Произведение «Заметки про страстные метафоры М.А.Булгакова»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Произведения к празднику: День архивов
Сборник: М.А.Булгаков
Автор:
Баллы: 1
Читатели: 393 +1
Дата:
«Булгаков в пенсне»

Предисловие:
  Довольно часто я веду беседы со своими друзьями о творчестве замечательного писателя.  Даже сам не знаю зачем... Быть может, просто ради того, чтобы потешить свой разум тем, что известно только мне одному?..

Заметки про страстные метафоры М.А.Булгакова

   А знаете почему Булгаков использует фамилию Коровьев, а не Коровин, как правильно (или не Быков)?
  Зачем было надо выдумывать столь вычурную фамилию, аналогов которой не существует среди всех русских фамилий?

  Оказывается, если окончание "...ьев" встречается среди русских фамилий часто после нарицательного имени отца, к примеру,  Игнатьев, Васильев, Кондратьев,..., то окончание "...ьёв" встречается лишь три раза - Соловьёв, Муравьёв, Воробьёв.
 Эти три фамилии в России принадлежали старым дворянским родам.
  То есть Булгаков, выписывая своему персонажу фамилию Коровьев, не только ехидно подчёркивает, что тот отбился от своего стада (дворянского рода Дзержинский), изменив окончание фамилии (Коровин - Коровьев), но и предал отца с матерью, отказавшись называться грамматически верно, наподобие дворянского рода с окончанием "...ьёв".

 При этом обязательно надо понимать, что Булгаков не делал секрета от Сталина и его цензоров в метафоре Дзержинский-Коровьев, как и Сталин-Воланд-Афраний, Ежов-Кот Бегемот (кот Пеликан в "Записках покойника"), Берия-Азазелло, Молотов-Абадонна-Толмай. Настолько автору представлялись все эти аналогии  очевидными.

...

 Не понимаю, почему сотни гуманитариев, рассуждая о Сталине, приписывают ему какие-то человеческие, просвещенные взгляды. 
 Такие, как любовь к театру, чтению, бог знает к чему еще?

 Как можно ждать от человека (Шарикова-Чугункина?!), развлекающегося забрасыванием куриных обглоданных костей в декольте приглашенных женщин на званном обеде (по воспоминаниям современников о Сталине), пристрастия к чему-то культурному и светскому?
 
 В.Сутормин ( замечательная книжка ("По обе стороны Арбата") его с описаниями особняков и домов рядом с  Арбатом в переулках перестает быть таковой, когда переключается на Булгакова и Сталина) пишет, что Сталин 17 раз ходил На "Дни Турбиных" не чтобы раскусить тайный смысл автора, а ради эстетического удовольствия (также рассуждают толпы знатоков истории и литературы!).
 "Это же какой-то позор!" - по Швондеру.
 Рассуждения Сталина об искусстве, кино, театрах, литературе, писателях, ... наивны и поверхностны, рассчитаны разве что на непритязательного обывателя, а не на продвинутых профессионалов.
 Понятно, что современникам Сталина было не до жиру - быть бы живу... вот они лгали, льстя вождю во всяком публичном пространстве.
 Но почему им вторили и вторят потомки и наши современники?..

 Сталин был обычным нищебродом, Шариковым-Чугункиным, который по случаю дорвался до власти за счет чудовищной жестокости и коварства. Вот и вся его гениальность.
 Что и доказал своими творениями довольно давно М.А.Булгаков. 

 Сталин относился к приверженности российской интеллигенции к высокому искусству, как к блажи, спесивой попытке показать свое интеллектуальное превосходство, понтам. Любой образованный просвещенный человек не раз в жизни сталкивался с подобным отношением.
 Тем не менее, Сталин (как и вся невежественная масса) считал важным остаться в истории в материальном виде, как Пророк, чтобы люди причислили его к лику святых, так  как он считал, что святые (А.Невский и т.д.) такими (как он сам)  и были.
 В чем-то малом он был прав, вот только Пророками народ числит все же других, как мне кажется.

 То есть Сталин по сути будучи язычником (даже к медицине он относился не как к науке, так как больше доверял всяким отварам и народным средствам, чем лекарствам), хотел стать Мессией нового вечного учения. И по замыслу вождя Булгаков должен был стать его проповедником, архангелом.
 Даже то, что любое учение должен провозглашать первым её создатель, а не наемный писака, Сталин не осознавал ...

...

  С Булгаковым постоянно надо держать себя в интеллектуальном тонусе, чтобы не проскакивать мимо очередного серьезного смысла, спрятанного под казалось бы  пустой юмореской, как у современных артистов, потешающих публику, типа Петросяна, Гальцева и т.д. Булгаков не использует метафор ради пиара, красного словца, пустой потехи. Он всегда вкладывает смысл (и часто не один), оставляя читателю способность понять его в меру его собственного интеллекта, IQ - если хотите. 

 Например, казалось бы просто шутка, характеризующая тупость Шарикова-Чугункина, которому Швондер нашел имя Полиграф Полиграфович в календаре.
 В реальности, автор разоблачает степень фантазии советской власти, которая не может придумать себе ничего более оригинального, чем дворянское звание во множественном числе...

...

Сейчас заглянул в повесть "Собачье сердце" и неожиданно обнаружил, что и здесь (не только в романе МиМ) Булгаков в тексте от автора пишет "галстуХ".

 Незаметно практически никому, но насколько навязчиво и нарочито!

  В романе "МиМ" я, таким образом, убедился окончательно, какая из редакций текста последняя.
  В предпоследней, начинающейся со слов "Однажды весною ...", в главе  7 (Нехорошая квартира) Степан Лиходеев просыпается утром в "грязной сорочке с воротником и галстуКом", а в последней редакции, начинающейся со слов "В час жаркого...", звучит уже отредактировано "с воротником и галстуХом".
 В романе это слово в таком варианте Булгаоков использовал 13 раз ...

 Я предполагаю, что автор пародирует Сталина, который, вероятно, произносил галстук примитивно с окончанием "Х".
 Наверняка можно проверить, слушая записи его неформальных бесед.

...

  Мне претит стремление многих авторов из прошлого и настоящего, несмотря на их известность и талант, искать и находить нечто человечное, романтичное и доброе в поступках всех этих Шариковых-Чугункиных (чернь, быдло, абстрактный народ), по сути извергов и садистов, к которым относятся Сталин и все остальные его соратники. 

 В популярном сегодня романе Г.Яхиной "Гузель открывает глаза"  будущий начальник и любовник Зулейхи,  убийца ее мужа, из той же оперы подонков. 

 Булгаков в этом непримирим, как и Гоголь.
 Бесы - это только бесы, и все человеческое им чуждо.
  Все проявления милосердия, сострадания, сочувствия у этих варваров (хотел написать скотов, но подумал, что это оскорбительно для скотины и зверей) всего лишь ретушь, маскировка, прикрывающая дневной показухой ночные пристрастия мистера Хайда (персонаж известного романа Р.Стивенсона). И нет и не было  у их сознании  никакого доктора Джекила. Только Хайд. 

 Булгаков и Гоголь проводят четкую границу между двумя породами людей, разделяя их по тому, что они творят, а не по тому, что проповедуют. По библейскому принципу "воздастся каждому по делам его", что стало эпиграфом к "Запискам покойника". Теория про то, что каждому будет дано по его вере, очень удобна для Шариковых-Чугункиных, Гитлерам и Сталиным, чтобы и на том свете продолжать гнобить всех неугодных им... 

... 

  У Булгаков все прячется в деталях, там, где кроется дьявол.
  Про то как Лиходеев пристроил жену на Божедомке стоит рассказать. В Москве на будущей улице имени Достоевского раньше хоронили безымянных жертв насилия, что и обозначило ей звание божьего дома для обездоленных. То есть Булгаков утверждает, что С.Б.Лиходеев убил свою жену.
 Но вот Маргариту "чёрная птица-шофёр... посадил машину на каком-то безлюдном кладбище в районе Дорогомилова".
 На первый взгляд просто фантазия автора про старое заброшенное кладбище где-то на окраине Москвы, где селятся и обитают бесы.  Вот только окажется, что Дорогомиловский район (сейчас один из сампых престижных) - это самый центр Москвы. А Дорогомиловское кладбище прежде было известно знаменитым мемориалом, созданным на братской могиле захороненных здесь воинов с Бородинского поля. В 1812-ом году их привезли сюда, а потом бросили во время знаменитого пожара. По преданиям в могиле были тела не менее 300 человек. И смысл этого упоминания состоит в том, что советская власть кощунственно попрала даже память о тех, кто защищал Россию. Позже на месте кладбища выстроят гостиницу "Украина"... Одно слово...
  Естественно, "безлюдным" это кладбище в прошлом практически никогда не бывало. Это прилагательное Булгаков использовал, чтобы прикрыть содержание.
Послесловие:
 Всего несколько слов, а сколько смысла!..

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:08 06.03.2020 (1)
1
Ержан, спасибо вам огромное за прекрасную статью, очень интересные  рассуждения.
     20:37 06.03.2020
1
 Добрый день!
 Спасибо Вам, что прочитали.
 Только здесь крошечные обрывки из моего исследования ...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама