Произведение «После юбилея гимназии»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка редколлегии: 9
Баллы: 12
Читатели: 271 +1
Дата:
Предисловие:
Юбилей - 100 лет - отмечала гимназия, созданная на базе 10-й и 12-й школ города Кустаная.
Старая гимназия на месте 10-й школы г.Кустаная

После юбилея гимназии

Фото старой женской гимназии г. Кустаная начала ХХ века в газете "Кустанай" я впервые увидела после празднования столетнего юбилея 12-й школы-гимназии. Так уж получилось. Сразу вспомнилось – ведь в этой гимназии училась моя бабушка, Зотова Александра Алексеевна, урождённая Сокова. Кое-что она успела нам, внукам, рассказать о своей гимназии и учёбе. Да-да, точно так она и описывала свою гимназию: здание было одноэтажное, с двумя подъездами. Что же в этом здании происходило, по словам одной из учениц?..

Шура Сокова, которая родилась в 1901 году 6 мая (ст. стиль 23 апреля) в семье военного портного Алексея Егоровича Сокова, проучилась в женской гимназии с 1 по 6 класс. Было в гимназии и подготовительное отделение. Все девочки носили одинаковую форму: платье и фартук, черный или нарядный белый, белые воротнички, и никаких вольностей: не дай Бог, если у старшеклассницы будут на лице румяна или помада! Вели умываться при всех, с позором… Гимназистки занимались по 45 человек в классе. Однажды, перебирая дома бумаги, я нашла листочек, на котором бабушкиной рукой были переписаны имена и фамилии всех её соучениц. Она составила этот список по памяти через восемь десятилетий!

Как-то, стараясь отвлечь нас, внуков, от игр, бабушка решила усадить нас за учёбу и сказала: "Если не выучите уроки, вас оставят без обеда!" – "Кто оставит?" – "Как это – кто? Классная дама!" Мы не без удивления прислушивались к её словам: "классная дама" и "оставить без обеда" – как же это понимать? Оказалось, что в те далёкие времена, на рубеже ХIХ – ХХ вв., ученицы занимались и с утра, и после обеда, а нерадивых на обед не пускали, попросту закрыв в классе для повторения урока. Классная дама, или же классная надзирательница, присутствовала на всех занятиях и следила за порядком. О телесных наказаниях бабушка не упоминала, хотя случалось, что учитель мог ткнуть ученицу указкой за невнимательность, но о розгах, слава Богу, речи не было. Учили они арифметику, русский язык и литературу (словесность), закон Божий, историю.

По окончании каждого года обучения гимназистки держали экзамены, которых страшно боялись. Шпаргалок не делали, всё было очень строго – ведь за это могли и отчислить, так что можно было надеяться только на свою память. Кажется, им тогда и в голову не приходило обмануть учителя, написав для себя заметки мелким почерком по наиболее сложным вопросам. Между ученицами высоко ценились знания, хорошая память и ум. Младшие обращались за советом к старшим. Бабушка вспоминала, как однажды им задали на дом письменную работу. Она прочитала заданный текст и полдня писала по нему сочинение, затем проверила его и понесла черновик ученице седьмого класса, которая жила по соседству. Той всё очень понравилось, и она одобрительно сказала: "Молодец, Шурочка! Написала хорошо, ошибок нет – вот тут только немного поправить. Ну, теперь – на пять с плюсом!" Девочка летела домой, окрылённая, переписала набело и наутро с трепетом положила сочинение в общую стопку работ…

И как же медленно тянулись в тот раз выходные!.. Наконец, в понедельник утром дежурные стали раздавать по партам проверенные работы. Сочинение Шуры Соковой было перечеркнуто с угла на угол, стояла отметка "2" и надпись красными чернилами: "НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА". Когда прошло более 80 лет, она уже стала бабушкой и рассказала об этом внукам, её глаза наполнялись слезами.

От тех далёких времён в семье сохранилось немного: маленькая книжка в голубом переплёте с картинками по французскому языку, пособие по рисованию, и всё. Картинка – "вкладыш" из коробки конфет, изображающая бегущего по дорожке мальчика в ангельских кудрях, который гоняет обруч с помощью небольшой палочки… на обороте надпись карандашом: "Шуры Соков." – т.е. Соковой, но фамилия полностью не поместилась. Однако, по всем правилам русского языка, после сокращённого слова стоит точка.

Мы детьми, разумеется, интересовались всем: а какой иностранный язык учили раньше? Английский? Немецкий? Ответ был, что прежде все барышни учили французский. "Бабушка, а кто преподавал?"  Кажется, преподавала у них француженка, которая даже не умела говорить по-русски. Мы же во всём искали потеху и с шутовским видом спрашивали её: "А вдруг надо будет выйти, как же попроситься?" И тогда мы выучили такую фразу: "Перметэ моа дэ сортир!" – как я сейчас понимаю, это означало невинное "позвольте мне выйти", но, услышав слово "сортир", бабушкины внучки принялись, конечно, громко хохотать и веселиться.

Часто я допытывалась: "Бабушка, а вы учили физику? А географию? А какие оценки у тебя были?" В старину говорили: "отметки". Правда, она немного об этом говорила, и я так и не знаю, насколько хорошо она училась. Об этом могу судить лишь по некоторым наблюдениям. Бабушка с удовольствием помогала мне учить какие-то уроки, до сих пор помню, как мы – я в 4 классе с/ш №10, и мне 11 лет, а ей слегка за 70, пенсионерка – вместе декламировали Лермонтова "Бородино", и она ведь мне подсказывала без книги, сидя над своим нескончаемым вязанием! Вот так крепко учили в старое время. А отметки? Что ж, они как видно, бывали всякие.

Фамилия учителя географии была Леонидов.

"Амстердам стоит в канале на заливе Зёйдер-зе,
А мой кол стоит в журнале в Леонидовом столе!"

Такой песенке сто лет назад научила Шуру Сокову её старшая подружка по гимназии. Именно сто лет назад. Между прочим, чтобы правильно написать название залива, мне пришлось сейчас найти его на карте – а бабушка знала всю жизнь. На глупые расспросы – Баба, а ты получала кол? Вам ставили тогда колы? – отвечала, что тогда "единица", "кол" или даже "кол с картошкой" – это были отметки, которые ставили больше мальчикам в их школах (реальном и городском училище), девочкам же обычно не ставили.

Прожила она почти 95 лет, и до последнего дня всё время, каждый день, что-то шила, вязала крючком прекрасные кружева – их учили шить и вязать на уроках рукоделия, начиная с простых плетешков до узоров. А ещё она замечательно, с выражением, читала вслух. Во время моей учёбы на факультете иностранных языков я порой предлагала ей почитать мне вслух какое-то произведение, дабы сэкономить дорогое студенческое время на перечитывании с детства знакомых мне "Робинзона Крузо" или "Гулливера"!

Довольно неплохо знала она и Закон Божий, но рассказывала неохотно, так как в советское время религиозное воспитание отнюдь не приветствовалось, но было, попросту говоря, запрещено. Я же – по секрету – выведала у своей бабули чуть ли не весь Новый Завет и с её слов знала, кто такой был Иисус Христос.

Окончим рассказ о нашей девочке-гимназистке: когда Шура сдала экзамены за шестой класс, её забрали из гимназии, чтобы вести хозяйство в доме: готовка, стирка, уборка, шитьё, вязание. Кроме того, дальнейшее обучение было платным. Началась война 1914 г. Время шло, в 1917-м грянула революция, а там и гражданская война. Наконец, окончательно установилась Советская власть. Как-то, рассказывала бабушка, был объявлен набор на учёбу – грамотных девушек приглашали на 2-х годичные курсы врачей, но в семье произошло пополнение, надо было помогать сестре растить племянниц, что и не позволило Шуре ехать учиться.

Тем не менее, в своё время она всё же прекрасно выучилась и проработала всю жизнь в Областной контрольно-семенной лаборатории специалистом по определению качества и всхожести семян. Грамотно писала, начиная от различных отчётов по работе и до домашней книги приходов и расходов, в которой, кстати сказать, на любой странице за любой месяц всё сверялось с точностью до одной копейки!

Кроме того, бабушка вела большую переписку со знакомыми и родными из других городов. Письма писала сначала на черновик, перечитывала вслух – ладно ли? Затем переписывала набело. Иногда советовалась с нами по поводу новой орфографии, были сомнения вроде таких: "Как вас сейчас учат писать: "вернаго – или верного", "счастливаго – или счастливого"?" Говорила нам, внукам: "Самое главное – это правильно писать!", и внушила нам мысль, что правильно писать – это не только твоя грамотность, но и выражение твоего отношения к человеку, которому адресовано письмо. Люди ждали её писем и говорили: "Александра Алексеевна, Вы так хорошо пишете, прочитаешь Ваше письмо – и словно побывал в Кустанае и встретился с Вами!" Все эти навыки воспитала в ней родная гимназия, плюс её внимание и уважение к людям, и много душевного тепла.

Вот и все мои воспоминания, которые пришли мне на ум при виде старой фотографии женской гимназии города Кустаная.

Зотова Ольга
г. Костанай

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:39 12.04.2020 (1)
1
Это та Россия, которую мы потеряли.
     22:29 12.04.2020
Как хочется думать, пока мы её помним - она жива!
Спасибо Вам за оценку и отзыв!
Гость      10:24 03.04.2020 (2)
1
Дорогая Оленька! Какой подарок для меня этот прекрасный рассказ!
Ведь Ваша бабушка и мой папа почти ровесники; заканчивал папа гимназию, когда бушевала революция, вернее, не закончил. Но подробности о женской гимназии так перекликаются с тем, что рассказывал папа, у которого и сёстры ходили в гимназию. Буду возвращаться сюда ещё, чтобы погреться возле Ваших прекрасных воспоминаний, как возле гостеприимного огня.
     11:24 03.04.2020 (1)
Напишите, Мила, свои воспоминания, пожалуйста! Мы с Алёной восхищаемся стилем Ваших отзывов на наши творения - и Ваши рассказы были бы для нас таким подарком, который трудно переоценить!
Гость      22:48 03.04.2020 (1)
1
Дорогая, милая Оленька! Писателем мне не быть, как не стала я балериной, певицей, художником, не научилась летать как( тут просится рифма птица;) ) 
Поверишь поневоле в карму: всё, что люблю, не было дано мне. Зато люблю  и могу мотреть в небо, могу любоваться изобразительным искусством, музыкой, могу отличить настоящего писателя от посредственности, -  в этом моя радость. Пусть другой гениально играет на флейте, его гениально слушали вы(с) Про таких, как я сказал Дементьев.
 Позвольте мне читать и восхищаться вами с Алёной и выражать чувства и мысли, если они появляются иногда:)
     23:12 03.04.2020 (1)
Мила, дорогая! Ваши близкие через Вас желают проявиться, они хотят, чтобы была о них книга, хотя бы повесть. Может, напишем её вместе? Надо нам созвониться. Скайп, Вацап.
Гость      11:27 04.04.2020 (1)
1
Спасибо, дорогая Оленька, за Ваше щедрое и лестное предложение, но во мне сейчас всё молчит. Буду помнить о Вашем добром порыве и обращусь,  и если Вы к тому времени не будете заняты, мы что-нибудь придумаем, а пока пусть остаётся, как есть. Хорошо?
Ваша жизнь, люди, с которыми сводила Вас судьба, ждут Вашего пера, и Ваши преданные читатели ждут!..
Мила
     12:41 04.04.2020 (1)
Надо мне собраться и написать миниатюру:
"О ком я хотела написать, но не сделала этого".
Много таких случаев! Был очень богатый человек, прекрасный, добрый и с широкой Душой. Была и Женщина, верующая, успешная во всём, но о ней уже пишет другая писательница - с именем. И всё пыжусь, пыжусь о любимых музыкантах, за которых от любви готова и жизнь отдать - напишу кусочки и бросаю, стираю их, не то!!!
Да! Мой кузен - один из - тоже сказал однажды: "Твои письма можно читать и перечитывать, напиши обо мне книгу? О моей жизни", - и тоже не срослось. 
Гость      12:50 05.04.2020 (1)
1
Дорогая Оленька! Всё, что Вы пишете, получается прекрасно: у Вас очень лёгкий слог, Вы пишете, как дышите,, и Ваши произведения на одном дыхании и прочитываются. За что Вы не возьмётесь - всё будет подарком читателю! Да и о той женщине, пусть кто-то о ней пишет, а Вы напишите, пожалуйста, тоже; интересно читать Вас; мне уже стало интересно, что за женщина такая, о которой Вам хотелось написать. Пожалуйста, пишите и публикуйте свои произведения, дорогая Оленька!
     14:16 05.04.2020 (1)
Спасибо Вам, Мила, как приятно читать Ваши комментарии!
Мотивируете на творчество!
Сейчас хочу опубликовать один новый рассказ, он большой - из трёх частей.
Надо его до ума довести, пока в работе.
Гость      22:41 08.04.2020 (1)
1
Прочла все три части "Тюрьмы" - впечатление сильнейшее!
Мила
     22:53 08.04.2020 (1)
Спасибо большое, Мила! Я всё переживаю, понравится ли такая тема тяжёлая, тюремная, как с этим быть. Очень важны Ваши слова! 
Гость      21:38 09.04.2020 (1)
1
Дорогая Оленька, писать можно обо всём; главное как писать. Вы пишете превосходно!
     22:22 09.04.2020
Спасибо, огромное спасибо! 
     10:40 03.04.2020 (1)
Спасибо Вам, Мила, моя бесценная Читательница!
Как важно сохранить память о наших близких!
И что же, кроме неё-то?..
Гость      22:47 03.04.2020 (1)
1
Верно!... Самое важное - сохранить память, передавать её дальше.
     23:02 03.04.2020
Может, вместе напишем? Надо созвониться нам.
     23:29 08.04.2020 (1)
1
С каким теплом написано!
     08:06 09.04.2020
1
Спасибо Вам большое!
     23:16 04.04.2020 (1)
1
Восторг от прочтения!
Как интересно, как подробно всё описано. С какой любовью о бабушке - женщине умнейшей, интеллигентной и мудрой.
Вам повезло иметь такую бабушку. а бабушке повезло с внучкой, которая увековечила её имя в прекрасном очерке.
     23:24 04.04.2020
1
Спасибо большое! Какие слова хорошие, тронули мою душу. 
Гость      12:59 03.04.2020 (1)
1
Бабушка вела книгу приходов и расходов с точностью до копейки. Для историка такая книга - сущий клад!
     13:00 03.04.2020 (1)
Э! Выбросили всё... Если бы я там жила - всё бы сохранила.
Гость      22:46 03.04.2020
1
Понимаю Вас!...
Гость      12:59 03.04.2020
1
Дорогая Оленька!
Спасибо, что откликнулись и опубликовали на Фабуле этот прелестный рассказ!
Не  понятно, куда пропал предыдущий комментарий мой, но буду ещё возвращаться к этому рассказу и напишу ещё, если увижу, что тот пропал.
Мила
     08:01 03.04.2020
1
Интересно читать и про твою бабушку, и про порядки в гимназии, и симпатичный образ автора на фоне тоже присутствует. Очень понравилось!
     07:58 03.04.2020
1
Девочек быть розгами запрещалось во всех российских школах.
     00:07 03.04.2020 (1)
1
Замечательный, чудесный рассказ!
     00:24 03.04.2020
Спасибо, Алёнушка!
В эти рассказы вкладываешь Душу, вот они такими и выходят.
Да что я тебе рассказываю - сама знаешь!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама