И, говоря о Победе, в преддверии Великой Победы, мне хотелось бы еще раз вспомнить о некоторых незаслуженно забытых песнях войны. Тех самых «творениях Муз легкокрылых», которые в минуты опасности и горя оказывали помощь не хуже чем мощная боевая техника. Они поддерживали боевой дух и не давали усомниться в близкой победе. А, что может быть выше этого?..
Первые песни войны были не особо разнообразны по стилю. Создавались они быстро, буквально по горячим следам, когда перевернулся мир и сама жизнь изменилась в одночасье.
Борис Иванович Фомин – композитор, мастер романса, автор изумительных «Дорогой длинною», «Изумруд», «Твои глаза зелёные». Фомин всегда писал о любви, сочинял сентиментальные романсы, за которые публика на руках носила певцов, а критики улавливали в них страсть к цыганщине и нещадно бранили композитора за это. Когда началась война – ему шёл сорок первый год, и Бориса Ивановича давно уже считали осколком прошлого. Но летом 1941-го Борис Фомин погрузился в гражданственную лирику. Он создал фронтовой театр «Ястребок» при клубе МВД – его любили и в Москве, и в действующей армии. Театр не отбывал в эвакуацию и постоянно выдавал новые программы.
Уже в первые дни Великой Отечественной зазвучала по радио запоминающаяся песня Бориса Фомина и поэта Григория Гридова «И не раз, и не два». И знатоки песни не узнали Фомина: вместо нежно-интимных романсов композитор сочинил настоящую военную песню. Грозную, объединяющую – не только людей, но и эпохи, прошлое и настоящее.
Пронесли в боях мы предков наших славу,
Не согнула нас свинцовая гроза,
Встали в ряд один: Бородино, Полтава,
Перекоп и финские леса.
Родину беречь нам завещали деды,
Жизни не щадя, в атаку шли отцы.
Выпал час и нам сражаться до победы —
В бой! Вперед! За Родину, бойцы!
В июле 1941-го в Ростовском театре имени М. Горького давали спектакль «Фельдмаршал Кутузов» по пьесе В. Соловьёва. В финале спектакля перед зрителями появлялись Александр Невский, Пётр I, Суворов, Чапаев. Своё обращение к залу все они начинали с того, что произносили: «Так было и при мне», а после этого рассказывали, как неизменно были биты захватчики, посягнувшие на священные рубежи нашей Отчизны. Затем из зрительного зала выбегали на сцену донской казак, боец-пехотинец, появлялись воины всех родов войск и раздавалось громкое: «Так будет и при мне!». Заканчивался спектакль песней «И не раз, и не два». Спектакль шёл всю войну, переезжал из города в город. Звучала песня и по радио, она стала одним из главных маршей мобилизации. Под эту песню летом 1941-го на фронт уходили добровольцы – подчас целыми школьными выпусками.
И не случайно именно с Бородинского поля начал Григорий Гридов перечень славных побед. Верность победным традициям не была для него пустым звуком: в начале октября 1941 года политрук Григорий Борисович Гридов, служивший в редакции армейской газеты «К победе!», пал смертью храбрых. Погиб под Вязьмой, в окружении. А песня его не заглохла и прошла всю войну.
Фомин за четыре фронтовых года написал больше 150-ти патриотических песен. Это – «Ленинградская провожальная», «Письмо с фронта», «Тихая избушка», наконец, «Жди меня», на знаменитое стихотворение К.Симонова.
Однако с этими стихами Симонова произошло чудо: обычно с музыкой стихи обретают песенный полет. Но не в этом случае. На «Жди меня» несколько разных композиторов написали музыку, но ни одна песня не затмила славы самого стихотворения.
Историки песенной музыки пишут, что знаменитый Исаак Дунаевский в военные годы замолчал. Война оглушила и ужаснула его, композитор впал в депрессию. Но, это не совсем так. Дунаевский в годы войны действительно оказался на втором плане, и все же несколько ярких фронтовых песен он создал.
Война застала его в гастрольной поездке по югу России с ансамблем песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников. Вскоре он вернулся в Москву.
Поэт Василий Лебедев-Кумач в первые дни войны написал немало замечательных стихов и среди них – строки, которые сразу понравились Дунаевскому.
Суровое время, горячее время
Пришло для Отчизны родной.
Вставай, поднимайся, советское племя
На подвиг и труд боевой!
И припев:
Твёрже шаг, ряды держите строже!
Твёрже шаг, за нами весь народ.
Будет враг навеки уничтожен!
На врага! За родину, вперёд!
Сразу несколько известных композиторов обратились к этому тексту. Но популярной стала именно версия Дунаевского. А еще большую известность она получила благодаря кинематографу. В июле 1941-го вышел второй выпуск боевого киносборника, его возили по фронтам. Песня звучала за кадром, в кадре – боевые эпизоды, а на их фоне появлялись крупные титры – слова Лебедева-Кумача.
Ну, а в 1942-м году Дунаевский сочинил знаменитую песню– «Дорогая моя столица», нынешний гимн Москвы. Это в ней прозвучали трогательные строки-откровение "Я по свету немало хаживал".
Когда солистка ансамбля железнодорожников Марина Бабьяло впервые исполнила эту песню – публика целый час не отпускала её, требовала повторять снова и снова: «Я по свету немало хаживал…». Это было под Улан-Удэ, на станции Дивизионная.
Великого композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича считают слабым песенником. И все же он – автор двух шедевров песенной лирики - «Песни о встречном» и «Родина слышит», а в начале войны появилась эпическая «Клятва наркому» на стихи ленинградского поэта Виссариона Саянова.
Написана песня в ещё не блокадном, но уже прифронтовом Ленинграде. Эти суровые слова зазвучали в первом фронтовом июле:
Великий день настал, и вышли миллионы
На беспощадный бой за Родину свою
Клянется вся страна наркому обороны:
Мы выполним приказ, мы победим в бою.
От черноморских вод до зыби океана
Один победный клич гремит во всех краях:
Клянемся ускорять победу неустанно
Всей доблестью в труде, всей храбростью в боях.
Клянемся победить и, мужество утроив,
На море, на земле и в небе бить врагов.
Нам приказал нарком, и встал народ героев,
И станут наши дни легендою веков.
Авторы ещё не могли представить всех масштабов противоборства, которое началось 22 июня. Но, если вчитаться в эти строки – станет ясно, что Саянову в самом начале войны (24 июня) удалось уловить её исторический смысл и сформулировать завет: «сражаться до победы!» А в «Ленинградской правде» тогда же появилась публикация Шостаковича: «До этих дней я знал лишь мирный труд. Нынче я готов взять в руки оружие! Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации — однозначны. Исторически победа фашизма нелепа и невозможна. Но я знаю, что спасти человечество от гибели можно только сражаясь».
Командование отклонило просьбы Шостаковича зачислить его в ополчение. И хорошо сделало. Хороший композитор на войне не менее важен, чем хороший генерал.
«Клятву наркому» нельзя назвать песней в классическом понимании этого слова, ее невозможно петь за накрытым столом Это торжественное величавое произведение для оперного жанра и хора, песня-клятва, песня-завет. Шостаковичу удалось страшным летом 1941-го создать образ победы.
Сегодня мало кто знает эту песню. Но в ней не шаги, в ней величавая поступь истории.
И именно с таких - знаковых, но незаслуженно забытых песен начинала коваться великая Победа.
Все мы сейчас переживаем неоднозначные времена. Не скажу- лучшие или худшие; это, скорее всего, выяснится позже. Но то, что - неоднозначные, не совсем понятные и противоречивые – это точно. Мир словно затих перед бурей, но неизвестно, разразится ли она, или пройдет стороной. Дай Бог, чтобы прошла.
Одно определенно – как во время больших потрясений и войн Музы не молчат, так и сейчас создаются искрометные, очаровательные по изяществу стиля и юмору жизнеутверждающие стихи, песни, пародии и рисунки. Интернет изобилует ими, и это не может не радовать. Позитив и жизнелюбие необходимы всегда. Они залог победы!