Фото старой женской гимназии г. Кустаная начала ХХ века в газете "Кустанай" я впервые увидела после празднования столетнего юбилея 12-й школы-гимназии. Так уж получилось. Сразу вспомнилось – ведь в этой гимназии училась моя бабушка, Зотова Александра Алексеевна, урождённая Сокова. Кое-что она успела нам, внукам, рассказать о своей гимназии и учёбе. Да-да, точно так она и описывала свою гимназию: здание было одноэтажное, с двумя подъездами. Что же в этом здании происходило, по словам одной из учениц?..
Шура Сокова, которая родилась в 1901 году 6 мая (ст. стиль 23 апреля) в семье военного портного Алексея Егоровича Сокова, проучилась в женской гимназии с 1 по 6 класс. Было в гимназии и подготовительное отделение. Все девочки носили одинаковую форму: платье и фартук, черный или нарядный белый, белые воротнички, и никаких вольностей: не дай Бог, если у старшеклассницы будут на лице румяна или помада! Вели умываться при всех, с позором… Гимназистки занимались по 45 человек в классе. Однажды, перебирая дома бумаги, я нашла листочек, на котором бабушкиной рукой были переписаны имена и фамилии всех её соучениц. Она составила этот список по памяти через восемь десятилетий!
Как-то, стараясь отвлечь нас, внуков, от игр, бабушка решила усадить нас за учёбу и сказала: "Если не выучите уроки, вас оставят без обеда!" – "Кто оставит?" – "Как это – кто? Классная дама!" Мы не без удивления прислушивались к её словам: "классная дама" и "оставить без обеда" – как же это понимать? Оказалось, что в те далёкие времена, на рубеже ХIХ – ХХ вв., ученицы занимались и с утра, и после обеда, а нерадивых на обед не пускали, попросту закрыв в классе для повторения урока. Классная дама, или же классная надзирательница, присутствовала на всех занятиях и следила за порядком. О телесных наказаниях бабушка не упоминала, хотя случалось, что учитель мог ткнуть ученицу указкой за невнимательность, но о розгах, слава Богу, речи не было. Учили они арифметику, русский язык и литературу (словесность), закон Божий, историю.
По окончании каждого года обучения гимназистки держали экзамены, которых страшно боялись. Шпаргалок не делали, всё было очень строго – ведь за это могли и отчислить, так что можно было надеяться только на свою память. Кажется, им тогда и в голову не приходило обмануть учителя, написав для себя заметки мелким почерком по наиболее сложным вопросам. Между ученицами высоко ценились знания, хорошая память и ум. Младшие обращались за советом к старшим. Бабушка вспоминала, как однажды им задали на дом письменную работу. Она прочитала заданный текст и полдня писала по нему сочинение, затем проверила его и понесла черновик ученице седьмого класса, которая жила по соседству. Той всё очень понравилось, и она одобрительно сказала: "Молодец, Шурочка! Написала хорошо, ошибок нет – вот тут только немного поправить. Ну, теперь – на пять с плюсом!" Девочка летела домой, окрылённая, переписала набело и наутро с трепетом положила сочинение в общую стопку работ…
И как же медленно тянулись в тот раз выходные!.. Наконец, в понедельник утром дежурные стали раздавать по партам проверенные работы. Сочинение Шуры Соковой было перечеркнуто с угла на угол, стояла отметка "2" и надпись красными чернилами: "НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА". Когда прошло более 80 лет, она уже стала бабушкой и рассказала об этом внукам, её глаза наполнялись слезами.
От тех далёких времён в семье сохранилось немного: маленькая книжка в голубом переплёте с картинками по французскому языку, пособие по рисованию, и всё. Картинка – "вкладыш" из коробки конфет, изображающая бегущего по дорожке мальчика в ангельских кудрях, который гоняет обруч с помощью небольшой палочки… на обороте надпись карандашом: "Шуры Соков." – т.е. Соковой, но фамилия полностью не поместилась. Однако, по всем правилам русского языка, после сокращённого слова стоит точка.
Мы детьми, разумеется, интересовались всем: а какой иностранный язык учили раньше? Английский? Немецкий? Ответ был, что прежде все барышни учили французский. "Бабушка, а кто преподавал?" Кажется, преподавала у них француженка, которая даже не умела говорить по-русски. Мы же во всём искали потеху и с шутовским видом спрашивали её: "А вдруг надо будет выйти, как же попроситься?" И тогда мы выучили такую фразу: "Перметэ моа дэ сортир!" – как я сейчас понимаю, это означало невинное "позвольте мне выйти", но, услышав слово "сортир", бабушкины внучки принялись, конечно, громко хохотать и веселиться.
Часто я допытывалась: "Бабушка, а вы учили физику? А географию? А какие оценки у тебя были?" В старину говорили: "отметки". Правда, она немного об этом говорила, и я так и не знаю, насколько хорошо она училась. Об этом могу судить лишь по некоторым наблюдениям. Бабушка с удовольствием помогала мне учить какие-то уроки, до сих пор помню, как мы – я в 4 классе с/ш №10, и мне 11 лет, а ей слегка за 70, пенсионерка – вместе декламировали Лермонтова "Бородино", и она ведь мне подсказывала без книги, сидя над своим нескончаемым вязанием! Вот так крепко учили в старое время. А отметки? Что ж, они как видно, бывали всякие.
Фамилия учителя географии была Леонидов.
"Амстердам стоит в канале на заливе Зёйдер-зе,
А мой кол стоит в журнале в Леонидовом столе!"
Такой песенке сто лет назад научила Шуру Сокову её старшая подружка по гимназии. Именно сто лет назад. Между прочим, чтобы правильно написать название залива, мне пришлось сейчас найти его на карте – а бабушка знала всю жизнь. На глупые расспросы – Баба, а ты получала кол? Вам ставили тогда колы? – отвечала, что тогда "единица", "кол" или даже "кол с картошкой" – это были отметки, которые ставили больше мальчикам в их школах (реальном и городском училище), девочкам же обычно не ставили.
Прожила она почти 95 лет, и до последнего дня всё время, каждый день, что-то шила, вязала крючком прекрасные кружева – их учили шить и вязать на уроках рукоделия, начиная с простых плетешков до узоров. А ещё она замечательно, с выражением, читала вслух. Во время моей учёбы на факультете иностранных языков я порой предлагала ей почитать мне вслух какое-то произведение, дабы сэкономить дорогое студенческое время на перечитывании с детства знакомых мне "Робинзона Крузо" или "Гулливера"!
Довольно неплохо знала она и Закон Божий, но рассказывала неохотно, так как в советское время религиозное воспитание отнюдь не приветствовалось, но было, попросту говоря, запрещено. Я же – по секрету – выведала у своей бабули чуть ли не весь Новый Завет и с её слов знала, кто такой был Иисус Христос.
Окончим рассказ о нашей девочке-гимназистке: когда Шура сдала экзамены за шестой класс, её забрали из гимназии, чтобы вести хозяйство в доме: готовка, стирка, уборка, шитьё, вязание. Кроме того, дальнейшее обучение было платным. Началась война 1914 г. Время шло, в 1917-м грянула революция, а там и гражданская война. Наконец, окончательно установилась Советская власть. Как-то, рассказывала бабушка, был объявлен набор на учёбу – грамотных девушек приглашали на 2-х годичные курсы врачей, но в семье произошло пополнение, надо было помогать сестре растить племянниц, что и не позволило Шуре ехать учиться.
Тем не менее, в своё время она всё же прекрасно выучилась и проработала всю жизнь в Областной контрольно-семенной лаборатории специалистом по определению качества и всхожести семян. Грамотно писала, начиная от различных отчётов по работе и до домашней книги приходов и расходов, в которой, кстати сказать, на любой странице за любой месяц всё сверялось с точностью до одной копейки!
Кроме того, бабушка вела большую переписку со знакомыми и родными из других городов. Письма писала сначала на черновик, перечитывала вслух – ладно ли? Затем переписывала набело. Иногда советовалась с нами по поводу новой орфографии, были сомнения вроде таких: "Как вас сейчас учат писать: "вернаго – или верного", "счастливаго – или счастливого"?" Говорила нам, внукам: "Самое главное – это правильно писать!", и внушила нам мысль, что правильно писать – это не только твоя грамотность, но и выражение твоего отношения к человеку, которому адресовано письмо. Люди ждали её писем и говорили: "Александра Алексеевна, Вы так хорошо пишете, прочитаешь Ваше письмо – и словно побывал в Кустанае и встретился с Вами!" Все эти навыки воспитала в ней родная гимназия, плюс её внимание и уважение к людям, и много душевного тепла.
Вот и все мои воспоминания, которые пришли мне на ум при виде старой фотографии женской гимназии города Кустаная.
Зотова Ольга
г. Костанай
Юбилей - 100 лет - отмечала гимназия, созданная на базе 10-й и 12-й школ города Кустаная.