не знаем. Мы знаем лишь явления, то есть представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства, т.е. предметы существуют вне и независимо от сознания, однако их сущность непознаваема. Познаваемо лишь внешнее, доступное ощущению.
*(2) Екклесиаст — книга, согласно раввинской традиции, написанная царём Соломоном, провозгласившая (1:2): «Суета сует! Всё — суета!»; в последующем стихе задаётся основной экзистенциальный вопрос, которым пронизана остальная часть книги: «Какая польза человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?», выражая мысль о том, что жизнь как мудрых, так и глупых людей заканчивается смертью. В свете этой кажущейся бессмысленности людям предлагается наслаждаться простыми радостями повседневной жизни, которые являются дарами Божьей милости. Завершается Книга наставлением: «Бойся Бога и соблюдай его заповеди, ибо это долг всего человечества. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, всякое тайное деяние, будь оно добрым или злым».
*(3) Навь  мир мёртвых в русском неоязычестве, одна из сторон бытия
*(4) глиптика (или глифика) — нечто вроде кристаллизованных воспоминаний, сгустившаяся форма условных временных отрезков, заключённая в единое целое и хранимая для последующего открытия. Как и весь Апокриф, глифики — это творения Хермеуса Моры (принца даэдра), каждая глифика содержит определённую часть знания или воспоминания. 

Константин ЛЕМЛожится снег
https://vk.com/video/@lem.project?z=video-132839742_456239178%2Fpl_-132839742_-2

Здесь в сфере духа текут реки забвения,
из которых пьёт Психея, в них она погружает свою боль;
здесь смягчаются, превращаясь в сновидения, мрачные призраки жизни
и, озаренные светом, превращаются в очертания
сияющей вечности.
(Георг Вильгельм Фридрих Гегель)
 
Иосиф БродскийИсаак и Авраам (отрывок из поэмы)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
…Дождь льётся непрерывно. Вниз вода
несется по стволам, смывает копоть.
В самой листве весенней, как всегда,
намного больше солнца, чем должно быть
в июньских листьях, — лето здесь видней
вдвойне, — хоть вся трава бледнее летней.
Но там, где тень листвы висит над ней,
она уж не уступит той, последней…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Раскачивает дождь замо́к из стали.
Горит свеча, и виден край листа.
Засовы, как вода, огонь обстали.
Задвижек волны, тёмный мрак щеколд,
на дне — ключи — медузы, в мерном хоре
поют крюки, защелки, цепи, болт:
все это — только море, только море.
И все ж она стремит свой свет во тьму,
призыв к себе (сквозь дождь, кирпич, сквозь доску).
К себе ль? — О нет, сплошной призыв к тому,
что в ней горит. Должно быть, к воску, к воску.
Забор дощатый. Три замка в дверях.
В нем нет щелей. Отсюда ключ не вынут.
Со всех сторон царит бездонный мрак.
Открой окно — и тотчас волны хлынут.
Засов гремит и доступ к ней закрыт.
(Рукой замок в бессильной злобе стисни.)
И все-таки она горит, горит.
Но пожирает нечто, больше жизни.
Пришла лиса, блестят глаза в окне.
Пред ней стекло, как волны, блики гасит.
Она глядит — горит свеча на дне
и длинными тенями стены красит.
Пришла лиса, глядит из-за плеча.
Чуть-чуть свистит, и что-то слышно в свисте
сродни словам. И здесь горит свеча.
Подсвечник украшают пчелы, листья.
Повсюду пчелы, крылья, пыль, цветы,
а в самом центре в медном том пейзаже
корзина есть, и в ней лежат плоды,
которые в чеканке меньше даже
семян из груш. — Но сам язык свечи,
забыв о том, что можно звать спасеньем,
дрожит над ней и ждет конца в ночи,
как летний лист в пустом лесу осеннем.

 
(1963 год)
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама